Использование в учебном процессе индивидуальных и дифференциальных заданий
статья по английскому языку (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Османова Зарема Абсеттаровна

Статья о целесообразности использования  в учебном процессе индивидуальных и дифференциальных заданий

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Учитель английского языка Османова З.А.

Использование  в учебном процессе индивидуальных и дифференциальных     заданий

      В условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта , когда в классе дети с разными способностями, интересами, разным психическим и физическим развитием, для обеспечения хороших результатов  крайне необходим  индивидуально-дифференцированный подход к обучению.

    Внимательно наблюдая за учащимися 6, 10 и 11 класов, где преподаю, я вижу,  что у одних неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие стремятся к механическому запоминанию правил, третьи медлительны в работе. Задача учителя – изучить индивидуальные особенности учащихся и облегчить им процесс обучения. Самое важное – это вызвать у детей интерес к учёбе и желание ликвидировать пробелы в своих знаниях. Для этого нужно вложить в них веру в свои силы, указать причины их отставания и вместе найти пути преодоления трудностей, и обязательно отмечать их малейшие успехи. Дифференцированный подход позволяет учащимся постоянно чувствовать своё продвижение вперёд, ведь даже незначительный успех окрыляет детей, побуждает лучше работать, повышает интерес к знаниям.

    Профессор Селевко Г.К., руководитель лаборатории развивающих технологий Ярославского ИРО, дает следующее определение термину «Дифференцированное обучение». Дифференцированное обучение – это :

1) Форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2) Часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

     Дифференцированный подход в обучении английского языка – это разноуровневый подход. Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность.

   В целях повышения эффективности учебного процесса и преодоления неуспеваемости  я решила включить в учебный процесс по английскому языку технологии дифференциации обучения с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

    Дифференцированное обучение у школьников можно использовать на разных этапах урока, а также при обучении любому виду речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию, письму) или при обучении грамматическому и лексическому аспекту речи. Следует отметить, что по ведущему каналу восприятия информации , к примеру, 6-Б класс условно можно разделить на 3 группы: 1) визуалы - 4, 2) визуалы и кинестетики -6, 3) аудиалы и кинестетики – 2. Поэтому на уроках необходимо использовать как объяснительно-иллюстративные, так и словесные и практические методы. Приведу примеры некоторых заданий урока по теме «A visit to London» («Визит в Лондон»).

    Этап проверки домашнего задания. Группы были сформированы по уровню успеваемости. Ребятам из 1 группы я предложила подготовить проектную работу «The London’s places of interest» (Достопримечательности Лондона).  Ребята нарисовали достопримечательности Лондона, которые хотели бы посетить и подготовили рассказ о ней.

    Данная работы показала мне, что ребятам очень нравится творческий вид деятельности. С тех пор я часто включаю данный вид работы в учебный процесс. Здесь я формировала личностные УУД. Ребята развивали память, проявляли самостоятельность.

   Вторая группа учащихся подготовила диалоги – ситуации на тему «Excuse me, can you...» (Извините, не могли бы вы...). Ребята подготовили сценки-диалоги между полицейским и иностранным туристом и самостоятельно приготовили реквизиты. На данном этапе я работала над формированием предметных и метапредметных УУД (умение составлять диалоги и предложения).

   Третья группа составляла предложения в Present Perfect tense по теме «Лондон». Ребята закрепили свои знания в области грамматики. Здесь я формировала познавательные УУД и коммуникативные УУД. Пришла к выводу, что не все ребята понимают образование  The Imperative ( Повелительное наклонение). Поэтому посчитала необходимым продолжить изучение данной грамматической темы.

    На этапе закрепления нового материала дифференцирую задания и делю учащихся на 3 команды по типу восприятия.

  1 группа («визуалы») получили иллюстрации с изображениями достопримечательности Лондона. Учащиеся по очереди описывали понравившуюся картинку. Здесь ребята работали индивидуально.

  2 группа (кинестетики и «визуалы») получили макет «Тауэрского моста». Они работали в группе и составляли рассказ об этой достопримечательности.

   3 группа («аудиалы» и «кинестетики») на основе прослушанного диалога составляли свой. Ребята работали в парах. Мне было очень приятно, что даже слабые ученики не замкнулись в себе, а с уверенностью справились со своей задачей.

    На этом этапе я стараюсь формировать коммуникативные УУД. Ребята достаточно четко и полно выражали свои мысли. Развивала также регулятивные УУД (учащиеся составляли план и последовательность действий при описании Тауэрского моста. Старалась формировать личностные, предметные и познавательные УУД.

   Английская грамматика, особенно система времён, часто вызывает много трудностей у школьников. Взять, примеру, тренировку времени Past Simple. Готовлю задания трёх степеней сложности, в зависимости от уровня овладения учащимися структурами Past Simple. (Это время изучается в начальной школе).

1 задание предназначено для учащихся с высокой степенью подготовленности.

Им предлагается текст, к которому нужно задать разные типы вопросов.

2 задание для менее подготовленных учащихся, которые получают задание ответить на эти вопросы по тексту.

3 задание предлагается учащимся с низким уровнем обученности. Они получают карточки с глаголами в Past Simple с заданием перевести текст.

Задания такого типа можно использовать при отработке многих других грамматических явлений.

     Применение в работе с учащимися  индивидуальных и дифференцированных заданий на уроках английского языка позволяет разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, и сделать сложный английский язык доступным для учащихся с разными способностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

публикация на тему-"Роль игры в учебном процессе" с презентацией на заданную тему

Данная публикация  содержит материал о роли игры в учебном процессе.Презентация прилагается....

Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса

Статья на тему "Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса"...

Индивидуальный практико-ориентированный проект по использованию ИМЭУ в учебном процессе

Данный мультимедийный урок представляет собой мультимедийное сопровождение викторины, включающий в себя иллюстративный материал в виде картинок и видеофрагментов для каждого из заданий викторины по пр...

«Индивидуальный практико-ориентированный проект по использованию ИМЭУ в учебном процессе»

Модель организации учебного процесса с применением средств ИКТ, с расчётом на которую собран данный комплект – один ученик – один компьютер....

Использование банка заданий ЕНГ в учебном процессе

Использование банка заданий ЕНГ в учебном процессе...

Выступление на МО воспитателей "Реализация индивидуального и дифференциального подхода в воспитании детей во внеурочное время"

Современная система специального образования предполагает воспитание детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) учреждениях, которые создают благоприятные условия для развития и кор...