Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем».
классный час (8 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». Мероприятие основано на жизнеописании семьи Царственных мучеников: Императора Николая II, Императрицы Александры, их чад - Алексия, Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Особое внимание уделено воспитанию детей и взаимоотношениям в этой семье, что дает возможность показать, что для созидания личности необходимы идеалы добра, милосердия, честности, трудолюбия. Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Авторы: Галанскова Г.Н.
Скопцова Т.Н.
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». (Николай II и его семья).
Цель: расширить представление детей и родителей о семье как величайшей общечеловеческой ценности.
Задачи:
- Познакомить учащихся с семьей Николая II;
- показать, что мир и согласие в семье – главное условие благополучия, счастья всех членов семьи;
- побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.
Для проведения мероприятия необходимы фотографии семьи Николая II – компьютерная презентация, видеофильм, песни в исполнении Ж. Бичевской.
Для чего нам жизнь дана –
Для еды, питья и сна?
Для учёбы и работы,
На житейские заботы?
Сделать нашей чашей дом,
Жить спокойно…
А потом?..
Е. Санин
Ведущий: (Слайд 1) Один из самых важных на свете вопросов – вопрос о смысле человеческой жизни. Смыслом жизни является Любовь. Первые уроки добра и любви дети получают в родном доме, в кругу своей семьи. Христианскую семью объединяла любовь к Богу. Она учила маленьких детей любить и почитать своих родителей, умирять свои желания, сочувствовать и помогать братьям и сёстрам. Жертвенная любовь к ближнему постигалась в терпеливом преодолении трудностей семейной жизни.
История православной культуры сохраняет свидетельства о жизни многих христианских семей. Семья Николая II, последнего российского императора, может во многом служить примером нам, современным людям.
Христианская семья является первым воспитателем детей в традициях благочестия, прививает добрые качества и, прежде всего, Любовь.
Но чтобы воспитать это чувство, необходимо родителям любить друг друга.
Начало семьи – истинная любовь.
1 ученик: (Слайд 2-4) С наследником российского престола принцесса по знакомилась в 1884 году, на свадьбе своей старшей се стры Елизаветы с великим князем Сергеем Алексан дровичем. Алике было тогда 12 лет, Николаю — 16. Так началась дружба, которая вскоре переросла в беззавет ную, самоотверженную, все возраставшую с годами лю бовь. В 1889 году Николай окончательно был влюблен в Алек сандру, но о свадьбе еще не могло быть и речи. Ей 17, ему 21: считалось, что они слишком молоды. Родители Нико лая поначалу не очень одобрительно отнеслись к его выбору. И, хотя Нико лай и Алике переписывались и посылали друг другу ма ленькие подарки, они расстались почти на пять лет. Оба они, однако, считали, что эти пять лет упрочили их отно шения. Сердце Алике было занято только Николаем; что до него, то он твердо заявил своему отцу, что женится только на Александре.
Наконец Александр III дал свое со гласие на брак. Одновременно и королева Виктория осчастливила внучку своим благословением. Остава лось одно препятствие — приверженность невесты и жениха разным религиям.
2 ученик (юноша) (Слайд 5) После сделанного предложения на следник записал в дневнике:
«Говорили до 12 часов, но безуспешно, она все противится перемене религии. Она, бедная, много плакала. Она плакала все время и только время от времени про износила шепотом: „Нет, я не могу"».
Но на третий день случилось почти чудо. В то ут ро Николай заговорил с принцессой с особенным одушевлением, вложив в слова всю силу своего убеждения:
«Алике, я понимаю Ваши религиозные чувства и благоговею перед ними. Но ведь мы веруем в одного Христа; другого Христа нет. Бог, сотворивший мир, дал нам душу и сердце. И мое сердце и Ваше он напол нил любовью, чтобы мы слились душа с душой, чтобы мы стали едины и пошли одной дорогой в жизни. Без Его воли нет ничего. Пусть не тревожит Вас совесть о том, что моя вера станет Вашей верой. Когда Вы уз наете после, как прекрасна, благодатна и смиренна на ша православная религия, как величественны и велико лепны наши храмы и монастыри и как торжественны и величавы наши богослужения, — Вы их полюбите, Алике, и ничто не будет нас разделять».
1 ученик: (Слайд 6) Выслушав цесаревича и увидев непритворные слезы в его глазах, принцесса тихо произнесла:
3 ученица (девушка) «Я согласна. Годы только усилили мою любовь к тебе, и я желаю только одного быть достойной твоей любви и нежности».
1 ученик: (Слайд 7) Итак, через десять лет после знакомства в 1884 году Царевич Николай и принцесса Алиса были обручены.
Послушайте выдержки из нежных трогательных писем, которые возлюбленные адресовали друг другу.
2 ученик (юноша) Красное Село, 3/15 августа 1894 года, письмо Н-66.
Моя дорогая любимая Алики,
Мы только что закончили завтрак, и, так как я сейчас свободен, имею желание сесть и поболтать с моей ма лышкой. Дорогая, не считай меня глупым, но я не могу начать ни одного письма, не повторив то, что постоянно чувствую и о чем думаю: я люблю тебя, я люблю тебя. О, милая, что это за сила, которая навсегда сделала меня твоим пленником? Я ни о чем не могу думать, кроме тебя, моя родная, и я отдаю свою жизнь в твои руки, боль шего я не могу отдать. Над моей любовью, каждой ее капелькой, ты имеешь полную власть! Хоть мы и в раз луке, но наши души и мысли едины, не правда ли, доро гая?
3 ученица (девушка) Май 1894 года. Из писем Алике Николаю.
Бесценное мое сокровище, не могу уснуть, не написав тебе, так как поговорить, увы, мы не можем. Невозможно описать, как я по тебе скучаю и тоскую по тем двум ча сам, которые мы проводили с тобой наедине каждый вечер.
2 ученик (юноша) О, моя Алики, если бы ты только знала, сколько сча стья ты мне дала, ты была бы рада и ничто не потревожило бы мира твоего сердца. Как бы мне хотелось быть рядом с тобой, шептать тебе на ушко нежные слова любви и утешения; ничто не печалит меня больше, чем мысль, что по моей вине, хотя и невольной, ты терзаешься, а я не могу тебе помочь, находясь от тебя вдали! Молитва так облегчает всем тяжесть земного бремени. И, милая, по жалуйста, всегда пиши мне, если тебе понадобиться что-то узнать. Говори прямо и откровенно. Никогда не бойся сказать мне все, что захочешь. Мы должны все знать друг о друге и всегда помогать друг другу, правда, ведь, доро гая. ТВОЙ НИКИ
3 ученица (девушка): Я так хочу, чтобы ты был здесь. Без тебя я чувствую себя такой одинокой. О, если бы только ты знал, как я тебя обожаю, и годы только укрепили мою любовь к тебе, и я желаю только одного: быть достойной твоей любви и неж ности. Да благословит тебя Бог, моя дорогая любовь.
Множество нежных поцелуев от твоей глубоко преданной маленькой девочки.
Алике. Твоя невеста! Как необычно это звучит, милый. Я все время думаю о тебе.
Ведущий: Представляете, эти трепетные любовные послания написаны Николаем II и английской принцессой Алисой (будущей женой царя)
Как вы думаете, сколько писем было написано ими за полгода помолвки?
Аликс написала Николаю133 письма, а Николай невесте – 127.
На фоне музыки. (Слайд 8)
Бракосочетание вошедшего на престол Николая Александровича и Алисы, принявшей в православии имя Александры Фёдоровны, состоялась 27 ноября 1894года.
Жизнь Их Величеств была безоблачным счастьем взаимной безграничной любви. Государь называл Ее Величество Sunny (Солныш ко). Приходя в ее комнату, он отдыхал, и Боже сохра ни какие-нибудь разговоры о политике или о делах.
(Слайд 9-12)
1 ученик: Через год родилась дочь Ольга, а потом, с перерывом в полтора – два года стали появляться другие дети: Татьяна, Мария, Анастасия.
4 ученица: - Ольга поражает искренностью горячей любви и заботы, добровольным беспрекословным послушанием. На всех производила чарующее впечатление своим ласковым и милым обращением.
5 ученица: - Татьяна обладала большой силой характера, сдержанная. Девушка удивительной прямоты и честности, с твёрдо устоявшимися идеалами, с самостоятельным, живым и ясным умом.
6 ученица: - Мария, её смело можно назвать русской красавицей. Высокая, полная, с соболиными бровями, ярким румянцем на открытом лице. Она весела и жива.
7 ученица: - Анастасия. Её личико полно живости и лукавства. Быстрые глазки всегда сверкают неудержимым весельем и задором, они неустанно и зорко высматриваю, где бы ей нашалить.
1 ученик: (Слайд 14-16) Трудно было бы найти четырёх сестёр с более разными характерами, и всё же так совершенно едиными в любви друг к другу, что не исключало личной независимости каждого, и, несмотря на разные темпераменты, делало их самой сплочённой семьёй.
Вели кие княжны были очаровательны — воплощение свеже сти и здоровья. Режим для детей был обычным, не отягощенным обя занностями, привычными для Царской Семьи. Импера тор и Императрица были верны принципам их собст венного воспитания: большие, хорошо проветренные комнаты, где жили девочки, жесткие походные кровати без подушек, холодные купания (теплые разрешались вечером). Подрастая, дети обедали вместе с родителями. Еда была простая: говядина, борщ или гречне вая каша, вареная рыба, фрукты. Не принимая расточи тельного образа жизни большей части высшего общест ва России, Николай Александрович и Александра Федоровна хотели постепенно привить чувство насто ящих ценностей и своим детям.
Родители считали, что дети не должны сидеть без дела. В светских приемах, балах, развлечениях дети редко принимали участие и посещали их, если этого требовал Дворцовый этикет. Уроки, рукоделие, молитвы, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры – вот их обычный круг занятий.
8 ученик: (Слайд 17-19) Николай II и Александра Фёдоровна долго и терпеливо ждали появления наследника. Император и императрица посетили Саров, где горячо молились преподобному Серафиму Саровскому о даровании им сына. Ровно через год родился царевич Алексей.
Вскоре радость супругов сменилась почти что от чаянием: оказалось, что ребенок унаследовал от мате ри ужасную, неизлечимую болезнь — гемофилию. За ребенком нужен был постоянный присмотр. Стоило ему удариться головкой или рукой о мебель, сразу же появлялась огромная синяя опухоль, показы вающая на внутреннее кровоизлияние, причинявшее ему тяжкие страдания.
Царевич Алексей рос живым и подвижным ребен ком, и доглядеть за ним было трудно.
Любимой игрой царевича были солдатики, которых у него было огромное количество. Он часами расстав лял их на большом столе, устраивая войны, маневры и парады, Наследник обладал превосходным музыкальным слухом и великолепно играл на балалайке.
1 ученик: К воспитанию детей родители относились серьезно. Они старались привить им чувство благочестия, благородства, любви, уважительного отношения к окружающим.
(Инсценировка) (Слайд 20) Во время одной прогулки по берегу Днепра, при посещении Императорской Ставки Верховного Глав нокомандующего, Цесаревич, будучи в шаловливом на строении, вытащил у баронессы зонтик и бросил его в ре ку. Великие Княжны старались зацепить его, но ничего не получалось.
Неожиданно появился Государь. „Что это за пред ставление?" — спросил он. „Алексей бросил зонтик в реку, и это такой стыд, так как это самый луч ший у баронессы", — ответила Великая Княжна. Улыбка исчезла с лица Государя. Он повернулся к своему сы ну. „Так в отношении дамы не поступают, — сказал он сухо. — Мне стыдно за тебя, Алексей. Я прошу извинения за него, — добавил он, обращаясь, к окружающим, — и я попробую исправить дело и спасти этот злопо лучный зонтик".
Император во шел в воду. Когда он дошел до зонтика, вода была выше колен...
Он передал его мне с улыбкой: „Мне все же не пришлось плыть за ним! Теперь я сяду и буду сушиться на солнце".
Бедный маленький Царевич, красный от отцовско го, резкого замечания, расстроенный, подошел ко мне. Он извинился, как взрослый.
8 ученик: (Слайд 21-22) С интересом и глубоким вни манием вглядывался Алексей в жизнь простых людей, и час то у него вырывалось восклицание: „Когда я буду ца рем, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтобы все были счастливы"».
Во время перебоев с сахаром он сберегал свою порцию, а потом с серьезным видом раздавал друзьям — детям дворцовых слуг.
Любимой его пищей были «щи и каша и черный хлеб, которые едят все мои солдаты», как он всегда говорил. Ему каж дый день приносили пробу щей и каши из солдатской кухни Сводного полка; цесаревич съедал все и еще об лизывал ложку, говоря: «Вот это вкусно, не то, что наш обед».
3 ученица: (Слайд 23-24) Когда мы слышим слова Царь, Царица, мы представляем пышные балы, красивые платья, ежедневные праздники, полную веселья жизнь. Но Николай Александрович и Александра Федоровна свое предназначение видели в другом.
Она приняла на себя труды по созданию благотворительных учреждений. Когда подросли дочери, Алек сандра Федоровна и их подключила к своей благотворительной деятельности. Ей часто говорили, что для девочек опас но сидеть у постели больных из-за туберкулезных бацилл, но она отметала эти возражения, и Великие княжны посещали многих тяжелейших пациентов. Она сказала как-то, что дети должны знать, что "кроме красоты, в мире много печали".
Во дворцовом госпитале она сама с дочерьми начала учиться на сестер милосердия, и они еже дневно ухаживали за привезенными с поля боя солдатами
(Инсценировка) (Слайд 25-26) Однажды привезли новую партию раненых. Их, как всегда, на вокзале встретили Великие Княжны Ольга и Татьяна. Они исполняли все, что им приказывали доктора, и даже мы ли ноги раненым, чтобы тут же, на вокзале, очистить ра ны от грязи и предохранить от заражения крови. По сле долгой и тяжелой работы Княжны с другими се страми размещали раненых по палатам.
Усталая Великая Княжна Ольга Николаевна присе ла на постель одного из вновь привезенных солдат..
— Умаялась, сердечная?
— Да, немного устала. Это хорошо, когда устанешь.
— Чего же тут хорошего?
— Значит, поработала.
— Этак тебе не тут сидеть надо. На фронт бы по ехала.
— Да моя мечта — на фронт попасть.
— Чего же. Поезжай.
— Я бы поехала, да отец не пускает, говорит, что я здоровьем для этого слишком слаба.
— А ты плюнь на отца да поезжай. (Княжна рассмеялась.)
— Нет, уж плюнуть-то не могу. Уж очень мы друг Друга любим».
Ольга Нико лаевна, как и всегда, и словом не обмолвилась, что она дочь царя.
Государь приехал в лазарет, в кото ром работали Великие Княжны. Сев у постели од ного из солдат, он заботливо начал расспрашивать его.
- Всем ли ты доволен и хорошо ли за тобой ухажи вают?
— Так точно, Ваше Величество, всем доволен; прямо хоть и не поправляйся.
Вот только, Ваше Величество, сестры малость забывчивы... Намеднесь дал я вот этой сестричке... вон, что там сто ит, веселенькая такая... курносенькая... дал я ей де сять копеек на папиросы, а она ни папирос, ни денег не несет...
— Ольга, что же ты поручения не исполняешь? Папиросы обещала принес ти и забыла?
— За это вели купить ему на рубль.
Бедный солдат после этого целый день все охал:
— На кого пожаловался-то... На царскую дочку... Господи, грех-то какой».
4 ученица: (Слайд 27) Царь и царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их и к предстоящему труду и подвигу.
3 ученица: - Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей, считала государыня.
2ученик: - Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения. Такими должны быть и мои дети, - говорил государь.
4 ученица: -Свои заботы и внимание царевич и Великие княжны распространяли на всех, кого знали. Они воспитывались в простоте и строгости.
3 ученица: - Долг родителей в отношении детей – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлёт Бог, - говорила государыня.
1 ученик: В этой христианской семье вера в Бога определяла отношения между отцом, матерью, сёстрами и братом. Послушание детей выражало их безграничную любовь и почитание родителей.
После отречения царя Николая II от престола вся Царская семья была арестована и содержалась под стражей. Но, как и в дни своего величия, они проявляли христианское мужество, терпение, смирение и любовь.
3 ученица: Императрица писала о детях: «Они делили все наши волнения»
Самым главным утешением семейства была православная вера.
2 ученик: - Не теряйте вашу веру. Идите прямо. Не страшитесь и не падайте духом, - учили родители детей.
3 ученица: - Если в доме горе, оно сближает домочадцев. Оно делает более терпеливыми друг к другу, более добрыми, заботливыми, стойкими. Мы должны быть настоящими людьми, -учили отец и мать своих детей.
И каждый в этой семье думал, прежде всего, о других, а не о себе.
1918 год. Царская семья встречает Рождество в Тобольске.
Инсценировка (Исполняют Тропарь к празднику Рождества).
4 ученица: - У нас в углу залы стоит ёлка и издаёт чудный запах. Украшений нет, только серебряный дождь. Мы подготовили собственными руками, работая в продолжении нескольких недель, подарки как для всех нас, так и для всех слуг.
5 ученица: - Таким трогательным вниманием мама хотела выразить свою благодарность тем, кто остался ей преданным.
6 ученица: - Все радовались. Чувствовалось, что мы составляем одну большую семью.
7 ученица: - Мы старались забыть все заботы и скорби, чтобы наслаждаться, не думая ни о чём, этими минутами – чистой дружбы, в полном единении сердца.
Неизлечимо больной царевич Алексей в последние дни не мог самостоятельно ходить и передвигался только в коляске. Сёстры и родители старались облегчить его страдания.
1 ученик: (Слайд 28-29) Последние 53 дня своей жизни семья проведет в Екатеринбурге, в Ипатьевском доме среди наглых, разнузданных головорезов, в атмосфере непрекращающихся издевательств. Условия заключения все ухудшались, а Царская Се мья не только не озлобилась, но проявляла щедрое ми лосердие к своим тюремщикам и к России.
5 ученица:
Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый.
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья,
Христос Спаситель, помоги.
Владыка мира, Бог вселенной,
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый страшный час.
И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.
1 ученик: (Слайд 30) В ночь на 17 июля 1918 года русский Государь Николай II, Императрица Александра Фёдоровна и их дети: Цесаревич Алексей и Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия были расстреляны.
За жертвенное служение Богу и ближним, за безграничную взаимную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое, Господь сподобил царскую семью принять мученический конец в один день и в один час.
5 ученица: (Слайд31) Незадолго до этого Великая княгиня Ольга записала :
"Отец просил передать всем, кто оставался верен ему, чтобы за него не мстили, что он простил всех и молится за них, и не надо возмездия, только нужно помнить, что зло, которое сейчас есть в мире, станет еще сильнее, но зло побеждается не злом, а любовью".
Отец всем просит передать,
Не надо плакать и роптать,
Дни скорби посланы для всех
За наш великий общий грех.
Он все обиды позабыл,
Он всех врагов своих простил,
И за Него велит не мстить,
А всех жалеть и всех любить.
Он говорит: мир тонет в зле,
Иссякла правда на земле,
И скорбный крест грядущих дней
Еще ужасней и страшней.
Но час пробьет, придет пора,
Зло одолеет власть добра,
И все утраченное вновь
Вернет взаимная любовь.
Песня в исп. Ж. Бичевской.
Ведущий: Мученики.
Иным путём идут святые к высокой цели неземной.
И, побеждая зло любовью, как Божьи ратники-борцы,
Родные мученики кровью стяжают славные венцы. С. С. Бехтеев
И как в земной жизни их семья была единым союзом и источником любви для всех, так и ныне прославленные в лике святых царственные мученики вместе предстоят у престола Божия, в молитвах о земле российской и её православном народе.
Христианская жизнь этой семьи могла бы служить примером в течение веков, и их мученический конец, и страдания, которые они перенесли, ничем не отличались от страданий первых христиан. Это была одна семья, навсегда связанная друг с другом великой любовью, сознанием долга и религиозностью. И главное не в том, как они ушли из мира, а в том, как жили в миру. Важны поступки, чаяния, вера…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.
Разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для проведения в классах основной школы. Данные мероприятия посвящены истории Руси, символике государства Российского....
Внеклассное мероприятие по духовно - нравственному восприятию
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для классов "Святая блаженная Матрона Московская»...
Роль внеклассных и общешкольных мероприятий в духовно-нравственном воспитании
Роль внеклассных и общешкольных мероприятий в духовно - нравственном воспитании(1 слайд) Прежде чем начать говорить о роли внеклассных и общешкольных мероприятий в ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»
Познавательный час, посвящённый Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида с использованием презинтации...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»
Познавательный час, посвящённый Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида....
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». (Николай II и его семья).
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». (Николай II и его семья)....
Комментарии
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для