Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")
статья по теме

Корсун Елена Сергеевна

 

Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровождения в построении индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

(на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай «Республиканский классический лицей»)

КОРСУН Е.С.

Республиканский классический лицей

В настоящее время в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, осуществляется интенсивный поиск оптимальных путей привнесения инновационных импульсов в существующую образовательную реальность, а также попытки создания новых подходов к реализации стратегии инновационного образования. Их концептуальную основу составляет идея поддержки и развития у обучающихся готовности сознательно и эффективно действовать в ситуации неопределенности, выстраивать жизненную стратегию самоосуществления, развивающую личностный потенциал, конкретизировать ее в индивидуальной образовательной программе и систематической деятельности по ее реализации [1].

В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке отмечается, что главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов.

Тьюторское сопровождение - это новая профессиональная педагогическая практика в современном российском образовании, которая нацелена на создание условий, в которых процесс взросления обучающихся будет проходить с учетом их возрастных особенностей и психологических новообразований [2].

По мнению Т.М. Ковалевой, технология тьюторского сопровождения обеспечивает реализацию ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному достижению [3].

На наш взгляд, тьюторское сопровождение профильного обучения призвано создать такие  условия, которые будут способствовать формированию у обучающихся активности в области самообразования, самопознания, саморазвития, самоопределения, самостоятельности, способности к успешной социализации, будущей адаптации на рынке труда и самореализации в жизни.

В связи с этим в 2010-2011 учебном году администрацией Республиканского классического лицея было принято решение о введении новой штатной единицы, такой как тьютор.

В переводе с английского языка tutor означает наставник. Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует персональное сопровождение обучающихся в образовательном пространстве профильного обучения; сопровождает процесс формирования личности обучающихся (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее) [4].

В нашем лицее тьюторское сопровождение направлено на построение индивидуальной образовательной траектории обучающегося через:

  1.  индивидуализацию учебного процесса, которая обеспечивается предоставлением самостоятельного выбора профиля обучения, спецкурсов, кружков, форм обучения, самостоятельного определения тем и направлений исследовательской, проектной и творческой деятельности, которые соответствуют познавательным интересам и способностям лицеистов;
  2.  расширение пространства социальной деятельности обучающихся,  включение их в различные формы публичных презентаций, конкурсов, олимпиад, конференций, фестивалей, форумов;
  3.  организацию пространства рефлексии, которая обеспечивается в рамках тьюторских консультаций и обсуждений с обучающимися их образовательных целей и перспектив.

Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровождения в построении индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

Благодаря организации тьюторского сопровождения в лицее предоставляется возможность развития у каждого обучающегося инициативного и авторского отношения к собственной образовательной деятельности, проектированию образа своего будущего, к культуре, истории, ценностным и социальным стремлениям.

Как показывает опыт в процессе тьюторского сопровождения у обучающихся лицея формируются следующие компетентности:

  1. предметная компетентность – информационная база для дальнейшего профессионального образования согласно образовательным запросам обучающегося и его планам на будущее;
  2. управленческая компетентность - способы организации индивидуальной и коллективной деятельности (планирование, проектирование, исследование, творчество), оформление продуктов деятельности (проект, исследование, презентация);
  3. коммуникативная компетентность - способы использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (человеческого ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной мыследеятельности и др.);
  4. социокультурная компетентность - способы социализации, включения в различные образовательные, профессиональные и другие сообщества, готовность к  ответственному выбору сферы будущей профессии, профессиональной деятельности.

Мы считаем, что с помощью тьюторского сопровождения обучающиеся лицея могут успешно реализовать собственную  индивидуальную образовательную траекторию, развить свой личностностный потенциал (познавательные и профессиональные интересы, способности, возможности, компетентности), самоопределиться в выборе профессиональной сферы и будущей профессиональной деятельности. А также научиться анализировать, рефлексировать и корректировать собственную деятельность, развить способность к самостоятельной постановке и реализации жизненных и профессиональных задач, сформировать проектные, исследовательские, социальные компетентности, получить опыт работы в команде.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

1. Федотова О.Д. Тьюторское сопровождение в лицее: реализация полифункциональной субъект-субъект ориентированной модели/ http://www.thetutor.ru/regions/rostov/practice_news_003.html.

2. Бондарчук Н.Н. Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы старшеклассника многопрофильной школы как средство самоопределения в жизни и будущей профессии/ http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie/library/tyutorskoe-soprovozhdenie-individualnoi-obrazovatelnoi-programmy-stars.

3. Ковалева Т.М. Организация профильного обучения в старшей школе: основы тьюторского сопровождения / Т.М. Ковалева // Завуч. - 2006. - № 8. - С. 111-121.

  4. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих: приложение  к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г.//Вестник Образования России. – 2010. -  № 6 - С. 78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о результатах самообследования бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай «Республиканский классический лицей»

Данный документ был подготовлен в 2012 году для прохождения государственной аккредитации БОУ РА "РКЛ"....

Дистанционное обучение - как способ построения индивидуальной образовательной траектории

О дистанционном обучении все говорят, но пока немногие представляют как его осуществить  и для чего оно нужно....

Построение индивидуальной образовательной траектории на уроках математики

Представлен алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории на уроках математики,...

ИССЛЕДОВАНИЕ КАК МОДУЛЬ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ.

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Этой мечте не всегда суждено сбыться, так как у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности....

Роль портфолио в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающихся

Портфолио как одно из средства оценки урочной и внеурочной деятельности ученика....

Роль учителя технологии (мастера производственного обучения) в реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся Салемальской школы-интерната

Модернизация системы общего образования в части реализации национального проекта «Образование» в школах Ямало-Ненецкого автономного округа определена развитием системы профессионального об...