Дистанционное обучение - как способ построения индивидуальной образовательной траектории
статья по теме
О дистанционном обучении все говорят, но пока немногие представляют как его осуществить и для чего оно нужно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дистанционное обучение - как способ выстраивания индивидуальной образовательной траектории.
Социально-экономические изменения последних лет в российском обществе повлекли за собой реформирование системы образования в направлении качественной подготовки специалистов, которая начинается уже на этапе школьного обучения. Особую актуальность приобретает проблема овладения иностранным языком, поскольку отсутствие необходимых знаний не позволяет школьнику включиться в процесс использования современных технологий, с одной стороны, и, с другой стороны, принять новые условия адаптации в жизненных ситуациях. Дальнейшее получение высшего образования предполагает формирование конкурентоспособного специалиста на рынке труда, поскольку образованный человек отличается стремлением к наращиванию знаний через приобретение новой информации, в том числе из иноязычных источников. Подготовительный период для реализации таких устремлений должен начинаться уже в стенах школы.
Таким образом, актуальным становится вопрос оптимальной реализации школьниками полученных знаний по иностранному языку в практической деятельности, поскольку знание иностранного языка может в дальнейшем повысить ценность профессионально-ориентированной составляющей учебно-воспитательного процесса. Однако на практике существует противоречие между потенциалом оптимизации знаний учащихся по иностранному языку и его оптимальной реализацией в практике. Одна из причин, вероятно, в противоречии между фронтальным способом подачи материала и индивидуальным способом его усвоения. Поэтому, задача обучения ученика средней школы заключается не столько в передаче знаний, сколько в формировании умения «учиться самостоятельно». Это зависит как от полученных знаний, умений и навыков, так и от способности человека практически решать встающие перед ним жизненные и профессиональные проблемы. Поэтому в педагогический обиход прочно вошло понятие «компетентностный» подход.
Путь решения видится в качественно новом подходе к оптимизации знаний учащихся через создание новых и современных организационных и психолого-педагогических условий в учебном процессе:
1) создание благоприятной психолого-педагогической среды между учеником и учителем.
2) формирование комплекса современных педагогических приёмов для реализации межличностного взаимодействия участников образовательного процесса.
3) программном обеспечении с обязательной опорой на сознательно-практический метод, а также другие актуальные методы и приёмы обучения иностранному языку;
4) дифференцированном, индивидуально-ориентированном подходе к обучению.
Суть в том, что оптимизация знаний учащихся по иностранному языку находится в прямой зависимости как от объективных (деятельностной компетенции), так и от субъективных условий (ощущения успеха на каждом этапе работы). Следовательно, нужно, по возможности, нивелировать трудности в процессе обучения иностранному языку через изменение психологического климата в ближайшем окружении ученика, через использование средств ИКТ, которыми учащиеся владеют часто лучше, чем преподаватели, и через использование административного ресурса для благоприятной организации учебного процесса. В этом контексте, дистанционное (дифференцированное) обучение как никакое другое, способствует решению проблемы индивидуализации обучения в массовой аудитории.
Представляется, что дистанционное обучение может стать средством оптимизации образовательного процесса при соблюдении некоторых условий:
а) Готовности преподавателей к разработке и реализации модулей дистанционного обучения, что требует дополнительных временных, технических и интеллектуальных средств.
б) Включении в образовательный процесс обучающих программ и схем, позволяющих учесть специфику предмета и достичь индивидуализированных целей обучения;
в) Мотивированности обучающихся именно к такому виду обучения.
г) Разработке критериев оценки эффективности дифференцированного дистанционного обучения;
Технологии дифференцированного обучения описывает в своем исследовании кандидат педагогических наук Парышев Ю. В.: «Технология фронтального - дифференцированного обучения с позиции требований оптимизации образовательного процесса имеет следующие характерные особенности: цикличность обучения (по дозам обучающей программы, по разделам, по семестрам); замкнутость циклов (каждый цикл заканчивается соответствующим контролем: текущим, рубежным, итоговым); логическая взаимосвязь всего многообразия форм организации учебных занятий (установочных, вводных и заключительных лекций, различных видов практических занятий, самостоятельной работы, управляемой аудиторной и внеаудиторной, различных видов контроля); отведение максимального учебного времени на самостоятельную работу, управляемую аудиторную и планируемую внеаудиторную, исходя из принципа дидактической целесообразности и доминантности преподавателя при их применени».Представляется логичным использование подобных технологий и в процессе дистанционного обучения. При соблюдении условий, перечисленных выше, обучающиеся получают личностно-ориентированную, дифференцированную и деятельностно-компетентностую модель обучения.
Несомненными плюсами дистанционного обучения являются :
- выстраивание индивидуальной образовательной траектории: индивидуальный график , возможность своего выбора режима учебы и усвоения знаний
- непосредственное личное общение с преподавателем, получение консультаций.
- объективность оценки – электронный контроль гарантирует непредвзятость и независимость оценки.
- независимость от расстояния, что важно для учащихся с ограниченной подвижностью
Современный мир требует от нас постоянного обновления, создания новых актуальных методов и способов обучения. При этом они должны базироваться на принципах: гуманности, профессионализма, личностно-ориентированности, при соблюдении непрерывности программы обучения и, в целом, деятельностно-компетентного подхода в образовании.
Список литературы:
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982г. - 192с.
2. Божович Е.Д., Якиманская И.С. Психолого-педагогические требования к современному уроку. Советская педагогика. 1985г. №7 - с.70-83.
3. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении «Советская педагогика». 1985г. -№7. -с. 70-83.
4. Зинченко Т. В. Здоровьесберегающее профессиональное образование в ВУЗах государственной противопожарной службы МЧС России, С-Петербург,2012г.
5. Парышев Ю. В. Дифференцированное обучение как условие оптимизации образовательного процесса, С-Петербург, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")
Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...

Построение индивидуальной образовательной траектории на уроках математики
Представлен алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории на уроках математики,...

ИССЛЕДОВАНИЕ КАК МОДУЛЬ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ.
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Этой мечте не всегда суждено сбыться, так как у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности....

Проект "Социальное партнерство как условие построения индивидуальной образовательной траектории учащихся ГКОУ РО лицея-интерната «Педагогический» г. Таганрога"
Презентация проекта по теме "Социальное партнерство как условие построения индивидуальной образовательной траектории учащихся ГКОУ РО лицея-интерната «Педагогический» г. Таганрога"...
Методика построения индивидуальной образовательной траектории старшеклассников
Индивидуальная образовательная траектория реализуется через составление индивидуальной образовательной программы (в нашей школе это индивидуальные образовательные маршруты), которая является ее технол...

Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной образовательной траектории учащихся
Дистанционное обучение как средствосоздания индивидуальной образовательнойтраектории учащихся...