План самообразования
методическая разработка по английскому языку на тему

Рахманина Маргарита Владимировна

Мой личный план самообразования (педагогический проект) на 2016-2017 уч.гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение..............................................................стр. 2

  1. Этапы педагогического проекта ....................стр. 3

  1. Выводы................................................................стр. 5

  1. Приложение 1.....................................................стр. 6

  1. Список используемой литературы................стр. 8

Введение

Дисциплина «Английский язык » включена в базовую часть учебных планов. Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Все это повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины». Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. В перспективе готовность общаться на английском языке способствует овладению будущей профессией. В тоже время обучающиеся должны оставаться носителями культуры своей страны, уметь представлять свою культуру и свою страну на изучаемом языке, с уважением относиться к другим культурам, гордиться своей страной. Таким образом, иноязычное общение становится одновременно и целью, и средством обучения, что выражается в коммуникативной направленности упражнений и речевых ситуаций на уроках, а также в выборе методов и приемов обучения.  

В проекте рассмотрены актуальность,  поставлены задачи, и способы их решения, а также рассмотрены этапы работы над проектом.

В заключении предлагается приложение -  вопросник для учащихся с обработанными результатами.

 Актуальность данного проекта определяется рядом противоречий между необходимостью развития мотивации учебной деятельности учащихся средствами ИКТ на уроках английского языка и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы эффективного использования ИКТ для решения этой задачи; между растущими требованиями к мотивационной составляющей образовательного процесса и низким уровнем ее реализации в большинстве современных программных средств ИКТ по английскому языку, между увеличением числа компьютерных обучающих программ и отсутствием разработанной совокупности педагогических условий и методик их эффективного использования для формирования мотивации учебной деятельности учащихся образовательных программных средств ИКТ на занятиях в классе и в самостоятельной работе.

Предмет проекта: процесс развития педагогических способностей на основе педагогики понимания.

Цель проекта: развитие коммуникативной и ИКТ компетенций учащихся на уроках английского языка посредством английского языка.

Задачи проекта:

  1.           Организовать деятельность по формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся.
  2.           Организовать деятельность по формированию первоначальных навыков ИКТ пользователей у учащихся, в дальнейшем развивать ИКТ компетенцию учащихся.
  3.           Развивать познавательные способности учащихся на уроках и интерес к странам изучаемого языка.
  4.           Воспитывать уважительное отношение к другим народам, странам и традициям.

Для решения поставленных задач, мне необходимо:

  1. Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, так как очень эффективным является путь воспитания мотивации через учебную деятельность.
  2. Произвести отбор содержания учебного материала  и  способы его предъявления.
  3. Формировать речевую компетенцию на всех этапах обучения.
  4. Внедрить прием "телеграмма". Данный прием направлен на актуализацию полученного субъективного опыта.
  5. Продолжать использование системно-деятельностного подхода.

Новизна проекта заключается в том, что это поможет ученикам избавиться от "ответобоязни", активизировать познавательный процесс, привлекать пассивных слушателей к активной деятельности.

Проблема заключается в том, что  всегда удается применять коммуникативный подход на уроках, так как у детей не сформированы навыки общения в парах и в группах.

Моя гипотеза заключается в том, что если я буду постоянно применять, (то есть продолжу применять) коммуникативный подход в сочетании с ИКТ, я решу проблему: сформирую у детей коммуникативную компетенцию и буду ее развивать. Если я буду применять на уроках ИКТ, то смогу развить у детей ИКТ компетентность, что очень важно для их дальнейшей успешной жизни.

Предполагаемый результат

Сформированная коммуникативная компетенция.

Сформированная ИКТ компетенция на уровне пользователя ПК.

 

Этапы работы над проектом

  1. Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.
  2. Этап реализации.
  3. Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.

№ пп

Что нужно для реализации

Зачем

Предполагаемый результат от использования

1

  • ПК (минимальное количество – 5 штук)
  • Проектор
  • Экран
  • Мультимедийные материалы (диски)
  • Программное обеспечение

Организовать работу учащихся индивидуально и в группах по 2-3 человека для развития коммуникативной и ИКТ компетенции

Развитие коммуникативной и ИКТ компетенции

2

Доступ в Интернет

  • Обеспечить участие детей в международных, всероссийских, краевых и районных конкурсах, олимпиадах и проектах на английском языке
  • Организовать электронную переписку детей со сверстниками во всем мире
  • Развитие коммуникативной и ИКТ компетенций в сочетании с повышением уровня притязаний учащихся
  • Развитие навыка самостоятельной работы по получению знаний, умений и навыков

Этапы педагогического проекта:

Проект реализуется в четыре этапа на базе муниципального общеобразовательного учреждения - гимназии № 9, города Невинномысска.

На первом этапе  - теоретическом, изучалось состояние проблемы в теории и практики обучения английского языка; анализировалась психологопедагогическая, методическая литература; выдвинута рабочая гипотеза; определены последующие задачи.

На втором этапе - рефлексивном, проводилось самоосмысление, самоанализ, проблемы, исследование способностей и потребностей учащихся. Были определены элементы содержания и требования к уровню подготовки (на основе стандарта среднего (полного) общего образования по английскому языку), данной темы, а также возможные направления деятельности, которыми могут воспользоваться учащиеся. А также внедрение  ИКТ - технологий для формирования информационной культуры у учащихся.

На третьем этапе - экспериментальном, осуществляется внедрение и  активизация познавательного интереса учащихся, реализация личностно-ориентированного и дифференцированного  подходов в обучении.

На четвертом этапе - корректирующем, планируется проверка и обработка результатов, описание полученных результатов, корректировка образовательного процесса в связи с полученными результатами, определение дальнейших перспектив на дальнейшее изучение предмета.

Ресурсное обеспечение процесса обучения иностранному языку в свете мотивации, заявленное в проекте, является не совсем достаточным для его реализации:

  • имеется компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  • имеются электронные пособия по математике, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.

Вывод:

Работая над проектом, и применяя ИКТ на своих уроках, я обратила внимание на то, что у  учащихся постепенно начало формироваться ценностное отношение к информационно-коммуникационным технологиям как к эффективному средству повышения своего уровня знаний.  

Другой положительный результат использования ИКТ – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую заинтересованность вызвало, предложение некоторым ученикам  подготовить презентацию к уроку.

 Разрабатывая уроки по аудированию, учителя часто сталкиваются с проблемой отсутствия раздаточного материала с заданиями. Эту проблему можно решить с помощью мультимедийных презентаций. Содержание презентаций может быть различным: видеоряд-подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы, таблицы.

Особую заинтересованность у учащихся наблюдалось во время просмотра короткометражных видеоматериалов по теме урока, и осмысление данного материала.

         Важно отметить, что на сегодняшний день универсального метода обучения учащихся английскому языку через ИКТ пока не существует. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки и характерен для конкретного типа урока (будь то урок – повторение, урок-обзор нового материала или урок- презентация). Очень многое зависит и от личности самого педагога, его профессиональной компетенции в области предмета и ИКТ.

Хорошие программы ИКТ по английскому языку способствуют росту мотивации по отношению к предмету, выработке хороших навыков говорения, письма, аудирования и т.д., а также навыков контроля и самоконтроля учащихся. Развитие мотивации при помощи ИКТ является малоизученной проблемой. Кроме того, не все преподаватели готовы и имеют необходимые знания для использования ИКТ на своих занятиях. В большей степени это объясняется пока ещё слабым методическим обеспечением использования ИКТ в образовательном процессе и в преподавании английского языка.

Но все же были отмечены положительные результаты усвоения информации во время использования компьютерных технологий на моих уроках английского языка.

Конечно же, я не могу похвастаться тем, что на каждом уроке использую ИКТ технологии. Так же применяю и традиционные формы урока. Но буду делать все, для того, чтобы получить еще больше положительных результатов на своих уроках.

Приложение 1.

Учащимся был предложен вопросник, который поможет мне в дальнейшем, для улучшения моих занятий, для того, чтобы в классе не осталось ни одного пассивного слушателя, а так же дисциплинировать саму себя, и формировать еще больший  интерес к работе.

        

Таблица 1

Вопросы

Анализ

        

1. С какого класса Вы изучаете английский язык?

100% учеников ответили, что иностранный язык изучают со второго класса.

2. Занимаетесь ли Вы дополнительно иностранным языком?

95% учащихся не занимаются дополнительно иностранным языком, но раньше занимались.

5% - занимаются с репетитором или в студии английского языка

3. Нравится ли Вам изучать английский язык? Почему?

80% - ответили, что им нравится изучать язык

15% - нужен в будущем, для того, чтобы устроиться на работу или поехать заграницу

5% - не нравится, потому что сложно или не дается.

4. Чтобы бы Вы хотели изменить на уроках иностранного языка?

30% учеников ответили, что их все устраивает на уроках иностранного языка

70% учеников хотели бы внести коррективы.

5. Ваши пожелания.

99% учеников хотят разбирать английские песни, смотреть больше видеороликов о Лондоне и Великобритании, работать с презентациями, выполнять индивидуальные задания с применением ИКТ(электронные тесты, индивидуальное прослушивание аудио и видео записей). Хотели бы, чтобы в учебном заведении был лингафонный кабинет.

1% - хотят изучать английский без учебников.

        

Список используемой литературы:

  1. Агафонов, А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла / А.Ю. Агафонов. - Самара: Барах М, 2000. - 336 с.
  2. Алмазов, Б.Н. Анализ профессионального языка школьного учителя / Б.Н. Алмазов, Е.Ф. Васюта // Понятийно-терминологический аппарат педагогики и образования: сб. науч.трудов; отв.ред. М.А. Галагузова. Вып 3. - Екатеринбург, 1998. - С.314 - 323.
  3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
  4. Библер, В.С. Мышление как творчество / В.С Библер.. - М., 1975. - 140 с.
  5. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы - Е.Д. Божович. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/971/971033.htm
  6. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной деятельности учителя / А.К. Маркова // Советская педагогика. - 1990. - №8. - С. 64 – 65.
  7. Сластёнин, В.А. О современных подходах к подготовке учителя / В.А.Сластёнин // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности. - Барнаул, 1996. - 3 с.

Словари

1.      Краткий психологический словарь; под ред. Медведевой Р.К. - М., 1985. - 253 с.

2.    Кичева, И.В. Краткий словарь педагогических терминов / И.В. Кичева. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009. – 150 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

План работы учебного кабинета и план самообразования

В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...

Үзүсеш планы - план самообразования

Укытучының үзүсеш планы киләсе 5 елга (2018 - 2023 еллар) исәпләнеп төзелә. Әлеге план буенча укытучы үз белемен күтәрү өстендә оештырылган чараларны планлаштыра...

План самообразования (Үзбелемеңне күтәрү планы)

2015-2016 нчы елда югары категориягә аттестация үтүче татар теле һәм әдәбияты укытучысы Гыйльманов Дамир Шәрифҗан улының үзбелемен күтәрү планы....

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...