Познавательная игра для обучающихся начальных классов. В гостях у зарубежных сказок
классный час по теме

Чайковская Надежда Васильевна

Цели занятия:

1.Обобщить знания детей по сказкам;

2. Познакомить с иностранными сказками;

3.Развивать мышление, воображение, интерес, внимание;

4.Воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конкурс по сказкам23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия:

(До начала игры необходимо сделать игровой кубик, желательно, чтобы он был яркий и точки на нём были хорошо видны зрителям в зале) 

Ведущий: 

-Здравствуйте, мальчики и девочки! Начинаем нашу викторину " В гостях у зарубежных сказок". Мы вспомним русские сказки и познакомимся с зарубежными. Сегодня в игре принимают участие две команды. (участники называют свою команду и выбирают командира) 

Ведущий: 

-Спасибо, нам было очень приятно познакомиться с вами! А теперь проведём разминку. 

 (За правильный ответ -1балл) 

Вопросы разминки:  

Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х.Андерсена"Дикие лебеди"?(11братьев) 

  Какой мальчик должен был выложить слово "вечность"? За это ему обещали подарить новые коньки и весь свет.(Кай) 

 Как звали корову кота Матроскина? (Мурка) 

 Как звали джинна, которого освободил из бутылки Волька, из повести-сказки Л.Лагина?(Хоттабыч) 

 Какой английский писатель придумал хоббитов?
(Джон Толкиен, или Толкин. Волшебная сказка «Хоббит, или Туда и обратно».)

Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба, а как называем её мы?
(Баба-Яга.)
Назовите «отчество» хитрой и ловкой лисы, встречающееся в русских народных сказках. Случайно ли оно выбрано?
(Лиса Патрикеевна. Это «отчество» позаимствовано у литовского князя Патрикея, коварного и хитрого, посеявшего вражду между новгородцами в XIV веке.)
Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно.
(Жучка.)
Назовите деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды.
(Рукава платья Царевны-лягушки.)
Какое настоящее имя у Царевны-лягушки?
(Василиса Премудрая.)
Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных персонажей, славящихся своим долголетием?
(Игла.)
Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать?
(Сказочную шапку-невидимку.)
 

Ведущий: 

-Викторина состоит из 6 туров:

1-ый тур-Пушкиниана;

2-й-Сказки зарубежных писателей;

3-й-Чей это портрет?

4-й-Русские народные сказки;

5-й- Угадай сказку, 

6-й-Очкосгорательный. 

(На столе расположены карточки с названиями туров,каждый тур имеет свой номер.Этот номер нам нужен для того,чтобы,бросив кубик с шестью номерами,определить номер тура.Бросаем кубик.Выпала цифра 3,тур "Чей это портрет?".На карточке 10 вопросов, команды выбирают номер вопроса. За правильный ответ-2 очка.) 

1-й тур.Пушкиниана 

1.Что кричал петушок,сидя на спице? 

( Кири-куку, 

Царствуй,лёжа на боку.) 

2.Из какой сказки эти строки? 

Ветер по морю гуляет 

И кораблик подгоняет, 

Он бежит себе в волнах 

На раздутых парусах. 

( "Сказка о царе Салтане,о сыне его,славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь") 

3.К кому обращался за помощью королевич Елисей?(К солнцу,месяцу,ветру) 

4.На какую работу нанял поп Балду?(Повар,конюх,плотник) 

5.Из какой сказки эти строки? 

...Дева вдруг

Ожила.Глядит вокруг 

Изумлёнными глазами, 

И,качаясь над цепями, 

Привздохнув,произнесла: 

"Как же долго я спала!" 

( "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".) 

6.Из какой сказки эти строки? 

-Буду служить тебе славно, 

Усердно и очень исправно, 

В год за три щелчка тебе по лбу, 

Есть же мне давай варёную полбу. 

("Сказка о попе и работнике его Балде") 

7.Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка? 

(Волю первую твою 

Я исполню,как мою.) 

8.Как звали пса,который сторожил терем семи богатырей?(Соколко) 

9.Сколько лет прожил старик со старухой у самого синего моря?(Тридцать лет и три года) 

10.Кого называл Балда меньшим братом?(Зайца) 

2-й тур.Сказки зарубежных писателей 

1.Кто послал принцессе розу и соловья?(Принц из сказкиГ.Х.Андерсена"Свинопас".) 

2.Кто самый лучший в мире фантазёр и сладкоежка,большой друг Малыша?(Карлсон) 

3.В какой сказке медведь сам сочинял стихи?("Винни-Пух и все-все-все") 

4.Какая девушка на балу потеряла туфельку?(Золушка) 

5.Как звали хозяина Кота в сапогах?(Маркиз Карабас) 

6.Кто носил пояс с надписью "Когда злой бываю, семерых убиваю"?(Храбрый портной) 

7.Назовите страну, где вместо "доброго утра"говорят"спокойной ночи",где в булочных продают карандаши, краски, клей, а в канцелярских магазинах продают хлеб? 

(Страна лжецов) 

8.В какой сказке на земле идёт снег, если на небе взбивают пуховую перину?("Госпожа Метелица") 

9.Назовите любимое выражение Карлсона. (Дело житейское) 

10.Как звали самую маленькую девочку?(Дюймовочка) 

3-й тур.Чей это портрет? 

1."Все бока его изрыты, 

Частоколы в рёбра вбиты, 

На хвосте село стоит; 

Мужики на губе пашут, 

Между глаз мальчишки пляшут..." 

-Кто это?(Чудо-юдо рыба-кит) 

2.Чей это портрет? 

"Лежит, потягивается, с боку на бок переваливается. Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать..."(Ленивица) 

3.Кто эта героиня и из какой сказки? 

"Белолица, черноброва, 

Нраву кроткого такого, 

И жених сыскался ей- 

Королевич Елисей" 

(Царевна из сказки "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" 

4."Но самой красивой была хозяйка дворца,стоявшая на пороге.Она тоже была вырезана из картона, на плечах-голубой шарф,а на груди-блестящая брошка,такая же большая,как голова её владелицы,и такая же красивая".Угадали,кто это? 

(Балерина из сказки "Стойкий оловянный солдатик") 

5."Как только этот ребёнок научился лепетать, он сразу же стал говорить премилые вещи,а во всех его поступках было столько ума, что нельзя было им не восхищаться. А на голове у него был хохолок..."Как звали этого принца? 

(Рике с хохолком) 

6.В какой сказке вы прочли про эту красавицу? 

"Месяц под косой блестит, 

И во лбу звезда горит. 

А сама-то величава, 

Выступает,будто пава". 

(А.С.Пушкин"Сказка о царе Салтане".) 

7."Она слегка прикоснулась к её платью волшебной палочкой,и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи,весь усыпанный драгоценными камнями".Кто и в какой сказке превратил старенькое платье в бальное? 

(Фея,"Золушка") 

8.Угадайте,кто это? 

"Перед ней сидит старик седой-седой;сидит на ледяной лавочке да снежные комочки ест;тряхнёт головой-от волос иней сыплется,духом дохнёт-валит густой пар" 

(Мороз Иванович) 

9."Идёт,по сторонам зевает,вывески читает,ворон считает.А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела".Про какую девочку здесь говорится? 

(Про девочку Женю из сказки В.Катаева"Цветик-Семицветик") 

10."Она была так прелестна и нежна,но изо льда,из ослепительного,сверкающего льда, и всё же живая!Глаза её сияли,как звёзды,но в них не было ни теплоты,ни покоя." 

Кто это?Где вы с ней встречались?Кто о ней написал? 

(Г.Х.Андерсен"Снежная королева") 

4-й тур.Русские народные сказки 

1.Кто с кем такой делёж устраивал:"Твои вершки,а мои корешки". 

(Мужик с медведем в сказке"Мужик и медведь") 

2.Скажите,какого героя провели на пирожках? 

(Медведь из сказки "Маша и медведь") 

3.Кто варил кашу,применяя ум и смекалку? 

(Солдат в сказке"Каша из топора") 

4.Как мужик разделил без обиды одного гуся на семерых: барина, барыню, сыновей и двух дочерей и себя не обидел? 

(Барину-голову,барыне-гузку,сыновьям ножки,крылышки-дочерям,а себе-всё туловище.) 

5.Какими словами начинаются русские народные сказки? 

("Жили-были...","В некотором царстве,в некотором государстве...".) 

6.Что приказывал царь-батюшка своим невесткам,чтобы проверить их на мастерство? 

(Испечь хлеб, соткать ковёр) 

7.Чем кормила лиса журавля? 

(Кашей) 

8.В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась? 

(В сказке "Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо".) 

9.Из какой сказки эти строчки? 

Ах ты,Петя-простота, 

Сплоховал немножко: 

Не послушался Кота, 

Выглянул в окошко... 

("Петушок-золотой гребешок".) 

10.Кто первый нашёл теремок? 

(Мышка-норушка.) 

5-й тур. Угадай сказку


1. - Спасибо, старая ведьма! – сказал солдат.
- Видишь вон то старое дерево? – сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалёку. – Оно внутри пустое. Заберись наверх, увидишь дупло, влезь в него и спускайся до самого низа. А перед тем я обвяжу тебя веревкой вокруг пояса, и, когда ты мне крикнешь, я тебя вытащу.
(Огниво) Г.Х Андерсена

2. С букварём шагает в школу 

Деревянный мальчуган. 

Попадает вместо школы 

В деревянный балаган. 

Как зовётся эта книжка? 

Как зовётся сам мальчишка? 

(Буратино) 


3. «Ну, уж это мы узнаем!» - подумала старая королева, но не сказала ни слова и пошла в спальню. Там она сняла с постели все тюфяки и подушки, и положила на доску горошину; поверх горошины постлала двадцать тюфяков, а ещё сверху двадцать пуховиков. На эту постель и уложили принцессу на ночь.
(«Принцесса на горошине») Г.Х Андерсена

6-й тур.Очкосгорательный 

( Если выбор пал на 6-й тур,все очки игроков сгорают) 

Подведение итогов.Поощрение наиболее активных участников. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально - познавательная игра для начальных классов "В гости к пернатым друзьям"

В игре участвуют три команды: 2, 3 и 4 класса. Для проведения игры от каждого класса  выбираем по 8  человек. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанн...

Образовательный проект "Русские народные игры и забавы как средство развития и оздоровления обучающихся начальных классов"

Образовательный проект, основной целью которого является оздоровление учащихся начальной школы посредством повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом через русские народные игры и за...

Познавательная игра для обучающихся 5-7 классов "Умники и умницы"

Материал содержит разработку  познавательной игры для обучающихся 5-7 классов специальной (коррекционной) школы, а также подборку слайдов с заданиями к игре....

Развитие физических качеств через подвижные игры у обучающихся начальной школы на уроках физкультуры

В статье говорится о необходимости учитывать физические способности ребенка на занятиях физической культурой и представлен комплекс подвижных игр для развития таких качеств, как гибкость, координация,...