Доклад для МО учителей иностранного языка по теме: Использование здоровье – сберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах.
учебно-методический материал по теме

Доклад. В нем рассматриваются проблемы здоровья детей, психические особенности школьников, проблема здоровьезбережения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровье – сберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах.

1 Проблема здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.  Важнейшей целью внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий является формирование культуры здоровья.

В. А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Дети около 70% времени бодрствования проводят в школе. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Увеличение учебной нагрузки приводит к тому, что у детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. Состояние усталости у обучающихся, утомление, переутомление, постоянные стрессовые перегрузки создают предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.  В результате, существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

2. Особенности предмета. Английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально благоприятной и комфортной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников. Важно, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед этим предметом. 

3. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

1.        условия обучения ребенка в школе  (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

2.        рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);

3.        соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;

4.        необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим

Учет психологических особенностей. В школьной практике большое значение имеет учет нейродинамических особенностей детей: скорости протекания психофизиологических процессов, быстроты переработки информации в ЦНС, индивидуального темпа деятельности, который весьма постоянен и обусловлен врожденными типологическими свойствами нервной системы, в первую очередь, ее силой и подвижностью. Этот темп проявляется в различных простых и сложных двигательных реакциях, в специфике формирования и проявления сенсорных и интеллектуальных навыков (решение задач, заучивание учебного материала), особенностях внимания, восприятия, умственной работоспособности.

В процессе индивидуального развития в связи с постепенным созреванием нервной системы проявления индивидуально-типологических различий имеют свои особенности.

Функциональная асимметрия мозга является одним из важнейших свойств индивидуальности – она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу, регуляцию деятельности и адаптацию человека к среде. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела и доминирует у «левшей», а левое – правой и доминирует у «правшей». Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии.

Современные педагогические методики в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Поэтому правополушарные учащиеся оказываются в невыгодном положении, так как нуждаются в гештальте (образах), музыкальном фоне на уроке, творческих заданиях, контексте. Традиционное преподавание предлагает им технологию, тишину, детали. Учащиеся  этого типа нуждаются в трехмерной организации своего мыслительного пространства, а школьные методики предполагают двумерную организацию.

Учет биоритмологических особенностей учащихся позволяет правильно организовать режим труда и отдыха, облегчить процессы адаптации к учебным нагрузкам, снизить уровень напряжения систем организма. У представителей утреннего типа («жаворонок»), достаточно часто отмечается затруднение адаптационных процессов при нарушении стереотипа деятельности. Такие школьники менее устойчивы в стрессовых ситуациях, нарушения здоровья отмечается у них чаще. «Совы» характеризуются более оптимальной реакцией на нагрузку, у них нет склонности к тревожным и депрессивным реакциям. «Аритмики» по своим проявлениям приближаются к утреннему типу, но с менее выраженными чертами.

5.Режим «динамических поз» Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически невозможно, но использование в учебном процессе здоровьесберегающих методов, приемов и средств обучения поможет снизить утомляющее воздействие урока на организм ребенка.

Полезное действие на функционирование организма оказывает изменение рабочей позы во время урока. Разработана методика обучения детей с использованием «динамических поз», которая заключается в переходе учеников во время урока из положения «сидя» в положение «стоя», и может проводиться в форме свободного стояния или с использованием настольной конторки.

Режим «динамических поз» с использованием позы свободного стояния проводится следующим образом: учитель периодически (примерно через каждые 10-12 мин.) переводит детей из положения «сидя» в положение «стоя». Целесообразно использовать это положение, когда дети слушают объяснение педагога или отвечающего ученика. Продолжительность свободного стояния в зависимости от характера урока может быть от 3-х до 7-ми минут. Чем более продолжительное время учащиеся занимаются в режиме «динамических поз», тем выше у них потребность к пребыванию в позе свободного стояния.

6. Физкультурно-оздоровительная минутка. Одной из основных форм повышения уровня двигательной активности учащихся, а также предупреждения утомления и активизации их умственной деятельности на уроке является физкультурно-оздоровительная минутка.

Рекомендуется проводить от 2-х до 3-х физкультурно-оздоровительных минуток для учащихся младшего и среднего школьного возраста, для старшеклассников достаточно одной за урок, продолжительностью 1-1,5 минуты. При этом учитель должен четко представлять себе, на что направлены те или иные упражнения, чередуя и комбинируя их.

Набор упражнений, входящий в одну физкультурно-оздоровительную минутку, различен, так как зависит от возраста ребенка, изучаемого предмета, вида деятельности на уроке, очередности урока и предполагает широкий спектр воздействия на разные функции организма ученика через физические упражнения, пальцевые упражнения, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, средств самомассажа, психологические тренинги и т. п.

В состав упражнений для физкультминуток рекомендуют включать:

  • упражнения по формированию осанки,
  • укрепления мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,
  • массаж области груди, лица, рук, ног,

Упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому полезны упражнения для выработки глубокого дыхания. Перед выполнением контрольных работ полезно делать упражнения на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание – глубокое, медленное сначала только через левую, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, что способствует решению рациональных задач

Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессивности, а также оптимизации состояния зрительной функции, следует использовать комплексы упражнений и специальную гимнастику для глаз – офтальмотренаж, который необходимо организовывать 2-3 раза во время учебного дня, направленный на:

  • улучшение циркуляции крови в органе зрения;
  • укрепление мышц глаза;
  • улучшение процесса аккомодации;
  • снятие зрительного утомления.

7. Релаксация на уроках

Релаксация - это расслабление после напряженной умственной деятельности. Цель её - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, пение, танцы. При её проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения. Вот некоторые элементы релаксации, которые применяются ни начальном этапе обучения. 

Зарядка с использованием движений, песен, танца. Первое время зарядку нужно проводить под руководством учителя, далее это делают ученики сами, но необходимо следить за тем, чтобы движения выполнялись чётко, красиво. Подобные упражнения прекрасно развивают эстетический и музыкальный вкус.

Игра - одна из важнейших форм релаксации. Игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие, Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках. Игра, способствующая отдыху, вызывающая положи¬тельные эмоции, лёгкость и удовольствие. Издавна известно о потребности детского организма в игре. Не стоит забывать о том, что, играя, ребенок погружается в попятный лишь ему одному мир.

Детские игры трудно подразделить на типы, потому что их много и они разнообразны. Дети с удовольствием играют как в пассивные игры (они тщательно разработаны), так и в активные, подвижные. Их можно проводить на уроке, в холле школы, на улице, в командах из нескольких игроков и вдвоём. Одни игры формализованы – игра ведётся по чётким правилам и обычно для них нужно оснащение. Другие допускают отклонения от правил, рассчитаны на импровизацию (типа «Море волнуется раз», «Мы поехали на балл»). Игры призваны развлечь ребенка и обучить, приобщая его к реалиям взрослой жизни, привить навыки общения, адаптации к резко меняющимся условиям.

Песня на уроке - хороший вид релаксации, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Песня является элементом здоровьесберегающих технологий, которые используются для того, чтобы дать детям возможность снять умственное напряжение и усталость, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала и способствуют созданию психологического комфорта на уроке.

Аутогенная тренировка (АТ). Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут ещё "отойти" от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает необходима психологическая поддержка. В данном случае целесообразно использование элементов аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка (АТ) - это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укрепляет силу воли, улучшает внимание, регулирует частоту сокращений сердца, нормализует дыхательный ритм. Медитативно - релаксационные упражнения дают возможность ученику передохнуть, восстановить силы для дальнейшей деятельности. 

Эффективность работы учащихся на уроке во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием интересного наглядного (муляжи, схемы, таблицы) и дидактического материала с помощью различных технических средств обучения (показ диафильмов, диапозитивов, короткометражных кинофильмов, телепередач). Психоэмоциональное напряжение очень быстро истощает организм и приводит к быстрому падению работоспособности.

8. Динамический урок. Существующий двигательный режим не обеспечивает физиологической потребности растущего организма в движении. Сдерживающим фактором в решении этой проблемы является традиционная структура урока, при которой динамическая составляющая урока не превышает 5-10%.

Интеграция  образовательной,  двигательной  и  игровой  деятельности  стимулирует творческое отношение к теме урока и повышает умственную работоспособность детей. Установлено,  что  после  динамического  урока  не  отмечено  ни  одного  случая  выраженного утомления, в то время как после традиционного урока такая степень утомления выявлена у 35% учащихся.

9.Критерии рациональной организации урока

Для рациональной организации урока разработали особые критерии (Смирнов Н.К., Громбах, Ирхин В.Н.)

Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

10.Модель здоровьесберегающего урока была предложена Н. К. Смирновым (2006).

11.Заключение

Необходимо соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья.

Огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

Во избежание усталости учащихся, смена видов работ.

Наличие эмоциональных разрядок необходимо для снятия умственного напряжения и утомления.

Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов работ. На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику. Некоторые  виды работы можно выполнять как сидя, так и стоя.

Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Непродолжительные отклонения нужны для отдыха и расслабления. Смена позы благотворно сказывается на работоспособности.

Моментом релаксации можно также считать песни.

Доброжелательный тон педагога, создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке– важный момент здоровьесберегающих технологий. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели и задач обучения. Для снятия напряжения недостаточно проводить специальную релаксацию или аутогенную тренировку, необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринуждённо, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учеников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка

Современный человек обязан с детства учиться быть здоровым,овладевать для этого различными умениями. навыками и хорошими привычками. Задача учителя- помочь ему в этом.Здоровое поколение - здоровая Рос...

Игры, стихи и песни, как обязательные элементы здоровье сберегающей технологии на уроках иностранного языка в начальной школе.

1. Введение.2. Теоретическая часть. Научно-методологические основы педагогических ресурсов здоровье сберегающих технологий и места игровой технологии в сохранении здоровья учащихся.2.1. Теоретич...

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка

Здоровье сберегающие технологии используются для снятия напряжения  на уроках....

Районный семинар-практикум учителей иностранных языков по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках немецкого языка»

Районный семинар-практикум учителей иностранных языков по теме  «Использование информационно  – коммуникационных  технологий на уроках немецкого языка»...

Здоровье-сберегающие технологии на уроках английского языка.

Здоровье-сберегающие технологии на уроках английского языка.               (из опыта работы учителя английского языка Калинки...

Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка с использованием интернет-ресурсов.

В данной работе я демонстрирую использование здоровье сберегающих технологий на практике, на примере учеников 5 класса на уроках английского языка. Здесь расписаны методы индивдуального подхода в разл...