РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
опыты и эксперименты по английскому языку

Суслова Людмила Михайловна

Повышение эффективности обучения английскому языку в школе является одной из центральных задач, поставленных современным обществом перед учителем английского языка. Задача учителя иностранного языка сегодня состоит не только в том, чтобы научить своих учеников общаться на изучаемом языке, и использовать язык в различных ситуациях, но и помочь выпускнику почувствовать себя уверенно в информационном сообществе и облегить социализацию в рыночной среде.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Особенности развития компетентности учащихся на внеклассных занятиях при изучении английского языка.

Повышение эффективности обучения английскому языку в школе является одной из центральных задач, поставленных современным обществом перед учителем английского языка. Задача учителя иностранного языка сегодня состоит не только в том, чтобы научить своих учеников общаться на изучаемом языке, и использовать язык в различных ситуациях, но и помочь выпускнику почувствовать себя уверенно в информационном сообществе и облегить социализацию в рыночной среде.

Исходя из всего вышесказанного, согласно стандартам второго поколения, основной целью изучения английского языка является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.

Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме.

Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках.

Социокультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения.

Компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, игнорирование языковых трудностей (переспрос, замена слов, мимика).

Учебно–познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых инновационных технологий.

Одним из средств достижения поставленной цели может являться внеклассная работа. Внеклассную работу по английскому языку можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.

В отличие от учебной деятельности она носит добровольный характер, осуществляется во внеурочное время и предполагает большую самостоятельность и инициативность учащихся.

Принципы организации внеклассной работы:

Внеклассная работа строится на следующих принципах, они сформулированны на слайде

  • Ориентация на потребности и интересы учащихся.
  • Опора на личностные достижения учащихся. (Это условие гуманизации образовательного процесса).
  • Возможность осуществления самореализации.
  • Взаимосвязь классной и внеклассной работы. Успешности взаимодействия классного и внеклассного образования способствуют следующие условия:

-количественное соотношение основного и внеклассного образования должно быть таким, чтобы одно не являлось помехой для другого;

-использование на уроках опыта школьников, приобретенного ими во внеурочное время;

-использование знаний, приобретенных детьми на уроках в их внеклассной деятельности;

-содержание внеклассной работы должно быть современно, структурировано, значимо для учащихся.

  • Равноправное взаимодействие субъектов внеклассного образования. Суть этого принципа в том, что лишь совместными усилиями учителей, родителей, товарищей можно создать для ребенка условия успеха, помочь обрести уверенность в себе.
  • Учета реальных возможностей субъектов и средств внеклассной работы.

-возможности учащихся (возрастные, познавательные, психофизические);

-возможности педагога (знания, опыт, особенности личности);

-возможности материально-технического, дидактического обеспечения педагогического процесса.

Формы внеклассных мероприятий по английскому языку.

Формы внеклассной работы по предметам в школе разнообразны. Они классифицируются по разным признакам: по охвату учащихся, по систематичности, по дидактической цели и т. д.

По дидактической цели Д.М. Златопольский различает два вида внеклассной работы:

  • Работа с учащимися, отстающими от других в изучении материала, т.е. дополнительные занятия по предмету.
  • Работа с учащимися по развитию интереса в изучении предмета.

В методической литературе традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая и массовая.

Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками постоянно или эпизодически.

  • Консультативная помощь при подготовке сообщения или доклада
  • Разучивание стихов, песен, отрывков из литературных произведений
  • Оформление стенгазет, альбомов, стендов
  • Индивидуальный маршрут при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
  • Подготовка к олимпиаде

Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру (рабочую программу, метапредметные УУД) и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки:

  • разговорные («Страноведение»),
  • переводчиков,
  • внеклассного чтения
  • вокальные и драматические, и т.п.

К массовым формам внеклассной работы относят такие мероприятия как:

  • фестивали,
  • конкурсы,
  • карнавалы,
  • тематические вечера
  • неделя английского языка и т.п.

По содержанию массовые формы внеклассной работы делятся на:

  • соревновательные,
  • публицистические,
  • культурно-просветительные и
  • исследовательские.

Кратко остановимся на каждой из названных форм.

К соревновательным формам работы относятся конкурсы, игры в параллели, олимпиады, викторины, которые организуются после изучения разговорных тем. Их объединяет в один вид то, что во время проведения каждого из этих мероприятий учащимся присущи творческий накал, дух соревнования, любознательность, стремление узнать больше.

К публицистическим формам работы, которые могут быть использованы в школе, относятся стенгазеты, плакаты, рекламные проспекты, буклеты и электронные газеты (т.е. продукт нашей проектной деятельности). Работа по оформлению и выпуску этих материалов полностью ложится на плечи учащихся, развивая навыки и умения в области практического владения языком, давая интересный материал для чтения, помогая создавать жизненные ситуации для беседы со школьниками. Наряду с этим развивается мышление, самостоятельность, организованность и аккуратность в выполнении порученного дела, расширяется общий кругозор, вырабатывается творческое отношение к делу, развивается умение работать в команде.

К исследовательским формам внеклассной работы относятся участие в конференциях, работа над проектами. В нашей гимназии самым значимым является сотрудничество в рамках международного Российско-голландского проекта с гимназией г. Гронинген (переписка, обсуждение прочитанных литератуных произведений, исследования и обмен опытом в рамках предложенных тем). Наряду с лингвистическими умениями и навыками в проектно-исследовательской деятельности формируются коммуникативные способности, толерантность, самостоятельность, ответственность, критическое мышление, навыки оценочной деятельности. Развиваются умения принимать решения, сотрудничать, работать в команде, вести дискуссию, получать и обрабатывать информацию. Кроме того, защищая проекты, учащиеся приобретают важный навык публичного выступления.

Культурно-просветительные формы (развитие социокультурной компетенции, наряду с речевой) внеклассной работы предусматривают проведение вечеров, устных журналов, праздников, фестивалей, поэтических гостиных (сонеты Шекспира).

Одним из интереснейших и эффективнейших видов массовой внеклассной работы на иностранном языке является фестиваль иностранных языков «Весенняя капель»

Идея его проведения зародилась 8 лет тому назад в рамках ранее упомянутого международного Российско-голландского сотрудничества, когда мы занимались подготовкой концертной программы на английском языке для наших зарубежных друзей. Было бы неплохо совместными усилиями педагогов школ города организовать некое мероприятие, которое и заинтересовывало детей в изучении иностранных языков, и способствовало демонстрации их творческих умений.

Подготовка к фестивалю — большая и кропотливая работа. Обычно начинают готовиться непосредственно за 2-3 месяца до его проведения. Поначалу тему заявляла гимназия. Сейчас предлагаем самим школам определиться с выбором темы и обсудить его на первом заседании городского методического объединения. Далее многое зависит от креативности педагогов, желающих участвовать в данном мероприятии. Можно предложить школьникам найти декламировать понравившееся стихотворение конкретного автора, либо стихотворение любого автора по заданной тематике. Возможна инсценировка песни, драмматизация пьессы, сказки.

Огромные возможности для осуществлениятакого рода внеклассной работы с одаренными детьми дают интернет-технологии. Талантливые учащиеся под руководством учителя осуществляют поиск и подбор необходимого материала, его систематизацию. И в этом случае интернет играет ведущую роль. Коммунникативно–речевое и социокультурное развитие школьников, развитие способностей учащихся использовать английский язык как инструмент общения, формирование умения представлять свою страну и ее культуру и развитие общих учебных навыков, напрямую связанны с приемами самостоятельного приобретения знаний. И в этом случае интернет играет ведущую роль.

Подготовка и проведение фестиваля иностранных языков способствуют расширению кругозора учащихся, повышению их интереса к изучению иностранного языка, развитию разговорных навыков, повторению и закреплению ранее изученной лексики, расширению словарного запаса.

С большим удовольствием учащиеся разучивают стихи и песни. Выполняя данное задание, учащиеся знакомятся с творчеством англоязычных поэтов и писателей, современных исполнителей (Р.Бёрнс фрагменты автобиографии).

Информация о крючевых моментах в содержании песни, например, может быть вынесена на экран. Тематические фестиваль и подготовка к нему развивают не только художественные способности, но и взаимовыручку (в случае болезни, внештатной ситуации: забыл слова), умение работать в группе.

Выбрав пьесу в соответствии с темой вечера, учитель сначала подбирает артистов. При этом учитывается их знание английского языка и артистические данные.

Обычно подготовка инсценировок начинается с читки пьесы, когда учитель раскрывает ее идею и характеры действующих лиц. При этом нужно добиваться абсолютного понимания текста всеми учениками, участвующими в пьесе. Затем следует распределение ролей, и каждый из действующих лиц получает после читки текст своей роли. Здесь же можно дать новые слова и выражения с переводом и, где это необходимо, с транскрипцией. Многолетний опыт показал, что после ознакомления с пьесой рационально проводить индивидуальную работу с каждым учеником. Когда все ученики могут хорошо прочитать свою роль, на смену индивидуальной работе приходит групповая.

Несколько раз проводятся читки всей пьесы для того, чтобы каждый из учащихся знал, после какой реплики ему вступать. В процессе читок происходит основное запоминание ролей.

Как вы уже поняли, уважаемые коллеги, данное мероприятие требует много времени и усилий для подготовки и проведения. Первый год мы успешно осуществляли его вдвоём с Еленой Фёдоровной, позже к нам присоединились ещё две заинтересовавшиеся коллеги. У каждой из нас есть чётко определённые обязанности, за которые она отвечает. Это координация взаимодействия между учителями города и гимназией, техническое оснащение данного проекта (аппаратура, экран, декорации), связь со средствами массовой информации. Что касается меня, я занимаюсь переводом сценария на английский язык (хотя идеи на русском языке совместно предлагаютя коллегами) и также подготовкой ведущих праздника. Тематика фестивалей разнообразная: путешествие, кино, спорт, в гостях у сказки, по странам и континентам и т.п.

Следует глубоко продумать программу. Поэтому в назначенное время организуется первая репетиция. Таким образом начинается следующий этап работы над пьесой, песней, стихотворением — репетиции на сцене. Они проводятся столько раз, сколько необходимо для того, чтобы все участники спектакля заучили свои роли наизусть, умели двигаться на сцене, слушать партнера и вовремя вступать со своей репликой. Перед выступлением надо провести 2-3 репетиции на сцене и одну генеральную репетицию в костюмах.

Учителя гимназии показывают учащимся, как им нужно играть, так как хорошая игра артистов делает пьесу более интересной и понятной для зрителей. Дают дельные советы, чтобы номер выглядел эффектно. Очень важно следить, чтобы артисты не поворачивались спиной к зрительному залу. Нужно также обратить большое внимание на художественное мастерство исполнения. Речь учащихся должна быть достаточно громкой, правильной и четкой, а действия исполнителей — естественными. Особое внимание уделяется корректировке фонетической стороны речи, поскольку уровень владения языком у всех разный, а выглядеть всё должно солидно.

Декорации и костюмы учащиеся мастерят сами под руководством преподавателей и родителей. Если необходима помощь, мы всегда оказываем. Если декорация сложная, то можно заменить ее рассказом наших ведущих о том, где происходит действие (скажем обозначить фоновое действие).

Творческой группе гимназии порой приходится коректировать инсценировки и песни (сокращать), индивидуально работать с чтецами, солистами-певцами, а также помогать выстраивать видеоматериалы. Коллеги из других школ относятся с должным пониманием и уважением к нашей работе.

Оформление грамот за участие в фестивале иностранных языков тоже является обязанностью гимназии. Дизайтерская состовляющая бланка (так называемое ноухау принадлежит Крохиной Е.Ф.) предварительно просматривается администрацией гимназии. Вручает лично директор или его заместитель.

Когда дети играют в пьесе, исполняют песни, декламируют стихотворения, участвуют в конкурсах и играх, все это доставляет им большое эстетическое наслаждение и способствует углублению языковых знаний. Велика в этом роль ведущих, Как правило, это артистичные дети, с хорошей языковой подготовкой, способные игнорировать языковые трудности (переспрос, замена слов, мимика), легко перестроить сценарий в случае необхотимости. Иногди они подключаются в сам номер, и эта спонтанность придаёт некий шарм выступлению.

Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения. Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Внеклассная работа органично входит в учебно-воспитательный процесс, который на современном этапе школьного образования имеет свои особенности. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю сейчас известно, как много дает внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.

Своими увлекательными формами (одну из которых я постаралась показать) внеклассная работа создает определенный эмоциональный настрой и является мощным рычагом мотивации учащихся. Обучение в рамках внеклассной работы может быть эффективным только тогда, когда внешнее влияние на обучаемых совпадает с их внутренними потребностями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель английского языка МБОУ «Гимназии №1» г.Североморск СУСЛОВА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА

Слайд 2

Цель изучения английского языка - развитие иноязычной коммуникативной компетенции: Речевая компетенция Языковая компетенция Социокультурная компетенция Компенсаторная компетенция Учебно-познавательная компетенция

Слайд 3

Ориентация на потребности и интересы Опора на личностные достижения Самореализация Взаимосвязь классной и внеклассной работы Равноправное взаимодействие субъектов внеклассного образования Учета реальных возможностей субъектов и средств внеклассной работы Принципы организации внеклассной работы :

Слайд 4

Индивидуальная Групповая Массовая Формы внеклассных мероприятий по английскому языку

Слайд 5

Индивидуальная Консультативная помощь при подготовке сообщения или доклада Разучивание стихов, песен, отрывков из литературных произведений Оформление стенгазет, альбомов, стендов Индивидуальный маршрут при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ Подготовка к олимпиаде

Слайд 6

разговорные («Страноведение»), переводчиков, внеклассного чтения вокальные и драматические, и т.п. Групповая внеклассная работа (кружки)

Слайд 7

фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера неделя английского языка и т.п. Массовая форма внеклассной работы

Слайд 8

соревновательные, публицистические, культурно-просветительные и исследовательские По содержанию массовые формы делятся:

Слайд 9

Соревновательные формы конкурсы игры олимпиады викторины

Слайд 10

Публицистические формы буклеты Электронные газеты Рекламные проспекты стенгазеты

Слайд 11

Исследовательские формы проекты конференции

Слайд 12

Культурно-просветительские формы поэтические гостиные тематические вечера фестивали

Слайд 13

Фестиваль иностранных языков «Весенняя капель»

Слайд 14

Фестиваль иностранных языков «Весенняя капель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

«Развитие социокультурной компетенции учащихся во внеурочной деятельности».

Обобщение опыта педагога. Выступление на  заседании городской группы профессионального общения учителей английского языка....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ФГОС.

В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность, так как каждый выпуск...

Подготовка учащихся к WorldSkills по компетенции «Технологии моды» в рамках внеурочной деятельности

Сегодня в нашей стране движение WorldSkills набирает всё большую силу, и оно направлено на повышение престижа рабочих профессий и квалификации работников, на привлечение молодежи в производственные се...