Эссе о важности изучения родной литературы в школе
статья
Предварительный просмотр:
Эссе
Как много сейчас говорится об отсутствии патриотизма у подрастающего поколения, об отсутствии у них ответственности, чувства долга. Но разве не мы, взрослые, виновны в этом, позволяя идти всему, как идёт, ведь в жизни и так хватает проблем. И надо решать в первую очередь самые насущные проблемы, среди которых этой нет. Поэтому для многих моих учеников родина – это прежде всего дом, родители, и не многие из них связывают своё будущее с тем местом, с той самой малой родиной, в которой они родились. Обидно и горько слышать от них: » А что у нас?». А разве ничем примечательным не богат наш край и нет в нём никаких красот? Может быть, нужно их открыть для сердец наших детей, которые, к сожалению, сейчас увлечены другими идеалами и мечтами? В этом я вижу и свою задачу как учителя. Поэтому появившийся в программе урок родной литературы, сосредоточенный исключительно на изучении творчества писателей и поэтов – орловцев, я восприняла как подарок судьбы, потому что всегда было желание уделить внимания нашим выдающимся землякам гораздо больше, нежели они заслуживают в основном курсе программы по литературе. Какой ещё регион нашей огромной страны может гордиться такой россыпью литературных дарований! А мы можем и очень гордимся этим. Мне важно, чтобы и мои ученики осознанно относились к такому бесценному наследию и так же гордились им.
В начале изучения курса родной литературы традиционно задаю ученикам вопрос: как они думают, чем обусловлено такое богатство нашего края, откуда взялась энергия для выражения чувств и переживаний человеческих через слово, меткое, яркое, сочное, волнующее, доходящее до самой глубины нашего сердца? И вместе пытаемся найти ответ на этот вопрос, погружаясь в прошлое нашего родного края, в его историю, которая была частью истории нашей великой страны. Да, литература сейчас, как, собственно, и всегда, необходима подрастающему поколению, так как именно в ней передаётся бесценный опыт от поколения к поколению, она фиксирует дух, атмосферу эпохи, надежды и чаяния народа. Произведения, написанные нашими великими земляками, отражают контекст эпохи, духовные ценности людей, живших в прошлых столетиях. Конечно, не просто донести до современного ребёнка необходимость внимательного и бережного отношения к литературе, поэтому нужно находить ключи, чтобы разжечь интерес. Так, начиная изучать произведение того или иного писателя, необходимо большее внимание уделить рассказу о его жизни, связанной с Орловской землёй, о впечатлениях, вынесенных им из детства, юности. Знакомые детям названия населённых пунктов, улиц Орла заставляют их с большим интересом погружаться в атмосферу жизни автора. А совмещение экскурсии в музей или в усадьбу писателя с изучением его творчества, безусловно, повышает эффективность достижения поставленной цели. Пройти маршрутами Н. С. Лескова, С. Тургенева, Л. Н. Андреева по орловским улочкам, сопровождая рассказом о том, как выглядели они в прошлые времена, чем занимались живущие там люди, как устраивали свои усадьбы. Впечатления, вынесенные из детства писателями, зачастую нашли своё отображение в их произведениях.
В каждом изучаемом произведении стараюсь помочь ученикам увидеть нечто вневременное, понятное каждому человеку, и тогда оно становится ближе. Название встречающихся в произведениях населённых пунктов, улиц – повод погрузиться в историю происхождения их названий, связанную со многими аспектами жизни людей. Представить наш областной центр губернским городом прошлых столетий, обрисовать его прежние границы, наиболее заселённые места, быт орловчан, что во многом определило их духовный облик и кодекс нравственных ценностей, - эти задачи я ставлю перед собой при изучении курса родной литературы. Результатом увлечённости учеников данными вопросами стало создание проектов, например, «Реалии города Орла в произведениях Н. С. Лескова, Л. Н. Андреева», «История дома Лизы Калитиной (усадьбы Коротнёвых). Интеграция с другими предметами, в частности с русским языком, открывает возможности для более пристального взгляда, например, на синтаксис и лексику того или иного произведения. Подтверждением этого стали исследовательские работы «Типы сложных предложений в «Записках охотника» И. С. Тургенева» и «Роль диалектизмов в произведениях писателей-орловцев». Особую атмосферу и настроение на уроках помогают создать произведения изобразительного искусства орловских художников, музыкальные произведения наших композиторов, например, Е. Дербенко, в которых, кажется, звучит и тихий шелест наших берёз, и заливистый смех на деревенской улице, и неумолимо несущееся время…Изучение творчества земляков вдохновляет неравнодушных учеников сделать собственные иллюстрации к их произведениям. Групповая работа на уроках родной литературы позволяет не только активизировать деятельность обучающихся, но и произвести всесторонний анализ произведения за то время, которое отводится на его изучение по аспектам: сюжет, композиция, образы главных героев, идея, средства художественной выразительности, используемые автором.
Таким образом, эффективность учебного процесса и на уроках родной русской литературы может быть достигнута только тогда, когда учитель и ученик работают творчески. Тогда на лицах своих подопечных мы увидим и заинтересованность, и неравнодушие, и желание прочесть ещё произведения наших выдающихся мастеров слова, в которых хранится неиссякаемый запас нравственности и духовности. И, может быть, тогда наши ученики не будут сомневаться, что родились на земле, богатой талантами……
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете 29.08.2014 о важности и актуальности изучения иностранного языка в школе
Выступление на педсовете 29.08.2014 председателя МО учителей английского языка Сердюка А.В. о важности и актуальности изучения иностранного языка в школе, а также и цели и задачи курса английского язы...
Пути активизации мыслительной деятельности учащихся 9-11 классов при изучении кубанской литературы в школах Краснодарского края (на примере программы Ю.Г.Любимцева)
В наши дни в центр педагогической науки и практики выдвигаются тесно связанные между собой проблемы школьного самообразования и региональной направленности обучения. Актуальность обеих проблем очевидн...
О важности изучения правил дорожного движения детьми дома и в школе. Информация для родителей
Советы родителям о необходимости изучения ПДД для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма....
CИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
В статье рассматриваются вопросы обучения зарубежной литературы в школе. Автор описывает различные формы решения задач, реализуемых системой , созданной в школе .При этом рассматриваются внеклассная...
Важность изучения вспомогательных дисциплин для учащихся средней школы на примере дисциплины «историческая география».
Реализация изучения вспомогательных дисциплин даёт возможность раскрытия индивидуальных способностей учащихся, развития интереса к различным видам индивидуальной и групповой деятельности, поощрения же...
Статья "Сопоставительный анализ в изучении произведений литературы в школе"
Статья "Сопоставительный анализ в изучении произведений литературы в школе"...
Эссе о важности наставничества, как необходимой практики в условиях современной школы
Что такое наставничество и почему оно так необходимо для современной школы...