Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку.
статья по английскому языку на тему

Яруллина Ильгина Ильдусовна

Современность предъявляет все более высокие требования к современному ученику.  Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много общается, стремится быть всесторонне развитым. Но с внедрением стандартов третьео поколения в образовательную систему объемы информации вырастают, и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными при обучении и воспитания будущего поколения.

Новые информационные технологии способны стать средством, при помощи которого сознание ребенка приобретает новый характер. Прежде всего, умение моделировать ситуацию, используя компьютер, приводит к воспитанию системного мышления, в котором культурные, нравственные ценности доминируют в создании и реализации новых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Яруллина И.И.

Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Табар-Черкийская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района республики Татарстан, д.Табар-Черки

Современность предъявляет все более высокие требования к современному ученику.  Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много общается, стремится быть всесторонне развитым. Но с внедрением стандартов третьео поколения в образовательную систему объемы информации вырастают, и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными при обучении и воспитания будущего поколения.

Новые информационные технологии способны стать средством, при помощи которого сознание ребенка приобретает новый характер. Прежде всего, умение моделировать ситуацию, используя компьютер, приводит к воспитанию системного мышления, в котором культурные, нравственные ценности доминируют в создании и реализации новых технологий.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий позволяет  успешно решать многие собственно педагогические задачи, такие как:

•        Реализация принципа индивидуализации учебного процесса,

•        Повышение эффективности учебного процесса,

•        Активизация познавательной деятельности учащихся,

•        Развитие речевой деятельности учащихся,

•        Реализация принципа интерактивности.

  Использование новых информационных технологий для реализации указанных принципов приобретает особое значение в такой области  образовательной деятельности, как изучение английского языка. Применение ИКТ на уроке создаёт условия для активизации работы школьника, формирования мотивации учащихся к учебной деятельности: это привычный для современного ребёнка инструмент. Применение компьютера позволяет учителю за малое время и сравнительно небольшими усилиями существенно повысить наглядность учебного процесса, а Интернет позволяет виртуально расширить границы класса. Английский язык является преобладающим в Интернете, что позволяет полнее реализовывать принцип аутентичности в обучении.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. И именно информационно-коммуникативные технологии играют приоритетную роль в формировании коммуникативной культуры школьника.

Информационные компьютерные технологии  открывают перед учителем иностранных языков поистине необозримые возможности и предлагают простые и удобные решения широкого круга задач, расширяют выбор материалов и форм учебной работы, делают уроки яркими и увлекательными, эмоционально и информационно насыщенными.

На уроках английского языка с помощью ИКТ мы формируем навыки и умения чтения, совершенствуем умения письменной речи школьников, пополняем словарный запас учащихся, формируем у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Использование ИКТ на уроках способствует повышению интереса к предмету, помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения. Для учителей Интернет – это просто масса полезной информации! Здесь мы можем найти богатый языковой и страноведческий материал, а также описание новейших обучающих технологий, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком, общаться на английском языке и приобщать к этому своих учеников.

    Практическое использование ИКТ повышает познавательную активность учеников, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной активности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

     Современные подходы к обучению языку подчеркивают важность использования компьютера на уроках. Существует пять основных направлений использования ИКТ:

        1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.

        2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.

        3. Создание собственных мультимедийных презентаций.

        4. Использование ИКТ во внеурочной работе.

        5. Использование ресурсов сети Интернет.

При использовании на уроках информационных технологий можно выделить три  основные формы работы с ИКТ на уроках  английского языка:

1. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе.

2. Во-вторых, это применение ИКТ  для организации  самостоятельной работы  учащихся  по английскому языку вне  школьных занятий.

 3. И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

  Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными  средствами обучения.

  В ходе урока я использую ИКТ на всех этапах учебного процесса.

  В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучение нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений и, конечно же, для заинтересованности учащихся.

При изучении нового материала в начальных классах использую обучающие программы к учебникам “ Enjoy English” и «Spotlight», которые в доступной, яркой, наглядной форме представляют учащимся  лексико -  грамматический материал. В 5-9 классах использую учебное электронное издание « Английский язык », « Дидактический и раздаточный материал по английскому языку « Учите английский ».  В 10- 11 классах использую диск  « Английский без акцента».

 Еще одна распространенная форма уроков с использованием информационных технологий – создание тестов. Эти тесты всегда пользуются успехом у учащихся, так как база данных вопросов обширна, она может легко обновляться, включая вопросы по любым предметам школьной программы, и дети всегда стремятся пройти тест на «отлично» (ведь учитель не вмешивается в процесс определения оценки). На уроках я применяю тесты, представленные в УМК к учебникам, тесты, составленные мной. В процессе подготовки различного рода контрольно-тестовых заданий  накапливаю дидактическую базу данных, особое внимание при этом обращаю на практическую направленность тестов, на возможность применять их как тренировочный материал при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

 На уроках я применяю   игровые программы, которые могут быть использованы с той же целью, что и тесты – проверка знаний. Только использование таких программ наиболее успешно выглядит на открытых уроках, когда класс можно разбивать на команды и проводить такие игры. Это такие игры, как « Кто хочет стать миллионером», «Самый умный» в 7кл, «Английские загадки» в 6кл, «Знаешь ли ты страну изучаемого языка» в 5-8кл, «Своя игра» по страноведению в 9-11 кл.

Наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий в сферу образования – создание презентаций. Компьютерные презентации (КП) - современное мультимедийное средство обучения, помогающее делать школьный английский интересным и увлекательным предметом.

 Почти на каждом уроке я использую презентации для объяснения нового материала, которые готовлю самостоятельно. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Текст может быть начитан носителями языка. Для подготовки тематических презентаций по английскому языку использую программу POWER POINT.

  Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. В рамках проектной деятельности со своими учениками работаю над созданием мультимедийных проектов по темам  «Достопримечательности Лондона»(5-8 кл.)«Веселый алфавит»(2 кл.), «Национальная кухня Англии, США и России»(6 кл.), «Мои домашние питомцы»(2-4 кл), « Молодежные субкультуры»(10кл.), «Истории древних цивилизаций»(10 кл), «Известные университеты России» ( 11 кл )

В процессе создания презентации ученик может проявить себя и как режиссер, и как сценарист, и как художник и, наконец, как исполнитель.

Помимо презентаций я использую видеоматериалы (видеофрагменты, видеоролики и целые фильмы на английском языке с субтитрами и без субтитров), которые можно включать в любые уроки, а особенно, связанные с изучением страноведческого материала. Например, сериал BBC «Мерлин» знакомит учащихся не только с историей Британии, традициями, обычаями прошлого, но предоставляет им отличную возможность услышать британский английский.  Видеосюжеты об известных исполнителях и группах, деятелях театра и кино дают возможность учащимся подробно узнать о знаменитостях, окунуться в эпоху, когда они жили (если речь идёт о людях прошлого века). Уроки стараюсь строить с упором не только на сильных учеников, но и на весь класс. Ученикам стараюсь прививать вкус и культуру в выборе музыки и фильмов, часто показываю им отрывки из мюзиклов.

Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках английского языка и во внеурочное время. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации. На своих уроках я начала использовать виртуальные экскурсии через Интернет  для получения информации по страноведческой тематике, так как материала учебника не хватает для получения необходимой информации. Это делает возможным путешествие по разным странам, посещение парков, осмотр памятников и любых других достопримечательностей.

Преимуществом использования компьютерных технологий и Интернет – ресурсов является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащегося. Следовательно, меняется и роль учителя в образовательном процессе, вводится система сотрудничества. Учитель перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.

Для раскрытия творческих способностей своих учащихся, расширению их кругозора, углублению знаний по предмету предлагаю им участвовать в дистанционных олимпиадах  и конкурсах. Мои ученики принимают активное участие в таких дистанционных олимпиадах и конкурсах: общероссийской предметной олимпиаде«Олимпус», всероссийском дистанционном конкурсе «Мир Знаний», международном конкурсе «Английский в школе», игровом конкурсе “BritishBulldog” и занимают призовые места.

     Подводя итог, хочется сказать, что использование информационно-компьютерных технологий открывает для меня новые возможности в преподавании моего предмета, т.к. используя ИКТ на уроках английского языка, я сталкиваюсь с новыми формами и методами преподавания, ищу новые подходы  к процессу обучения. Также использование информационных  технологий позволяет эффективно организовать самостоятельную работу учащегося и тем самым способствует формированию свободной, активной, независимой, автономной и конкурентоспособной личности, что является главной задачей современной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМпубликация - статья...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

«Использование ИКТ на уроках английского языка на второй ступени обучения»...

Применение информационно-коммуникативных технологий при обучении иностранному языку

Основной целью профессионального образования в настоящее время является существенное повышение качества образования, разработка нового содержания образования, обеспечивающего востребованность и конкур...

Применение новых технологий при обучении иностранным языкам: Учебно-методический комплекс «British History» на английском языке с использованием интерактивных программ и мультимедийных презентаций

Применение новых технологий при обучении иностранным языкам: Учебно-методический комплекс "British History" на английском языке с использованием интерактивных программ и мультимедийных през...

Дидактические условия применения новых информационных технологий в обучении иностранным языкам.

Дидактические условия применения новых информационных технологий в обучении ИЯ....

Из опыта работы по применению дистанционных образовательных технологий при обучении иностранному языку.

Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных  и телекоммуникационных  технологий, позволяющих  осуществлять  обучение...

Применение дистанционных образовательных технологий в обучении иностранным языкам.

Как организовать дистанционное обучение с самого начала? С чего начать ?Данная статья поможет учителям предеметникам организовать дистанционное обучение в разных классах. Поможет научить родителей и у...