ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ФГОС.
статья по русскому языку
В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность, так как каждый выпускник школы должен уметь сегодня адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в различных ситуациях, работать в разных коллективах.
Обеспечивая качество образования в соответствии с требованиями ФГОС, я активно использую на своих уроках русского языка и литературы метод проектов, который способствует формированию этих социально значимых качеств.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод проектов направлен на обучение в сотрудничестве и имеет большую коррекционно-практическую значимость.
Для меня метод проектов служит средством активизации интеллектуальной, практической и эмоциональной сфер личности школьников. Он позволяет выйти за рамки урока и даёт большой потенциал учащимся для самостоятельного изучения темы и коррекции знаний.
Чёткая последовательность, поэтапность действий и рассуждений в ходе проектирования, систематическая работа над оформлением высказываний, требование обоснованности ответов помогают активизировать мыслительные процессы, формируют монологическую речь. Учащиеся приучаются к точности в употреблении слов при защите проектов, используют выразительные средства языка – всё это обеспечивает практическое закрепление знаний, полученных на уроках.
Проектное мышление сегодня необходимо взрослым и детям.
Особенно проектное мышление необходимо пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать в детях с ОВЗ, потому что, чтобы просто выжить в наше время, не говоря уже о том, чтобы вести более-менее достойную жизнь, надо быть способным проектировать наше взаимодействие с непрестанно изменяющимся миром. Учитель сегодня должен не просто учить, а учить учиться и находить необходимую информацию в различных бумажных и электронных источниках.
Видов проектов существует много: исследовательские, творческие, информационные, социальные, практико-ориентированные. Для создания проекта необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка. По моему мнению, для детей с ОВЗ приоритетными прежде всего должны быть социальные проекты, которые помогут учащимся лучше адаптироваться в социуме (о выборе профессии в своём городе, области; о свободном времени подростка; об экологических проблемах города; о здоровом образе жизни и т.д.).
Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают знания, а создают какой-либо учебный продукт, материальный результат совместного труда, который при решении практически или теоретически значимой проблемы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный продукт, готовый к внедрению.
Мои ученики неоднократно представляли публично свои проекты и в форме презентаций, и в других формах учебную продукцию, созданную в результате совместного труда.
Хочу привести несколько примеров.
В этом году исполняется 75 лет, как посёлок Богословск получил статус города и был назван Карпинском. Редакция газеты «Карпинский рабочий» предложила поучаствовать учащимся школ в городском проекте «Мой любимый Карпинск!». Мои ученики приняли активное участие в этом проекте. Творческие работы Мединскайте Романа, Ядрышникова Влада (учащихся 6 класса) по теме «Мой любимый уголок Карпинска» и Безбородовой Валентины (учащейся 9 класса) по теме «Каким я вижу будущее Карпинска» вошли в проект и были опубликованы.
Ранее учащимися 7-х классов в рамках проекта «Я в городе этом живу…», посвященного малой Родине , был создан поэтический альманах о Карпинске. Более 100 стихотворений о Карпинске местных поэтов вошли в этот сборник. Ребята не просто собрали стихи, с некоторыми поэтами они встретились лично, взяли интервью, составили биографические справки.
Проектные технологии имеют высокий дидактический потенциал. Известно, что некоторые темы по русскому языку для учащихся с ОВЗ кажутся очень сложными. Например, тема «Деепричастие». Чтобы лучше понять и усвоить материал по этой теме, школьникам 7-8 классов было предложено по этой теме создать учебный проект. Ребята с удовольствием поддержали эту идею. В процессе планирования, самостоятельного поиска решения проблемы и выполнения практических заданий ученики создали учебный продукт - сборник дидактических материалов и назвали его «Дидактический сундучок по теме «Деепричастие». В дидактический сундучок вошли упражнения, тесты, проверочные, словарные и контрольные работы, игры, загадки, шарады по этой теме. Собирая материал, учащиеся использовали различные информационные источники – учебно - методическую литературу, Интернет, электронные образовательные ресурсы. Дидактический сундучок «Деепричастие» был красиво и эстетически оформлен. На школьной научно-практической конференции по этой теме ребята также защитили проект «Деепричастие» в форме презентации.
Таким образом, проектные технологии обучения способствуют формированию учебных компетенций: самостоятельному приобретению знаний и практическому умению решать проблемы. Проектная деятельность создаёт устойчивую потребность в самообразовании и саморегуляции, развивает творческие способности и формирует нравственные основы личности, что соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Областная научно-практическая конференция г.Новоуральск 2016 год | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ФГОС.
Л.Ю. Дрягина, г. Карпинск
ГКОУ СО «Карпинская школа-интернат»
В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность, так как каждый выпускник школы должен уметь сегодня адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в различных ситуациях, работать в разных коллективах.
Обеспечивая качество образования в соответствии с требованиями ФГОС, я активно использую на своих уроках русского языка и литературы метод проектов, который способствует формированию этих социально значимых качеств.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод проектов направлен на обучение в сотрудничестве и имеет большую коррекционно-практическую значимость.
Для меня метод проектов служит средством активизации интеллектуальной, практической и эмоциональной сфер личности школьников. Он позволяет выйти за рамки урока и даёт большой потенциал учащимся для самостоятельного изучения темы и коррекции знаний.
Чёткая последовательность, поэтапность действий и рассуждений в ходе проектирования, систематическая работа над оформлением высказываний, требование обоснованности ответов помогают активизировать мыслительные процессы, формируют монологическую речь. Учащиеся приучаются к точности в употреблении слов при защите проектов, используют выразительные средства языка – всё это обеспечивает практическое закрепление знаний, полученных на уроках.
Проектное мышление сегодня необходимо взрослым и детям.
Особенно проектное мышление необходимо пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать в детях с ОВЗ, потому что, чтобы просто выжить в наше время, не говоря уже о том, чтобы вести более-менее достойную жизнь, надо быть способным проектировать наше взаимодействие с непрестанно изменяющимся миром. Учитель сегодня должен не просто учить, а учить учиться и находить необходимую информацию в различных бумажных и электронных источниках.
Видов проектов существует много: исследовательские, творческие, информационные, социальные, практико-ориентированные. Для создания проекта необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка. По моему мнению, для детей с ОВЗ приоритетными прежде всего должны быть социальные проекты, которые помогут учащимся лучше адаптироваться в социуме (о выборе профессии в своём городе, области; о свободном времени подростка; об экологических проблемах города; о здоровом образе жизни и т.д.).
Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают знания, а создают какой-либо учебный продукт, материальный результат совместного труда, который при решении практически или теоретически значимой проблемы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный продукт, готовый к внедрению.
Мои ученики неоднократно представляли публично свои проекты и в форме презентаций, и в других формах учебную продукцию, созданную в результате совместного труда.
Хочу привести несколько примеров.
В этом году исполняется 75 лет, как посёлок Богословск получил статус города и был назван Карпинском. Редакция газеты «Карпинский рабочий» предложила поучаствовать учащимся школ в городском проекте «Мой любимый Карпинск!». Мои ученики приняли активное участие в этом проекте. Творческие работы Мединскайте Романа, Ядрышникова Влада (учащихся 6 класса) по теме «Мой любимый уголок Карпинска» и Безбородовой Валентины (учащейся 9 класса) по теме «Каким я вижу будущее Карпинска» вошли в проект и были опубликованы.
Ранее учащимися 7-х классов в рамках проекта «Я в городе этом живу…», посвященного малой Родине , был создан поэтический альманах о Карпинске. Более 100 стихотворений о Карпинске местных поэтов вошли в этот сборник. Ребята не просто собрали стихи, с некоторыми поэтами они встретились лично, взяли интервью, составили биографические справки.
Проектные технологии имеют высокий дидактический потенциал. Известно, что некоторые темы по русскому языку для учащихся с ОВЗ кажутся очень сложными. Например, тема «Деепричастие». Чтобы лучше понять и усвоить материал по этой теме, школьникам 7-8 классов было предложено по этой теме создать учебный проект. Ребята с удовольствием поддержали эту идею. В процессе планирования, самостоятельного поиска решения проблемы и выполнения практических заданий ученики создали учебный продукт - сборник дидактических материалов и назвали его «Дидактический сундучок по теме «Деепричастие». В дидактический сундучок вошли упражнения, тесты, проверочные, словарные и контрольные работы, игры, загадки, шарады по этой теме. Собирая материал, учащиеся использовали различные информационные источники – учебно - методическую литературу, Интернет, электронные образовательные ресурсы. Дидактический сундучок «Деепричастие» был красиво и эстетически оформлен. На школьной научно-практической конференции по этой теме ребята также защитили проект «Деепричастие» в форме презентации.
Таким образом, проектные технологии обучения способствуют формированию учебных компетенций: самостоятельному приобретению знаний и практическому умению решать проблемы. Проектная деятельность создаёт устойчивую потребность в самообразовании и саморегуляции, развивает творческие способности и формирует нравственные основы личности, что соответствует требованиям ФГОС.
Литература
1.Бабанский Ю.К. Проблемы методов обучения в современной образовательной школе. М.: ЮНИТИ, 1980г.
2 .Курова Н.Н., Лебедев Н.И., Соловов А.В. Информационные технологии как средство личностно-ориентированного развития учащихся. Самара, СИПКРО, 1998г.
3. Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. Развитие интеллектуальной активности., С-П.: Питер пресс, 2007г.
4. Михелькевич В.Н. Справочник по педагогическим инновациям. Самара: СИПКРО, 1998г.
5. Полат Е.С. Метод проектов. М: Ось – 89, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Презентация "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"
Проектная деятельность на уроке...
Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...
Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы
В последнее время в системе образования стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.
Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...
Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ...
Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности
Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...