Научная статья: "Азбука жизни" на пути к духовно-нравственному становлению учащихся 7-8 классов".
статья по английскому языку (7, 8 класс) по теме
«Азбука жизни» - это программа кружка по английскому языку для учащихся 7-8 классов, направленная на их духовно-нравственное воспитание в процессе изучения английского языка. Программа включает в себя 24 темы, в ходе которых затрагиваются и активно обсуждаются на английском языке важные качества личности и явления общественной жизни с целью формирования у учеников правильного представления о них. Все темы разработаны с учетом возрастных интересов учащихся и мотивируют их к общению на английском языке. Учебно-методическим сопровождением проекта является учебное пособие «Азбука жизни».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_azbuka_zhizni.docx | 545.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Азбука жизни» на пути к духовно-нравственному становлению учащихся 7-8 классов.
Аннотация проекта
Лозунг проекта: «Воспитать человека!»
«Азбука жизни» - это программа кружка по английскому языку для учащихся 7-8 классов, направленная на их духовно-нравственное воспитание в процессе изучения английского языка. Программа включает в себя 24 темы, в ходе которых затрагиваются и активно обсуждаются на английском языке важные качества личности и явления общественной жизни с целью формирования у учеников правильного представления о них. Все темы разработаны с учетом возрастных интересов учащихся и мотивируют их к общению на английском языке. Учебно-методическим сопровождением проекта является учебное пособие «Азбука жизни».
Актуальность проекта
Когда ученик приходит в школу, он стоит на пути выбора. Это не только образовательный выбор –какие предметы ему ближе и интересней, какую профессию он захочет выбрать в будущем; это еще и духовно-нравственный выбор – каким человек он станет. И этот выбор не менее важен, чем образовательный. Не случайно в «Законе об Образовании» (Статья 9 пункт 6) духовно – нравственное воспитание школьников определено как задача первостепенной важности. В связи с этим, педагоги активно ищут возможные пути формирования у учащихся нравственно духовных ценностей.
Проект «Азбука жизни» - это новый путь духовно-нравственного воспитания школьников. Предполагается, что, ученик, который пройдет по «ступеням» проекта, на выходе приблизится к тому портрету выпускника основной школы, который заложен в требованиях ФГОС.
Какой это человек?
Это человек, который любит свой край и свою страну, который ценит человеческую жизнь, осознает важность образования и труда, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями, выполняет свои обязанности перед семьей, обществом и страной.
Сложности воспитания такого человека, настоящей опоры для своей семьи и страны, являются результатом кризисных явлений современной жизни. К примеру, воздействие, которое оказывают различные источники СМИ на наших детей, зачастую противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания.
Нет сомнений в том, что духовно-нравственное воспитание – это задача всероссийского масштаба. При этом каждый учитель в отдельности способен внести свой неоценимый вклад в это важное дело.
Нужно сказать, что изучение иностранных языков в школе, в частности английского, представляет уникальный потенциал для духовно-нравственного воспитания, так как язык – это хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, и воспитательные идеалы.
Исходя из всего вышесказанного, актуальность проекта «Азбука жизни» связана с необходимостью формирования нравственно - духовных ценностей по средствам изучения английского языка как возможного ресурса для преодоления эмоциональной, волевой и духовной незрелости современных подростков.
Цель проекта:
Создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания учеников 7-8 классов в процессе изучения английского языка.
Описание проекта
Программа включает в себя 20 тем, расположенных в порядке английского алфавита.
Проект включает в себя такие темы, как: доброта, честность, справедливость, скромность, дружба, детство, счастье, любовь, мудрость, трудолюбие, успех.
Несколько тем рассматриваются в парах для создания контраста: щедрость и скупость, гордость и гордыня, доверие и доверчивость.
В основу разработки тем проекта была положена концепция педагогических целей американского ученого Б. Блума, а именно ее вторая часть «Таксономия в аффективной области» (эмоционально-ценностной), разработанная Д. Кратволем совместно с группой ученных уже после смерти Б. Блума. К данной области относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и их активного применения в реальных жизненных ситуациях.
Таким образом, каждый тема включает в себя 6 основных этапов, которые разработаны согласно Таксономии в аффективной области (Д. Кратволь).
Этап | Цель | Вид деятельности |
Проблемный (восприятие) | Привлечь и удержать внимание учеников | Использование видео ряда и картинок в учебном пособии |
Теоретический (обоснование) | Осмысление проблемы | Теоретический разбор понятия - ценностной ориентации |
Эмоциональный (реагирование) | Сопереживание, отклик на проблему | Чтение текста, описывающего ситуацию, в основе которой лежит изучаемая проблема |
Практически-деятельностный | Решение проблемы в разных ситуациях | Выполнение упражнений, направленных на решение проблемы в различных ситуациях |
Разбор пословиц и поговорок на данную проблему. Обсуждению ситуативных иллюстраций. | ||
Рефлексивный | Осмысление своего отношения к нравственным нормам и ценностям | Завершение предложений про изучаемую духовно-нравственную ценность своими личными идеями, мнениями и умозаключениями. Написание небольшого абзаца, содержащего собственное отношение ученика к проблеме. |
Подведение итогов | Распространение ценностной ориентации на деятельность | Настрой учеников на применение полученных знаний в реальной жизни |
Преобладающими формами работы на занятии являются - групповая и парная. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии со своими одноклассниками складываются определенные точки зрения. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, а класс высказывает свое отношение к данному решению.
Ожидаемый результат
- Формирование у учащихся базовых национальных ценностей, закрепленных Конституцией Российской Федерации и являющихся основой Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на 2015-2025гг. Мы не в коем случае не претендуем на то, что в рамках одного проекта мы сможем сформировать все базовые национальные ценности, но работы будет идти именно по этим направлениям.
Продукт
- учебное пособие для учащихся «Азбука жизни»
*Страницы учебного пособия, тема «Счастье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем».
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». Мероприятие основано на жизнеописании семьи Царственных мучеников: Императ...
Психолого-педагогическое изучение духовно-нравственной сферы личности учащихся 9-11 классов
Мне всегда было интересно, чем отличаются современные старшеклассники от поколения моих собственных детей (30-ние), от нас, когда мы тоже были школьниками. Какие ориентиры нравственных представлений и...
Статья на тему: Пути повышения духовно-нравственного воспитания школьников
Статья на тему "Пути повышения духовно-нравственного воспитания школьников" предназначена для выступления на методических объединениях, педсоветах и родительских собраниях....
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». (Николай II и его семья).
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». (Николай II и его семья)....
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления для учащихся 5-6 классов
Программа внеурочной деятельности "Фольклорные посиделки" для учащихся 5-6 классов совмещает в себе изучение русского фольклора и декоративно-прикладного творчества....
VII Межрегиональная научно-практическая конференция «На пути к школе здоровья: становление образовательной среды в контексте ФГОС»
Инновационные педагогические технологии, позволяющие активно повышать уровень образованности школьников...
Проблемы и методы в работе по духовно-нравственому воспитанию с учащимися 5-6 классов
Проблемы и методы в работе по духовно-нравственному воспитанию с учащимися 5-6 классов...