Пояснительная записка. В современных условиях происходит бурное развитие науки и производства, рост объема информации, внедрение новых технологий, возрастает потребность государства в грамотных, продуктивно мыслящих, адаптированных к новым условиям жизни в обществе специалистах. Выявление, отбор и поддержка талантливой молодежи – одно из важных направлений Государственной молодежной политики в рамках Национального проекта «Государственная поддержка способной и талантливой молодежи». Специальным образом организованная деятельность, рассчитанная не на простое воспроизведение знаний, а на их поиск в нестандартных ситуациях, оптимальным образом развивает мышление учащихся, их способности. Цель программы – создание системы деятельности учителя физики по развитию творческих способностей учащихся. Задачи программы: - Выявить одаренных учащихся в области физики.
- Изучить факторы развития личности, ее способностей.
- Развивать способности одаренных учащихся, включая в образовательный процесс обучения физике все виды творческой самореализации.
- Установить сотрудничество с одаренными детьми и их родителями.
- Способствовать реализации творческого потенциала одаренных учащихся при выборе их будущей профессии.
Основные принципы внеурочной деятельности при работе с одаренными детьми: - Принцип ориентации обучения на формирование познавательных, информационно-коммуникативных и рефлексивных компетентностей учащихся, исходя из Государственных стандартов образования.
- Принцип осмысленности (осмысление проблемы, цели, задачи происходит при самостоятельной их формулировке учащимися).
- Принцип самодеятельности (учащийся может овладеть ходом исследования только через собственный опыт).
- Принцип экспериментальности (физика - наука экспериментальная, поэтому этот принцип является одним из главных).
- Принцип обучения в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями учащихся.
- Принцип активной деятельности учащихся (освоение учениками знаний, умений, навыков, способов деятельности преимущественно в форме деятельностного, компетентностного подхода).
- Принцип практической направленности обучения физике (решение заданий прикладного, практического содержания).
Основные подходы обучения. - Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.
- Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.
- Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
- Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных учебных программ.
Индивидуальная образовательная траектория в изучении физики может быть представлена в виде индивидуальной образовательной программы для одаренных детей, которая призвана - предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбираемых учащимися; - обеспечивать самостоятельность в учении; - развивать методы и навыки исследовательской работы; - развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление; - поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды; - поощрять создание работ с использованием различных материалов, способов, форм; - способствовать развитию самопознания и самопонимания, осознанию своеобразия собственных способностей и пониманию индивидуальных особенностей других людей; - учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими учащимися. Основное достоинство этой формы обучения одарённых детей в том, что она даёт возможность - Построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка.
- Увеличить темп изучения учебного материала.
- Обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма.
- Повысить интенсивность обучения.
Результаты освоения курса В процессе обучения по индивидуальной образовательной траектории учащиеся приобретают следующие компетенции: Универсальные результаты: - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; - умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; - умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностные результаты: - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; - проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей, развитие критического и творческого мышления; - развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания; - формирование умения ориентироваться в информационном пространстве; - заинтересованность в личном успехе; - оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, умение находить общий язык и общие интересы с сверстниками. Метапредметные результаты: - умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем; - планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; - умение учиться отражается в освоении навыков решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; - владение умениями работать с информацией, использовать современные источники информации; - овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; - осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - формулирование собственного мнения и позиции.
Деятельность по реализации программы
№ | Направления работы | Сроки | Ответственные | Раздел №1 | Организация учебной деятельности
| 1.1. | Участие в олимпиадах по физике разного уровня | ежегодно
| Учитель физики | 1.2. | Конкурс на лучшего знатока физики во время предметной декады | апрель | Учитель физики | 1.3. | Защита творческих, исследовательских, информационных проектов | март | Учитель физики | 1.4.
| Ученическая научно-практическая конференция | апрель
|
| 1.5.
| Внедрение в учебный процесс современных технологий обучения, способствующих компетентностному развитию учащихся |
в теч. года | Учитель физики
| 1.6.
| Работа с одаренными детьми в режиме ГПД (консультации) | Постоянно | Учитель физики
| 1.7.
| Использование Интернет-технологий в учебном процессе |
| Учитель физики
| 1.8. | Участие старшеклассников в Интернет-проектах | в теч. года | Учителя физики и информатики | 1.9. | Активное внедрение в практику обучения нестандартных задач (с недостаточными данными в условии, с избыточными данными, исследовательского характера, творческого характера, с историческим содержанием, с заданными ошибками и др. | 2012-16гг. | Учитель физики | 1.10.
| Обучение правилам публичного выступления (доклад, защита проекта, диалог) | 2012-16 гг. | Учитель физики | 1.11. | Проведение интеллектуально развивающих внеклассных мероприятий («Час занимательной физики», викторины, физический аукцион, «Дебаты», «деловые игры», «круглый стол», научно-практические конференции учащихся, «спартакиады», турниры знатоков физики, интеллектуальные конкурсы) | 2012-16 гг. | Учитель физики | 1.13. | Организация консультаций (при выполнении исследовательской работы, проекта, при подготовке к олимпиаде) | 2012-16 гг. | Учитель физики | 1.14. | Проведение профориентации школьников на специальности, связанные с физикой | 2012-16 гг. | Учитель физики | 1.15 | Участие в олимпиадах и научных конференциях от муниципального до Всероссийского уровня |
|
| Раздел №2 | Психолого-педагогические условия работы с одаренными детьми | 2.1.
| Повышение профессионального уровня педагога: а) самообразование; б) аттестационные и проблемные курсы; в) научно-практические конференции; г) методические семинары; д) педагогические консилиумы, практикумы; е) конкурсы профессионального мастерства; ж) взаимопосещение уроков; | Постоянно
| Администрация, педагоги
| Раздел № 3 | Материально-технические и учебно-материальные условия работы с одаренными детьми | 3.1.
| Создание банка методических наработок «Одаренные дети» | Постоянно
| учитель физики | 3.2.
| Подборка методической литературы «В помощь учителю для работы с одаренными учащимися» | Постоянно | учитель физики | 3.3. | Создание банка учебно-развивающих компьютерных программ | 2012-16гг. |
|
Методы и средства обучения Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, дающим возможность углубиться в учёбную тему или откорректировать в случае необходимости погрешности в усвоении материала отдельных учебных дисциплин. В современной педагогике уже давно поднимается вопрос о необходимости усиления степени автономности способных учащихся. Таким детям крайне важно учиться определять и планировать свою учебную деятельность. Однако на уровне существующих учебных программ и традиционно практикуемых форм обучения вариативность еще не стала реальностью. В этих условиях несомненный интерес представляет работа по индивидуальным образовательным программам (ИОП), так как школьники в этом случае получают реальную возможность выбрать индивидуальный путь обучения. Индивидуальная образовательная программа может охватывать разные учебные периоды: урок, день, неделя, учебная четверть, учебный год. Поэтому они могут быть различными: краткосрочными (рассчитанными на изучение одной учебной темы, освоение одного учебного модуля, подготовку к олимпиаде и пр.) и долгосрочные (связанные с подготовкой к экзаменам или создание УИР). Этапы проектирования индивидуальной образовательной программы: Этапы | Вид деятельности | Содержание деятельности | 1-й этап | Диагностика уровня познавательных возможностей и уровня притязаний школьников. | Конкурсы творческих заданий, обзорного знакомства с темой исследования, выбор заданий разного типа, тестирование. | 2-й этап | Постановка учеником (с помощью учителя) личностно значимых целей в изучении физики, определение конечных результатов и форм их представления. | Составление плана работы, отбор средств и способов деятельности, установление системы контроля и оценки своей деятельности. | 3-й этап | Экспертиза индивидуальной образовательной программы ученика. | Презентация результатов исследования учеником. | 4-й этап | Реализация индивидуальной образовательной программы и подведение итогов работы. | Результатом реализации индивидуальной образовательной программы может быть доклад, выступление, реферат, эксперимент, проект, участие в предметной олимпиаде и научно-практической конференции. |
Нацеливание самого ученика на результат - главное при выполнении индивидуальной программы. А цель учителя заключается в том, чтобы оказать ученику помощь через самоорганизацию (составление календарно-тематического планирования), самоконтроль, помощь в умении преодолевать робость перед выполнением более сложных заданий, в умении составлять алгоритм собственных действий, в умении формировать свои действия не только на репродуктивном уровне, но и креативном, что потребует от ученика усвоения знаний в системе и позволит сформированные ключевые умения довести до уровня навыка.
Критерии эффективности программы: - развивает интерес к предмету;
- развивает самостоятельность учащихся;
- дает возможность одаренным детям самореализоваться;
- способствует внедрению в процесс обучения новых информационных технологий;
- развивает креативное мышление;
- формирует практические навыки;
- развивает навыки исследовательской деятельности;
- ориентирует учащихся в выборе дальнейшего образования и будущей профессии.
Результативность программы: Каждый год увеличивается количество участников и призеров олимпиад и научных конференций муниципального, краевого и Всероссийского уровня. |