Урок английского языка: проектирование в соответствии с ФГОС
статья по английскому языку на тему
Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учника. В соответствии с этим перед учителем встает ряд вопросов. Как разработать урок по новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с пинципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_angliyskogo_yazyka_proektirovanie_v_sootvetstvii_s_fgos.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Ткачева Т.А., учитель английского языка
ГБОУ СОШ №264 Кировский район
Санкт-Петербурга
Урок английского языка: проектирование в соответствии с ФГОС
Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. В соответствии с этим перед учителем встает ряд вопросов. Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях ФГОС ООО, на мой взгляд, существенно меняется его функция, форма организации. ?
В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности. Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока –формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования. Рассмотрим отличие современного урока от традиционного.
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей |
Исходя из сравнительной таблицы можно отметить , что у современного урока есть много преимуществ по сравнению с традиционным уроком. Современный урок это прежде всего урок на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний для формирования нравственных основ. Отмечается различие в деятельности учителя и ученика на уроке. Ученик из присутствующего, исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным действующим лицом.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»,- слова К.Д. Ушинского как нельзя лучше отражают суть современного урока.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
1.Определение темы учебного материала.
2.Определение дидактической цели темы.
3.Определение типа урока: урок изучения нового; закрепления знаний; комплексного применения знаний,; обобщения и систематизации знаний; контроля, оценки и коррекции знаний
4.Продумывание структуры урока.
5.Техническая обеспеченность урока .
6.Отбор содержания учебного материала.
7.Выбор методов обучения.
8.Выбор форм организации педагогической деятельности
9.Оценка знаний, умений и навыков.
Проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Результатом этого первого этапа будет определение типа урока.
Из этого будут вытекать цели урока. Постановка целей, в том числе выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока, – второй этап проектирования урока.
Планирование результатов обучения – третий этап проектирования урока. Задачи, отвечающие ведущей цели урока – это главные задачи урока.
В качестве примера можно привести структуру урока усвоения новых знаний в соответствии с ФГОС.
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам обучения. Дает учителю возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть, их следует применять в новом ключе наряду с современными технологиями, передавая учащимся универсальные способы и показывая выходы из учебного предмета английский язык в другие предметные области знаний реализуя принцип метапредметности.
Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:
1. Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
2. Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
3. Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
4. Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
5. Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
6. Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Используемая литература:
1. Мангутова, О. Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию [Текст] / О. Н. Мангутова // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010 / http://eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru.
2. Сафонова, В. П. Современный урок иностранного языка [Текст] / В. П. Сафонова. - М. : Учитель, 2011.
3. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. [Текст] : базовый курс лекций / Е.Н.Соловова. - М. : Просвещение, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок английского языка в 5 классе по ФГОС "Моя семья"
Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по ФГОС "Моя семья", ход урока и самоанализ....
конспект урока по английскому языку, разработанный в соответствии с ФГОС
конспект урока по английскому языку для 2 классу на тему счет от до 10...
Технологическая карта урока английского языка, выполненная в соответствии с рекомендациями АППО г.Санкт-Петербурга.
Технологическая карта урока по теме "Весёлый отдых летом". Учебник "Английский язык. 5 класс. Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Самоанализ урока....
Технологическая карта урока английского языка в 3 классе по ФГОС "Любимые продукты" по УМК "Английский в фокусе"
Технологическая карта урока английского языка в 3 классе "Любимые продукты"...
Технологическая карта урока английского языка в 7 классе по ФГОС "О популярности электронных книг" по УМК "Английский в фокусе"
Технологическая карта урока английского языка в 7 классе по теме "О популярности электронных книг". К сожалению, невозможно сжать презентацию до 3 МБ....
Технологическая карта урока английского языка в 7 классе по ФГОС "Современные средства общения" по УМК "Английский в фокусе"
Конспект урока в 7 классе по теме "Современные средства общения"...
Календарно-тематическое планирование уроков английского языка во 2-ом классе ФГОС 3+ (рассчитан на 2 часа в неделю, спланировано 68 уроков)
Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начальног...