Статья на тему: Пути повышения духовно-нравственного воспитания школьников
статья на тему
Статья на тему "Пути повышения духовно-нравственного воспитания школьников" предназначена для выступления на методических объединениях, педсоветах и родительских собраниях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_povysheniya_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_shkolnikov.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути повышения духовно-нравственного воспитания школьников
В настоящее время духовно- нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость, Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины. И весь учебно- воспитательный процесс в школе соответствовал этому направлению. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность. Нравственное, патриотическое, нравственно- патриотическое – вот те слова, которые постоянно встречались в этот период. И , которые, к большому сожалению, редко услышишь сейчас. Так как они ассоциируются у нас с нашим недалеким прошлым. Отсутствие духовного развития, как сейчас очевидно, привело к нравственному опустошению, обнищанию душ людских. Исчезли слова : добро- как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние- отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество. Люди все стали больше нетерпимы друг к другу, жестче, жестосердечнее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. А ведь только …Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Луки.
Если же мы обратимся к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей РОДИНЫ ВСЕГДА БЫЛИ СВЯТОСТЬ , ДУХОВНОСТЬ И ЛЮБОВЬ к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И , чтобы вернуться к истокам развития духовно- нравственного воспитания необходим духовно здоровая семья и школа. Школа же, оставаясь светской , пытается через культуру своего народа , осуществлять влияние на духовно- нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день духовно – нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе , решение проблемы духовно- нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. В данный период школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной. Духовно- нравственное воспитание проблема комплексная и решать ее нужно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей. Духовно- нравственное развитие личности в границах общего образования осуществляется в педагогическом процессе осознанного принятия школьником ценностей семейной жизни, культурно- регионального сообщества, культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий, российской гражданской нации, мирового сообщества.
В настоящее время перед нашим педагогическим коллективом стоит задача формирования высоко духовной гражданской позиции учеников, развития их творческих способностей, содействия их самоопределения. Для комплексного решения данной задачи создана система духовно- нравственного воспитания ,,Школа радости и здоровья,,, которая предполагает: комплекс педагогических условий ( активизация познавательных мотивов учащихся к восприятию и изучению традиций духовной культуры) , обогащение содержания воспитания образцами духовной культуры, создание формирующей духовно- нравственной среды, ориентирующей ученика на духовно- нравственное самовоспитание и организацию жизнедеятельности, обеспечение эффективности и повышение качества духовно- нравственного воспитания учащихся на основе приобщения к русским культурным и христианским традициям. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе.
Чтобы школа не утратила суть духовности и радости, чтобы основы наук проходили через душу и сердце ребенка необходимо построение воспитательной и учебной работы на иной, отличной от традиционной, основе. Мы считаем, что в наших условиях такой основой является принцип толерантности.
Необходимо:
обучение детей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;
развитие социальной восприимчивости учащихся, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.
Воспитывающая деятельность строится по трем блокам, определяемым степенью близости решаемых задач:
Близкие: духовно- нравственное образование, включающее беседы, чтение литературы, просмотр видеофильмов, экскурсии, прослушивание духовной музыки и поэзии
Средние: формирование годовых традиционных дел: праздников, тематических недель, научно- практических конференций, встреч , благотворительных мероприятий
Далекие: осмысление целей и смысла своей жизни , усвоение духовно- нравственных ценностей.
Воспитывающая деятельность в школе в системе духовно- нравственного воспитания осуществляется по следующим направлениям:
Духовно- нравственное образование через реализацию программы комплексного курса « Основы религиозных культур и светской этики» ( 1-4 классы). Велись занятия в начальной школе « Православная культура».
Через реализацию предметных циклов, спецкурсов и внеклассную работу.
Предметные циклы включают:
Уроки словесности (цель: формирование ученика как субъекта возрождения духовной культуры)
Уроки истории : воспитание гражданина, знающего свои корни и связанного с ними, любящего Родину, свой народ)
Уроки естественно- научного цикла ( познание мира и своего места в нем)
Уроки музыки, МХК, ИЗО, ( погружение в мир культуры, познание красоты, воспитание чувств прекрасного)
Уроки физической культуры ( формирование здорового образа жизни)
Уроки технологии ( воспитание хозяйки домашнего очага, хозяина дома)
Одним из направлений работы школы , позволяющим решать задачи по духовно- нравственному воспитанию, является организация исследовательской работы. В течение нескольких лет прослеживается повышение интереса учащихся школы к научно- исследовательской деятельности. Этому способствовало участие ребят в школьной конференции «Семья- прошлое, настоящее и будущее», в районных конференциях. В нашей школе основу научного общества учащихся составляют те ученики, тематика исследований которых связана с историей родного края, с духовной и религиозной сферой жизни общества. Краеведческая проблематика ученических исследований имеет свою специфику, так как краеведческие объекты , как правило, мало изучены. Особенно это касается истории села, названия, улиц, переулков, диалекта села. Исследовательская деятельность учащихся в школе имеет постоянную перспективу. С этой целью ребята- старшеклассники проводят беседы, классные часы, праздники у учащихся среднего и младшего звена. Особая роль уделяется самостоятельной учебно - исследовательской работе школьников на всех ступенях обучения: познавательно- ознакомительный этап в начальной школе; частично- поисковый в среднем звене; научно- исследовательский этап для старших школьников. Это способствует активизации познавательной деятельности ученика и развитию нравственных качеств.
Важным направлением в работе является патриотическое воспитание. Разработана программа патриотического воспитания школьников на основе районной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан района на 2013-2014 годы». Большая работа была проведена по подготовке к празднованию 69-летия Великой Победы. Дети приняли участие в акциях «Память Победы», «Наследники Великой Победы», «звезда героя», в проектах «От края до края», «Аллея памяти»,; проведен конкурс чтецов стихов о войне, приняли участие в музыкально- литературной композиции «Майский вальс», Празднование дней российской письменности и культуры, тематические классные часы, школьные вечера, предметные недели, конкурсы знатоков русского слова- традиционные мероприятия, проводимые в школе.
Немаловажную роль в воспитании духовно- нравственных качеств обучающихся играют традиционные русские праздники: как правило, русские православные праздники, русские игры, , проведение праздников по народному календарю, проводятся совместно с Домом Культуры, музыкальной школой, районной поселковой библиотекой. Эти праздники постепенно возвращаются в дома наших учеников.( «Рождественские посиделки», «Святки», «Масленица»). В результате дети знакомятся с фольклором, обычаями и традициями своего народа.
Особая роль отводится работе с семьей: освоены новые формы работы с родителями: работает «Школа для родителей», где практикуется посещение уроков, совместные праздники, соревнования, экскурсии, индивидуальные консультации, родительские семинары, нестандартные родительские собрания, консультации с психологом
Система классных часов, направленных на этическое и нравственное воспитание , дает возможность активизировать работу по нравственному воспитанию обучающихся.
Кроме того, этика малых дел, направленных на помощь конкретным людям ( ветеранам войны, учителям- пенсионерам). На территории Утевского сельского поселения проживает 8 ветеранов Великой Отечественной войны. За ними закреплены обучающиеся школы.
Результатами воспитывающей деятельности в рамках системы духовно- нравственного воспитания являются:
Уровень воспитанности обучающихся по итогам мониторинга за 2013-2014 год выше среднего. Уровень воспитанности выпускников хороший, т.к. у них четко выражены процессы саморегуляции и самоорганизации, сформирована активная жизненная позиция.
Повышение эрудиции и интеллектуальное развитие
Осмысление отечественной истории и современных проблем России, исходя из самобытности ее духовного исторического пути
Изменение духовно- нравственных ценностей воспитанников
Проявление ответственности, инициативы, милосердия в поступках учащихся
Формирование здорового образа жизни
Эстетическое воспитание, развитие художественного вкуса и способности к творчеству через ознакомление с высокими образцами культуры
Социальная адаптация , подготовка учащихся к встрече с различными проявлениями в окружающей действительности
В заключении хочу привести слова К.Д.Ушинского: «Задача воспитания- пробудить внимание к духовной жизни … Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному- вы не достигли цели воспитания».
Автор : Ошкина Т.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
статья на тему " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " . В статье раскрываются методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по д...
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Научная статья на тему : "Пути повышения качества образования в школе через использование инновационных технологий "
Научная статья на тему : "Пути повышения качества образования в школе через использование инновационных технологий " .Данная статья была мною использована на своем совещании учителей при завуче,где об...
статья РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Вопросы нравственного воспитания и совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сегодня, ...
Статья на тему "Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания"
В статье рассказывается о торетических и практических аспектах в использовании технологии критического мышления учащихся....
Статья "Образовательный кластер: новые возможности духовно-нравственного воспитания современных школьников"
Пространство культуры многообразно и каждый его компонент требует выявления и отработки механизмов, позволяющих максимально эффективно использовать возможности образования за пределами школы.Как работ...
Статья по теме: «Роль музыки в эстетическом воспитании школьников».
Музыке отведена особая роль в воспитании детей, ведь именно музыка как вид искусства, позволяет открывать человеку возможность познания мира во всем его проявлении и многообразии, формиру...