Формирование навыков диалогической речи на основе осознанного чтения
методическая разработка по английскому языку (6, 7 класс) на тему
В этой работе рассматривается формирование речевых умений на уроках английского языка, с помощью речевых упражнений, которые можно разделить на две группы:
- для обучения подготовленной речи (управляемой);
- для развития неподготовленной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта работы
учителя английского языка
Белимовой Анны Геннадьевны
над темой самообразования
«Формирование навыков диалогической речи
на основе осознанного чтения»
1.Проблема:
Недостаточная сформированность навыков диалогической речи на английском языке.
2.Цель работы:
Сформировать навыки диалогической речи на основе осознанного чтения.
3.Гипотеза:
Сформированность навыков диалогической речи в процессе групповой работы учащихся поможет овладеть навыками устной спонтанной английской речи и навыками осознанного чтения.
- Объект исследования: учащиеся 6 классов.
5. Предмет исследования:
Методика формирования диалогической речи на основе осознанного чтения.
6. Методы и формы контроля:
Изучение на начальном этапе сформированности навыка диалогической речи у учащихся (срез знаний). Срок – 1 триместр.
Наблюдение за работой учащихся в процессе уроков, групповой работы. Срок – 2-3 триместры.
Промежуточный анализ сформированности навыка дилогической речи (срез). Срок – 4-5 триместры.
Подведение итогов – 6 триместр.
- Предполагаемый результат:
Сценарий урока «США» (Групповая работа).
Сформированность навыка диалогической речи в соответствии с требованиями «Программы…, 6класс».
План работы над темой самообразования
триместр | Содержание деятельности | Результат деятельности |
1-2 | Изучение сформированности навыка диалогической речи у учащихся (1срез знаний). Наблюдение за работой учащихся в процессе уроков. | Письменная работа учащихся (Формулирование вопросов к тексту) |
3-4 | Наблюдение за работой учащихся в процессе уроков (в том числе групповой работы). Промежуточный анализ сформированности навыка диалогической речи (2 срез) | Составленные устные диалоги по темам: «Великобритания», «Королевская семья», « В английском театре», «В Шотландии», «Каникулы в США» Письменная работа учащихся (Формулирование вопросов к тексту) |
5-6 | Наблюдение за работой учащихся в процессе уроков (в том числе групповой работы). Проведение открытого урока « США» (групповая работа). Итоговый анализ сформированности навыка диалогической речи (3 срез). | Составленные устные диалоги по темам: «Что ты знаешь о президентах США?», « Неизвестная земля», «Встреча американских и российских школьников». Сценарий урока «США» (групповая работа, ролевая игра) Письменная работа учащихся (Составление письменного диалога «Природа Австралии») |
Данная тема для меня очень интересна и важна, так как в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с необходимостью общения. И именно диалогическая речь (наряду с монологической речью) призвана осуществить эту задачу. Обучение диалогической речи на уроках английского языка, я считаю, одним из самых интересных и сложных средств обучения иноязычному общению. Ведь чаще всего диалог возникает спонтанно( в жизни), и чтобы его осуществить, необходимо владеть не только многими языковыми знаниями и умениями( это и грамматика, и лексика, и фонетика). Но и страноведческим материалом, знанием особенностей иноязычной речи. А ведь порой, зная все это в теории, дети не могут применить свои знания непосредственно в общении. Им мешают многие факторы ( недостаточная автоматизация данных умений и навыков, некоторые психологические факторы и др.). Поэтому, обучение диалогической речи так важно. Оно способствует развитию умений обучаемых выражать свои мысли и чувства на английском языке, так необходимых в реальной жизни.
Для выявления наиболее оптимальных методов, способов обучения диалогической речи необходимо изучить ее особенности.
Диалог- это определенная форма коммуникации, которая предполагает смену коммуникативных ролей (говорящего и слушающего) в пределах одного акта общения. То есть в диалоге «…нет отправителя и получателя, а есть два коммуниканта, и каждый из них в процессе диалогического общения становится то отправителем, то получателем информации» (Гальскова Н. Д., Гез Н.И. «Теория обучения иностранным языкам», 2006, с. 203). Таким образом, в создании диалогического текста принимает участие не один, а несколько соавторов.
Другая отличительная черта диалогической речи это эллиптичность, которая вызвана условиями общения. Наличие единой ситуации. Контактность собеседников, широкое использование невербальных элементов способствует возникновению догадки. Это позволяет говорящим сокращать языковые средства. Однако это не распространяется на эмоциональную окраску речи. Наоборот, именно в диалоге говорящие могут сполна выразить свои эмоции.
Наряду с сокращением отмечается и увеличение, но уже других, языковых средств. Желание быть точно понятым собеседником приводит к употреблению дублирующих фраз, слов.
Другая особенность диалогической речи является ее спонтанность. Это обуславливает использование различных клише, разговорных формул и «свободную» оформленность фраз.
Диалог состоит из реплик различной протяженности - от одной до нескольких фраз. Часто встречающаяся - это однофразовая реплика. Все реплики, объединенные воедино, характеризующиеся структурной, интонационной и семантической законченностью, принято называть диалогическим единством. Таким образом, диалогическое единство является основным компонентом диалога. Отсюда следует, что главным предметом в обучении диалогической речи является именно диалогическое единство.
Каждый диалог имеет свою структуру, которая зависит от «…логико-смысловой зависимости нескольких диалогических единств с учетом их синтаксической и коммуникативной завершенности» (Гальскова Н. Д., Гез Н. И. «теория обучения иностранным языкам», 2006, с. 204).
Самыми распространенными диалогическими единствами являются :
- вопрос- ответ,
- вопрос-контрвопрос,
- сообщение и вызванный им вопрос,
- сообщение и вызванное им сообщение,
- сообщение и реплика-подхват, продолжающая или дополняющая высказанную мысль.
С учетом функционально- коммуникативной направленности различают следующие виды диалогических дискурсов:
- бытовой (или деловой) разговор;
- интервью;
- дискуссию;
- полемику.
Данная классификация позволяет подойти к отбору диалогов дифференцированно, с учетом присущих им характеристик и логических схем построения.
На среднем этапе обучения (5-7 классы) учащиеся должны владеть следующими видами диалогов: расспрос, побуждение, обмен информацией. Умения учеников сводятся к следующему:
- запрашивать и сообщать информацию в соответствии с коммуникативным намерением;
- логично и последовательно высказываться;
- аргументировать точку зрения;
- уточнять, дополнять сказанное;
- выражать различные коммуникативные намерения;
- переводить разговор на другую тему;
- использовать эмоционально- экспрессивные средства.
Так как диалог является средством обмена мыслями, то, естественно, полностью автоматизировать его невозможно. Но некоторые компоненты речевой деятельности довести до автоматизации вполне реально. Это и есть навыки речевой деятельности. Так, ученик, для реализации диалоговой речи должен владеть следующими навыками: имитацией сигналов, фонематическим слухом,
интонационным слухом, мгновенным комбинированием слов в пределах изученного минимума и др. Для формирования навыков, необходимых в диалоговой речи, существуют специальные упражнения.
Гальскова Н.Д. и Гез Н.И. выделяют две основные группы упражнений для обучения говорению: подготовительные (тренировочные) и речевые (коммуникативные).
Конечная цель в формировании речевых умений является свободное владение комбинированием материала адекватно коммуникативному намерению. Исходя из этого, речевые упражнения можно разделить на две группы:
- для обучения подготовленной речи (управляемой);
- для развития неподготовленной речи.
При порождении подготовленного высказывания учащиеся опираются на память, на ассоциации, на правила и многочисленные формальные подсказки. Этот вид речи носит менее творческий характер, так как в большинстве своём он связан не только с заданным материалом, но и с подсказанным содержанием.
Неподготовленная речь - сложное речевое умение, которое проявляется в способности учащихся без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым материалом в различных ситуациях. Выделяют три основных признака неподготовленной речи:
- языковая правильность высказывания, отсутствие заданного материала и заданного содержания;
- выражение собственной оценки и суждения;
- ситуативно-контекстный характер речи, умение определять логическую тему высказывания, наличие высокого уровня развития речевых механизмов, естественный темп.
Оба вида речи являются творческим процессом, но в неподготовленной речи творчество находит наиболее полное выражение.
Главный показатель творчества при формировании диалога является степень удаления от текста-образца или реконструкция его в процессе интерпретации, самостоятельный отбор и организация материала, широкая синонимическая замена.
Неподготовленная диалогическая речь формируется в следующей последовательности:
1. Этап развития подготовленной речи.
а) Видоизменение текста-образца;
б) Порождение самостоятельного высказывания:
- с помощью вербальных опор,
- с опорой на источники информации,
- с опорой на изученную тему.
2. Этап развития неподготовленной речи.
Образование самостоятельного высказывания:
- с опорой на источник информации,
- с опорой на жизненный и речевой опыт учащихся,
- с опорой на проблемную ситуацию, в том числе в ролевых играх и дискуссиях.
Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи могут быть следующими:
- ответы на вопросы (краткие, полные, развернутые);
- постановка узловых вопросов к тексту;
- диалогизация прослушанного или прочитанного текста;
- составление диалога на изученную тему и заданную ситуацию;
- драматизация монологического текста;
- объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог;
Обучение диалогической речи может осуществляться «…тремя способами» (Маслыко Е. А. «Настольная книга преподавателя иностранного языка», 2004, с. 82)
- с использованием диалога-образца;
2) на основе пошагового составления диалога;
3) посредством создания ситуаций общения.
Каждый из способов содержит в себе и тренировочные, и коммуникативные упражнения.
Обучение диалогической речи посредством создания ситуаций общения предполагает овладение навыками и умениями, нужными для реализации ситуации общения в соответствии с коммуникативными задачами общающихся, с учетом конкретных условий общения, а также с опорой на разные типы межличностного и межролевого взаимодействия общающихся. В подобных упражнениях предусматривается также тренировка ситуативного употребления как разнообразного языкового материала, так и разных функциональных типов коммуникативного взаимодействия общающихся.
Для наглядности, рассмотрим несколько примеров упражнений ситуативо обусловленного обучения диалогической речи:
1) Составьте диалог по теме к указанной ситуации с учетом коммуникативной задачи, на основе программы общения.
2) Составьте диалог к серии картинок, используя ключевые слова.
3) Составьте диалог по содержанию картинки или фотографии.
4) Составьте диалог, используя имеющиеся данные о ситуации,
зачин и концовку диалога.
5) Составьте диалог по прочитанному тексту.
6) Составьте диалог по теме к одной из ситуации и затем изменяйте его применительно к новым ситуациям в рамках данной темы.
7) Составьте серию диалогов к типичным ситуациям общения по теме.
8) Составьте ситуативно-тематический комплекс для разных ситуаций, объединенных общей темой.
9) Составьте диалог к серии предлагаемых обстоятельств.
Так как диалогическая речь является одной из форм общения, то и наиболее оптимальный контроль должен проходить в форме общения, но специально организованного.Письменно можно проверить отдельные умения, необходимые для реализации диалога. Такие, как умение задавать вопросы, отвечать на них, составлять письменные диалоги. Правильно организованный контроль диалогической речи дает учителю возможность рационально распределить учебное время, проверить эффективность упражнений, внести коррективы в тематический план, увидеть практические достижения отдельных учащихся и группы в целом. Результаты контроля являются определенным стимулом для совершенствования приемов обучения языку. Приемы и формы контроля должны отвечать следующим требованиям:
- выполнять не только контролирующую, но и обучающую функцию;
- быть адекватными;
- не вносить существенных отклонений в ход учебного процесса;
- не требовать больших усилий для проверки и отработки ее результатов;
- быть интересными для учащихся и соответствовать их возрастным особенностям.
Определенным показателем уровня сформированности умений вести диалог являются такие параметры, как:
- количество и объем реплик;
- количество простых и сложных предложений;
- количество слов в репликах;
- степень информативности, связанности и разнообразия высказываний;
- правильность использования лексики и грамматических структур;
- наличие и правильная реализация речевых формул;
- быстрота реакции;
- соблюдение характеристик диалога (эллипсность, ситуативность, наличие эмоционально- оценочных слов и предложений).
Эти показатели варьируются в зависимости от этапа обучения диалогической речи. При итоговой проверке сформированности диалоговой речи программа предусматривает перечень умений, которые и должны стать объектом контроля.
Так при определении уровня сформированности устной иноязычной речи (а диа-логическая речь является ее разновидностью) «… необходимо учитывать такие критерии, как: способность к коммуникативному партнерству; лексико-грамматическая, интонационно-синтаксическая и фонетическая правильность речи; коммуникативная целесообразность лексико-грамматического оформления речи» (Сафонова В. В. «Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык», 2007, с. 161).
Из сказанного выше видно, что формирование диалогической речи может осуществляться с помощью различных способов и методов. В своей работе я использовала различные методы, но больший акцент был сделан на методику формирования диалогической речи на основе осознанного чтения. Она предполагает формирование подготовленной диалогической речи как первого этапа по формированию неподготовленной (спонтанной) диалогической речи на английском языке. Именно на этом этапе дети должны научиться правильно задавать вопросы к тексту, отвечать на них, трансформировать текст в диалог. А для этого необходимо уметь не просто читать текст на английском языке, а читать с детальным пониманием текста, т. е. осознанно. В данном случае осознанное чтение является и средством обучения диалогической речи, и результатом .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диалоги разного типа для формирования навыка диалогической речи, 8 - 9 класс.
Учебный материал содержит примеры диалогов разного типа....
Формирование навыков диалогической речи на английском языке
Не секрет, что обучение диалогической речи очень трудоемкий процесс. Чтобы облегчить эту работу, предлагаю комплекс упражнений, направленных на формирование и развитие навыков говорения....
Методическая разработка: "Формирование навыков диалогической речи"
Диалог как объект обучения. Как известно, диалог занимает практически 70% нашей разговорной речи и при изучении иностранного языка, является одним из неотъемлемых компонентов обучения....
Технологическая карта урока "В магазине". Формирование навыков диалогической речи"
Технологическая карта урока "В магазине". Формирование навыков диалогической речи" составлена на основе УМК "Starlight 5"...
Урок английского языка в 5 классе "Формирование навыков диалогической речи."
Цель урока Обучающая цель: знакомство с сувенирами Великобритании, расширение кругозора учащихся, поддержание интереса к изучению английского языка. ...
Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями.
В статье представлен материал по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями....
Сценарий урока для 4 класса. ENGLISH IV. Верещагина. Формирование навыков диалогической речи. "Moe школьное расписание"
УМК: «К английскому с любовью!» «English IV»Авторы: Верещагина И.Н., Афанасьева О.Е.Год и место издания: «Просвещение» 2019 г. МоскваТема урок...