Формирование исследовательской компетенции обучающихся за счёт содержательно-технологической интеграции основного и дополнительного образования
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека. Интеграция предметов языкового цикла позволяет более тесно связать учебный материал с жизнью, вызвать интерес к познанию окружающей действительности, расширить словарный запас и кругозор школьников, повысить их уровень воспитанности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_issledovatelskoy_kompetentsii_obuchayushchihsya_za_schyot_soderzhatelno.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Формирование исследовательской компетенции обучающихся за счёт содержательно-технологической интеграции основного и дополнительного образования"
В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция.
Хотя и не одну сотню лет в школе преподаются отдельные учебные предметы, закономерно возникают вопросы: как идет усвоение обучающимися знаний о природе, обществе, человеке? Формируются ли в их сознании целостная научная картина мира?
В законе РФ "Об образовании" особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека.
Философский словарь дает следующее толкование этих понятий: Интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция — ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования.
Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность – это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения. Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.
Интеграция предметов языкового цикла позволяет более тесно связать учебный материал с жизнью, вызвать интерес к познанию окружающей действительности, расширить словарный запас и кругозор школьников, повысить их уровень воспитанности.
Большое значение интеграции для развития интеллектуальных способностей учащихся объясняется тем, что в современной науке все более усиливается тенденция к синтезу знаний, к осознанию и раскрытию общности объектов познания. При этом ученые утверждают, что данная тенденция должна постоянно усиливаться в будущем. Потребность в синтезе научных знаний обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, стоящих перед человечеством; проблем, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных отраслей науки. Ставится вопрос о формировании нового, интегрированного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Такой подход в обучении способствует выработке системы знаний, развивает способность к их переносу. Значит, интеграция необходима в современной системе образования.
Интеграция может осуществляться на любом этапе педагогического процесса:
- интеграция на уровне педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность);
- интеграция на уровне содержания (интегрированные программы, интегрированные учебные курсы);
- интеграция на уровне сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты)
- интеграция на уровне педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия).
В современной школе выделяют несколько уровней интеграции.
Первый уровень – интеграция естественнонаучной и гуманитарной культур. Важна интеграция учебных дисциплин, поиск в их взаимодействии подходов к целостному видению мира, к раскрытию духовного потенциала предметов.
Второй уровень – интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки учителями единых программ формирования ведущих понятий межпредметного характера в процессе обучения. Такая работа может быть осуществлена на основе выделения стержневых линий учебных курсов.
Третий уровень – интеграция за счет осуществления и усиления практической направленности не только конкретного предмета, но и цикла предметов на основе реализации “горизонтальных” структур взаимосвязей учебных дисциплин. Это предполагает широкое обращение учителя непосредственно к субъектному опыту учащихся и его осмыслению.
Четвертый уровень – использование общенаучных методов познания, обучение этим методам учащихся. Известно, что к научным методам познания, прежде всего, относятся: наблюдение, гипотеза, эксперимент.
Наиболее глубоким представляется четвертый уровень интеграции, когда школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения.
Вероятно, именно этот уровень следует признать высшим, ведь цель интегрированного преподавания в том и заключается, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём.
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет педагогов пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования.
С началом XXI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому культурному человеку в целях раскрытия его креативности, творческих возможностей и интеллектуального потенциала.
Использование новых методов и приемов, основанных на интеграции межпредметных связей развивает интерес к познанию языковых наук, открытость для нового опыта, умение не только проникнуть в сущность природных и мировых общественных явлений, но и умение найти для этой цели разные способы объяснения активности мыслительной деятельности, способность произвести перенос знаний и способов деятельности в новых условиях, умение вести диалог, сотрудничать.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности в современном организованном обучении. Это стало неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательных учреждениях различного вида с различным контингентом обучающихся.
Актуальность широкого внедрения в практику работы школы этой формы очевидна, так как именно исследование аккумулирует творческий потенциал, оказывает мощное влияние на привитие интереса к науке.
Многим образовательным учреждениям на сегодняшний день удалось выстроить целенаправленную, систематическую проектно-исследовательскую работу на всех ступенях образования с учетом возрастных психолого-физиологических особенностей детей. Метод проектно-исследовательских задач позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Учебно-исследовательская деятельность – это одна из технологий воспитания мотивированных детей.
Как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Первоначальные этапы выполнения проектной и исследовательской работы схожи – это постановка проблемы, планирование работы, поиск информации. Далее для исследования требуется провести наблюдение, эксперимент, анкетирование, сравнение или моделирование. А при проектировании необходимо создать продукт в виде журнала, коллекции, модели, учебного пособия и пр.
Вместе с тем, в основе метода проектов и метода исследований лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически и творчески мыслить.
Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики.
Развитие проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся в массовой средней школе предполагает наличие и решение следующих проблемных аспектов:
1. Проблема, которая актуальна и требует интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная деятельность обучающегося.
4. Структурирование содержательной части проекта или научного исследования.
5. Использование исследовательских методов, т.е. выявление проблемы, цели, задач, гипотезы исследования, определения путей решения, анализ, выводы, конечный результат и подведение итогов работы.
Использование проектной и научно-исследовательской технологии предполагает отход от авторитарного стиля обучения, с одной стороны, а с другой стороны – предусматривает хорошо продуманные, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения
Работая над проектом, исследованием обучающийся получает возможность реализовать свой творческий потенциал, получить надпредметные знания, а также приобрести необходимые основы научной деятельности, которые в заметной степени облегчают дальнейшую адаптацию к обучению в ВУЗе.
Виды учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся:
На уроке
- Применение на уроках проектного метода и исследовательского метода обучения (ИМО);
- Интегрированные уроки;
- Домашнее задание исследовательского характера.
Во внеурочное время
- Элективные курсы;
- Образовательные экспедиции (походы, поездки, экспедиции);
- Факультативы и кружки;
- Работы в ученических научно-исследовательских обществах;
- Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;
- Учебные проекты и исследования.
Проектное и научно-исследовательское обучение следует использовать как дополнение ко всем видам обучения (как в основной школе на всех ступенях, так и в рамках дополнительного образования). Метод проектно-исследовательской деятельности, лежащий в основе организации внеклассной деятельности, стимулирует самостоятельное освоение обучающимися новых и интеграцию имеющихся знаний, способствует интеллектуальному развитию, росту самостоятельности, творческой активности, инициативности. Межпредметные и надпредметные проекты и исследования разрабатываются на стыке нескольких дисциплин и требуют от обучающихся большой эрудиции и интеграции полученных знаний, умений и навыков.
В начальной школе
Темы детских проектных и исследовательских работ могут быть близки к содержанию учебных предметов, но обязательно должны находиться в зоне ближайшего развития в области познавательных интересов ребенка и обеспечивать мотивацию включения его в самостоятельную работу.
В основной школе
На первый план у подростка выступают цели освоения коммуникативных навыков. Поэтому проектно-исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в группах, но не стоит лишать обучающегося возможности выбора индивидуальной формы. Темы работ, волнующие подростков и близкие их пониманию, можно выбирать из любой области (предметной, межпредметной, внепредметной).
В старшей школе
К концу 10 класса мотивированным учащимся необходимо достичь формирования надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности, а именно - самостоятельного практического владения методом проектов или технологией исследования.
Темы проектных или исследовательских работ должны находиться в области самоопределения в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося. Формы работы - индивидуальные или мини-групповые.
В результате выполнения исследования или проекта у обучающихся вырабатываются:
- информационно - аналитические умения: видеть проблему; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям, классифицировать, экспериментировать, задавать вопросы;
- информационно - поисковые умения: уметь наблюдать; уметь общаться; уметь работать с книгой, с текстом; владеть словом; уметь искать информацию в интернете.
Работа над учебными проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс, из скучной «принудиловки» в результативную созидательную творческую деятельность. Уместно в связи с этим напомнить слова Л.Н.Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное предложение этих сведений».
Исследовательские и проектные разработки следует не только выполнить, но и в обязательном порядке, представить итоги исследования для ознакомления всем заинтересованным лицам, а результаты проекта – оформить в том виде, в котором они могут использованы. Защищая свои исследовательские работы и презентуя проекты, ученики приобщаются к основам ораторского искусства, приобретают опыт публичных выступлений, слушают своих сверстников – всё это активизирует познавательный интерес обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.
Именно такое завершение школьных разработок подтвердит их социальную значимость, позволит обучающимся получить адекватную оценку собственной проектно-исследовательской деятельности. «Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости и преодоления трудностей в других делах», - писал В.А.Сухомлинский. Целостное видение процессов материализации замыслов в востребованный обществом продукт, позволяет ученику приобщиться к научно-производственному процессу, соответствующему его способностям, возможностям, личным характеристикам, распознать, а впоследствии и занять свое место в коллективах, осуществляющих научно-техническую и производственную деятельность.
Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Интеграция в процессе обучения способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и его организации, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Ученых объединяют общие принципы познания природы, поэтому очень часто результаты исследований переносятся из одной науки в другую. Вот почему в учебном процессе и важна роль интеграции.
Таким образом, современное образование как средство освоения мира должно обеспечивать интеграцию различных способов познания мира и тем самым увеличивать творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания окружающей действительности
Список использованной литературы
1.КомпанееваЛ.Г. Преподавание иностранных языков одарённым детям. - http://pn.pglu.
2.Петрова И.И. Педагогические основы межпредметных связей. - М. : Высш. шк., 1985. – 79 с.
3.Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический аспект. М.: Педагогика, 2007. – 264 с.
4.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. – 2000.-№2.- С.3-10
5.Сокол И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку // Иностр.языки в школе.-2008.-№1.- С.16-21
6.Мусницкая Е.В. Сто вопросов к себе и ученику.-М.: Дом педагогики. 1996
7.Как сделать урок иностранного языка эффективным и интересным(от теории к практике): Учебное пособие/ Под ред. Я.М. Колкер, Е.С. Устиновой и др.- Рязань: РГПИ,1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...
Физическое, духовное, психологическое и социальное оздоровление обучающегося - будущего гражданина Российской Федерации в условиях интеграции основного и дополнительного образования современной образовательной организации.
Цель проекта: модернизация региональных систем общего образования.С учётом указанной цели Проекта и педагогическим решением его задач с использованием инноваций в реализации целевых программ: «Здоровь...
Семинар на базе МБОО ПСОШ им.А.В. Калинина «Интеграция основного и дополнительного образования как один из факторов достижения успешности обучающихся» 2017 год
С 8 по 10 2017 года образование Усть-Донецкого района принимала гостей из столицы нашей Родины. Московские учителя школы №491 приехали на Донскую землю для обмена опыта по вопросу «Интеграц...
Интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации проекта «СИМВОЛ» по формированию качеств личности школьников Выборгского района Санкт-Петербурга.
Социально-педагогический проект «СИМВОЛ» был разработан в 2009 году как обобщение опыта работы Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества &l...
Интеграция основного и дополнительного образования как обязательное условие формирования модели успешного выпускника.
Данная статья представляет собой выступление, посвященное опыту интеграции основного и дополнительного образования и созданию образовательно-воспитательной модели, позволяющей сформировать успешного в...
Формирование целостного образовательного пространства в школе на основе интеграции основного и дополнительного образования
Обеспечить познавательную активность детей, развить творчество в процессе обучения в школе являются помогают интегрированные уроки. Это эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении к...