Индивидуальная образовательная траектория ученика: построение, реализация, результаты
учебно-методический материал по английскому языку (10 класс) на тему
В настоящей научно-методической работе представлена технология построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-metodicheskaya_rabota_individualnaya_obrazovatelnaya_traektoriya.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Лобова Татьяна Петровна
Индивидуальная образовательная траектория ученика: построение, реализация, результаты.
Научно-методическая работа
Нефтекамск 2015
Оглавление
Введение
Инновационная направленность современного общества определяет потребность в личностно-ориентированном образовании, необходимо повышать внимание к процессу индивидуализации обучения и условиям, необходимым для самореализации школьника. Выпускник средней общеобразовательной школы должен быть наделен качествами, которые позволяют жить и работать в информационном обществе, готовностью к непрерывному самообразованию. Согласно последним нормативным документам, таким как Национальный проект «Образование», Федеральная целевая программа развития образования, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», ФГОС второго поколения, образование выходит на качественно новый уровень своего развития, предусматривает усиление роли личности ученика в учебном процессе.
Таким образом, актуальность настоящей работы определяется необходимостью разработки методов и технологий, ориентированных на развитие личностного потенциала обучающегося. Индивидуальная образовательная траектория является одним из инновационных способов самореализации и саморазвития современного школьника.
Цель: проанализировать функционирование и результативность построения и реализации индивидуальной образовательной траектории в современной школе.
Цель работы определяет следующие задачи:
- Раскрыть содержание понятия «индивидуальная образовательная траектория»;
- Определить условия организации и реализации индивидуальной образовательной траектории ученика в современной школе.
- Определить алгоритм составления индивидуальной образовательной траектории.
- Представить анализ результатов по реализации индивидуальной образовательной траектории в общеобразовательной школе.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования данной технологии в учебном процессе инновационной направленности, реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, сделать обучение творческим процессом, где ученик является субъектом учебной деятельности.
Теоретическая значимость заключается в том, что в настоящей научно-методической работе обобщаются некоторые научные положения, касающиеся ИОТ, а также предпринимается попытка систематизировать технологию внедрения ИОТ в общеобразовательной школе.
Методологическую основу работы составляют исследования ученых в области педагогики таких, как В. Андреев, П. Каптерев, А. Хуторской, Т. Ковалева, М. Холодная, А. Кузнецов, Г. Кулешова и т.д.
Эксперимент по внедрению индивидуальной образовательной траектории проводился на базе МАУ ДО Дворец творчества детей и юношества городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан. Теоретические положения и некоторые результаты были изложены в выступлении по теме: «Индивидуальная образовательная траектория ученика: результаты реализации»; «Современные технологии в преподавании мировой художественной культуры» на городских семинарах, а также обобщение педагогического опыта представлено на рассмотрение в инфотеку ФГОУ АПК и НПРО в г. Москва.
§1. Индивидуальная образовательная траектория: теоретический аспект
На современном этапе развития образования наблюдается переход к информационному обществу, становление которого реализуется за счет высокого уровня информационных технологий, в первую очередь коммуникативных, к освоению федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Главное, что зависит от нас как от педагогов – это не просто дать ученику конкретные знания, а отправить его в путь саморазвития.
В настоящее время наметился переход к личностно-ориентированным стандартам образования, в которых учитываются индивидуальные особенности и личностные качества обучающихся. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения являются модульно-дисциплинарными, их принятие знаменует первый шаг в организации модульного обучения. «Модульное обучение представляет собой форму организации образовательной деятельности обучающихся, включающую в себя познавательный и практический аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля ЗУН, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем»[1]. Реализацией данного подхода и является индивидуальная образовательная траектория (ИОТ).
Понятие «индивидуальная образовательная траектория» в педагогическую традицию было введено в работе С. Гессена «Основы педагогики. Введение в прикладную философию»[2], который определяет его как основное в деятельности тьютора, работающего с образовательной историей своего ученика и фиксирующего ее в виде траектории. ИОТ является определением совершенно новой образовательной деятельностью, творчеством, индивидуальной образовательной активностью самого человека, который становится субъектом образования.
Индивидуальная образовательная траектория обучающегося состоит из обязательной, вариативной, коррекционной и организационной частей. Обязательная часть включает основные для изучения модули, которые соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и составляют основную, инвариантную часть индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Вариативная часть включает набор модулей и предполагает выбор учащимися интересующих их направлений для дальнейшего изучения. Обязательная и вариативная части индивидуальной образовательной траектории обучающегося направлены на определение содержания изучаемого материала. Коррекционная часть предусматривает оказание помощи обучающимся в выборе модулей из вариативной части с учетом их индивидуальных особенностей, а также определение организационной части. В организационную часть входят следующие компоненты методической системы: формы, методы, технологии, средства, контроль изучения выбранного содержания. Эта часть индивидуальной образовательной траектории также предполагает выбор обучающихся.
При построении индивидуальной образовательной траектории учащихся большая роль отводится выбору, а также определению их индивидуальных особенностей, личностных предпочтений, способностей и интересов. Выбор осуществляется как преподавателем, так и учеником, но выбор учащихся корректируются преподавателем-тьютором, родителями, психологами и др. «В процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся изменяются функциональные обязанности преподавателей: они занимаются аналитически-проектирующей, консультирующей, координирующей, организующей и коррекционной деятельностью»[3]. При проектировании индивидуальной образовательной траектории обучающихся происходит реализация принципа вариативности в обучении, то есть становится возможным выбор учащимися из вариативной части интересующих их модульных элементов, методов, технологий, форм, средств и контроля, а также адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам учеников.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория учащегося (ИОТ) - это выбор и самостоятельное осуществление адекватных возрасту видов деятельности, требующих осмысленного освоения и применения социального, культурного опыта. Применение ИОТ в учебно-воспитательном процессе развивает у обучающихся умение анализировать и относиться рефлексивно к собственной деятельности, умение осуществлять осознанный выбор средств и способов действия, умения планировать собственную деятельность.
Для реализации ИОТ необходимы следующие условия: базовый уровень ЗУН учащихся, техническая база школы, блочная организация образовательного процесса.
Также необходимы определенные умения учащегося: умение ставить задачу, осуществлять выбор способов и форм ее решения, умение планировать свое время, умение представлять свою работу, умение оценивать собственную учебную деятельность.
К сожалению, при внедрении ИОТ в образовательный процесс возникают ограничивающие факторы традиционной системы обучения и уклада средней общеобразовательной школы.
В современной школе ИОТ является средством, позволяющим учителю реализовать индивидуальный подход к учащимся, выявить способности каждого ученика, рассмотреть талантливых обучающихся в области конкретных знаний. В ходе планирования ИОТ учитель выполняет следующие функции: определение содержания ИОТ, построение алгоритма действий по реализации поставленных целей и задач, учитель – тьютор. В педагогической литературе выделяется «совокупность выявленных существенных свойств/признаков, отражаемых в сознании с помощью понятия «индивидуальная образовательная траектория»[4]. Необходимо обозначить следующие признаки:
1. Субъект деятельности, осознающий смысл обучения.
2. Ученическое целеполагание.
3. Индивидуальная образовательная программа.
4. Рефлексия. Рефлексия наряду с целеполаганием индивидуальной деятельности является основополагающим и системообразующим элементом ИОТ.
В ходе построения ИОТ формируются качественно новые ключевые и общепредметные компетенции, которые необходимы для усвоения. Ценностно-смысловые, познавательные и эвристические, информационные, коммуникационные компетенции характеризуют образовательную траекторию ученика, являются ее критериями и качествами. На основании исследования Г. Кулешовой скажем о том, что в ходе реализации ИОТ формируется принцип «индивидуального, проявляемого и сопоставимого во времени увеличения качества образовательных продуктов учащихся»[5]. Взаимосвязанным является принцип приоритета компетентностных критериев оценки результатов осуществления индивидуальной деятельности ученика. Оценить реализацию ИОТ позволяют следующие критерии.
Критерии и показатели проявления образовательных результатов ИОТ (См.: Кулешова Г. С. 56)
Таким образом, построение ИОТ и ее реализация дают следующие преимущества: учащиеся получают возможность выбирать вид деятельности, учащиеся имеют возможность самостоятельно планировать свою работу, повышается мотивация учащихся через индивидуализацию форм изучения предмета, снимается проблема «неоднородности» класса.
Содержание понятия «индивидуальная образовательная траектория» в инновационном обучении является необходимым педагогическим инструментом осуществления продуктивной индивидуальной деятельности и самореализации ученика.
§2. «Индивидуальная образовательная траектория»: результаты реализации
В ходе внедрения ИОТ в учебно-воспитательный процесс ученик становится субъектом учебной деятельности. Учащиеся под руководством учителя – тьютора организуют целостный, системный, упорядоченный процесс обучения, происходит согласование целей, действий и результатов. Ученик вовлекается в творческую, поисковую, проблемную деятельность. Траектория понимается как «путь», как процесс «самодвижения», представляющий «знание о незнании» и дающий основание для постановки образовательной цели (принцип личностного образовательного целеполагания). Результат реализации «индивидуальной образовательной траектории» ученика выражается в развитии совокупности ценностно-смысловых, познавательных и эвристических, информационных и коммуникативных личностных качеств.
Важным этапом построения и реализации ИОТ является умение ставить четкие цели, корректировать их от этапа к этапу. Ученик работает не изолированно, а в сотрудничестве с педагогом – тьютором и группой учащихся, цели осмысливаются в ходе дискуссий, внутренних диалогов, групповых обсуждений, координации индивидуальных целей с общим процессом обучения. Происходит эвристический диалог «ученик – учитель», он является показателем степени творческой самореализации, успешности обучающегося в продвижении по выбранному им образовательному пути.
Для ознакомления со структурой ИОТ учитель может рекомендовать в качестве алгоритма шаблон программы. Приведем пример[6].
Индивидуальная образовательная траектория
- Зачем мне нужно заниматься в определенном профиле
- Чему я хочу научиться
- Мои самые интересные вопросы и проблемы по темам профиля
- Что я буду делать, как заниматься
Необходимые действия | Дата | Требуемые ресурсы | Предполагаемый результат |
- Что мне необходимо для достижения целей
- В чем будут состоять мои результаты
- Как я предполагаю контролировать свои результаты
Сам процесс составления ИОТ является продуктом творческой деятельности ученика, актуальной для его саморазвития. Образцом для составления программы является алгоритм любой целесообразной деятельности: смысл – цель – задача – план – реализация – контроль – самооценка – рефлексия.
Модель ИОТ органично внедряется передовым педагогическим опытом в учебных заведениях в среднем и в старшем звене. Технология ИОТ активно используется мной при работе с обучающимися филологического профиле Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №10 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан. Работа ведется с ученицей 7Б класса Жемчуговой Елизаветой, обучающимися 11А класса гуманитарного профиля Ганиевой Ольгой, Юшковой Ангелиной, Хайруллиной Еленой, Нигаматовой Альбиной. Мы выделяли и сравнивали результаты каждого ученика с его же собственными достижениями на двух этапах работы: в начале курса и в конце, таким образом, определив результативность и эффективность. Их личностное продвижение оценивалось по следующим критериям:
- Познание самого себя;
- Самоопределение;
- Определение смыслов и перспектив;
- Конкретизация личных целей;
- Умение работать самостоятельно;
- Умение ставить цели;
- Планирование работы;
- Умение рефлексировать;
- Самооценка;
- Эвристические умения добывать знания;
- Способность действовать в нестандартных ситуациях.
Рассмотрим индивидуальную образовательную траекторию
Юшковой Ангелины и ее реализацию.
Юшкова А. является ученицей 11А класса гуманитарного профиля МОБУ СОШ №10. Работа по построению и реализации ИОТ началась в 10 классе.
Цель педагога: создать условия для самореализации, творческой продуктивной деятельности, актуализации смыслов и рефлексивного осознания.
Цель ученика: определить перспективу собственного развития в области будущей профессиональной деятельности; составить четкий алгоритм поэтапных действий, провести рефлексию выполненной деятельности.
В первую очередь было необходимо определить мотивацию к деятельности по реализации ИОТ. Для этого ученице предложено в начале 10 класса обдуманно написать эссе о своей будущей профессии с аргументацией выбора и возможными путями достижения цели. После анализа творческой работы сделан вывод о том, что Юшкова А. определилась с областью профессиональной деятельности – это дизайн. Таким образом, мы определили области научного знания: литература и мировая художественная культура. Перед ученицей была поставлена четкая цель и мотивация к успеху.
Следующим этапом стало непосредственное составление индивидуальной образовательной траектории с указанием этапов и сроков выполнения. Алгоритм является общим для всех старшеклассников, участвующих в эксперименте.
При сотрудничестве педагога и ученика был создан подробный план работы с определением целей, задач и ценностных установок. Проделанная работа привела к следующим результатам:
- Выполнена научно-исследовательская работа по мировой художественной культуре на тему: «Тайна творчества К. Малевича», как следствие 1-ое место на школьном этапе НПК и призер на городской научно-практической конференции.
- Юшкова А. является участником дистанционной олимпиады «Ломоносов».
- Ученица стала лауреатом Всероссийской научно-практической конференции «Первые шаги в науку третьего тысячелетия» при БГУ. Выполнена работа по теме: «Мифологические символы в повести А. Куприна «Суламифь».
- Опубликована научная статья по актуальной проблеме литературоведения в соавторстве с руководителем.
Лобова Е.П., Юшкова А.В. Развитие понятия «Чувство природы» в русской литературе // Проблемы истории и теории русской литературы ХIX-XX веков. Сборник научных статей. – Бирск, 2011. – С. 65-73.
- Сдан на отлично годовой экзамен по литературе, успеваемость по предмету возросла до 100% по сравнению с итогами в 9 классе.
- В настоящее время готовится к печати «Энциклопедия одаренных детей Республики Башкортостан», куда включен материал о достижениях Юшковой Ангелины именно по литературе и мировой художественной культуре.
Юшкова А. не единственная участница эксперимента, достигшая значительных результатов. Обратим внимание на критериальную шкалу «степень достижения индивидуальных целей». Все обучающиеся ставили перед собой цель реализации личностного потенциала в ситуации успеха, и эта цель была достигнута.
Например, Ганиева Ольга, ученица 11 класса, написала эссе о будущей профессии журналиста, стала проявлять повышенный интерес к литературе и мировой художественной культуре. Для Ольги тоже была составлена индивидуальная образовательная траектория.
Что касается результативности Ганиевой Ольги, то здесь в первую очередь следует сказать о совершенствовании личностных качеств старшеклассницы. В ходе индивидуальной работы, осознания собственных достижений, собственной значительности Ольга стала ярко проявлять лидерские качества, творчество, организаторские способности. Углубленное изучение литературы и мировой художественной культуры позволяет Ольге качественно готовиться к поступлению на факультет журналистики. С помощью построения и реализации ИОТ Ганиева О. овладела навыками грамотного целеполагания, цели характеризуются конкретностью, измеримостью, «достижимостью», реальностью. Осознание цели своей деятельности – одна из важнейших составляющих рефлексии. Обнаружилась связь ведущих мотивов работы над ИОТ с приобретением уверенности, развитием личностных качеств, абстрактным набором новой и интересной информации, желанием узнать мир и окружающих людей и через них лучше разобраться в себе.
В эксперименте принимала участие Хайруллина Елена (11А класс). Она является ученицей, которая разработала собственную новаторскую концепцию восприятия живописи Леонарда да Винчи в созвучии с творчеством русского художника Ф. Рокотова. Итогом размышлений стала научно-исследовательская работа на тему: «Джоконда» Леонардо и «Портрет Струйской Ф. Рокотова: грани соприкосновения».
Елена стала призером городской научно-практической конференции. Также она является лауреатом Всероссийской научно-практической конференции «Первые шаги в науку третьего тысячелетия» при НФ БашГУ с работой на тему: «Мифопоэтические мотивы в романе Г. Флобера «Саламбо». Следует сказать о том, что каждый ученик уникален и индивидуален. В частности, Хайруллина Елена обладает нестандартным, креативным мышлением, в каждом деле она стремится найти индивидуально-авторский подход, результатом подобной деятельности становятся интересные и значимые работы. Мои ученики активно участвуют в построении индивидуальной образовательной траектории, вдохновленные успехами своих товарищей
Нами создана творческая группа по изучению литературы и мировой художественной культуры. Цель: создание условий для самореализации учащихся, для возможности творческого мышления, выявление личностных качеств каждого участника группы, углубленное изучение литературы и мировой художественной культуры. Отследив показатели творческой самореализации учащихся, проанализировав текущие работы участников группы, можно сделать вывод об успешности качественного образовательного результата всех участников группы, явившихся следствием сочетания актуальности, мотивационной направленности и технологии ИОТ.
В ходе работы творческой группы ребята создают проекты под руководством педагога – тьютора, используют современные информационно-коммуникационные технологии, а именно создают презентации, видеоролики, мультимедийные экскурсии и т.д. В результате формируется модель из трех уровней: проект – процесс – результат. Например, результатом стал групповой проект по теме: «Созвучие литературы и живописи эпохи Возрождения», ребята на одном из творческих заседаний провели презентацию разработанного проекта.
Метод проекта является одним из ведущих в реализации индивидуальной образовательной траектории. Групповая работа по выполнению проекта позволяет прививать интерес к творческой деятельности, развивать самоорганизацию, техническую подготовку, выделять ключевые проблемы, объекты, определить тему, личностно значимые вопросы, замысел и предвосхищать итог работы.
Таким образом, построение индивидуальной образовательной траектории, кроме опыта познавательной деятельности, дает возможность ученикам самостоятельно приобретать опыт творческой деятельности. Она проявляется в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях и опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений, в форме личностных ориентаций. Эффективность ИОТ заключается и в степени достижения личных целей, уровне проявления и развития совокупности личностных качеств как результат реализации ИОТ. Эксперимент по внедрению индивидуальной образовательной траектории в современной школе показал, что построение и активная реализация ИОТ дают возможность для совершенствования универсальных компетентностей и личностных качеств обучающихся.
Заключение
Индивидуальную образовательную траекторию ученика характеризуют ценностно-смысловые, познавательные, эвристические, информационные, коммуникативные ключевые и общепредметные компетентности, которые обеспечивают ее реализацию. Понятие «индивидуальная образовательная траектория», по мнению Г. Кулешовой, обладает рядом существенных признаков: личностный смысл обучения, ученическое целеполагание, рефлексия, а также принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения. В ходе процесса по реализации ИОТ происходит творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств. Для оценки индивидуальной образовательной траектории ученика выработаны определенные критерии: ценностно-смысловой, познавательный, эвристический, информационный и коммуникативный.
Построение индивидуальной образовательной траектории определяет перспективу дальнейшего развития, умение выделить актуальное и личностно значимое направление, способность и готовность относиться к алгоритмам как указателям желательных способов деятельности, умение проводить мониторинг собственных результатов, уверенность в себе при освоении навыков интерактивного общения.
Работая над составлением и реализацией ИОТ, обучающийся овладевает навыками конкретного целеполагания, расстановки приоритетов, работы в группе, рефлексии. Ученик получает возможность для креативного мышления, развивает личностный потенциал, что дает возможность успешно жить и функционировать в условиях современного информационного общества. Главным результатом реализации модели ИОТ явилось повышение качества образовательных продуктов учащихся, повышение степени достижения личных целей.
Список литературы
- Александрова Е.А. Индивидуальные маршруты в дополнительном образовании. – М., 2004. – С. 115-123.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебноисследовательской деятельности. – М., 1981. – 240 с.
- Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. – М., 2003. – 256 с.
- Георгиева Р.И. Моделирование информационных систем в ходе проектной деятельности школьников: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – М., 2007. – 19 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – 320 с.
- Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М., 2004. – 128 с.
- Дьяконова Л.И. Формирование индивидуальных творческих траекторий старшеклассников в образовательном процессе: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – Уфа, 2006. – 23 с.
- Иванова Е.О. Пути реализации индивидуального учебного плана школьника // Завуч. – 1998. – №4. – С.59-64.
- Каптерев П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология гуманной педагогики. – М., 2001. – С. 37-41.
- Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М., 2003. – 157 с.
- Кулешова Г.М. Содержание и организация индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении: диссертация кандидата педагогических наук. – М., 2009. – 237 с.
- Лебедева В.П. Индивидуальные траектории образования учащихся профильной школы // Ученик в обновляющейся школе. – М., 2002. –
С. 307-312.
- Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М., 2005. – 224 с.
- Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М., 2003. – 415 с.
- Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? – М., 2005. – 383 с.
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М., 2005. – 222 с.
[1] Селевко Г. Альтернативные педагогические технологии. – М., 2005. – С. 102.
[2] Гессен С. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – С. 89.
[3] Хуторской А. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М., 2005. – С. 134.
[4] Кулешова Г. Содержание и организация индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 2009. – С. 46.
[5] Кулешова Г. Содержание и организация индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 2009. – С. 56.
[6] Кулешова Г. Содержание и организация индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 2009. –
С. – 98.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")
Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...
Дистанционное обучение - как способ построения индивидуальной образовательной траектории
О дистанционном обучении все говорят, но пока немногие представляют как его осуществить и для чего оно нужно....
Проектирование индивидуальной образовательной траектории ученика в рамках подготовки к государственной аттестации по географии
Данный материал представляет методические рекомендации по проектированию ИОТ и созданию ИОП в рамках подготовки к государственной аттестации по географии...
Программа курса внеурочной деятельности «Проектирование индивидуальной образовательной траектории ученика».
Индивидуальная образовательная траектория в изучении физики может быть представлена в виде индивидуальной образовательной программы для одаренных детей, которая призвана- предоставлять возм...
Реализация индивидуальной образовательной траектории выпускника при подготовке к государственной итоговой аттестации: система диагностики и мониторинга образовательных результатов, механизм устранения пробелов в знаниях.
Актуальность данной проблемы несомненна уже потому, что предмет «обществознание» - сегодня самый востребованный на итоговой аттестации. И если за последние годы по остальным предметам коли...
Повышение качества подготовки выпускников на основе компетентностного подхода в условиях инновационной среды и реализации ФОП через построение индивидуальной образовательной траектории и развитие функциональной грамотности
Повышение качества подготовки выпускников школы во все времена являлось важной задачей, поскольку от качества образования зависит успешность дальнейшей жизни молодого поколения и развитие общества в ц...