Статья "Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении иностранным языкам"
статья по английскому языку по теме

Малкина Ольга Николаевна

 

В начале 90-х гг. начался процесс обновления начального образования, ориентированный на кардинальное изменение приоритетов целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большой степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей.

    Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребёнка, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие « застывшей» системы ценностей и установок, а также языкового барьера способствуют  эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом  «иностранный язык».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении  иностранным языкам»

Учитель английского языка

МОУ Хворостянской СОШ

Малкина О.Н.

     В начале 90-х гг. начался процесс обновления начального образования, ориентированный на кардинальное изменение приоритетов целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большой степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей.

    Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребёнка, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие « застывшей» системы ценностей и установок, а также языкового барьера способствуют  эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом  «иностранный язык».

      На начальной ступени образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться, овладение элементами культуры речи и поведения. Поэтому иностранный  язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но и самому учителю, а от этого снижается эффективность любого самого умного и полезного урока. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Развитие и изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создаёт условия для раскрытия личности учащегося.

     У каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как  повышать мотивацию учащихся в обучении иностранному языку, как развивать их творческую активность. Но нет сомнений, что необходимо  использовать разнообразные приёмы стимулирования учащихся.

    Использование наглядных пособий – рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий играет большую роль. Их использование вносит разнообразие в учебный процесс, дает учащимся возможность наглядно представить то, о чём говорится в той или иной ситуации.

Картинки вызывают положительные эмоции учащихся, пробуждают и развивают их фантазию, выполняют важную роль в развитии творческих способностей детей.

       Одним из эффективных средств развития познавательного интереса к изучению иностранного языка является использование игр на уроке  (ролевых, сюжетных, по правилам и других). Ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой учащиеся выступают в определённых ролях. Она обладает  большими возможностями мотивационно-побудительного плана.

       Активное ролевое  изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания. Ученики заранее получают индивидуальные карточки с заданиями-ролями, обговаривается текст выступления и элементы костюма.  Игры можно использовать на различных этапах урока:

      Урок начинается с фонетической зарядки, можно провести её в занимательной форме: в гости к детям приходят сказочные персонажи и проводят свои фонетические упражнения.  На этапе предъявления нового материала можно тоже  играть.

      При обучении грамматическим навыкам помогают учителю  игровые приёмы с предметами. Например, с мячом. Мяч можно использовать в любой ситуации, при изучении различных тем. Темп игры быстрый, позволяющий охватить достаточно объёмный материал.

       Практика преподавания иностранных языков в начальной школе показывает, что высокая эффективность обучения иноязычной речевой деятельности достигается в том случае, если организовать это обучение в интеграции с другими видами деятельности, такими как рисование, лепка, аппликации, танцы, музыка, что способствует формированию всесторонней личности школьника.

Использование песен на уроке повышает интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию, развитию музыкального слуха, памяти, снижает утомляемость. Ребята с удовольствием разучивают песни на иностранном языке. Музыка и пение помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что способствует её активизации. На песенной основе значительно легче усваивается грамматический материал. Песня является стимулом для развития речевых навыков и умений, а также может выступать как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда дети устали.

         Одним из эффективных приёмов является использование стихотворений и рифмовок. Их можно использовать в фонетической зарядке, при предъявлении лексических единиц, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала. Некоторые стихи и рифмовки помогают воспитывать у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительное отношение   друг к другу  и другим  людям. Заучивание небольших по объёму стихов и рифмовок не требует от учащихся больших усилий и служит эффективным  средством усвоения  языкового  материала.

     Младшие школьники любят сказки. Они без труда и с удовольствием будут усваивать новый лексический материал, если  им на помощь  придут любимые сказочные герои. Можно устраивать инсценировки - костюмированные шоу

      Известно, что тяжело работать в последние учебные дни перед каникулами или в праздничные дни. Ещё тяжелее учиться ребятам в такие дни. Здесь придут на помощь необычные уроки:  «рисовальные». Такие уроки нужно сделать необычными, запоминающимися и полезными с точки зрения освоения иностранного языка.  «Рисовальный» урок посвящён какой-то определённой теме, празднику. Можно предложить детям передать содержание стихов, песен в рисунках. Рассказывая короткие стихи, одновременно можно их рисовать красками, фломастерами. Это развивает творческое воображение. Задания такого рода, благодаря своей наглядности, способствуют  формированию творческой активности.

      Коллективные формы деятельности – один из способов сделать урок ярким и запоминающимся. Наиболее полно данный вид работы представлен на завершающем этапе изучения темы, когда необходимо систематизировать весь пройденный материал. На помощь учителю приходит интерес младших школьников к конкурсам, соревнованиям и викторинам.

Элементы неожиданности  или сюрпризы на уроке тоже помогают развивать творческую активность учащихся. Все экспромты  на уроке должны быть заранее хорошо подготовлены и детально продуманы.

Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Использование компьютерных программ повышает познавательную активность и мотивацию учащихся

     Учитывая, что младшие школьники быстро утомляются, необходимо разумно чередовать разные виды деятельности на уроке: фронтальные, парные и индивидуальные формы работы, использовать зарядку, динамические паузы, игры, соревнования и другое. Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство  успеха.

       Все наши рецепты борьбы со скукой на уроке направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить, развить, а не забить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Развитие познавательной активности учащихся младших классов во время игр на улице.

Выступление на методическом объединении воспитателей...

"Учебный диалог как средство развития творческой активности учащихся средних классов"

Исследовательская работа по методике преподавания английского языка...

Творческая работа учащихся 2 класса по английскому языку "Мой выдуманный остров" УМК "Английский язык" В. П.Кузовлев

Целью творческой работы "Мой выдуманный остров" является развитие воображения, формирование навыков устной речи (монологические высказывания), закрепление речевых структур there is (there are) и ...

Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении иностранным языкам

Методическая разработка, которая знакомит с приемами поддержания и развития интереса учащихся младших классов при обучении иностранным языкам....

Сценарий проведения творческого отчета учащихся 3 классов по английскому языку во внеурочной деятельности.

Разработка сценария творческого отчета учащихся начальной школы в "мире сказок"....

«Активные формы работы на уроках иностранного языка как фактор развития учебных умений и творческой активности учащихся»

В данной работе рассмотрены традиционные и натрадиционные формы работы на уроке английского языка...