Формирование читательских компетенций подростков в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования в условиях ФГОС
рабочая программа по литературе
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грамотный читатель» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Любому обществу нужны одарѐнные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах еѐ становления. Поэтому, одной из актуальных задач обучения и воспитания детей в настоящее время является развитие у школьников художественно-творческих способностей.
Воспитание художественной культуры и развития литературных способностей помогают детям осознать единство мира и своё место в этом мире.
Программа «Грамотный читатель» предусматривает развитие творческих и практических способностей детей.
Творческие и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют, а вторые направляют к конкретным, практическим действиям – созданию своих произведений, умению анализировать свои работы, применяя полученные знания. Кружок предназначен для детей среднего школьного возраста (6-7 классы).
В программе работы кружка поднята важнейшая проблема духовно – нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы,– всё это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию.
Основные принципы организации кружка:
- принцип добровольности ;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Актуальность программы.
Среди учебных предметов, формирующих интеллектуальное развитие школьников, чтение занимает особое место. Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе успешной учебной деятельности вообще. Её качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено содержание текста, его смысл. Владение ребенком смысловым чтением — залог развития его устной речи и следующий ступени — речи письменной.
Новизна программы. Новизна программы заключается в том, что программа ориентирована на овладение учащимися технологии продуктивного чтения, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению.
Направленность данной программы – художественная.
Программа по виду является модифицированной, по признаку –общеразвивающей.
Адресат программы. Данная программа рассчитана на возраст учащихся 12 – 14 лет. Набор учащихся в объединение свободный, независимо от национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей (или законных представителей). Учебная группа формируется из учащихся предпочтительно одной возрастной группы, но возможен разновозрастной состав.
Рекомендуемое количество детей в группе – 12 человек
Цель программы - содействовать интеллектуальному, духовно-нравственному развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Задачи программы:
Предметные
- Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
- Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.
- Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
- Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
- Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу, направленную на развитие:
— дыхания;
— артикуляционного аппарата;
— дикции;
— интонационного строя речи..
Метапредметные
- формирование интереса к истокам литературного творчества, к орфографическим и толковым словарям;
- развитие образного и пространственного мышления, творческих
способностей, фантазии, наблюдательности;
- формирование эстетического и художественного вкуса;
- Развитие навыков построения грамотной речи.
Личностные
– воспитание нравственных качеств личности: обязательности, самоконтроля, ответственности при выполнении заданий; художественно-эстетического вкуса школьников;
– формирование усидчивости, терпения, умения довести начатое
дело до конца; собственных читательских приоритетов и уважительного отношения к предпочтениям других людей;
– привитие культуры поведения, общения, умения вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Объем и срок реализации программы, режим занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения учащихся в возрасте 12-13 лет (6-7 классы), но в случае необходимости может быть реализована в течение
более длительного срока. Время, отведенное на обучение, составляет 70 часов в год, причем практические занятия составляют большую часть
программы.
Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительность занятия два академических часа по 45 минут с перерывом на 10 минут.
Учебный год начинается 1сентября и заканчивается 31 мая
Формы организации образовательного процесса
Формы занятий: Основными формами организации образовательного
процесса являются коллективная, групповая, индивидуально-групповая.
Основными формами проведения занятий являются:
- наглядные,
- словесные.
- практические,
- творческий отчет,
- защита проектов.
Занятия кружка имеют комплексный характер и включают разнообразные виды деятельности детей — познавательные, практические, поисковые, игровые:
1. Познавательная деятельность:
— познавательные беседы;
— познавательные игры;
— дискуссии;
— дидактический театр;
— экскурсии.
2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза» и др.).
3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвященные морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).
Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся отводится сопровождающему чтению. Тексты произведений, вошедших в учебные пособия, были записаны профессиональными актёрами с соблюдением всех необходимых условий, определяемых дидактическими задачами.
Обязательным требованием при организации занятий
является проведение инструктажа: вводного, текущего, заключительного, группового, индивидуального.
Планируемые результаты освоения курса «Грамотный читатель»
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- художественно-эстетический вкус и эстетические потребности на основе опыта слушания и прочтения
новых художественных произведений.
Обучающийся получит возможность :
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной
стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
- уметь осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
- работать по плану, планировать свои действия;
- высказывать и доказывать свою точку зрения;
- анализировать свою работу;
- удерживать учебную задачу;
- выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
- вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.
б) Познавательные УУД:
- пользоваться и ориентироваться в орфографическом и толковом словарях;
- анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы;
- использовать общие приемы решения задачи;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выделять необходимую информацию из литературных источников;
- строить рассуждения.
в) Коммуникативные УУД:
- конструировать разные предложения, строить и вести диалог.
- уметь слушать и слышать речь собеседника;
- уметь договариваться при совместной работе;
- ставить вопросы, обращаться за помощью;
- формулировать собственное мнение.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- следить за правильностью своей речи и речи собеседника;
- толковать значения слов;
- составлять игры со словами;
- использовать в своей речи пословицы;
- создавать альбомы с соблюдением норм русского языка.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- пользоваться крылатыми выражениями в своей речи;
- работать с литературными источниками;
Формы контроля и аттестации.
Для полноценной реализации данной программы используютсятекущий и промежуточный виды контроля.
В рамках текущего контроля проводится оценка теоретической и практической подготовки учащихся. Формы текущего контроля теоретической подготовки: упражнения, тесты. Формы текущего контроля практической подготовки: практическая работа с текстом.
Результаты текущего контроля анализируются педагогом дополнительного образования по следующим уровням:
– высокий уровень;
– средний уровень;
– базовый уровень.
Формы проведения промежуточной аттестации.
В рамках аттестации проводится оценка теоретической и практической
подготовки.
Форма аттестации теоретической подготовки: упражнения, тесты. Практической подготовки – защита проекта, выразительное чтение наизусть, различные виды пересказа, различные виды чтения, практические работы по содержанию изучаемого материала, тестовые задания, творческие задания (сочинения, изложения), а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений практические работы по содержанию изучаемого материала.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы проводиться в конце учебного года выставкой работ кружковцев,
что позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты творческого труда. Все это позволяет создать хороший психологический климат в
коллективе.
Порядок проведения промежуточной аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация учащихся проводится по итогам учебного года (май). Промежуточная аттестация проводится самостоятельно педагогом
дополнительного образования. Во время проведения промежуточной аттестации может присутствовать администрация школы.
Оценка, оформление и анализ результатов промежуточной аттестации.
Для определения уровня обученности учащихся по дополнительной
общеразвивающей программе используется система оценивания теоретической знаний и практической подготовки учащихся.
Основным контрольно-измерительным материалом является итоговый протокол, в котором фиксируется в суммарное значение теоретической и
практической части прохождения промежуточной аттестации учащихся.
Учебный план программы.
Разделы | ||||
Всего часов | Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» | Раздел «Работа с текстом: оценка информации» | Формы текущего контроля |
70 | 15 | 29 | 26 | Теоретическая часть(20часов): упражнения, тесты. Практическая часть(60 часов): практическая работа, защита проекта, выразительное чтение наизусть. |
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Грамотный читатель» на 2020-2021 учебный год. Комплектование групп проводится с 1 по 15 сентября 2020 года. Продолжительность учебного года составляет 34 учебных недель. Учебные занятия в МБОУ Арефнской СОШ начинаются со 2 сентября 2020 г. и заканчиваются 31мая 2021 г.Учебные занятия проводятся во 2-ю смену (в соответствии с расписанием). Продолжительность занятий составляет 45 мин. Каникулы: зимние каникулы с 30.12.2019 г. по 12.01.2020 г.; летние каникулы с 01.06.2020 г. по 31.08.2020 г. В каникулярное время занятия в объединениях не проводятся. Во время каникул учащиеся могут принимать участие в мероприятиях в соответствии с планами воспитательной работы школы и классного руководителя.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Разделы и темы | всего | |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (15) | ||
Вводное занятие Задачи работы кружка.Умеем ли мы читать? (Виды чтения) | 1 | |
Умеем ли мы читать? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) | 1 | |
Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал») | 1 | |
Что и о чём? (Углубление понятия о тексте) | 1 | |
С чего начинается текст? (Роль заглавия) | 1 | |
Начало начал? (Роль заглавия и первого предложения в тексте) | 1 | |
Внимание к слову | 1 | |
Как эффективно воспринимать текст на слух? | 1 | |
Наши друзья и помощники (Словари и справочники) Библиотечный урок | 1 | |
Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) | 1 | |
Главное и неглавное в тексте (Виды информации в тексте) | 1 | |
Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) | 1 | |
Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль) | 1 | |
Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в несплошных текстах) | 1 | |
Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах) | 1 | |
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (29) | ||
Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) | 1 | |
Ролевая игра «Сочиняем сказки» | 1 | |
«Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте) | 1 | |
Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи) | 1 | |
Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/ примеров в тексте учебно-научного стиля речи) | 1 | |
Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования) | 1 | |
Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания) | 1 | |
Диалог с текстом (Вопросы к тексту) | 1 | |
Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы) | 1 | |
Диалог с текстом (Выделение главной мысли) | 1 | |
Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов» | 1 | |
Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) | 1 | |
Что помогает понять текст? (План текста) | 1 | |
Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты) | 1 | |
Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации) | 1 | |
Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) | 1 | |
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). «Тестовые задания с краткой записью ответа» | 1 | |
Вопросы по содержанию текста. «Тестовые задания с краткой записью ответа» | 1 | |
Формулирование выводов, основанных на содержании текста. «Тестовые задания с развернутым ответом на вопрос» | 1 | |
Аргументы, подтверждающие вывод. « Учимся логически мыслить» | 1 | |
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. «Сыроежка» | 1 | |
Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. «Сыроежка» | 1 | |
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. «Необыкновенная история» | 1 | |
Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу «Необыкновенная история» | 1 | |
Составление схем с опорой на прочитанный текст. «Мать» | 1 | |
Составление схем с опорой на прочитанный текст. «Добрая книга» | 1 | |
Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. «Иностранный язык» | 1 | |
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. «Азбука» | 1 | |
Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию. «Жизнь на Земле» | 1 | |
Раздел «Работа с текстом: оценка информации» (26) | ||
Когда текст прочитан(Оценка информации) | 1 | |
Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом) | 1 | |
Литература как вид искусства. Связь с другими видами искусства. Создание и демонстрация иллюстративного материала | 1 | |
История книги. Презентация. | 1 | |
Художественная литература. Ее особенности и задачи. Конструирование кроссворда | 1 | |
Что такое род литературы. Понятие об эпосе, лироэпосе , лирике и драме. Создание опорной таблицы. | 1 | |
Эпос. Основные особенности.Жанры. Создание опорной таблицы. | 1 | |
И снова о сказке… Виды сказок, вариативность сказок. Понятие о бродячих сюжетах. | 1 | |
Сказочная повесть. Отличие от сказки. Сопоставление, умение находить сходство и различия. | 1 | |
Сочиняем сами.Чтение и обсуждение работ учащихся | 1 | |
Конкурс « Мое стихотворение» | 1 | |
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. «Конкурс» | 1 | |
Выражение собственного мнения о прочитанном. «Текстовые связи» | 1 | |
Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. «Текстовые связи» | 1 | |
Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник» | 1 | |
Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник» | 1 | |
Драма. Особенности жанра. Закрепление понятий (монолог, диалог, авторская ремарка) | 1 | |
Понятие о комедии, трагедии, собственно драме. Чтение по ролям. | 1 | |
63. 64. 65. | Подготовка к спектаклю по пьесе С. Я. Маршака « Двенадцать месяцев». Распределение мизансцен. Работа над декламацией, жестикуляцией, мимикой. Планирование сценического пространства. Создание костюмов и декораций. Подбор музыкального сопровождения: полонез, звучание фанфар, завывание вьюги и др. | 3 |
66. | Подготовка к спектаклю. Декламация. Репетиции. | 1 |
67. | Подготовка к спектаклю. Декламация. Репетиции. | 1 |
68. | Подготовка к спектаклю. Декламация. Репетиции. | 1 |
69. | Спектакль. Подготовка сцены, декораций. | 1 |
70. | Чему я научился (Подведение итогов) Творческий отчет | 1 |
Итого: | 70 |
Содержание программы
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»-15ч
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»-29ч
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации» - 26ч
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Выступления перед зрителями. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
Условия реализации программы.
Занятия кружка проходят в кабинете №11. Это помещение с естественным и искусственным освещением.
Материально-техническое обеспечение:
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
- материалы для оформления и творчества детей,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- аудиоматериалы и видеотехника,
- компьютер,
- телевизор,
- проектор,
- экран и др.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Список литературы:
1.. Фогельсон И.А..Литература учит. Москва, »Просвещение» 1999
2.Маранцман В. Г. Изучение литературы .Методические рекомендации. Санкт-Петербург, «Специальная литература» 1997
3.Интернет-ресурсы
4. О. А. Еремина. «Литературный кружок в школе. 5-6 классы»
5. Р. И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности.
6. Е. И. Никитина. Уроки развития речи.
4. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя.
5. В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты.
6. Е. Эткинд. Разговор о стихах.
7. Е. В. Карсалова. "Стихи живые сами говорят…"
8. Т. В. Матвеева. От звука до текста.
Дополнительная литература для учащихся:
- Анишина Н. Чем пахнет лето. – http//www.stihi.ru/2006/07/15-1102
- Демьянов И. Считалки, скороговорки, загадки, дразнилки. – М.:Речь, 2017.
- Каминский Л.Д. Падежи Юры Серёжкина. Рассказы о школе и школьниках.- Ростов н/Д: Проф-Пресс, 2016.
- Носов Н.Н. Сборник рассказов.- М.: Издательство Дом Мещерякова, 2017.
- Пантелеев Л. Рассказы о войне для детей. – М.: Стрекоза,2017.
- Саломатов А.В. Фантастические рассказы. – М.: Самовар, 2007.
- Скребицкий Г.А. Длиннохвостые разбойники. – М.: Детская литература, 2018.
- Сладков Н.И. В подводном лесу. – М.: Детская литература, 2018.
- Смирнова М.В. Скороговорки для развития речи. – М.: Литера, 2016.
- Усачёв А.А. Сто стихов на круглый год. – М.: Росмэн, 2017.
- С. Я. Маршака « Двенадцать месяцев» – М.: Стрекоза, 2007
- Яснов М. Жили-были Линь и Язь: тридцать три скороговорки. – М.: Текст,2017.
Оценочные и методические
материалы для промежуточной аттестации
учащихся и текущего контроля курса «Грамотный читатель»
Роды литературы
Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.
Предмет изображения:
Эпос ↔ Драма
↓
События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.
Лирика
↓
Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.
Отношение к предмету изображения речевой структуры:
Эпос ▼ Повествование о событиях | Драма ▼ Разговор дей- ствующих лиц (диалог, монолог) | Лирика ▼ Выражение чувств, эмоций |
Способы организации художественного времени и пространства:
Эпос ↔ Драма События, происходящие во времени и пространстве | Лирика Вне времени и пространства |
Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем.
Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни.
Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.
Жанры литературы
Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Жанры устного народного творчества (фольклора) | ||
Название | Краткая характеристика | Пример
|
Сказка | Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов | "Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка" |
Былина | Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы | "Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович" |
Песнь | Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека | Песни о С. Разине, Е. Пугачеве |
Малые жанры фольклора | ||
Загадка | Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью | "Висит сито, не руками свито" (паутина) |
Пословица | Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии | "Семеро одного не ждут" |
Поговорка | Выражение, обзрано определяюшее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли | "Легок на помине" |
Скороговорка | Шутливое выржание, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов | "Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека в руку реку: рак за руку Грека цап" |
Частушка | Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера | "Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки". |
Жанры древнерусской литературы | ||
Название | Краткая характеристика | Пример художественного произведения |
Житие | Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью | "Житие Александра Невского" |
Хожение | Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие | "Хождение за три моря" Афанасия Никитина |
Поучение | Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление | "Поучение Владимира Мономаха" |
Воинская повесть | Повествование о военном походе | "Сказание о Мамаевом побоище" |
Летопись | Историческое произведение, в котором повествование велось по годам | "Повесть временных лет" |
Слово | Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера | "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона |
Эпические жанры | |
Роман | Определение Разновидности |
Повесть | Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. |
Рассказ | Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя |
Новелла | Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр) |
Очерк | Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием. |
Басня | Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием |
Лирические жанры | |
Стихотворение | Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами |
Элегия | Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму |
Эпиграмма | Небольшое по объму сатирическое стихотворение |
Сонет | Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три |
Эпитафия | Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему |
Песня | Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок |
Гимн | Торжественная песнь, принятая как символ государственном или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные |
Ода | Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная |
Послание | Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу |
Романс | Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку |
Лиро-эпические жанры | |
Баллада | Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания |
Поэма | Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворение произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя |
Драматические жанры | |
Трагедия | Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель |
Комедия | Вид драмы, в котором характерны, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни |
Драма | Литературное произведение, которая изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами |
Водевиль | Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами |
Интермедия | Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов: |
Стихотворные размеры
Название | Краткая характеристика | Пример |
Хорей | Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения | Терек воет, дик и злобен, |
Ямб | Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения | В передней толкотня, тревога; |
Дактиль | Трехложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения | Кто бы ни звал - не хочу |
Амфибрахий | Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения | Не ветер бушует над бором, |
Анапест | Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения | Пропаду от тоски я и лени, |
Некоторые полезные советы, как запомнить стихотворные размеры
Двухсложную запомнить проще простого: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.
Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д - дактиль, значит ударение на первый слог, АМ - амфибрахий на второй слог, четвертая буква А - анапест, значит ударение на третий.
Рифма и строфа поэтического текста
Рифма (греч. rhythmos - соразмерность, ритм, согласованность) - звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно в стихотворных окончаниях.
Особенности строфики поэтического текста
Строфа (греч. strophe - круг, оборт) - группа из определенного числа стихов (стихотворных строк), повторяющая в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющее собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.
Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)
Название тропа | Краткая характеристика | Пример |
Эпитет | Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения | Под нами с грохототом чугунным |
Постоянный эпитет | Один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак | Выезжает из села да добрый молодец, |
Простое сравнение | Простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку | Дорога, как змеиный хвост, |
Метафора | Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства | Не жалею, не зову, плачу, |
Олицетворение | Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы или явления | Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. ("Слово о полку Игореве") |
Гипербола | Вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности художественной речи | И полусонным стрелкам лень |
Литота | Образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия | Только в мире и есть, что тенистый |
Метонимия | Вид тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности | Не дай мне Бог сойти с ума. |
Синекдоха | Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях "меньшее - большее"; "часть - целое" (количественная метонимия) | Белеет парус одинокой |
Оксюморон | Вид тропа, сочетании несочетаемого, противоположных по значению слов | Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. |
Перифраз | Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков | И вслед за ним, как бури шум, |
Ирония | Вид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоложном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки | "Ты все пела? это дело: |
Функции художественно-выразительных средств (тропов)
- характеристика предмета или явления;
- выражение авторской позиции;
- передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого
Поэтический синтаксис
Название синтаксической фигуры | Краткая характеристика | Пример из поэтического текста |
Риторический вопрос | Синтаксический прием; вопрос, не требующий ответа | Снег идет густой-густой. |
Риторическое восклицание | Синтаксический прием; восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому | ...И, содрав гонорар неумеренный, |
Риторическое обращение | Синтаксический прием; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата | Здравствуйте, племя |
Повтор | Стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений | Я ищу прозрачности, |
Градация | Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ | "В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться". (Н. В. Гоголь) |
Антитеза | Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов | Они сошлись. |
Инверсия | Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи | "Швейцара мимо он дверей скользнул по мраморным ступеням..." (А. С. Пушкин) |
Плеоназм | Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста | Горьким смехом моим посмеюся" (Н. В. Гоголь) |
Алогизм | Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении | Пил мертвую! не спал ночей по девяти! |
Анаколуф | Стилистический прием, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах | А звери из лесов сбегаются смотреть, |
Поэтическая фонетика
Название фонетического приема | Краткая характеристика | Пример |
Звукопись | Повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи | Я вздрагивал. Я загорался и гас. |
Анафора | Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк | Клянусь четой и нечетой, |
Эпифора | Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк | Не воздух, а золото, |
Аллитерация | Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе | "Пора, перо покоя просит..." (А. С. Пушкин) |
Ассонанс | Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки | Багровое взметнулось полымя |
Лексические средства выразительности
Название лексического средства | Краткая характеристика | Пример |
Синонимы | Слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению | Не часто к нам слетает вдохновенье, |
Антонимы | Слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению | Рухнула штукатурка в нижнем этаже, Нервы |
Омонимы | Слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению | Мы сражаться стали, |
Неологизм | Новое слово, появившееся в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданное поэтом новое слово для обозначения уже существующего предмета, понятия, явления | Эти |
Архаизм | Слово или выражение, грамматическая форма или синтаксическая конструкция, вышедшие из активного употребления | Зажгли костер, сложилися, |
Историзм | Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением предмета (явления), которое это слово обозначало | Как ныне сбирается вещий |
Фразеологизм | Устойчивое сочетание слов | Узнали, подняли тревогу, |
Афоризм | Меткое законченное выражение, переданное в точной, сжатой форме | Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов) |
Диалектизм | Слово или выражение, употребляемое жителями определенной местности. Диалектизмы: | – Здорово, парнище! – |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подход в обучении географии, ориентированный на внеурочную деятельность и дополнительное образование при реализации ФГОС ООШ".
Актуальные вопросы, связанные с внеурочной деятельностью и дополнительным образованием при реализации ФГОС в обучении географии на примере географического краеведения....
В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.
В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....
Эффективность внеклассной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования
Данная работа посвещана рассмотрению проблемы эффективности внеклассной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования...
Доклад к педагогическому совету на тему: «Эффективность воспитательной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования».
Мы говорим стандарт и подразумеваем, прежде всего, качество. Стандарт, это значит – хуже нельзя. Пример – как можно. Вообще появление стандартов – это всегда признак достижения высок...
Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования
В статье рассматривается применение методов проектной деятельности на занятиях по судомоделированию...
Приказ об итогах проведении районного семинара проблемной группы по воспитательной работе и дополнительному образованию «Внеурочная деятельность и дополнительное образование как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»
итоги проведения семинара...
«Панорама деятельности педагога дополнительного образования в условиях организации дополнительного образования»
спортивные соревнования, как одна из форм совершенствования ЗУН учащихся...