ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
статья по английскому языку по теме

Ксенофонтова Ольга Юрьевна

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

 ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

публикация - статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Ксенофонтова О. Ю.

МОУ «Лицей № 31», г. Саранск

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

 ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

На современном этапе развития общества информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемым средством обучения иностранным языкам. Они представляют широчайшие возможности для образования и самообразования.

Одной из целей обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе, наряду с воспитательной, образовательной и развивающей, является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Она включает в себя способность и готовность учащихся использовать иностранный язык в разнообразных ситуациях общения в соответствии с нормами данного языка, при работе с иноязычной информацией [3, с. 49]. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество.

Использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.  

Применение компьютерных средств способствует эффективному решению следующих дидактических задач обучения иностранным языкам:

  1. формирование умений и навыков чтения иностранных текстов;
  2. совершенствование умений аудирования;
  3. умений построения монологических и диалогических высказываний;
  4. умений письменной речи при подготовке различного рода сочинений, пересказов, рефератов;
  5. пополнение словарного запаса обучаемых лексикой современных иностранных языков;
  6. формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности обучаемых с помощью оперативных материалов сети Интернет, электронной почты, результатов работы поисковых систем [1, с. 14].

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Кроме того, всевозможные службы и сервисы сети Интернет способствуют развитию умения общаться и без личного присутствия участников общения.

Но не все ресурсы Интернет качественны, проверены и надежны. В некоторых материалах зачастую присутствуют орфографические, грамматические, лексические ошибки. Иногда создателем Интернет-ресурса может быть некомпетентный малообразованный человек. Поэтому очень важно уметь оценивать получаемую информацию, а также ее источники. В связи с этим, в настоящее время особую актуальность, наряду с развитием иноязычной коммуникативной компетенции, приобретает развитие информационной компетенции преподавателей и учащихся. Она включает в себя владение новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения, а также критическое отношение к распространяемой информации [2, с. 8].

В настоящее время не существует единых критериев, которым должен соответствовать материал, прежде чем он будет размещен во всемирной сети Интернет. Отечественный ученый, доктор педагогических наук  П. В. Сысоев, предложил следующие критерии оценки информационных ресурсов для учебных целей [2, с. 9]:

Критерии оценки Интернет-ресурсов для учителей

Критерий оценки

Комментарий

Да / Нет

Языковая сложность материала

Содержатся ли в выбранном Интернет-ресурсе слова, выражения, грамматические конструкции, которые могут вызвать трудности у учащихся?

Культурно-историческая сложность материала

Содержатся ли в выбранном Интернет-ресурсе ссылки или упоминание о культурных и исторических фактах, социальных явлениях, незнание которых может повлиять на правильность понимания смысла текста?

Источник информации

Кто автор сайта – частное лицо, организация? Доверяете ли Вы этому источнику? Каким интересам служит информация, размещенная на сайте?

Надежность информации

На чем основаны выводы или основные аргументы автора сайта? Содержаться ли на сайте ссылки на другие источники? Какие? Надежные ли они?

Актуальность информации

Когда была размещена информация на сайте? Является ли она современной или устаревшей?

Культуросообразность информации

Является ли размещенная на сайте информация необходимой для конкретной группы учащихся (возраст, уровень когнитивного развития)?

Способствует ли данный материал развитию личности ученика?

Объективность информации

Отражают ли материалы сайта позицию только одной из сторон общества или способствуют формированию целостного плюралистического взгляда на реальность?

Несомненно, Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на WWW.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Также они имеют возможность получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

Огромное количество сайтов и домашних страничек предоставляет  информацию на все вкусы. Интернет является бескрайним полем деятельности в плане использования на уроке иностранного языка. Большой популярностью у обучающихся в настоящее время пользуются следующие социальные сервисы: Блог (Blog), Вики (Wiki), Закладки (Bookmarks), Фликр (Flickr), ЮТьюб (YouTube), Подкаст (podcast). Учащиеся имеют возможность контактировать в сети на изучаемом языке.

Особый интерес представляет сайт http://quizlet.com/, на странице которого предлагается много материала для обучения лексике. Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. Обучающиеся выполняют несколько интересных упражнений в игровой форме на запоминание слов и выражений. Кроме того, все желающие имеют возможность зарегистрироваться на этом сайте и создать свои собственные задания для общего пользования.

На сайте http://www.palabea.com/ можно найти учебные видео и аудио записи, общаться с носителями языка в системе онлайн, обмениваться материалами.

BBCWorldService (http://www.bbc.co.uk/worldservice)предоставляет возможность не только прочитать, но и прослушать новости на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Видео уроки с этого сайта оснащены разработками к фильмам и аудиозаписями. Из уст британцев можно услышать интересную и полезную информацию об особенностях фонетики, лексики и грамматики английского языка.

Грамотное использование информационно-коммуникационных технологий позволяет осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся. ИКТ расширяют коммуникативное пространство, интегрируя с традиционными подходами в обучении, способствуют эффективности развивающего обучения, в частности, формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, формированию творческого и критического мышления, развитию коммуникативной и межкультурной компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Зубов, А. В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Зубов, И. И. Зубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 144 с.
  2. Сысоев, П. В. Разработка авторских учебных Интернет- ресурсов по иностранному языку / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. – 2009. - № 2. – С. 8-16.
  3. Чупина, О. В. Использование программы ICQ в диалоге культур / О. В. Чупина // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 2. – С. 49-52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты применения имитационной технологии в обучении иностранному языку.

В статье представлен опыт работы с применением иммитационной технологии в обучении английскому языку....

Результаты применения имитационной технологии в обучении иностранному языку.

В статье представлен опыт работы с применением имитационной технологии в обучении английскому языку....

Методическая разработка. Развитие коммуникативных умений учащихся с применением рифмовок как средства обучения иностранным языкам

Актуальность методической разработкиМетод рифмованных уроков является составной частью обучения английскому языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем совершенствовании владения им. Этот мето...

Методическая разработка. Развитие коммуникативных умений учащихся с применением рифмовок как средства обучения иностранным языкам

Актуальность методической разработкиМетод рифмованных уроков является составной частью обучения английскому языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем совершенствовании владения им. Этот мето...

Применение информационных технологий в обучении иностранному языку

Применение информационных технологий  в обучении иностранному языку...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по применению кейс-технологии при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО.

Данная методическая разработка представляет собой методические рекомендации по применению кейс-технологии (метода case study) при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО. Методи...