Статья: "РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Данная статья направлена на изучение процесса формирования критического мышления, которое неразрывно связано с жизнедеятельностью человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
А.А. Мусич
Московский Государственный Гуманитарный Университет имени М.А. Шолохова
Процесс формирования критическое мышление в рамках философской мысли.
Аннотация. Данная статья направлена на изучение процесса формирования критического мышления, которое неразрывно связано с жизнедеятельностью человека.
Ключевые слова: критическая техника, критическое мышление, рефлексия, мышление.
Логическая «критическая техника», впервые появившаяся более двух с половиной тысяч лет тому назад, способствовала появлению второй половине 20 века такого понятия как "Критическое мышление". Критическое мышление представляет собой форму рационального мышления, вносящего порядок, гармонию, в хаос иррационального, неструктурированного мышления.
Осознание событий, происходящих вокруг нас происходит благодаря процессу мышления. Оно является своего рода проводником, передающим знания. Следовательно, можно говорить о том, что мир вокруг нас – это представления в нашем сознании и мышлении. В тоже время наши мысли - это наши представления об окружении. Думать - означает мыслить, прибывать в процессе мышления. Однако этот процесс неразрывно связан с осмыслением, переработкой полученной информации. Мышление – это не только «субъективный образ объективного мира» (В. Ленин), но и область внутреннего мира человека.
В чем же отличие мыслящего человека от мыслящих животных? Ответ на это вопрос достаточно прост: человек мыслит культурно, то есть рефлексивно. Рефлексия - важнейший признак культуры, культуры как духовного и интеллектуального явления. В свете этой закономерности сегодня можно с уверенностью утверждать, что насколько человек развил в себе рефлексивное мышление - настолько он и культурен[1].
Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд). Из этого следует, что критически мыслить человек начинает с момента, когда осознает себя человеком, носителем и творцом своей культуры.
Национальный Совет по развитию критического мышления предлагает такое определение: «Критическое мышление — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения»[2].
Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов.
1.Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
4. Критическое мышление есть мышление социальное.
Д. Клустер утверждает, что критически мыслящий человек всегда задается вопросами:
- Что я знаю?
- Что я узнал нового?
- Как изменились мои знания?
- Что я буду с этим делать?[3]
Критическое мышление определяется Американской философской ассоциацией как: «целеустремленное, саморегулирующееся суждение, которое завершается интерпретацией, анализом, оценкой и интерактивностью, а также объяснением очевидных, концептуальных, методологических, или контекстных соображений, на которых основано это суждение.
Идеальное критическое мышление человека обычно связано:
- с любознательностью,
- хорошей осведомленностью,
- причиной доверия,
- непредубежденностью,
- гибкостью,
- справедливостью в оценке,
- честностью в столкновении с личными предубеждениями,
- благоразумием в суждениях,
- желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы,
- тщательностью в поиске нужной информации,
- разумностью в выборе критериев,
- постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники.
Эта комбинация, связывающая развитие умения критического мышления с пониманием основ рационального и демократического общества»[4].
Другие определения дополнительно указывают, что для критического мышления характерно:
- построение логических умозаключений (Simon & Kaplan, 1989),
- создание согласованных между собой логических моделей (Stahl & Stahl, 1991),
- принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение (Moore & Parker 1994), оценка самого мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения[5].
Рассмотрев некоторые аспекты критического мышления, можно сделать вывод о том, что в совокупности своих методов и способов представления критическое мышление формируется в рамках философской мысли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коханова E.. Критическое мышление. - электронный ресурс: http://o-ch.ru/reviews/critiacal/.
2. Садыгова Е.Н.. Сущность технологии критического мышления. - электронный ресурс: http://teacher.at.ua/publ/innovacijni_tekhnologiji_navchannja/63-1-0-8440.
3.Сухорукова Н.А.. Технология критического мышления. - электронный ресурс: http://www.slideboom.com/presentations/705059.
4. Ошмарин А.Н.. Первый - принципы и признаки критического мышления. Критическое мышление. - электронный ресурс: http://rudocs.exdat.com/docs/index-244969.
5. Федоров А.В.. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. – М: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам
Процесс приобретения детьми личного опыта общения с иноязычной лингвокультурой требует создания ситуаций практического использования языка как инструмента межкультурного познания и взаимодействия. В ...
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку.
Из опыта работы учителя по использованию средств ИКТ при обучении русскому языку. В работе представлен теоретический материал и примеры практического применения ИКТ....
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку.
Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и ...
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Виды аудиовизуальных и технических средств, используемых в обучении школьников. Критерии классификации технических средств....
Статья "Возможности информационных технологий как средства обучения иностранному языку в средней школе"
В Статье рассказывается о возможностях использования информационных технологий как средства обучения иностранному языку в средней школе...
Мастер-класс " Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе"
Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет: -наполнить уроки новым содержанием;-развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащи...
Передовые информационные технологии как инструмент обучения иностранному языку.
В статье рассматриваются современные информационные технологии в качестве средств обучения иностранным языкам с учётом их плюсов и минусов....