Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Кожатикова Татьяна Александровна

Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ                                                                                                                                                              НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА                                                                                                                               В РАМКАХ СЕРИИ “ FORWARD”

   Обеспечение здоровьесберегающих условий обучения - основа внедрения Федерального государственного образовательного стандарта для начальной школы. Понятна истина : если нет здоровья, то все остальное не имеет особого смысла. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамическая нагрузка - естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала. Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности школьников связаны с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в жизни.

    Иностранный язык является одним из самых трудных школьных предметов, его изучение требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вследствие чего у детей часто возникает утомление. Биологическая роль этого состояния заключается в современной защите организма от истощения. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление, являются физкультминутки – кратковременные перерывы для проведения упражнений. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультминутки положительно влияют на аналитико - синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно- сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Одним из самых любимых физкультминуток у учащихся второго класса стали: повторение лексических единиц с помощью мяча, физкультминутки «Teddy Bear» и «давайте поздороваемся как жители разных стран.      

                     

         Teddy bear

         Teddy bear, Teddy bear,    

         Turn around!

         Teddy bear, Teddy bear,

         Touch the ground!    

         Teddy bear, Teddy bear,

         Switch off the light!

         Teddy bear, Teddy bear,

          Say “Good night!”

   Давайте поздороваемся как жители разных стран.

   В России – пожимают друг другу руки (ученик повторяет указанное действие), в Италии – горячо обнимаются. В Бразилии – хлопают друг друга по плечу, в Зимбабве – Трутся спинами, в Македонии – здороваются локтями, в Никарагуа – касаются плечами. В Новой Зеландии маори при встрече касаются  друг друга носами. У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пока , пока незнакомец не приблизится и не заметит вас. А до чего красив ритуал приветствия в некоторых североафриканских государствах: там  подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди. В переводе с языка жестов это означает: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя.

   

Требования к организации и проведению физкультминуток:

  • Физиологическим обоснованием для проведения физкультминуток считается 15-20 минута урока;
  • Длительность физкультминуток – от одной до пяти минут. Каждая включает комплекс упражнений, повторяемых 4-6 раз. За это время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей;
  • Комплексы подбираются в зависимости и содержания урока. Упражнения должны быть разнообразными , так как монотонность снижает интерес, а следовательно, и результативность;
  • Физкультминутки следует проводить на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даст желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников.

   Виды физкультминуток

     Музыкально- танцевальные физкультминутки, когда дети поют песню на английском языке и исполняют под песню различные движения, представлены в учебнике «FORWARD» и пользуются у детей большой популярностью. Например:

    Come along and join our circle.

    Put out your hands and make a circle.

   Step to the right and sing

   Step to the right and sing, sing, sing!

   Now make pairs with arms crossed over.

   Make up a pair with arms crossed over.

   Now all together swing!

   Now all together swing, swing, swing!

   Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения,

например:

   Initial position: sitting on the chair.

   Bend your head right.

   Initial position.

   Bend your head left.

   Initial position.

   Turn your head forward, don’t raise your shoulders.

   Initial position. Repeat 3-4 times. The pace is slow.

   Физкультминутки для мобилизации внимания, например:

   Head and shoulders, knees and toes, knees and toes.

   Head and shoulders, knees and toes, knees and toes.

   And eyes, and mouth, and nose.

   Heard and shoulders, knees and toes, knees and toes.

   Гимнастика для глаз, например:

  Look left, right.

  Look up, look down.

   Look around.

   Look at your nose.

   Look at that rose.

   Close your eyes.

   Open, wink and smile.

   Гимнастика для слуха

   Такие упражнения способствуют развитию фонематического слуха и, кроме того, приучают детей к внимательности, например:

   

   Clop your hands once, when you hear the short sound /I / : big, teacher, six, sit, bee, tree, giraffe.

   Clop your hands twice, when you hear the sound /e /: bed, bat, black, seven, ten, cat, pen, and hat.

   Say “yes”, when you hear wards starting with the sound /s /: snake, smile, cat, six, seven, and she.

 

   Массаж активных точек

   

В результате массажа активизируется работа подкорковых частей мозга, улучшает настроение. Например:

 

   Bend the upper part of the ear down with your hand.  Unbend; bend, as if you are rolling up and down the ear. The ears should become warm. Press the lobe of the ear, rub and release. Rub the whole ear in a circle from one side to another. You should rub 2 ears at the same time. Start pulling the ears. First 20 times down, then take the middle of the ear and pull 20 times.

   Упражнения, корректирующие осанку, например:

   

   Initial position: put your legs aside; put your hands over the head.

   1-3 – make circular motions with your body to the right;

   4-6 – make circular motions to the left;

   7-8 – put your hands down and shake them;

   Repeat 4-6 times. The pace is medium.

   Дыхательная гимнастика способствует углублению дыхания, помогает повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке.

   Например, упражнение «Шарик».

   Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет от одного до четырех дети делают четыре глубоких вздоха и задерживают дыхание. Затем, на счет от одного до восьми, медленно выдыхают.

   Артикуляционная - мимическая гимнастика.

   Данные упражнения помогают создать благоприятный фон для выработки точных и координированных движений, нужных для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции;  а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые  мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Осуществляется тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Данный вид гимнастики проводится на каждом уроке. В книге для учителя есть приложение «Основные сведения по фонетике английского языка», в котором дается много советов для учителя по проведению данного вида гимнастики. При выполнении  данных упражнений важным условием является правильная осанка.

 

  Пальчиковые игры

   Это прекрасная возможность обращения с ребенком на уровне тактильных ощущений. Сюжетная канва игры, сопровождающаяся движением пальцев, способствует снятию усталости, повышению работоспособности и концентрации внимания. С помощью пальчиковых игр можно отрабатывать фонетику, грамматику и новые лексические единицы. На кистях руках расположено множество рефлекторных точек, то которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. «Ум ребенка находится на кончиках пальцев», говорил В.А.Сухомлинский. В английском фольклоре каждый палец, как уважающий себя джентльмен, имеет свое имя. Это имя одновременно является характеристикой пальца, определяющей его возможности.

   Peter – Pointer  -   Питер – указка (указательный палец).

   Tobby - Tall – Длинный Тоби  (средний палец).

   Ruby – Ring  -  Руби с кольцом (безымянный палец).

   Baby – Small -  Малютка (мизинчик).

   Tommy – Thumb  - Большой Том, Сам (большой палец).

   Во многих пальчиковых играх пальцы по очереди выкликаются по именам. Эти игры преследуют следующую цель – заставить каждый пальчик детской руки двигаться отдельно от других пальцев, например:

   

    Peter – Pointer, Peter – Pointer,

   Where are you?

   Here I am, here I am.

   How do you do?

   На слова третьей строки палец « выскакивает» из кулачка. Затем речь идет о другом пальце.

   TOMMY THUMB (пальцы сжаты в кулачки, большие пальцы направлены к груди)

   Tommy thumbs, up!

   Tommy thumbs, down!

   Tommy thumbs are dancing around the town.

   Dancing an your shoulders,

   Dancing on your knees,

   Dancing on your head,

   And fuck then into bed!

   PAIRS

   Two things make a pair.

   And on me, I’ll show you where.

   I have two ears, and I have two eyes.

   Both are important to make me wise!

   I have two holes in my nose.

   That lets me smell a beautiful rose.

   I have two hands that clap a beat.

   I have two feet that are really neat!

   OSTRICH

   An ostrich has two long legs. (Hold up 2 fingers.)

   And can lay many large eggs. (Touch together index fingers and thumbs for a large egg).

   She’s the largest of the birds. (Hold hands up high like wings.

   And she can’t fly, isn’t that absurd? (Put hands on hips.)

   В УМК для 2 класса серии «Forward» много внимания уделяется пальчиковым куклам, с помощью которых мы разыгрываем диалоги. Особое внимание уделяется разучиванию песен на уроке. Песня – это хороший вид релаксации, который не только представляет возможность отдохнуть, но и служит способом формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает слух, память, снижает утомляемость. Мы уже разучили много песен, вот одна из них:

   How do you do? How you do?

   This is Joe and this Sue.

   My name is Bill and who are you?

   My name is Jane, how do you do?

   My name is Jane and who are you?

   My name is Bill, how do you do?

   В английском фольклоре много песен, которые говорят сначала о десяти предметах, потом о девяти и т.д. Это значительно сокращает время на разучивание песни: достаточно выучить один куплет, а остальные поются по аналогии.

     Например:

   There were 10 fat monkeys, sleeping in the sun.

   10 fat monkeys sleeping in the sun.

   Then along came a tiger, looking for some fun.

   There were 9 fat monkeys, sleeping in the sun….

   Отличительной особенностью данного УМК является то, что все песни записаны на диски и учащиеся могут петь полюбившиеся песни и дома.

    Здоровьесберегающие технологии осуществляются также через передвижение по классу, частую смену видов деятельности, проведение речевой зарядки, которая помогает детям переключить внимание с предыдущего урока и способствует вхождению в языковую среду. Речевые зарядки бывают 2 типов: традиционные и естественные. Мы только начали изучать английский язык, поэтому мы проводим традиционную речевую зарядку. В нашем арсенале на данный момент 17 вопросов  (How are you? Where are you from? What’s your telephone number?) Обязательным условием для моих учеников является то, что они должны ответить хотя бы на один вопрос во время речевой зарядки. Это, как я объясняю детям, служит для меня сигналом, что все готовы к работе.

   Не менее важной здоровьесберегающей технологией является соблюдение санитарных требований к учебному кабинету: освещенность, проветривание, чистота, правильное расположение парт и доски, температурный режим и т.д. Важно, чтобы на уроке царила атмосфера эмоционального комфорта. Этому способствует доброжелательный тон учителя, создание ситуаций успеха, стимулирование внутренней мотивации учащихся и т.д. Ученики могут подойти за консультацией и после урока.  

    УМК для вторых классов серии «FORWARD» содержит огромное количество материала, который нужно освоить. Для того, чтобы избежать перегрузки, мы открыли кружок по английскому языку    ( 1 час в неделю) – клуб «Teddy Bear», на котором мы поем песни, разучиваем стихи, предусмотренные программой, и занимаемся проектной деятельностью. В начале занятия используется технология «Гайд – парк», когда каждый ученик имеет право выступить перед классом с речью. Кто-то рассказывает , что научился считать до 100 и демонстрирует свои знания; кто-то рассказывает о какой-то достопримечательности; кто-то сообщает, что страна, язык которой мы изучаем, называется не Англия, а Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В феврале 2011 года в нашей школе проходила неделя иностранных языков. Ученики старших классов провели для второклассников два мероприятия: « Прогулки по Нью-Йорку» и « История появления мишек Тедди».Так что второклассники приняты в большую творческую семью учеников нашей школы. Названия учебников, по которым учащиеся нашей школы изучают английский язык, «ENJOY ENGLISH» и « FORWARD».Пусть эти два выражения будут для них ориентиром при изучении английского языка.

   Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка с учетом физиологических особенностей детей приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышает качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.

   

   

   

   

   

 

   

 

   

   

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка

Современный человек обязан с детства учиться быть здоровым,овладевать для этого различными умениями. навыками и хорошими привычками. Задача учителя- помочь ему в этом.Здоровое поколение - здоровая Рос...

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка

Здоровье сберегающие технологии используются для снятия напряжения  на уроках....

Доклад для МО учителей иностранного языка по теме: Использование здоровье – сберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах.

Доклад. В нем рассматриваются проблемы здоровья детей, психические особенности школьников, проблема здоровьезбережения....

Здоровье-сберегающие технологии на уроках английского языка.

Здоровье-сберегающие технологии на уроках английского языка.               (из опыта работы учителя английского языка Калинки...

Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка

Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка...

Образовательный проект «Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка»

Статья "Образовательный проект - Применение здоровье сберегающей технологии на уроках английского языка"...