Здоровье-сберегающие технологии на уроках английского языка.
статья по английскому языку на тему
Здоровье-сберегающие технологии
на уроках английского языка.
(из опыта работы учителя английского языка Калинкина Сергея Михайловича)
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической
литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей
стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.
Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и
усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера
взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья
детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему
справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности,
наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане - честен, самокритичен.
г) в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье-сберегающие технологии
на уроках английского языка.
(из опыта работы учителя английского языка Калинкина Сергея Михайловича)
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической
литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей
стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.
Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и
усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера
взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья
детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему
справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности,
наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане - честен, самокритичен.
г) в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на
старте школьного обучения, но не менее важна и прав ильная организация учебной
деятельности, а именно: строгая дозировка учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
е) благоприятный эмоциональный настрой.
Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в
норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться
лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику
преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.
У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой
учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку
доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
Тема «Здоровьесберегающие технологии получила свое развитие в работе школьного
методического объединения учителей иностранного языка. В нашем методическом
объединении одним из главных направлений здоровьесбережения является создание
здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым
предметам. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина,
урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. На заседаниях методического
объединения рассматривался вопрос о более активном внедрении «физкультминуток в
структуру урока. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка - задача
особой важности для преподавателей английского языка.
Задача нашей школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои
способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять
личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
На уроках английского языка, прежде всего, создаются условия для здорового развития
детей:
1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима
(учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся
физкультминутки).
2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-
тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса).
3. Формируется здоровый образ жизни. 3
Учителя часто используют смену учебной деятельности, режимов работы, проведение
физкультминуток, расслабления во время прослушивания песен. Так, практически на каждом дети поют песни. Все это способствует здоровьесбережению. «3доровьесберегающие технологии заключаются в необходимости помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствоватьсохранению и укреплению здоровья ребенка, Т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Под личностно-ориентированным общением мы понимаем общение, основанное на интересе человека к человеку, на доброжелательном отношении собеседников, на знании и учете психологических особенностей их характера. А сплоченность группы - главное условие для повышения мотивации к общению. Как известно, подборка текстов - начальный
этап мотивации с учетом возрастных, индивидуально- психологических особенностей
личности, их интересов. Учащихся можно разделить на 4 группы и каждой группе дается
определенное задание, что приносит каждому ученику чувство удовлетворенности. Любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей. К здоровьесберегающим технологиям также можно отнести:
игровые технологии;
технологию уровневой дифференциации;
коллективный способ обучения;
технологию проектного обучения.
Из здоровьесберегающих технологий хотелось бы осветить следующие:
технологию дифференцированного обучения;
игровые технологии;
проектные технологии;
Технология дифференцированного обучения - это форма организации учебного
процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Одним из основных видов, дифференциации является индивидуальное обучение, Т.е. обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся.
Индивидуально-дифференцированная технология дают возможность работать с
трудными детьми, помогать слабым учащимся, не забывая уделять внимание сильным.
Распределение на уроке учебного материала, использование карточек с индивидуальными
заданиями при работе с текстом, различными разговорными ситуациями при обучении
диалогической и монологической речи, выполнение разно-уровневых грамматических
упражнений, - дает возможность сильным ученикам углубить и расширить знания по языку, повышает уровень их мотивации. У слабоуспевающих учеников снимается чувство дискомфорта на уроке, страха перед плохой оценкой, они испытывают, пусть
незначительный, успех.
При повторении, обобщении и контроле применяется работа по группам (рядам,
командам, работа в режиме диалога с постоянными или сменными парами), консультации с сильными учениками (подготовка к экзаменам, олимпиадам, конкурсам по языку) и
зачетную систему в старших классах. Как сделать каждый урок эффективным,увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую и мыслительную активность учащихся?
Принцип активности ребенка в процессе обучения, действительно был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащегося, в некоторых же технологиях она составляет главную идею и основу эффективности результатов.
Игровые технологии. Среди учителей-предметников игровая технология, по моему
мнению, чаще применяется на уроках в начальном звене и на уроках иностранного языка, так как игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки
общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, 4
обеспечивает практическую направленность обучения. Включая элементы игры в учебный
процесс, получаю возможность направить эмоциональную и умственную активность
учащихся на овладение языкового материала в новой ситуации, учитывая при этом, чтобы
учебный материал был доступен, а приемы и виды работ интересны для них. В игровой
форме даются такие задания, как управляемый диалог, повторение пройденного.
Школьный курс иностранного языка имеет практическую направленность. С первых
шагов обучения языку необходимо учить детей умению общаться на английском языке,
пусть даже на самом элементарном уровне, заложить основу для дальнейшей
коммуникативной деятельности. Опыт работы в школе убеждает в том, что все дети без
исключения, как правило, приступают к изучению английского языка с большим желанием..
Необходимо поддержать и закрепить этот интерес и стремление учащихся к овладению
языком. Но английский язык не всем детям дается легко. Они болезненно переживают свой неуспех рядом с ребятами, которые быстро схватывают, хорошо запоминают, все правильно воспроизводят. Поэтому нужно быть терпеливым, всегда в хорошем настроении, необходимо приходить на урок с улыбкой. И в этом помогают игры. .
Введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения.
При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, т. е. они не
просто рассказывают диалоги, а показывают их. Использование в практике работы
подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков,
двигательной активности, концентрации внимания, воображения, воображения, а также
познавательных и языковых способностей.
Учителя английского языка широко используют на уроках игрушки и картинки, дети
имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, словесно-логической.
Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок
являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, дети
участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года, окончания учебного года.
Разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль,
ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием.
Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового
образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети
сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о
необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов. Детям такие уроки особенно нравятся.
В старшем звене обсуждаются вредные привычки молодежи такие, как курение,
употребление спиртных напитков и наркотиков, их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс - конференции, готовят
проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая
информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих
способностей.
Игровые формы и приемы, применяемые на уроке, весьма разнообразны:
подвижные игры (физкультминутка, игра в животных, игры на внимание);
игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия
игры);
игры с предметами (мяч, шар, кукла);
диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов (Буратино, Незнайка); ролевые
игры;
фонетические, лексические, грамматические игры.
Игры можно разделить по виду деятельности на 5
физические (двигательные);
интеллектуальные (умственные);
трудовые;
социальные.
По характеру педагогического процесса на:
обучающие;
тренировочные;
обобщающие;
контролирующие;
познавательные;
развивающие;
воспитательные;
творческие;
профориентационные и т.д.
Одним из наиболее эффективных приемов обучения иностранному языку считаю
ролевые игры. Они являются неотъемлемой частью урока. Ролевые игры в группе детей дают
возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в
реальной жизни. На начальном этапе обучения ролевая игра формирует у ребенка
воображение, которое позволяет ему переносить свойства одних вещей на другие (он
знакомится с человеческими отношениями, открывает у себя наличие переживаний и
начинает ориентироваться в них).
В процессе работы используются драматизации песенок, стихов, считалок. В системе
стараюсь проводить на уроках Физкультминутки, паузы - релаксации. Или предлагаю
ребятам выполнять команды. Новое рождается иногда на уроке, часто дети подают идею,
подсказывают темы игр. Они ждут с нетерпением слов «Давайте играть» или «А теперь
игра!» и сразу оживают. Их улыбки, желание говорить на английском языке, служат
показателем их заинтересованности, увлеченности.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего
собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.
Особенностью игры в старшем возрасте является нацеленность на самоутверждение,
юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. В
средних и старших классах ребятам нравятся игры типа «Что? Где? Когда?», «Поле чудес»,
«Международная конференция», различные викторины.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и
методами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Здоровьесберегающие технологии находят свое отражение и в проектной деятельности
учащихся. Проектная работа - это самостоятельная индивидуальная или групповая
творческая деятельность учащихся, направленная на реализацию собственных идей.
Выполнение проектных работ ведет к развитию мышления, логики, воображения,
совершенствованию личности ребенка в способности успешно реализовать себя в новой
жизненной ситуации. Учащиеся высказывают свое мнение, свою точку зрения. Происходит осознание себя и своих личностных качеств как ценности, что является важным условием развития самоуважения и формирование чувства собственного достоинства. Развивающее обучение средствами иностранного языка протекает более успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Можно предложить такие темы для проектов, как
А
season Toиrist Guide", (Кузовлев В.П. Лапа Н.М. English 6) «Eco-problems in my hometown»,
«Are уои happy at school?» (Кузовлев в.п., Лапа Н.М. English 7) " Му country at а glance ",
What holiday would уои like to have? ", «Welcome to the ..... 2096 Olympic Games" (Кузовлев
в.п., Лапа Н.М. English 8), «Welcome to Russia», «Are уоu а good Lawmaker?», «А subculture
I'd like to create», «Is the System of Social Welfare Fair?» (Кузовлев в.п., Лапа Н.М. English 10-11).
Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он
жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог 6
успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств. Это, наконец,
счастливые дети и, как следствие и как причина, удовлетворенные своей деятельностью
педагоги.
Известно, что основная цель жизни - счастье. Но к нему ведет одна дорога: крепкое
здоровье. А научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и
ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, поможет, несомненно, применение в
педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий в совокупности с
охранительными педагогическими режимами обучения.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной
особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к
образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Используемая литература:
Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2007 год, № 8, 2006 год.
Приложение к журналу «Иностранный язык в школе» Методическая мозаика № 5, 2005 год, стр. 15 – 19.
Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО, 2004
Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004
Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.
Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Н.И. Дереклеева, Москва 2004
Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Москва, издательский дом «Новый учебник» 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/11/picture-18491.jpg)
Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка
Современный человек обязан с детства учиться быть здоровым,овладевать для этого различными умениями. навыками и хорошими привычками. Задача учителя- помочь ему в этом.Здоровое поколение - здоровая Рос...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-182676-1360414521.jpg)
Использование здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка
Здоровье сберегающие технологии используются для снятия напряжения на уроках....
Доклад для МО учителей иностранного языка по теме: Использование здоровье – сберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах.
Доклад. В нем рассматриваются проблемы здоровья детей, психические особенности школьников, проблема здоровьезбережения....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/02/picture-1052602-1535871643.jpg)
Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка
Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка...
Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка
Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/13/picture-958415-1507904284.jpg)
Образовательный проект «Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка»
Статья "Образовательный проект - Применение здоровье сберегающей технологии на уроках английского языка"...