Повышение качества подготовки выпускников на основе компетентностного подхода в условиях инновационной среды и реализации ФОП через построение индивидуальной образовательной траектории и развитие функциональной грамотности
статья

Парфененков Александр Витальевич

Повышение качества подготовки выпускников школы во все времена являлось важной задачей, поскольку от качества образования зависит успешность дальнейшей жизни молодого поколения и развитие общества в целом. Для достижения этой цели в последнее время все большее внимание уделяется компетентностному подходу к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества подготовки выпускников школы на основе компетентностного подхода с сохранением фундаментальности образования в условиях инновационной среды и реализации ФОП через построение индивидуальной образовательной траектории и развитие функциональной грамотности в преподавании иностранных языков

Повышение качества подготовки выпускников школы во все времена являлось важной задачей, поскольку от качества образования зависит успешность дальнейшей жизни молодого поколения и развитие общества в целом. Для достижения этой цели в последнее время все большее внимание уделяется компетентностному подходу к обучению.

Современное общество требует от выпускников школ не только высокого уровня знаний, но и способности применять их в реальной жизни. Именно поэтому в последние годы активно развивается компетентностный подход в образовании. Компетентностный подход – это философия обучения, основанная на формировании не только знаний, но и компетенций у учеников. Компетенции – это набор знаний, умений и навыков, которые позволяют человеку успешно решать задачи в конкретных ситуациях. В рамках компетентностного подхода ученики учатся не только запоминать факты, но и анализировать, сравнивать, решать задачи и работать в команде. Чтобы в такой ситуации сохранить фундаментальность образования, возможно использование индивидуальной образовательной траектории (ИОТ). ИОТ представляет собой индивидуальный план обучения для каждого ученика, который учитывает его интересы, способности и потребности. В условиях инновационной среды и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов особое внимание уделяется построению индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и создавать условия для его успешного обучения, не отходя от фундаментального курса.

Одним из ключевых элементов компетентностного подхода является развитие функциональной грамотности в обучении иностранному языку. Функциональная грамотность — это показатель уровня образованности и степень овладения ключевыми компетенциями, которые позволяют успешно адаптироваться в условиях внешнего мира и реализовывать себя в различных видах деятельности. Соотвественно, в контексте преподавания иностранного языка, функциональная грамотность – это скорее способность успешно использовать язык в различных коммуникативных ситуациях. В контексте преподавания иностранных языков, развитие функциональной грамотности возможно через моделирование жизненных ситуаций, в которых ученикам необходимо использовать иностранный язык. Ученики должны не только уметь решать коммуникативные задачи с помощью иностранного языка, но и понимать речь собеседника и адекватно реагировать на его высказывания относительно речевой ситуации. Компетентностный подход предполагает, что необходимо не только передавать знания, но и развивать учеников таким образом, чтобы они были способны применять эти знания на практике. Это означает, что образование должно быть ориентировано на реальную жизнь и на выполнение конкретных задач. Однако при использовании компетентностного подхода необходимо сохранять фундаментальность образования, то есть передавать ученикам базовые знания и навыки, которые являются основой для более сложных задач. Таким образом, компетентностный подход не предполагает отказа от фундаментальности, а скорее дополнение ее новыми методами обучения.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что повышение качества подготовки выпускников школы на основе компетентностного подхода с сохранением фундаментальности образования в условиях инновационной среды и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов возможно через построение индивидуальной образовательной траектории и развитие функциональной грамотности в обучении иностранному языку. Это требует от учителей и других специалистов образования профессионального развития и постоянного совершенствования методик обучения.

Источники:

  1. Интернет-словарь «Академик». URL: https://dic.academic.ru/
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. — 176 с.
  3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005.
  4. Мединцева, И. П. Компетентностный подход в образовании / И. П. Мединцева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (дата обращения: 27.05.2023).
  5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003. – 101 с.
  6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – №5. – с. 3–12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")

Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...

Управление качеством образования на основе компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС второго поколения (из опыта работы)

Мир вокруг школьника меняется с огромной скоростью, любая информация быстро устаревает, большой объём знаний в изменяющемся мире потерял свою актуальность,Необходимой становится не сумма каких-т...

Дистанционное обучение - как способ построения индивидуальной образовательной траектории

О дистанционном обучении все говорят, но пока немногие представляют как его осуществить  и для чего оно нужно....

Проект "Социальное партнерство как условие построения индивидуальной образовательной траектории учащихся ГКОУ РО лицея-интерната «Педагогический» г. Таганрога"

Презентация проекта по теме "Социальное партнерство как условие построения индивидуальной образовательной траектории учащихся ГКОУ РО лицея-интерната «Педагогический» г. Таганрога"...

Использование конструкторской среды «1С: Биологический конструктор 3.0» при построении индивидуальных образовательных траекторий одаренных учащихся

В статье раскрывается роль использования конструкторской среды «1С: Биологический конструктор» при построении индивидуальных образовательных траекторий одаренных учащихся....