Национально-региональный компонент на уроках английского языка
календарно-тематическое планирование по английскому языку на тему
Работа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование НРК по классам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к
национально-региональному компоненту на уроках английского языка.
Закон РФ « Об образовании» провозглашает сферу образования приоритетной в системе общественных отношений, в которой существуют и развиваются различные формы общего среднего и профессионального образования, обеспечивающие реализацию возможностей и потребностей ребёнка. В процессе образования обучаемая личность осваивает многовековой социальный опыт как родной, так и общечеловеческой культуры. При этом содержание образования направлено на формирование и развитие основных сторон личности: коммуникативной культуры, познавательной, нравственной, эстетической, трудовой, физической культуры.
В законе «Об образовании» (статья 7) закреплены 2 компонента стандарта – федеральный и региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства на территории Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений базовыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими возможности продолжения образования. Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона. Он отвечает потребностям и интересам региона и позволяет организовать поддержку образовательных областей, развитие направлений, ведение курсов, приоритетных для региона.
Региональный компонент по английскому языку основывается на идеях модернизации содержания общего образования, отвечает интересам и потребностям республики, обеспечивает возможность введения содержания в области « иностранный язык», приоритетного для нашей республики.
Мы являемся субъектом федерации по территориальному делению и на территории нашего региона Якутии, проживают люди разных национальностей, следовательно, учитываются особенности каждого народа, его культурное наследие, нравственно- ценностные взгляды.
В Концепции национально-регионального компонента Госстандарта образования Республики Якутия отмечено, что « стандарты образовательных областей …РС(Я) являются основой для разработки программ и учебников, содержащих в НРК образования (история, культура. традиционные промыслы, обычаи и традиции) титульного якутского народа и народов, проживающих совместно.
В основе опыта работы по внедрению НРК – культурно- историческое наполнение учебной программы национально-региональным компонентом. Содержание текстов, система заданий творческого и поискового характера способствуют познавательной активности и повышению мотивации к изучению английского языка.
Сущность данного опыта состоит в развитии коммуникативной компетенции, а также в обновлении содержания обучения английскому языку за счёт овладения учащимися определённым объёмом региональных знаний.
Грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.
Опрос среди учащихся показал, что они хотели бы научиться представлять свою культуру, свой поселок, район, республику на английском языке и применять свои знания в общении с зарубежными гостями и друзьями. В ходе проведения опроса выяснилось, что учащиеся плохо знают историю своей республики, в частности, историю города Алдан, поселка Лебединый. Выяснилось, что 80% из числа опрошенных учащихся нашей школы не были в столице Якутии городе Якутске, затрудняются назвать достопримечательности данного города, культурные ценности. Исходя из требований ФГОС ООО, возникла необходимость корректировки учебных рабочих программ по английскому языку, начиная с 5 класса параллельно с темами по страноведению. Использование материала с национально-региональным компонентом на уроках несёт большой объём знаний по различной тематике:
-География
-Животный и растительный мир
- Климат
-Политическая система и государственные символы
-История
-Литература
-Культура. Музыка. Театр
-Наука и образование
-Промышленность и сельское хозяйство
-Районы и улусы
-Национальные традиции и обычаи.
А проанализировав исходный уровень знаний школьников о своём регионе, а также учитывая их интересы в данной области, посчитала необходимым ввести НРК за счет компонента ОУ в 6,7 , а также в 11 классе. С этой целью был разработан элективный курс «Мой родной край»
Цели национально-регионального компонента:
1. Расширить, углубить и конкретизировать содержание федерального компонента по английскому языку.
2. Способствовать формированию личности выпускника как активного участника общения, умеющего достойно представлять себя и свою Родину.
3.Формировать у школьников чувство уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям народов, проживающих в Республике Саха (Якутия).
Задачи регионального компонента:
- Научить учащихся читать несложные аутентичные тексты с целью извлечения специальной информации о родном крае, быте, культуре, истории своего региона.
- Научить учащихся создавать небольшие авторские тексты о своём поселке, районе, традициях и обычаях своего края.
- Расширить общекультурный кругозор учащихся, их эрудицию в различных областях знаний, в том числе и профессионально значимых;
- Воспитать чувство любви к родному краю, чувство сопричастности к судьбе его народа;
- Создать условия для овладения учащимися самостоятельной, групповой, проектной, исследовательской работой на уроках английского языка.
- Создать условия для формирования личности, приспособленной к жизни в ХХI веке, осознающей себя как гражданином своей республики, так России и Мира.
Грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.
Как отмечает С.Г.Тер-Минасова, «каждый урок иностранного языка - это перекрёсток культур, это практика международной коммуникации». Данный подход позволяет осуществлять личностно-ориентированное воспитание средствами предмета, что даёт возможность ученику лучше понять собственную культуру, так как, только выйдя за рамки своей культуры, то есть, столкнувшись с иным миром.
На уроках английского языка используются знания, полученные учащимися на уроках литературы, истории, географии, музыки, ЯНК, что помогает ученикам строить для себя общую картину мира и вырабатывать собственное отношение ко всему.
Национально-региональный компонент в школе и его интеграция в другие предметы – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории, культурному наследию республики и делает урок интересным, увлекательным, что повышает его эффективность.
Культурологический подход призван обеспечить формирование соответствующего мировоззрения личности, общей культуры и культуры речи, развития мышления, памяти, чувств и эмоций, воображения, а также таких черт характера, как воля, целеустремлённость, креативность, трудолюбие, дисциплинированность, толерантность, потребность в самосовершенствовании, самообразовании, самовоспитании, другими словами формирование универсальных учебных действий, что является основополагающим принципом федеральных стандартов нового поколения.
Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться и таких принципов, как:
- Систематичность
- Доступность
- Наглядность
- Разнообразность материала
- Связь материала в учебной и воспитательной работе
- Взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала.
- Научность
В настоящее время в практике обучения ИЯ в школах России широко используется метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовать обучение в сотрудничестве. В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, на совместный труд, и увидеть реальные результаты своего труда. Кроме того, данный метод является вполне доступным и привлекательным для большинства современных школьников, и они с удовольствием участвуют в подобной работе, а созданные ими презентации, проекты соответствуют требованиям системно-деятельностного характера обучения. В основу разработанной программы положен культурологический подход.
Через учебное пособие “This is Sakha”, которое составляет основной языковой материал программы, хрестоматию по чтению и другие источники, дополнительный материал из сети Интернет учащиеся узнают о природе стран изучаемого языка, памятниках архитектуры, о произведениях живописи, музыкального искусства, учатся проводить аналогии с культурой своей страны. Следует помнить, что изучение как мировой культуры, так и культуры какой-то одной страны не может происходить без опоры на отечественную национальную культуру и без учёта местных реалий конкретной социокультурной сферы- знания истории своей семьи, улицы, людей, живущих рядом, их быта, существующих традиций, обрядов, игр, всего того, что входит в понятие национальной культуры и является фундаментальной основой жизни ученика. Тем самым, в процессе обучения иностранному языку обеспечивается диалог культур, развивается духовность, ценностные ориентации.
Коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами иностранного языка конкретизирована в данном курсе следующим образом:
Основными видами речевой деятельности являются:
- говорение
- аудирование
- чтение
- письмо
Языковой материал включает:
- выделение значительного и постепенно возрастающего по объему рецептивного лексического минимума;
- включение значительного по объему и разнообразию используемых средств словообразовательного минимума с целью расширения реального и потенциального словаря учащихся;
- развитие культуры работы с аутентичными материалами
***
Исходя из результатов опроса, проведённого до и после проведения уроков о нашем родном крае на уроках английского языка, с полной уверенностью можно считать, что региональный компонент в контексте диалога культур на уроках иностранного языка действительно способствует улучшению усвоения знаний, расширяет кругозор, формирует и развивает гражданскую позицию к своей малой родине, воспитывает эстетический вкус у учащихся, а также развивает их творческие способности в процессе активной познавательной деятельности.
Методы и приемы обучения:
А. методы | приемы |
1. Презентация: -знакомство с новой лексикой Знакомство с новой темой 2. Практика, тренировка | - объяснение - слушание, повторение, запись - чтение материала самостоятельно -техника чтения - словарная работа - проверка понимания с помощью различных упражнений типа: ответить на вопросы, «правильно-неправильно», закончить предложения, множественный выбор, подтвердить, перевести, соотнести и т.д. -парная и групповая работа |
3. продуктивная работа учащихся | - проектная работа - реферат по заданной теме - дискуссии - аудирование видео и аудиосюжетов - ролевые и сюжетные ситуации - миниспектакли -устная презентация - написание письма, эссе и др. - творческая деятельность учащихся |
Б. Формы контроля | |
-квиз -устные ответы по теме - письменные задания , творческие работы учащихся | - в конце темы -каждый урок -при выполнении проектов, творческих работ |
Календарно-тематическое планирование
Национально-региональный компонент на уроках английского языка
6 класс
Количество недель: 35 Количество часов по федеральному компоненту – 3 часа в неделю+2 часа КОУ. Всего 5 часов в неделю
неделя | урок | тема | Количество часов |
1 полугодие | |||
1 | 1-й | Мой друг Миша Слепцов | 1 ч. |
2-3 | 2-3-й | Моя школа. Мой класс | 2 ч. |
4 | 4-й | Еда | 1 ч. |
5 | 5-й | Урок-проект «Рецепт любимого блюда» | 1 ч. |
6 | 6-й | Приусадебный участок | 1 ч. |
7 | 7-й | Домашние животные в якутской семье | 1 ч. |
8 | 8-й | Пикник за городом. | 1 ч. |
9 | 9-й | Якутские пейзажи | 1 ч. |
10 | 10-й | По дороге в школу. Якутская деревня. | 1 ч. |
11 | 11-й | Времена года в Якутии | 1 ч. |
12 | 12-й | День рождения Миши Слепцова | 1 ч. |
13 | 13-й | Адрес на конверте. Письмо Сыргылане. | 1 ч. |
14 | 14-й | Знакомство с якутским Дедом Морозом | 1 ч. |
15 | 15-й | Рисуем новогоднюю открытку с использованием национального орнамента | 1 ч. |
16 | 16-й | Резерв | 1 ч. |
Всего 16 ч. | |||
2 полугодие | |||
1 | 1-й | Погода в разное время года в Якутии | 1 ч. |
2 | 2-й | Мои зимние каникулы | 1 ч. |
3 | 3-й | Внешность моего друга | 1 ч. |
4 | 4-й | Урок-дискуссия «Скажи мне кто твой друг» | 1 ч. |
5 | 5-й | Школьная форма | 1 ч. |
6 | 6-й | Взаимоотношения в семье | 1 ч. |
7 | 7-й | Проблемы подростков | 1 ч. |
8 | 8-й | Я в школе и дома | 1 ч. |
9 | 9-й | Якутский национальный костюм | 1 ч. |
10 | 10-й | Немного психологии. Тест. | 1 ч. |
11 | 11-й | Выдающиеся люди Якутии | 1 ч. |
12 | 12-й | Известные писатели. | 1 ч. |
13 | 13-й | Достопримечательности Якутска | 1 ч. |
14 | 14-й | Школы Якутии. Ленский край | 1 ч. |
15 | 15-й | Национальный фестиваль Ысыах | 1 ч. |
16 | 16-й | Урок-презентация проекта «Рекламный проспект « Добро пожаловать!» | 1 ч. |
17 | 17-й | Резерв | 1 ч. |
Всего 18 ч. | |||
Всего 34 ч. |
Календарно-тематическое планирование
Национально-региональный компонент на уроках английского языка
7 класс
Количество часов в неделю: 1ч. Количество недель: 35 всего часов: 35ч.
1 четверть Тема: «Село. Город»
количество часов в неделю:1ч. количество недель: 9 всего часов: 9ч.
неделя | урок | тема | Количество часов |
1 | 1-й | Якутская деревня | 1ч. |
2 | 2-й | Приусадебный участок | 1ч. |
3 | 3-й | Сельский пейзаж | 1ч. |
4 | 4-й | Моя семья | 1ч. |
5 | 5-й | Моя родословная | 1ч. |
6 | 6-й | Профессии моих родителей | 1 ч. |
7 | 7-й | Якутское жилище | 1 ч. |
8 | 8-й | Моя квартира | 1 ч. |
9 | 9-й | Урок-презентация проектов | 1 ч. |
Всего:9ч |
2 четверть. Тема: « Моя страна».
Количество часов в неделю: 1 ч. Количество недель: 7 Всего часов: 7ч.
10 | 10-й | Наша республика | 2ч. |
11 | 11-й | Природа Якутии | 1ч. |
12 | 12-й | Климат Якутии | 1ч. |
13-14 | 13-14й | Якутские сказки | 2ч |
15 | 15-й | Драматизация якутской сказки | 1ч. |
16 | 16-й | Резерв | Всего:7ч. |
3 четверть. Тема: « В семье»
Количество часов в неделю: 1ч. Количество недель: 11ч. Всего часов: 11ч.
17 | 17-й | Якутская национальная одежда | 1ч. |
18 | 18-й | День якутской семьи | 1ч. |
19 | 19-й | Национальные игры | 1ч. |
20 | 20-й | Национальные блюда | 1ч. |
21 | 21-й | Народный герой Манчаары | 1ч. |
22 | 22-й | П. Ойунский – основоположник якутской литературы | 1 ч. |
23 | 23-й | Школьная библиотека | 1ч. |
24 | 24-й | Гордость якутской литературы Мординов Н.Е. | 1ч. |
25-26 | 25-26-й | Народный якутский эпос «Олонхо» | 2ч. |
27 | 27 | Урок-презентация проектов | 1ч. |
Всего:10ч. |
4 четверть. Тема: «Спорт. Здоровье».
Количество часов в неделю: 1 ч. Количество недель: 8 Всего часов: 8ч.
28 | 28-й | Спорт в нашей республике | 1ч |
29 | 29-й | Год Детства и детского спорта | 1ч. |
30 | 30-й | Национальные виды спорта | 1ч. |
31 | 31-й | Развитие спорта в Алдане | 1ч. |
32 | 32-й | Спортсмены нашей школы | 1ч. |
33 | 33-й | Мой любимый вид спорта | 1ч. |
34 | 34-й | Урок-презентация проектов | 2ч. |
35 | 35-й | Резерв | Всего: 8ч. |
Календарно-тематическое планирование
Национально-региональный компонент на уроках английского языка
11 класс
1 полугодие
Количество часов в неделю: 1ч. Количество недель: 35 всего часов: 35ч.
1 четверть Тема: «Описание Якутии»
количество часов в неделю:1ч. количество недель: 9 всего часов: 9ч.
неделя | урок | тема | Количество часов |
1 | 1-й | Из истории Якутии | 1ч. |
2 | 2-й | Географическое положение | 1ч. |
3 | 3-й | Флора и фауна | 1ч. |
4 | 4-й | Климат | 1ч. |
5 | 5-й | Население | 1ч. |
6 | 6-й | Города | 1ч. |
7 | 7-й | Якутск – столица Якутии | 1ч. |
8 | 8-й | Нерюнгри, Алдан, мой поселок Лебединый | 1ч. |
9 | 9-й | Урок-презентация проектов | 1ч. |
Всего 9 ч. |
2 четверть. Тема: « Политическая система. Экономика. Промышленность».
Количество часов в неделю: 1 ч. Количество недель: 7 Всего часов: 7ч.
10- | 10-й | Государственная система. Парламент Ил Тумен. Государственные символы. | 1ч. |
11 | 11-й | День республики | 1ч. |
12 | 12-й | Природа Якутии. Природные ресурсы | 1ч. |
13 | 13-й | Экологические проблемы. Защита экосреды. | 1ч |
14 | 14-й | Промышленность. Сельское хозяйство. | 1ч. |
15 | 15-й | Транспорт. Водные ресурсы. | 1ч. |
16 | 16-й | Урок-презентация проектов | 1 ч. |
Всего 7 часов |
2 полугодие
3 четверть. Тема: « Образование.Наука. Культура.»
Количество часов в неделю: 1ч. Количество недель: 10ч. Всего часов: 10ч.
17 | 17-й | Среднее образование. Моя школа. | 1ч. |
18 | 18-й | Исследовательская деятельность школьников.НПК «Шаг в будущее» | 1ч. |
19 | 19-й | Северо-восточный государственный университет. | 1ч. |
20 | 20-й | Развитие науки в Якутии. | 1ч. |
21 | 21-й | Культурное наследие. Олонхо – народный эпос. | 1ч. |
22 | 22-й | Гордость якутской литературы Мординов Н.Е. | 1ч. |
23 | 23-й | Театры и музеи. | 1ч. |
24-25 | 24-25-й | Традиции и обряды. Национальная одежда. Нацтональная еда. Традиционное жилище якутов. Ысыах. Хомус. | 2ч. |
26 | 26 | Урок-презентация проектов. | 1ч. |
Всего:10ч. |
4 четверть. Тема: «Спорт. Здоровье. Якутия в современном мире.».
Количество часов в неделю: 1 ч. Количество недель: 8 Всего часов: 8ч.
27 | 27-й | Спорт в нашей республике | 1ч |
28 | 28-й | Национальные виды спорта | 1ч. |
29 | 29-й | Развитие спорта в Алдане | 1ч. |
30 | 30-й | Международные игры «Дети Саха-Азия» | 1ч. |
31 | 31-й | Центр диагностики в Якутске – Якутский медицинский центр. | 1ч. |
32 | 32-й | ЮНЕСКО в Якутии | 1ч. |
33 | 33-й | Якутия и международные связи. | 1ч. |
34 | 34-й | Урок-презентация проектов | 1ч. |
Библиография:
- Alexandra Borisova, Klavdia Fedorova, Natalia Sitnikova. Учебное пособие для средней школы This is Sakha. MacMillan, 2008
- Аудиодиск с текстами для аудирования (приложение к учебному пособию)
- Фомин М.М., Бякова Л.К., и др. Хрестоматия по чтению. Министерство образования РС(Я).
- Шамаева М.И., Семенова В.Д., Ситникова Н.В. Дидактический материал «Национально-региональный компонент на уроках английского языка», Якутск, 1995г.
- Шамаева М.И., Софронеева В.В., Занимательный английский: пособие для учащихся 5-9 классов. Якутск: Бичик, 1999г.
Рассмотрено на заседании МО Утверждаю_________________
Гуманитарного цикла №1 директор Гордиенко С.И.
От 28 августа 2014 г. 29 августа 2014 г. Пр.№_________
Председатель________________ 29.08.2014 г.
Серватовская Т.А.
Программа
элективного курса по национально-регионального компоненту
«Моя теплая суровая Якутия»
(6,7,11 классы)
Составила: Серватовская Татьяна Александровна, учитель английского языка МКОУ СОШ №10 п. Лебединый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование регионального компонента на уроках английского языка»
В течение многих лет нами, учителями английского языка МОУ СОШ № 5 Фроловой Г.М. и Горевой Т.В. собирается материал о родном городе, крае. Ежегодно материал дополняется и совершенствуется. К каж...

Валеологический компонент на уроках английского языка
Валеологический компонент на уроке. Пример оздоровительных пауз на уроках английского языка в общеобразовательных учреждениях на уроках, воспитательных мероприятиях, во внеклассной деятельности учащих...

Методическая разработка "Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка"
Обучение общению на иностранном языке подразумевает овладение социокультурными знаниями. Как научить: понимать устные и письменные сообщения, правильно и самостоятельно выражать свое мнение, использов...
Использование региональных компонентов на уроках английского языка
Цель данной работы – представить интересные краеведческие моменты: история казачества, культура и традиция народов проживающих на Кубани, природа и защита окружающей среды. Актуальность работы состои...
Региональный компонент на уроках английского языка как важнейшая составляющая образовательного процесса
Обощение опыта работы по проблеме "Использование регионального компонента на уроках английского языка"...

Адаптивная программа «Национально-региональный компонент на уроках английского языка»
Данный вариант адаптивной программы по английскому языку разработан в соответствии с Требованиями к результатам основного общего образования, представленными в...

Реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей по английскому языку для 5-11 классов Южный Урал
В современной методике под влиянием ряда факторов как лингвистических, так и социокультурных, понятие "обучение языкам" постепенно вытесняется новым понятием - "обучение языку и культур...