Основной мотив игры - не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснению (уроки-экспедиции, исследования).Активно разрабываются нетрадиционные уроки по отдельным предметам: географии, истории, русскому языку и литературе и т.д., например, игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей);игры- обсуждения( наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности);игры-соревнования( наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений). Мы считаем, что уроку-игре, как и любому полноценному уроку, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности становится развивающим. Кроме того, при подготовке и проведении таких уроков необходимо руководствоваться особыми принципами, такими, как: - максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;
- занимательность и увлечение как основа эффективности усвоения знаний,
- поддержка альтернативности, множественности мнений;
- активное общение на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;
- дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ. 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся, которые делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо дидактического материала и т. д. А, главное, они сами могут вносить предложения, коррективы в ход урока, придумывать, как интереснее, с их точки зрения, подвести к той или иной проблеме и решить её. То есть, в процессе коллективной творческой деятельности учащихся уже на этом этапе реализуются и воспитательная, и развивающая задачи урока. 2. СОБСТВЕННО УРОК (выделяется 3 основных этапа): Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности. Второй этап. В зависимости от типа урока - сообщение нового материала, закрепление, обобщение, комплексное применение знаний - формирование знаний или умений и навыков учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности. Третий этап. Контроль - обычно не выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов. Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок. При анализе таких уроков важно оценивать не только итоги обучения, воспитания, развития учащихся, но и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом. УРОКИ С ИГРОВОЙ СОСТЯЗАТЕЛЬНОЙ ОСНОВОЙ "Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли..." (И.А. Сикорский). "Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса" (.Ш.А. Амонашвили). Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени. Основными особенности учебных игр: - моделирование определенных видов практической деятельности; - моделирование условий, в которых протекает деятельность; - наличие ролей, их распределение между участниками игры; - различие ролевых целей участников игры; - взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли; - наличие общей цели у всего игрового коллектива; - групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся. Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а также использоваться при проведении нетрадиционных уроков. Игра - активнейшая форма человеческой деятельности. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционноой, более перспективна. Проводимая по схеме: ученик-учитель-ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора; его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление.
|