«Развитие социокультурной компетенции учащихся во внеурочной деятельности».
статья по английскому языку на тему
Обобщение опыта педагога. Выступление на заседании городской группы профессионального общения учителей английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_formirovanie_sotsiokulturnoy_kompetentsii_uchashchihsya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Савина Светлана Александровна,
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 11
Асбестовского городского округа
«Развитие социокультурной компетенции учащихся во внеурочной деятельности».
Значимость эффективного обучения ИЯ в школе трудно переоценить. Мы живем в новом современном, открытом мире, в эпоху глобализации. В этой ситуации перед педагогом ИЯ встает задача социолингвистической адаптации учащихся, развития их коммуникативного и творческого потенциала. ИЯ, которым ребенок овладевает даже при отсутствии языковой среды, является инструментом, позволяющим ему удовлетворить свои интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практического результата.
Я как учитель английского языка создаю такие условия, при которых у учащихся возникает личная заинтересованность и потребность в изучении ИЯ. Это потребность в коммуникации, лингвострановедческих знаниях, самоутверждении и саморазвитии.
Для решения этих целей я успешно использую различные формы урочной и внеурочной деятельности учащихся. В целом, внеурочная деятельность по предмету призвана сформировать у детей способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур, совершенствоваться в ИЯ и использовать его для углубления своих знаний в различных областях деятельности.
Все формы организации учебного процесса, способствующие формированию социокультурной компетентности учащихся можно разделить на урочные и внеурочные.
В рамках урока я использую разные технологии.
Например,
- Мультимедийные презентации по темам «Лондон», «Великобритания», «Россия», Мой родной город»)
- Ролевые игры
- Элективные курсы
Всё это действенные механизмы развития компетенций учащихся, о чем остановимся позже.
Уважаемые коллеги! Назовите, пожалуйста, какие формы внеклассной (внеурочной) работы Вы используете в своей педагогической деятельности.
Действительно, внеклассная работа по предмету предоставляет нам учителям иностранного языка огромные возможности по формированию социокультурной компетенции учащихся.
За время моей педагогической деятельности сложился определённый традиционный круг внеклассных мероприятий по английскому языку.
- Постановка спектаклей на иностранном языке»
- Недели иностранного языка
- Проведение традиционных праздников «Хэллоуин», «Рождество», «Масленица»
- Исследовательские проекты
- Викторины, игры-соревнования на страноведческую тематику
Я успешно использую все эти формы организации учебного процесса.
Мною разработаны и внедрены в практику элективные курсы «Страноведение» для 8 класса, «Гид-переводчик» для 9 класса. Я успешно представила свой опыт работы на городских педагогических чтениях по теме «Опыт реализации элективного курса «Гид-переводчик» в рамках предпрофильной подготовки учащихся» и стала победителем.
Итогом изучения курса стал проект «Экскурсия по моему родному городу» и буклет «Мой город- Асбест».
По итогам изучения курса в школе был сформирован 10 класс с углублённым изучением английского языка. 70% из изучавших выбрали экзамен в форме ЕГЭ, получили от 57 до 85 баллов. Эти результаты позволили ребятам поступить в ВУЗы на выбранную специальность.
Элективные, факультативные курсы способствуют развитию у ребят:
-установления и применения различных межязыковых и межпредметных связей, используя свой жизненный опыт и знания;
-умение сравнивать иноязычную культуру с родной культурой;
-самостоятельного определения своих языковых потребностей и целенаправленного поиска необходимой информации из различных источников
Особенно хотелось бы поделиться опытом работы по организации внеклассных мероприятий страноведческого и лингвострановедческого содержания. Ежегодно совместно с учащимися ставим спектакли на английском и русском языках, выступаем перед родителями и ученикам школы. Выступлению предшествует кропотливая, трудоёмкая, напряжённая работа по подготовке спектакля. В то же время это самый творческий этап деятельности: дети импровизируют, меняют отдельные реплики, творчески переосмысливают сюжет. Реакция зрителей - главная оценка всей нашей работы.
Участие ребят моего класса в театрализованных постановках способствует сплочению классного коллектива, созданию комфортной среды общения, развивает коммуникативные и презентационные навыки учащихся, раскрывает их личность с новой стороны (Результат – раскрепощение, преодоление психологического барьера, комплекса внутренней зажатости, самореализация.)
Участие ребят в создании спектакля позволяет развивать:
-умения эмоционально переживать явления иноязычной культуры, что обеспечивает создание театрально-языкового социума
-умения участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур,
-совершенствоваться в использовании иностранного языка в нестандартной ситуации
В 2010 году метапредметный проект «Рождество от прошлого к настоящему», подготовленный учащимися 7 класса, был признан лучшим на муниципальном туре защиты исследовательских проектов. В ходе исследования ребята пришли к выводу, что, несмотря, на разницу дат и календарей, ценности этого праздника едины для всех народов. Это ценности добра, милосердия, семейные ценности.
При создании проекта ребята учатся целеполаганию,отрабатывают навыки поиска и отбора информации из различных источников, планируют и реализуют исследовательскую деятельность, оценивают полученный результат.
«Проектная деятельность обеспечивает развитие:
-умений определять цели и задачи своей деятельности; отбирать нужный материал, пользуясь различными источниками;
-умений планировать содержание деятельности и осуществлять ее, добиваясь искомого результата;
-развивать заинтересованность в изучении исследуемого материала;
-умений обращаться к реальному жизненному опыту.
Все дети любят играть. Да и взрослые тоже. Обучающие игры-соревнования, викторины на основе страноведческой тематики в формате знакомых всем игр «Счастливый случай», «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером» помогают повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся, учат взаимодействию в группе при командной игре.
. Ролевые игры, викторины, интеллектуальные соревнования помогают ребятам:
- развивать способность действовать в соответствии с собственными внутренними мотивами и целями;
- развивать культуру восприятия современного многоязычного мира;
- воспитывают интерес к предмету
- развивают общекультурную компетенцию
Предлагаю и Вам сегодня немножко поиграть.
Проводится фрагмент игры « Счастливый случай» и «Слабое звено»
Мы убедились с вами сегодня, что все вышеназванные виды внеурочной деятельности демонстрируют социализирующую ценность изучаемого материала, способствуют повышению мотивации при обучении иностранному языку, обеспечивают соединение коммуникативно-деятельностного похода с социокультурным подходом при изучении иностранного языка.
Все эти виды внеурочной деятельности:
- способствуют комплексному билингвистическому и поликультурному развитию языковой личности обучаемых;
- развивают способность учителя создавать необходимые условия для автономного учения и правильно определять свое место в этом процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка и во внеурочной деятельности
Готовность жить в поликультурном мире требует от обучающихся владения социокультурной компетенцией. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении. Я раскрываю эфф...
Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка (формирование умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения)
выпускная квалификационная работа...
Разработка урока по развитию социокультурной компетенции учащихся.
Разработка урока по развитию социокультурной компетенции учащихся....
Урок по развитию социокультурной компетенции учащихся
Урок направлен на развитие социокультурной компетенции учащихся, неразрывно связанной с основными задачами обучения: практической, развивающей, воспитательтной....
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...
Диссеминация опыта учителя начальных классов Борисовой Александры Александровны по теме: «Формирование социокультурной компетенции учащихся через образовательную деятельность с применением проектной деятельности»
Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы....
Развитие социокультурной компетенции учащихся средствами французского языка. Методическая разработка урока по теме "Еда" для учащихся 8 класса школ с углубленным изучением французского языка.
Методическая разработка урока по теме "Еда" для учащихся 8 класса школ с углубленным изучением французского языка....