Понимание основного содержания прослушанных текстов на ЕГЭ по английскому языку (задание 1)
план-конспект занятия по английскому языку (11 класс)
Задание 1
Первое задание аудирования ЕГЭ очень похоже на второе задание аудирования ОГЭ.
Вы услышите 6 людей, высказывающихся на одну и ту же тему. Утверждений на листке Вы увидите 7, то есть одно будет лишнее. Это задание направлено на понимание общего смысла высказывания.
Когда ответственный за проведение экзамена включит запись, начинайте просматривать утверждения и про себя отмечать “изюминку” каждого высказывания, то есть то, что отличает его от другого. А также думать, какими синонимичными фразами и словами в записи может об этом говорится. Не надо пытаться услышать в тексте именно те слова, которые написаны в предложениях на листке. Зачастую их специально вставляют в неправильные отрывки, чтобы запутать учащегося. Скорее всего в отрывке вы услышите синонимы, но бывают и записи, где говорящие используют те же самые слова или выражения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_1_ege.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Понимание основного содержания прослушанных текстов на ЕГЭ
по английскому языку (задание 1)
В связи с ориентацией школьного процесса обучения на практическое владение иностранным языком, а для немалого количества учащихся еще и на успешную сдачу Единого Государственного Экзамена, проблеме понимания речи на слух придается большое значение.
В последние годы проблема аудирования все больше привлекает внимание методистов. Известно, что в практике преподавания методика обучения аудированию наименее разработана. Одной из основных причин недостаточного внимания к аудированию со стороны методистов и преподавателей является тот факт, что до недавнего времени аудирование считалось легким умением. Существовала точка зрения, что если при обучении устной речи преподаватель сосредоточит все усилия на говорении и обеспечит овладение этим умением, то понимать речь учащиеся научатся стихийно, без специального целенаправленного обучения. Несостоятельность этой точки зрения была доказана как теорией, так и практикой.
Поскольку речевое общение – процесс двусторонний, то недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения.
Согласно некоторым проведенным исследованиям, даже люди, достаточно свободно владеющие иностранным языком, испытывают затруднения при слушании естественной речи носителей языка. Данные психологии также свидетельствуют, что восприятие и понимание звучащей речи являются весьма сложной психической деятельностью.
Таким образом, аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности и, по мнению многих методистов, должно быть развито лучше других умений.
В Едином Государственном Экзамене аудирование рассматривается как цель обучения. В ЕГЭ по английскому языку включены задания на проверку сформированности умений следующих видов аудирования:
Извлечение необходимой информации (задание B1-В6).
Цель данного вида аудирования – вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, игнорируя ненужное. При этом орфографические и грамматические ошибки не учитываются. Продолжительность звучания текстов – две минуты.
Понимание основного содержания, с извлечением основной информации (задание B8). Текст прослушивается с целью услышать и закрепить в памяти наиболее важные сведения, определить основную мысль и основную тему сообщения, отделить существенное от несущественного.
Пять человек (по 40-50 секунд каждый) высказывают свою точку зрения на одну и ту же проблему (чем должна быть школа, какую одежду они носят и почему, роль английского языка в мире и т. д.)
Полное понимание содержания и смысла (задания А8-А14). В отечественной методике также используется термин детальное аудирование. Этот вид аудирования предполагает полное, точное и быстрое понимание звучащей речи, а именно восприятие и узнавание элементов аудиотекста и синтезирование содержания на их основе, запоминание и осмысление всех основных и второстепенных фактов.
Умения в аудировании с различными целями (для понимания основной информации, для извлечения специфической информации, для полного детального понимания) являются комплексными специфическими умениями.
Недостаточная сформированность этих отдельных частных умений может влиять на успешность понимания звучащего текста в целом.
Среди них следует назвать:
- умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или по аналогии с родным языком;
- умение понимать информацию в перефразированном виде (при использовании синонимов, антонимов и т.д.);
- умение обойтись без понимания значения незнакомого слова без ущерба для понимания текста в целом;
- умение прогнозировать развитие высказывания;
- умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте;
- умение понимать причинно-следственные связи в тексте;
- умение понимать и использовать невербальные способы представления информации в звучащем тексте (интонацию, логическое ударение);
- умение делать выводы из услышанного;
- умение отделять главную информацию от второстепенной (особенно при аудировании с целью основного понимания).
И именно на развитие данных умений и следует учителям обращать особое внимание при работе с детьми, готовящимися к сдаче ЕГЭ по иностранному языку.
Рекомендации:
Одной из проблем, с которыми столкнулось образование с переходом к Единому Государственному Экзамену, является педагогическая подготовка не только школьников и их родителей, но и учителей. В связи с этим я предлагаю рекомендации, которые наилучшим образом помогут учителям в подготовке учащихся к выполнению заданий раздела «Аудирование» ЕГЭ по английскому языку.
При подготовке к выполнению задания базового уровня на понимание основного содержания прослушанного текста В1 (задание на установление соответствия), учителю необходимо обращать внимание учащихся на следующий моменты:
- Прежде чем приступить к прослушиванию, надо внимательно прочитать инструкцию и разобраться, что требуется сделать в задании.
- Далее надо прочитать формулировку задания, т.е. утверждение А – G и подчеркнуть в них ключевые слова. Как правило, они близки тематически, поэтому искать надо различия, стараясь ответить на вопрос: «Чем высказывания отличаются друг от друга?».
- Определив эти различия, следует подумать о синонимах, потому что в аудиотексте та же мысль будет выражена другими словами, близкими по смыслу. Заголовок, подзаголовок и т.д. выражает общее содержание или формулирует главную мысль фрагмента, но, как правило, излагает это другими словами, не копируя исходный аудиотекст.
- В данном задании не требуется полного понимания текста, поэтому следует вырабатывать у учащихся умение понимать основное содержание по ключевым словам и не обращать внимания на слова, от которых не зависит это общее понимание текста (а также не пугаться незнакомых слов).
При первом прослушивании выделите главную мысль в высказывании каждого говорящего. Отметьте то утверждение, которое точнее передает главную мысль говорящего. Выбрав утверждение, зачеркните его, чтобы сосредоточиться на остальных. Проверьте ответы при повторном прослушивании.
После первого прослушивания надо постараться отметить наиболее вероятные ответы, выделяя в звучащем тексте ключевые слова и соотнося с теми, что уже подчеркнуты в утверждениях.
Во время второго прослушивания рекомендуется сконцентрировать внимание на той информации, которая была пропущена в первый раз или в правильности которой есть сомнения.
Проверь ответы при повторном прослушивании.
Не следует оставлять ни одного вопроса без ответа, даже если нет полной уверенности в его правильности.
Не следует забывать, что одно из утверждений является лишним
Переносить ответы в Бланк ответов следует по окончании выполнения всего раздела «Аудирование».
В качестве тренировочного предтестового упражнения можно предложить следующее: дать учащимся прослушать аудиозапись, не показывая списка утверждений и попросить после прослушивания каждой части попробовать кратко сформулировать основное содержание прослушанного. Затем можно предложить второе прослушивание, после которого предъявить учащимся список утверждений. Такое упражнение «от обратного» поможет в дальнейшим быстрее подбирать соответствия.
Анализ с задания 1 раздела «Аудирование»
Начнем анализ с задания 1 раздела «Аудирование» базового уровня сложности: с того, что хорошо усвоено участниками, и определим, какие проблемы характерны для групп с разной подготовкой. Данное задание проверяет следующие умения аудирования:
извлекать основную информацию из слушаемого иноязычного текста,
отделять главную информацию от второстепенной;
закрепить в памяти основные сведения;
игнорировать незнакомые слова;
соотносить развернутый текст и его основную мысль, высказанную с помощью утверждения (с помощью ключевых слов, перифраза, синонимов, антонимов, смысла текста).
Как показывают результаты ЕГЭ 2016 – 2017 гг., подавляющее большинство испытуемых успешно справляются с этим заданием. Однако в некоторых случаях наблюдаются сложности. Проанализируем задание 1 одного из вариантов ЕГЭ 2016 г.
Задание 1 для участников
Вы услышите 6 высказываний. Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего A–F и утверждениями, данными в списке 1–7. Используйте каждое утверждение, обозначенное соответствующей цифрой, только один раз. В задании есть одно лишнее утверждение. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу.
1. I’d like to become truly independent.
2. There are times when we need to accept change.
3. A parent can make a true friend.
4. Family is not always about blood relation.
5. Sometimes it’s hard to find peace at home.
6. I’m thankful to my parents for their support.
7. I’d like to be like my parent.
Говорящий | A | B | C | D | E | F |
Утверждение | 1 | 6 | 3 | 2 | 7 | 4 |
Speaker A
I don’t get on well with my parents. It’s like every time I want to do something, they say “no”, so I get in a row with them over stuff. I don’t understand what the big deal is in letting me make my own choices. Yet, they insist on my doing things their way. It’s really frustrating, it’s not like I’m a baby anymore. As soon as I graduate from school, I am moving out. I can’t wait, in just two more years I won’t have to see my parents again. –1
Speaker B
You see, I’ve just graduated from uni with a degree in journalism. I’ve got a job lined up with National Geographic, starting next month. I tell you, most credit for my success at college goes to my parents. They’ve always been there for me through the good and the bad. They’ve cheered me on when I was about to give up on my dreams. I am forever grateful to them. I couldn’t have become the person I am today without their help. – 6
Speaker C
My mum and I are very close friends. She works a lot but finds the time to be with me. And I mean, quality time, not just watching TV together without even talking. We can go to a café, for example, and talk over a sandwich and a coffee. I can tell her everything. She listens to me and knows exactly what to say to make me feel good about myself or the situation. Um … if someone asks me who my best friend is, I will definitely say – my mum.
Speaker D
I’ve got a complicated family. Eh … my mum and dad got divorced five years ago when I was nine. I stayed with my mum and visited my dad only every other weekend. I loved those weekends ‘cause my dad and I would go to football or baseball games, buy coke and popcorn and cheer for our favorite teams. We don’t do that anymore ‘cause my dad remarried and my step-mother doesn’t want him away on the weekends, so we have to stay home and watch our games on TV.
Speaker E
Well … If someone asks me who my role-model is, I will choose my dad no doubt about that. He’s not famous or rich, or even well-educated. Yet, he is hard-working and very dedicated to his family. He’s always been sensitive to our needs and has worked hard to provide for us. He is always quick to help those in need. He’s been doing our neighbour’s yard work for the last 10 years because she is an old widow and doesn’t have much money to hire someone to mow her lawn.
Speaker F
I’ve got three brothers but I am adopted and they are not. But I don’t mind because our parents treat us all the same and I never feel different from them. Eh … I feel a part of our family and am very happy that they took me in when I could’ve been in an orphanage. My brothers are so nice to me … I am their little sister, you know. They stand up for me at school when bigger kids try to bully me. My parents always say, “Look out for each other ‘cause you are family”, so we do.
Анализ результата выполнения задания показывает, что более слабая группа справляется с заданиями в двух случаях, если основная мысль высказана в первой и последней фразе короткого текста; если ключевые слова и фразы знакомы им и являются синонимами. Так, например, данная группа экзаменуемых легко справилась с заданиями 1 и 6.
1. I’d like to become truly independent.
Speaker А
I don’t get on well with my parents. It’s like every time I want to do something, they say “no”, so I get in a row with them over stuff. I don’t understand what the big deal is in letting me make my own choices. Yet, they insist on my doing things their way. It’s really frustrating, it’s not like I’m a baby anymore. As soon as I graduate from school, I am moving out. I can’t wait, in just two more years I won’t have to see my parents again.
Хотя в тексте нет слов ‘would like’, ‘truly’, ‘independent’, которые есть в задании 1, экзаменуемые правильно выбрали ответ 1 к тексту А, так как смысл первой и последней фраз четко указывает на этот ответ.
Примером такого же случая может послужить текст С и задание, которое подавляющая часть этой группы выполнила правильно, несмотря на то что оно несколько сложнее, потому что первая и последняя фразы текста не совсем полностью совпадают со смыслом задания (сравните ‘a true friend’ – ‘close friends’ – ‘best friend’), хотя слова ‘my mum’ в первой и последней фразах хорошо корреспондируют со словом ‘parent’.
3. A parent can make a true friend.
Speaker C
My mum and I are very close friends. She works a lot but finds the time to be with me. And I mean, quality time, not just watching TV together without even talking. We can go to a café, for example, and talk over a sandwich and a coffee. I can tell her everything. She listens to me and knows exactly what to say to make me feel good about myself or the situation. Um … if someone asks me who my best friend is, I will definitely say – my mum.
Примером второго случая может быть текст В и утверждение 6.
6. I’m thankful to my parents for their support.
Speaker B
You see, I’ve just graduated from uni with a degree in journalism. I’ve got a job lined up with National Geographic, starting next month. I tell you, most credit for my success at college goes to my parents. They’ve always been there for me through the good and the bad. They’ve cheered me on when I was about to give up on my dreams. I am forever grateful to them. I couldn’t have become the person I am today without their help.
Прослушав текст В, испытуемые тоже правильно выбрали ответ, здесь им подсказкой оказалась фраза
‘I am forever grateful to them’, которая передана синонимичной фразой в задании 6 ‘I’m thankful to my parents for their support’. Слова ‘grateful’, ‘thankful’встречаются во всех линиях УМК для общеобразовательных организаций. Здесь используются еще синонимы: в задании – support, в тексте – help, которые тоже выполняют роль подсказки.
Наиболее сложным заданием для слабой группы оказалось определение ключа к тексту D.
Speaker D
I’ve got a complicated family. Eh … my mum and dad got divorced five years ago when I was nine. I stayed with my mum and visited my dad only every other weekend. I loved those weekends ‘cause my dad and I would go to football or baseball games, buy coke and popcorn and cheer for our favorite teams. We don’t do that anymore ‘cause my dad remarried and my step-mother doesn’t want him away on the weekends, so we have to stay home and watch our games on TV.
Возможно, сложность в определении правильного соответствия объясняется тем, что в данном случае испытуемые не могли опереться на первое предложение, и опирались только на последнее, но оно оказалось для слабых выпускников слишком длинным для восприятия смысла текста со слуха. Не было и подсказки в форме ключевых слов – синонимов в утверждении и тексте и нужно было понять смысл всего контекста, чтобы дать правильный ответ. Другие группы – средняя и сильная – хорошо справились с данным заданием.
Можно сделать вывод, о том, что ключевые умения у всех экзаменуемых в основном сформированы. Однако не все испытуемые в слабой группе могут игнорировать незнакомые слова. Отдельным испытуемым сложно соотносить текст с основной идей, если нужно исходить из смысла всего текста, а не из отдельных слов или даже фраз. Таким образом, при подготовке обучаемых к выполнению данного задания следует обратить особое внимание на формирование умений определять основную идею текста с помощью разнообразных приемов и формулировать ее на основе контекста.
Подводя итог анализу результатов выполнения заданий раздела «Аудирование», отметим, что в целом задания данного раздела были выполнены хорошо, т.е. базовые умения аудирования у экзаменуемых сформированы. Требуют совершенствования умения:
отделять главную информацию от второстепенной;
игнорировать незнакомые слова и применять языковую догадку;
находить правильный ответ по ключевым словам в утверждениях и текстах;
извлекать информацию из текста, обращая особое внимание на смысл текста и характерные детали, а не стремиться понять значение каждого слова.
При подготовке к данному разделу можно рекомендовать:
слушать аутентичные записи с разными голосами (мужскими и женскими) и разными вариантами английского языка (британским и американским);
слушать тексты разных жанров (бытовые диалоги, репортажи, интервью, лекции и т.д.);
развивать механизмы аудирования: фонематический слух, кратковременную и долговременную память, вероятностное прогнозирование, осмысление, механизмы эквивалентных замен;
научиться определять, какие умения проверяются в конкретных заданиях и какие стратегии выполнения следует применить;
научиться правильно выделять ключевые слова и фразы в текстах, утверждениях и вопросах;
стремиться сосредоточиться на главном в тексте и стараться запомнить главные блоки информации, используя разные приемы запоминания: рисунки, ключевые слова, ассоциативный ряд слов и т.д.;
фиксировать основные положения сообщения в кратком виде письменно;
научиться определять основную идею во время прослушивания, а после прослушивания текста ее сформулировать письменно или устно;
пытаться предугадать, о чем будет идти речь дальше в тексте, а затем проверять свои прогнозы во время прослушивания;
в процессе слушания проводить анализ и оценку сообщаемого;
до прослушивания разобрать задание, после выполнения задания проанализировать допущенные ошибки и подобрать упражнения, которые помогут их ликвидировать.
Задание 1 для участников
Вы услышите 6 высказываний. Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего A–F и утверждениями, данными в списке 1–7. Используйте каждое утверждение, обозначенное соответствующей цифрой, только один раз. В задании есть одно лишнее утверждение. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу.
1. I’d like to become truly independent.
2. There are times when we need to accept change.
3. A parent can make a true friend.
4. Family is not always about blood relation.
5. Sometimes it’s hard to find peace at home.
6. I’m thankful to my parents for their support.
7. I’d like to be like my parent.
Говорящий | A | B | C | D | E | F |
Утверждение |
Speaker A
I don’t get on well with my parents. It’s like every time I want to do something, they say “no”, so I get in a row with them over stuff. I don’t understand what the big deal is in letting me make my own choices. Yet, they insist on my doing things their way. It’s really frustrating, it’s not like I’m a baby anymore. As soon as I graduate from school, I am moving out. I can’t wait, in just two more years I won’t have to see my parents again.
Speaker B
You see, I’ve just graduated from uni with a degree in journalism. I’ve got a job lined up with National Geographic, starting next month. I tell you, most credit for my success at college goes to my parents. They’ve always been there for me through the good and the bad. They’ve cheered me on when I was about to give up on my dreams. I am forever grateful to them. I couldn’t have become the person I am today without their help.
Speaker C
My mum and I are very close friends. She works a lot but finds the time to be with me. And I mean, quality time, not just watching TV together without even talking. We can go to a café, for example, and talk over a sandwich and a coffee. I can tell her everything. She listens to me and knows exactly what to say to make me feel good about myself or the situation. Um … if someone asks me who my best friend is, I will definitely say – my mum.
Speaker D
I’ve got a complicated family. Eh … my mum and dad got divorced five years ago when I was nine. I stayed with my mum and visited my dad only every other weekend. I loved those weekends ‘cause my dad and I would go to football or baseball games, buy coke and popcorn and cheer for our favorite teams. We don’t do that anymore ‘cause my dad remarried and my step-mother doesn’t want him away on the weekends, so we have to stay home and watch our games on TV.
Speaker E
Well … If someone asks me who my role-model is, I will choose my dad no doubt about that. He’s not famous or rich, or even well-educated. Yet, he is hard-working and very dedicated to his family. He’s always been sensitive to our needs and has worked hard to provide for us. He is always quick to help those in need. He’s been doing our neighbour’s yard work for the last 10 years because she is an old widow and doesn’t have much money to hire someone to mow her lawn.
Speaker F I’ve got three brothers but I am adopted and they are not. But I don’t mind because our parents treat us all the same and I never feel different from them. Eh … I feel a part of our family and am very happy that they took me in when I could’ve been in an orphanage. My brothers are so nice to me … I am their little sister, you know. They stand up for me at school when bigger kids try to bully me. My parents always say, “Look out for each other ‘cause you are family”, so we do.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом на уроке английского языка (текст с заданиями)
Работа с текстом на уроке английского языка в 7 классе (To kill or not to kill)...
контроль чтения с пониманием основного содержания
Данный текст используется для контроля понимания основного содержания прочитанного для учащихся 9 класса....
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность темы обусловлена тем, что значение орфографической грамотности очень велико. Успех в овладении языком зависит главным образом от того, как идет обучение на ступени основного начальн...
Food art Развитие навыка чтения с пониманием основного содержания
Уроку по теме: "Food art". Развитие навыка чтения с пониманием основного содержания по учебнику Starlight 6 класс. Module 2a стр.25-26...
Работа с текстом на уроках английского языка. Послетекстовый этап. Задание с примером выполнения учащимися.
На примере упр. 11 стр. 102 из учебника Биболетовой М.З. Enjoy English 8...
Сборник упражнений по подготовке к устной части основного государственного экзамена по английскому языку (задания № 2 и № 3) к учебнику «Английский в фокусе» Ю.Е.Ваулиной , Д.Дули, О.Е. Подоляко.
Цель предлагаемого сборника упражнений - помочь учащимся подготовиться к устной части основного государственного экзамена (ОГЭ ) по английскому языку (задания 2 и 3). В сборнике приведена...
Основные ошибки в устной части ЕГЭ по английскому языку.Задание 1 "Чтение текста"
Основные ошибки в устной части ЕГЭ по английскому языку.Задание 1 "Чтение текста"....