Урок английского языка: проектирование в соответствии с ФГОС
статья по английскому языку на тему

Ткачева Татьяна Александровна

Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов  общего образования является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учника. В соответствии с этим перед учителем встает ряд вопросов. Как разработать урок по новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с пинципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                         Ткачева Т.А., учитель английского языка  

                                                                                                                   ГБОУ СОШ №264 Кировский район

                                                                                                                                                   Санкт-Петербурга

                 Урок английского языка: проектирование  в соответствии с ФГОС  

              Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. В соответствии с этим перед учителем встает ряд вопросов. Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях ФГОС ООО, на мой взгляд, существенно меняется его функция, форма организации.         ?    

            В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

                Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности. Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока –формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.  Рассмотрим отличие современного урока от традиционного.    

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

 

 Исходя из сравнительной таблицы можно отметить , что у современного урока есть много преимуществ по сравнению с традиционным уроком. Современный урок это прежде всего урок на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний для формирования нравственных основ.  Отмечается различие в деятельности учителя и ученика на уроке. Ученик из присутствующего, исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным действующим лицом.  

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим   самостоятельным процессом и давал для него материал»,- слова  К.Д. Ушинского как нельзя лучше  отражают суть современного урока.    

 Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?  Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

1.Определение темы учебного материала.

2.Определение дидактической цели темы.

3.Определение типа урока: урок изучения нового; закрепления знаний; комплексного применения знаний,; обобщения и систематизации знаний;  контроля, оценки и коррекции знаний

4.Продумывание структуры урока.

5.Техническая обеспеченность урока .

6.Отбор содержания учебного материала.

7.Выбор методов обучения.

8.Выбор форм организации педагогической деятельности

9.Оценка знаний, умений и навыков.

Проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Результатом этого первого этапа будет определение типа урока.

Из этого будут вытекать цели урока. Постановка целей, в том числе выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока, – второй этап проектирования урока.

Планирование результатов обучения – третий этап проектирования урока. Задачи, отвечающие ведущей цели урока – это главные задачи урока.

                            В качестве примера можно привести структуру урока усвоения новых знаний в соответствии с ФГОС.  

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)  

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам обучения. Дает учителю возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что  традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть, их  следует применять в новом ключе наряду с современными технологиями, передавая учащимся универсальные способы  и показывая выходы из учебного предмета английский язык в другие предметные области знаний реализуя принцип метапредметности.  

Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

1.        Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

2.        Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

3.        Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

4.        Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

5.        Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

6.        Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Используемая литература:  

1. Мангутова, О. Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию [Текст] / О. Н. Мангутова // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010 / http://eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru.

2. Сафонова, В. П. Современный урок иностранного языка [Текст] / В. П. Сафонова. - М. : Учитель, 2011.

3. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. [Текст] : базовый курс лекций / Е.Н.Соловова. - М. : Просвещение, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок английского языка в 5 классе по ФГОС "Моя семья"

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по ФГОС "Моя семья", ход урока и самоанализ....

конспект урока по английскому языку, разработанный в соответствии с ФГОС

конспект урока по английскому языку для 2 классу на тему счет от до 10...

Технологическая карта урока английского языка, выполненная в соответствии с рекомендациями АППО г.Санкт-Петербурга.

Технологическая карта урока по теме "Весёлый отдых летом". Учебник "Английский язык. 5 класс. Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Самоанализ урока....

Технологическая карта урока английского языка в 3 классе по ФГОС "Любимые продукты" по УМК "Английский в фокусе"

Технологическая карта урока английского языка в 3 классе "Любимые продукты"...

Технологическая карта урока английского языка в 7 классе по ФГОС "О популярности электронных книг" по УМК "Английский в фокусе"

Технологическая карта урока английского языка в 7 классе по теме "О популярности электронных книг". К сожалению, невозможно сжать презентацию до 3 МБ....

Календарно-тематическое планирование уроков английского языка во 2-ом классе ФГОС 3+ (рассчитан на 2 часа в неделю, спланировано 68 уроков)

Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начальног...