Психолого-педагогическое изучение духовно-нравственной сферы личности учащихся 9-11 классов
статья (9 класс) на тему
Мне всегда было интересно, чем отличаются современные старшеклассники от поколения моих собственных детей (30-ние), от нас, когда мы тоже были школьниками. Какие ориентиры нравственных представлений имею нынешние школьники – завтрашние взрослые?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое изучение духовно-нравственной
сферы личности учащихся 9-11 классов
Развитые ценностные ориентации - показатель развития духовно-нравственной сферы личности, меры ее социальности. Создание собственной ценностной системы сопровождается обращением подростков к вечным идеальным представлениям о нравственности.
Основная задача исследования - базовые человеческие ценности, представляющие универсальные потребности людей. В соответствии с поставленной целью был применён комплекс методик: терминальные и инструментальные ценности Рокича, опросник Ш. Шварца в адаптации В.Н.Карандашева. Гипотеза исследования: в подростковом возрасте и в период ранней юности можно выделить определённые этапы духовно-нравственного становления личности, связанные с развитием и формированием нравственного самосознания и системы ценностных ориентаций. На этих этапах самосознание и ценностные ориентации как компоненты нравственной сферы личности имеют свои характерные особенности, тесно связанные с возрастными новообразованиями, задачами и этапами социализации человека. Результаты проделанной работы выявили следующее: система ценностей с выраженной направленностью среди выпускников основной школы сформирована у 100% учащихся, но осознаётся – у 92%. Основной направленностью личности учащихся 9-10 классов является индивидуализм, общение, самоутверждение, общественный рост и самореализация в личной жизни, Более низкий процент у таких ценностей как профессиональная самореализация и этические ценности, и только 5% учащихся ориентированы на личностный рост. Основными ориентациями-целями выступают: здоровье (50%уч.), счастливая семейная жизнь (41%уч.), уверенность в себе (38% уч.), Основными ориентациями-средствами (какими качествами личности будут достигаться данные цели) определяются: воспитанность (46%), твёрдая воля (33%), жизнерадостность (29%). Отвергаются подростками в этом возрасте такие ценности как общественный рост, индивидуалистические, что подтверждает противоречивый характер ценностных ориентаций.
Согласно теории Ш.Шварца, ценности личности существуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов. Первый уровень более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения. Второй уровень более зависим от внешней среды, и соотносятся с конкретными поступками человека. С помощью методики Ш.Шварца в адаптации В.Н.Карандашева изучались ценностные ориентации учащихся 11 классов. На уровне нормативных идеалов старшеклассники выбирают: 1) свобода мыслей и действий, 2) смысл жизни, 3) безопасность семьи, 4) истинная дружба, 4) самостоятельность (надеющийся на себя, самодостаточный), 5) мудрость (зрелое понимание мира). Минимальное значение для учащихся имеют такие ценности как компетентность (способность эффективно действовать), изменчивость жизни, защита окружающей среды), скромность, послушность и единство с природой. На уровне индивидуальных приоритетов учащиеся предпочитают: 1) самим решать, что делать, 2) преуспевать в жизни, 3) быть независимыми (полагаться на себя), 4) нравятся сюрпризы и жизнь полная впечатлений, 5) предпочитают наслаждаться жизнью и хорошо проводить время. Все представленные в данной методике ценности (по Шварцу) можно скомпоновать по мотивационным целям в следующие типы (группы) ценностей: самостоятельность, безопасность, конформность, достижения, гедонизм, стимуляция, универсализм, доброта, традиции и власть. На уровне нормативных идеалов выпускники школы хотели бы иметь независимость в мышлении и способах действия, иметь автономию; получать удовольствия и наслаждаться, жить в стабильном обществе иметь гармоничные взаимоотношения. В конкретном поведении у них отмечается также ориентация на самостоятельность, гедонизм. Отличием здесь является не безопасность, а стремление к стимуляции (стремлении к новизне и глубоким переживаниям). Традиции для учащихся не значимыми. Чаще всего старшеклассниками данный тип ценностных ориентаций воспринимается как формы религиозных обрядов, верований и норм поведения. Мотивационная цель данной ценности — уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре и следование им. Десять типов ценностей классифицируются по двум биполярным осям измерения: открытость изменениям (самостоятельность, стимуляция)–консерватизм (безопасность, конформность, традиции); самовозвышение (власть, достижения) – самотрансцендентность (универсализм, доброта). Гедонизм связан как с открытостью, так и с самовозвышением. По биполярным осям одиннадцатиклассники нашей школы ориентированы на самотрансцендентность (выход «Я» за рамки ментальной формы и самонаблюдение, т.е. мотивационная цель проявляется в определенной направленности, способе соотнесения человеческих интересов с общественными, уровне притязаний). Поведение же можно назвать консервативным (стремление к безопасности и конформности).
Выводы:
1. У учащихся 15-17 лет психологический механизм дифференциации системы ценностей хорошо сформирован. Ценностные ориентации являются устойчивым действенным личностным образованием.
2. Ценностные ориентации обладают противоречивым характером: одни и те же ценности значимы для них и одновременно могут ими отвергаться (по методике Рокича), не совпадение ценностных ориентиров на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов (по методике Шварца)
3. Низкий уровень имеющих в настоящее время большое значение таких ценностей как живая природа и её сохранение, умение пользоваться своей свободой (ответственность за своё поведение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственная программа "Рождество" для учащихся 5-7 классов
Данная программа подготовлена учителем русского языка и литературы и учащимися 5 класса как открытое мероприятие в рамках Рождественских чтений. Целевая аудитория - ученики начальной и основной школ, ...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ (ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается всё школьное обучение и воспитание...
Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»
Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...
Проблемы художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства
Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым? ...
Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).
В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...
Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии
На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...