Педагогическая статья по теме: "Метод моделирования проблемных ситуаций в обучении иностранному языку в ссузе".
статья по английскому языку на тему

Ю.С. Болдырева, преподаватель ГБ ПОУ «ВПТ»

         г. Волжский, Волгоградской области

 

Метод моделирования проблемных ситуаций в обучении иностранному языку в ссузе.

Процесс обучения иностранному языку в ссузе не может быть достаточно эффективным без использования соответствующих методов и технологий. Одним из таких методов обучения является моделирование проблемных ситуаций (анализ проблемных ситуаций, проектирование способа действия в этих ситуациях, разыгрывание действий в условиях предложенных ситуаций).

Основная цель метода моделирования проблемных ситуаций заключается в анализе актуальной жизненной или профессионально-значимой ситуации, описание которой актуализирует определенный комплекс языковых знаний, необходимый для усвоения при разрешении данной проблемы; выработать практическое её решение (при этом сама проблема не имеет однозначных решений).

Проблемная ситуация — это комплекс условий (речевых и неречевых), необходимых для возникновения проблемы и стимулирующих обучающихся на решение проблемной задачи. Проблемные ситуации на занятиях по иностранному языку могут предъявляться студентам с разными дидактическими целями: ознакомление с новым материалом, формирование и совершенствование языковых навыков и речевых умений по определённой теме, контроль сформированности продуктивных иноязычных речевых умений. При этом студенты не только анализируют информацию в рамках проблемной ситуации, но и учатся выбирать альтернативные варианты её решения, аргументировать свой выбор, вести дискуссию на иностранном языке. Следует также отметить, что обучение иностранному языку на основе моделирования проблемных ситуаций стимулирует поисково-исследовательскую и речемыслительную деятельность студентов, учит самостоятельно находить нестандартные варианты решения проблем.

Проблемная ситуация на занятии по иностранному языку предполагает проблемно-диалоговое общение.

Проблемно-диалоговое общение – это общение, строящееся на основе столкновения разнохарактерных суждений, трансформирующихся в процессе обсуждения проблемы во встречные вопросы, направленное на поиск объективных или субъективных истин.

Проблемно-диалоговое общение осуществляется на основе текстов, затрагивающих проблемы духовных, культурных, интеллектуальных, материальных ценностей, фактов с неоднозначной трактовкой.

Темы, отбираемые для проблемно-диалогового общения должны соответствовать дидактическим задачам, быть значимыми, доступными для понимания, способными вызвать эмоциональный отклик, содержать проблемы с неоднозначной трактовкой, апеллировать к жизненному опыту учащихся.

Организация проблемно-диалогового общения должна побуждать учащихся формулировать идеи и представления, высказывать их  чётко и ясно, сталкивать учащихся с явлениями, противоречащими их представлениям; побуждать их выдвигать альтернативные объяснения; давать возможность исследовать, обсуждать.

Необходимо уделять должное внимание и правильному оформлению языковыми средствами содержательной стороны высказывания. Иногда уровень владения иностранным языком является недостаточным для ведения дискуссии и возникают трудности языкового плана, поэтому необходимо вынести на доску слова и выражения, ключевые тезисы, которые понадобятся для оформления высказывания.

Я осуществляю проблемно-диалоговое общение при работе с текстами, содержащими некие противоречия, спорные субъективные суждения, вызывающие неоднозначные эмоции.

Например, текст The Titanic. С одной стороны – the safest ship, с другой – the greatest disaster. Как это возможно? Или текст Loneliness of Virtual Living. С одной стороны – интернет даёт возможности для общения, с другой – приводит к депрессии, одиночеству. Текст Schoolgirl, 16, Elopes with Man She Met on Internet также содержит основу для проблемно-диалогового общения. Школьница сбегает из дома с мужчиной, с которым она познакомилась по Интернету. Что это? Настоящее чувство, или безрассудный поступок? Текст This is Math? даёт пищу для размышления. С одной стороны – традиционная математика с механическим заучиванием и скучными объяснениями учителя, с другой – обновлённая, «интерактивная» - ориентированная на решение задач методом проб и ошибок с применением калькулятора и минимальным объяснением учителя. Текст Using animals for scientific research также даёт возможность для проблемно-диалогового общения. С одной стороны – негуманное отношение к животным, с другой – необходимое условие создания медицинских препаратов для спасения жизней людей. Текст Cheats and Proud of it! о выставке шпаргалок в Испанской школе заставляет задуматься: шпаргалки – мошенничество, или жизненная необходимость, даже «произведение искусства». На основе содержания текста Why Some of the Poor Are Still Getting Poorer можно порассуждать, сократится ли разрыв между процветающими странами и странами третьего мира, или этот разрыв только увеличится? При работе с текстом  Subcultures студенты должны прийти к выводу: субкультуры – способ самовыражения и некий шаг к самоопределению, или глупая прихоть. На основе текста о мумифицировании древних монахов можно построить проблемно-диалоговое общение так: мумифицирование – акт самоотречения во имя Бога, или бессмысленное самоистязание. (Древние монахи на протяжении 6 лет готовили себя к мумифицированию, жёстко ограничивали себя в пищи, медитировали, принимали специальный ядовитый чай, который выступал в качестве консерванта, добровольно помещали себя в гробницу и ждали смерти, сидя неподвижно в позе лотоса.)

При работе со всеми этими текстами после снятия языковых трудностей, контроля понимания содержания, возможна дискуссия по проблемам, содержащимся в них. Учащиеся имеют возможность выразить своё мнение, приводят доводы, отстаивают свою позицию, аргументируют свою точку зрения, исходя из содержания текста и из своего личного жизненного опыта.

Также проблемно-диалоговое общение осуществляется и при обсуждении моральных дилемм, отражающих тему дружбы, взаимопомощи, честности, долга, толерантности, наркотиков и т.д., ставящих студентов перед выбором правильной модели поведения.

Я считаю, что проблемно-диалоговое общение способствует как формированию индивидуальной точки зрения, навыков аргументации, так и совершенствует речевые умения и навыки, так как стимулирует неподготовленную речь на иностранном языке.                            


Рындина Ю. В. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 610-612.     

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю.С. Болдырева, преподаватель ГБ ПОУ «ВПТ»

         г. Волжский, Волгоградской области

Метод моделирования проблемных ситуаций в обучении иностранному языку в ссузе.

Процесс обучения иностранному языку в ссузе не может быть достаточно эффективным без использования соответствующих методов и технологий. Одним из таких методов обучения является моделирование проблемных ситуаций (анализ проблемных ситуаций, проектирование способа действия в этих ситуациях, разыгрывание действий в условиях предложенных ситуаций).

Основная цель метода моделирования проблемных ситуаций заключается в анализе актуальной жизненной или профессионально-значимой ситуации, описание которой актуализирует определенный комплекс языковых знаний, необходимый для усвоения при разрешении данной проблемы; выработать практическое её решение (при этом сама проблема не имеет однозначных решений).

Проблемная ситуация — это комплекс условий (речевых и неречевых), необходимых для возникновения проблемы и стимулирующих обучающихся на решение проблемной задачи. Проблемные ситуации на занятиях по иностранному языку могут предъявляться студентам с разными дидактическими целями: ознакомление с новым материалом, формирование и совершенствование языковых навыков и речевых умений по определённой теме, контроль сформированности продуктивных иноязычных речевых умений. При этом студенты не только анализируют информацию в рамках проблемной ситуации, но и учатся выбирать альтернативные варианты её решения, аргументировать свой выбор, вести дискуссию на иностранном языке. Следует также отметить, что обучение иностранному языку на основе моделирования проблемных ситуаций стимулирует поисково-исследовательскую и речемыслительную деятельность студентов, учит самостоятельно находить нестандартные варианты решения проблем.

Проблемная ситуация на занятии по иностранному языку предполагает проблемно-диалоговое общение.

Проблемно-диалоговое общение – это общение, строящееся на основе столкновения разнохарактерных суждений, трансформирующихся в процессе обсуждения проблемы во встречные вопросы, направленное на поиск объективных или субъективных истин.

Проблемно-диалоговое общение осуществляется на основе текстов, затрагивающих проблемы духовных, культурных, интеллектуальных, материальных ценностей, фактов с неоднозначной трактовкой.

Темы, отбираемые для проблемно-диалогового общения должны соответствовать дидактическим задачам, быть значимыми, доступными для понимания, способными вызвать эмоциональный отклик, содержать проблемы с неоднозначной трактовкой, апеллировать к жизненному опыту учащихся.

Организация проблемно-диалогового общения должна побуждать учащихся формулировать идеи и представления, высказывать их  чётко и ясно, сталкивать учащихся с явлениями, противоречащими их представлениям; побуждать их выдвигать альтернативные объяснения; давать возможность исследовать, обсуждать.

Необходимо уделять должное внимание и правильному оформлению языковыми средствами содержательной стороны высказывания. Иногда уровень владения иностранным языком является недостаточным для ведения дискуссии и возникают трудности языкового плана, поэтому необходимо вынести на доску слова и выражения, ключевые тезисы, которые понадобятся для оформления высказывания.

Я осуществляю проблемно-диалоговое общение при работе с текстами, содержащими некие противоречия, спорные субъективные суждения, вызывающие неоднозначные эмоции.

Например, текст The Titanic. С одной стороны – the safest ship, с другой – the greatest disaster. Как это возможно? Или текст Loneliness of Virtual Living. С одной стороны – интернет даёт возможности для общения, с другой – приводит к депрессии, одиночеству. Текст Schoolgirl, 16, Elopes with Man She Met on Internet также содержит основу для проблемно-диалогового общения. Школьница сбегает из дома с мужчиной, с которым она познакомилась по Интернету. Что это? Настоящее чувство, или безрассудный поступок? Текст This is Math? даёт пищу для размышления. С одной стороны – традиционная математика с механическим заучиванием и скучными объяснениями учителя, с другой – обновлённая, «интерактивная» - ориентированная на решение задач методом проб и ошибок с применением калькулятора и минимальным объяснением учителя. Текст Using animals for scientific research также даёт возможность для проблемно-диалогового общения. С одной стороны – негуманное отношение к животным, с другой – необходимое условие создания медицинских препаратов для спасения жизней людей. Текст Cheats and Proud of it! о выставке шпаргалок в Испанской школе заставляет задуматься: шпаргалки – мошенничество, или жизненная необходимость, даже «произведение искусства». На основе содержания текста Why Some of the Poor Are Still Getting Poorer можно порассуждать, сократится ли разрыв между процветающими странами и странами третьего мира, или этот разрыв только увеличится? При работе с текстом  Subcultures студенты должны прийти к выводу: субкультуры – способ самовыражения и некий шаг к самоопределению, или глупая прихоть. На основе текста о мумифицировании древних монахов можно построить проблемно-диалоговое общение так: мумифицирование – акт самоотречения во имя Бога, или бессмысленное самоистязание. (Древние монахи на протяжении 6 лет готовили себя к мумифицированию, жёстко ограничивали себя в пищи, медитировали, принимали специальный ядовитый чай, который выступал в качестве консерванта, добровольно помещали себя в гробницу и ждали смерти, сидя неподвижно в позе лотоса.)

При работе со всеми этими текстами после снятия языковых трудностей, контроля понимания содержания, возможна дискуссия по проблемам, содержащимся в них. Учащиеся имеют возможность выразить своё мнение, приводят доводы, отстаивают свою позицию, аргументируют свою точку зрения, исходя из содержания текста и из своего личного жизненного опыта.

Также проблемно-диалоговое общение осуществляется и при обсуждении моральных дилемм, отражающих тему дружбы, взаимопомощи, честности, долга, толерантности, наркотиков и т.д., ставящих студентов перед выбором правильной модели поведения.

Я считаю, что проблемно-диалоговое общение способствует как формированию индивидуальной точки зрения, навыков аргументации, так и совершенствует речевые умения и навыки, так как стимулирует неподготовленную речь на иностранном языке.                            


Рындина Ю. В. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 610-612.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование учебно-речевых ситуаций при обучении иностранному языку

Краткий доклад по теме "Использование учебно-речевых ситуаций при обучении иностранному языку"....

Методическая статья "Проектная методика и особенности ее использования при обучении иностранному языку (английскому)"

В данной статье рассматриваются особенности применения проектной деятельности в преподавании иностранного языка. Рассматриваются основные виды проектов при обучении иностранному языку, поднимается воп...

Статья "Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении иностранным языкам"

В начале 90-х гг. начался процесс обновления начального образования, ориентированный на кардинальное изменение приоритетов целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения...

Статья: "РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"

Данная статья направлена на изучение процесса формирования критического мышления, которое неразрывно связано с жизнедеятельностью человека....

Статья по теме КОММУНИКАТИВНЫЙ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Коммуникативный системно-деятельный подход представляет собой реализацию та­кого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоот­несенное обучение иностран...