Образовательный проект "Русские народные игры и забавы как средство развития и оздоровления обучающихся начальных классов"
проект по физкультуре по теме
Образовательный проект, основной целью которого является оздоровление учащихся начальной школы посредством повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом через русские народные игры и забавы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русские народные игры и забавы как средство развития и оздоровления обучающихся начальных классов
Россия… Нация… Народ… Услышав эти слова, каждый из нас подумает о родине, свободе и независимости русского народа. А чем всегда был силён и могуч наш народ? Здоровьем и силой духа! Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - это победа здорового, закалённого душой и телом человека.
Проблема здоровья нации на сегодняшний день является одной из актуальных и серьезных проблем, поднимаемых на государственном уровне. Но может ли помочь решить эту проблему школа? Я считаю, что может.
В школу дети ходят для получения знаний, а на уроки физической культуры – ради укрепления здоровья и физического развития, и надо это, в первую очередь, не учителю, а именно самим обучающимся и их родителям. Это подтверждают результаты анкетирования, проведенного мною в школе. Из которого я узнал, что только 87% обучающихся начальных классов считают себя здоровыми. А из 35 опрошенных родителей считают своего ребенка здоровым лишь 40%. Но результаты второго вопроса, показывают, что 100% детей заинтересованы в своем здоровье и каждый хочет быть здоров. Этого же хотят и все их родители.
Для более детального исследования здоровья обучающихся я провел измерения антропометрических показателей и выяснил, что ростовесовые показатели детей соответствуют среднестатистическим для данного возраста. В свою очередь, такие нормативы, как динамометрия силы кистей рук и становая сила, свидетельствуют о том, что у обучающихся развитие мышц сгибателей кисти, а также мышц спины, которые участвуют в формировании осанки, заметно отстают от норм. Что свидетельствует о недостаточной подвижности современных школьников. А отсюда, развитие гиподинамии. Но данных показателей оказалось недостаточно для окончательного поиска решения проблемы здоровья. И поэтому следующим шагом в изучении состояния здоровья детей явился анализ и учет пропусков по болезни и групп здоровья обучающихся начальных классов за 2014-2015 учебный год. Составляя журналы заболеваемости, я пришел к выводу, что более 85% учащихся не посещали занятия более 5 дней в течение года по причине болезней. Чаще дети пропускали уроки во 2 и 3 четвертях из-за заболеваний дыхательных путей.
- Анализ групп здоровья позволяет сказать, что у обучающихся, имеющих 2 и 3 группы, в большинстве наблюдаются заболевания опорно-двигательного аппарата - 39%, а также дыхательных путей - 32%.
В чем же причина низкого состояния здоровья детей? По моему мнению, самой главной причиной является снижение активности у обучающихся во время уроков физической культуры, а также во внеурочное время. Я считаю, что это происходит из-за повсеместной компьютеризации общества. Сидя за компьютером и играя в западные информационные игры, дети ведут малоподвижный образ жизни. Для решения этой проблемы на своих уроках, в целях повышения двигательной активности, я решил заинтересовать обучающихся с помощью русских народных игр и забав, в которые издавна играли во дворах, на улице наши предки. Ведь игры на свежем воздухе являются основным средством профилактики различных заболеваний и способствуют развитию двигательных качеств у обучающихся. И поэтому мне, как учителю, необходимо убедить родителей учащихся в том, что не нужно бояться отпускать детей во двор, а, наоборот, вместе со своими детьми проводить больше времени на улице, играя в русские народные игры. Это и послужило темой данного проекта.
Цель проекта:
оздоровление учащихся начальной школы посредством повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом через русские народные игры и забавы.
Задачи проекта:
- Выявить, что представляют собой русские народные игры и забавы, история их появления на Руси;
- Подобрать различные русские народные игры, которые будут способствовать укреплению здоровья учащихся и повышению их интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;
- Показать обучающимся начальных классов значимость русских народных игр и забав для расширения их историко-культурного кругозора, воспитания любви к Родине;
- Разработать рабочую программу по физической культуре для обучающихся начальной школы с учетом использования на уроках русских народных игр и забав;
- Разработать методические рекомендации для родителей обучающихся начальной школы о русских народных играх и забавах для возможности их возрождения в кругу семьи;
- Провести мониторинг эффективности работы по проекту.
Объект исследования: здоровье и физическое развитие обучающихся.
Предмет исследования: учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование понимания у учащихся значимости русских народных игр и забав для укрепления их здоровья через уроки физической культуры и спорт.
Гипотеза исследования: систематическое и целенаправленное использование русских народных игр и забав на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности позволит повысить интерес у детей младшего школьного возраста к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и будет способствовать укреплению их здоровья.
Риски:
- Недопонимание частью обучающихся, родителями значимости русских народных игр и забав для укрепления здоровья;
- Недостаточный профессиональный опыт работы в вопросах оздоровления обучающихся;
- Несоответствие подобранных игр анатомо-физиологических и психологических данного возраста.
Участники проекта:
- Обучающиеся начальных классов;
- Родители;
- Педагогический коллектив;
- Администрация школы.
Данный проект состоит из теоретической и практической частей и включает 3 этапа, которые будут реализованы в течение 3 лет (2015-2018гг).
Этапы проекта
Этапы | Содержание работы | Сроки | Отчетные материалы и мероприятия |
1 этап (подготовительный) | 1. Изучение и анализ научно-методической литературы по теме | Сентябрь 2015г. | Изучение и анализ литературы |
2. Диагностика обучающихся и их родителей (законных представителей) «Выявление интереса к здоровью» | Сентябрь 2015г. | Анализ диагностики | |
3. Диагностика антропометрических показателей обучающихся | Октябрь 2015г. | Анализ диагностики | |
4. Диагностика учета пропусков и заболеваемости обучающихся начальной школы за 2014-2015 учебный год | Октябрь 2015г. | Анализ диагностики | |
5. Отбор русских народных игр и забав и введение их в структуру уроков физической культуры | Ноябрь 2015 - май 2016 | Проведение уроков, внеклассных занятий | |
6. Анкетирование обучающихся на ориентацию игровой деятельности | Декабрь 2015г. | Анализ анкетирования, рефлексия 1 этапа проекта | |
2 этап (основной) | 1. Диагностика учета заболеваемости, развития физических качеств и антропометрических измерений обучающихся начальной школы за 2015-2016 учебный год | Сентябрь - октябрь 2016г. | Анализ диагностики, отслеживание динамики развития |
2. Моделирование обучающимися начальных классов собственных рефератов и докладов по теме «Русские народные игры и забавы в моей семье» | Ноябрь 2016 - март 2017 | Рефераты и доклады учащихся | |
3. Разработка рабочей программы по физической культуре для обучающихся начальной школы с учетом использования на уроках русских народных игр и забав | 2016-2017 учебный год | Рабочая программа | |
4. Разработка методических рекомендаций для родителей о русских народных играх | 2016-2017 учебный год | Методические рекомендации | |
5. Проведение праздника подвижных игр и забав среди учащихся начальной школы и их родителей. | 2016-2017 учебный год | Отчет о проведении мероприятия | |
3 этап (заключительный) | 1. Диагностика учета заболеваемости, развития физических качеств и антропометрических измерений обучающихся начальной школы за 2016-2017 учебный год | Сентябрь - октябрь 2017г. | Анализ диагностики, отслеживание динамики развития |
2. Проведение спортивного народного праздника для родителей и обучающихся | 2017-2018 учебный год | Отчет о проведении мероприятия | |
3. Применение рабочей программы по физической культуре для обучающихся начальной школы с учетом использования на уроках русских народных игр и забав | 2017-2018 учебный год | Рабочая программа по физической культуре для обучающихся начальной школы | |
4. Диагностика учета заболеваемости, развития физических качеств и антропометрических измерений обучающихся начальной школы за 2017-2018 учебный год. | Май - июнь 2018 | Анализ диагностики, отслеживание динамики развития | |
5. Составление картотеки русских народных игр и забав для коллег по работе | Май - июнь 2018 | Картотека русских народных игр и забав | |
6. Обобщение результатов работы по проекту | Май - июнь 2018 | Сравнительный анализ полученных результатов по проекту за 3 года |
Ожидаемые результаты:
Ожидаемыми результатами реализации данного проекта являются:
- Привитие интереса к русским народным играм и забавам;
- Внедрение русских народных игр и забав во внеурочное время;
- Включение русских народных игр и забав в спортивные мероприятия класса, школы, в деятельность пришкольного лагеря;
- Оздоровление обучающихся;
- Повышение интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;
- Снижение пропусков у обучающихся по болезни;
- Развитие физических и психических качеств;
- Расширение историко-культурного кругозора, патриотическое воспитание.
Целевая аудитория:
- Учителя физической культуры;
- Тренеры-преподаватели спортивной школы;
- Воспитатели группы продленного дня и пришкольного лагеря;
- Педагоги дополнительного образования.
В современной спортивной литературе встречаются термины «народные виды спорта», «народные формы физической культуры». Под термином «народные виды спорта» подразумеваются национальные виды, а под термином «народные формы физической культуры» - национальные формы. Русские народные игры и забавы относятся к национальным видам. Само слово «забава» у славян носило не совсем «развлекательный» смысл, а более широкий: «массовое событие». Но не только забавами и развлечениями служили нашим предкам игры. На протяжении всей истории славяне вели постоянные войны, и воинские упражнения и игры сделались неотъемлемой частью древнеславянской культуры, прочно войдя в быт и отразившись в национальных видах спорта.
К забавам на Руси славяне относили:
- единоборства (кулачные бои);
- пляски и танцы (гопак, трепак, «казачок», «барыня», матросское «яблочко» и другие пляски носят в себе остаточные элементы пешего боя и единоборства);
- спортивные игры (городки, лапта);
- царские забавы (псовая и соколиная охоты);
- массовые игры (взятие городка, горелки, хромая ворона).
Занимаясь изучением многообразия массовых народных игр на Руси, исследователи выделяют следующую классификацию:
- пальчиковые игры;
- драматические игры;
- хороводные игры;
- орнаментные игры;
- состязательные игры.
К урокам физической культуры наиболее подходят состязательные народные игры, отличительной особенностью которых является установка на победу, утверждение превосходства. Распределение ролей в них происходит с помощью различных жеребьевок и считалок. Состязательные игры очень разнообразны, их также можно разделить по группам развития различных физических и психико-волевых качеств:
- силы (коняшки, разрывные цепи, перетягивание каната);
- ловкости (невод, гуси-лебеди, день-ночь, посигушки, турецкие салки);
- быстроты принятия решений (третий лишний, защита крепости, зевака);
- игры с командной слаженностью (красное знамя, казаки-разбойники).
На уроке физической культуры русские народные игры можно включать в различные части урока, как вводную, так и основную, и заключительную.
В ходе проведения своих уроков одни игры я использую в качестве вводной части (разминки) – «Невод», «Пустое место», «Третий лишний», другие как основную часть урока – «Защита крепости», «Красное знамя», «Турецкие салки», «Коняшки», третьи - в заключительной части (как релаксация) – «Зевака».
Предлагаю Вашему вниманию небольшой видеоролик фрагмента урока. В заключение можно сказать, что каждый родитель желает видеть своего ребенка здоровым. Но чтобы дети начали вновь собираться в компании и играть на улице, а не сидеть дома за компьютером, их необходимо заинтересовать в самостоятельных занятиях, подобрав наиболее интересные игры. Оздоровительным эффектом таких занятий будет являться увеличение двигательной активности и формирование положительного эмоционального фона на уроках физической культуры. Я считаю, что на данном этапе реализации проекта мне это удалось, что подтверждают результаты анкетирования:
из 45 опрошенных обучающихся начальной школы:
- 38 отдают предпочтение спортивным играм;
- 45 считают, что русские народные игры способствуют укреплению здоровья, а также духовному развитию личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные традиции в играх и забавах как средство патриотического воспитания в ДОУ.
Эта работа представляет собой проект "Народные традиции в играх и забавах как средство патриотического воспитания в ДОУ". Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...
Презентация "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов как способности и готовности к общению"
Цель работы: раскрыть основные направления развития коммуникативной компетентности учащихся в изучении английского языка....
статья "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов как способности и готовности к общению"
Статья о том, что обучая иностранному языку, необходимо обучать детей общаться на языке. Обучение на иностранном языке должно строиться подобно естественной коммуникации....
Технология «Оригами» как средство развития творческих способностей обучающихся начального уровня образования в условиях реализации ФГОС
Творческая активность ребенка – это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая а...
Методика развития физических качеств у обучающихся начальных классов средствами подвижных игр на занятиях физической культуры
Одним из важнейших средств развития двигательных качеств детей является подвижная игра. Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. Игра – естественный ...
Метод проектов, как средство развития способностей обучающихся начальных классов
Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании. Проектная деятельность является личностно-ориентированной и практико-ориентированной, что соответствует с...
Комментарии
Очень интересный и актуальный
Очень интересный и актуальный в настоящее время материал. Действительно воплотимый в жизнь проект, что сейчас редкость