Повышение эффективности учебного процесса посредством использования видеоматериалов в рамках предмета «Иностранный язык»
статья по английскому языку на тему

В статье рассматривается варианты использования видеоматериалов для повышения эффективности учебного процесса и создания благоприятных условий для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции, мотивации обучающихся для дальнейшего самостоятельного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._kalinichev_vv_1.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

повышение эффективности учебного процесса посредством использования видеоматериалов в рамках предмета «Иностранный язык»

Калиничев В.В.

учитель иностранного языка

МОУ Семеновская СОШ,

Россия, Московская область, с.Семеновское

В статье рассматривается варианты использования видеоматериалов для повышения эффективности учебного процесса и создания благоприятных условий для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции, мотивации обучающихся для дальнейшего самостоятельного обучения.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, видеоматериалы, иностранный язык, аутентичное видео, развитие навыков говорения, повышение мотивации обучения, коммуникативная компетенция.

Новая парадигма образования ХXI века основана на вооружении обучающихся умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения, навыки и универсальные способы деятельности: познавательные, информационно-коммуникативные, рефлексивные. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности.

ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413., указывает на такие основные особенности реализации содержания образования, как необходимость достижения обучающихся трёх групп планируемых образовательных результатов — личностных, метапредметных и предметных.

Достижению этих результатов может существенно способствовать применение средств информационных и коммуникационных технологий, одной из функцией которых является использование видеоматериалов в учебном процессе.  

В учебной деятельности под видеоматериалами понимаются как один из видов технических средств обучения, обеспечивающий функцию передачи информации, а также получения обратной связи в процессе ее восприятия и усвоения с целью последующего развития у учащихся тех или иных навыков на уроках иностранного языка (в том числе – и навыков говорения). Видеоматериалы, применяемые на уроках иностранного языка, должны быть аутентичными, т.е. созданными носителями языка, при этом они зачастую могут не носить обучающего характера, не иметь отношения к процессу обучения.

Можно выделить следующие виды видеоматериалов:

Аутентичное видео

Видео, предназначенное для обучения иностранному языку

  • художественные фильмы,
  • мультфильмы,
  • документальное кино,
  • новости,
  • репортажи, интервью,
  • шоу,
  • клипы,
  • реклама.
  • курсы языка,
  • бизнес курс,
  • видеоуроки,
  • видеоучебники,
  • видеодиалоги.

Использование видеозаписей на уроках иностранного языка способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. Специфика видеоматериалов как средства обучения иностранному языку в средней школе обеспечивает общение с реальными предметами, стимулирующими почти подлинную коммуникацию: ученики как бы становятся участниками всех обыгрываемых с их помощью ситуаций, играют определенные роли, решают "настоящие", жизненные проблемы. Создаваемый при этом эффект участия в повседневной жизни страны изучаемого языка не только способствует обучению естественному, живому языку, но и служит мощным стимулом для повышения мотивации учащихся. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от фильма именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет.

Использование видео на уроке способствует решению следующих задач:

  • повышение мотивации учения;
  • создание комфортной среды обучения;
  • способствует интенсификации обучения;
  • повышает активность обучаемых;
  • создает условия для самостоятельной работы учащихся.

Отвечая принципам развивающего обучения, видео помогает также обучить всем 4 видам речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию, письму), формировать лингвистические способности (через языковые и речевые упражнения), создавать ситуации общения и обеспечивать непосредственное восприятие и изучение культуры, истории страны изучаемого языка.

Использование видео на уроке иностранного языка должно быть всегда более, чем символический поход в кино или просмотр телепередачи. Во время просмотра видеофильма учитель комментирует отдельные моменты, а затем учащиеся делятся своими впечатлениями об увиденном. Можно использовать различные фильмы – страноведческие, документальные, учебные. Широкую возможность для организации дискуссии представляют художественные экранизации произведений, что положительно влияет на развитие метапредметных умений у обучающегося.

Видео является великолепным дополнительным материалом при изучении иностранного языка, так как оно максимально приближено к языковой реальности. Видео заключает в себе зрительные образы и нужный аудиоматериал, что делает процесс запоминания эффективным и легким. Видео может использоваться на уроке для ознакомления и изучения нового материала, а также для повторения.

Работу с видеоматериалом можно условно разделить на 3 этапа деятельности: предварительный, актуальный, заключительный.

Цель первого этапа – ввести учащихся в эмоционально-смысловую атмосферу фильма, создать мотивацию для его просмотра. Для этого могут быть использованы следующие упражнения:

  • сообщение-беседа учителя о фильме и поднятых им проблемах;
  • предположение учащихся, о чем будет фильм;
  • ассоциограмма по теме фильма.

Цель второго этапа – уяснение обучающимся содержания, темы фильма, активизация речемыслительной деятельности учащихся. Виды упражнений:

  • стоп-кадр (остановка фильма, вопрос);
  • "молчаливый просмотр" (показ части фильма без звука, учащиеся должны догадаться, о чем говорят персонажи);
  • угадывание дальнейшего хода событий;
  • задание "дописать сценарий";
  • ролевая игра (распределить роли и разыграть сцену из фильма);
  • прослушивание без просмотра (выключить изображение, слушая звук, рассказать, что происходит на экране);
  • восстановить текст (по ходу просмотра заполнить пропуски в написанном на доске тексте);
  • пересказ просмотренной части (одна половина класса смотрит эпизод и передаёт содержание другой половине класса).

Цель третьего этапа – организация речевой творческой деятельности учащихся.

Виды упражнений, направленных на обучение говорению:

  • обсуждение фильма в целом;
  • упражнение на восстановление пропущенной реплики диалога из фильма;
  • этюдная работа с приемами актерского озвучивания;
  • фальшивая информация;
  • критика фильма;
  • сочинить продолжение фильма;
  • реклама фильма.

Выбор видеоматериала для занятия по иностранному языку зависит, главным образом, от уровня обучающихся. Один и тот же рекламный ролик, например, может быть использован на разных уровнях обучения, только цель и задачи его использования будут разными.

Особый интерес к видеоматериалам обуславливается их легкой доступностью посредством Интернет. Так, например, на видео-портале Youtube можно найти видеоматериал, соответствующий теме урока. Это в свою очередь может мотивировать обучающегося на самостоятельный поиск и дальнейший просмотр аналогичного видеоматериала, что также может стать источником индивидуального нетрадиционного домашнего задания.

Таким образом, психологические особенности воздействия видеоматериалов на обучающихся (способность управлять вниманием каждого обучающегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на учащихся и повышать мотивацию обучения) способствуют повышению эффективности учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции.

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования". - http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html
  2. Каджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия ИЦ, 2008.
  3. Образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку. - http://www.school.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии

Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....

Повышение эффективности учебного процесса на уроках биологии через использование информационно-коммуникативных технологий

в работе рассматриваются теоретические вопросы использования ИКТ на уроках биологии и обобщается опыт собственной работы в среднем звене...

Повышение эффективности учебного процесса на уроках биологии через использование ИКТ

содержит обобщение опыта и теоретические основы использования ИКТ на уроках биологии...

Конкурсное задание. Методический семинар "Педагогическая технология «Дебаты» как эффективное средство воспитания обучающихся в рамках предмета «Иностранный язык».

Аудитория: педагоги образовательных организаций  ООО и СОО.Цель: создание условий для углубления знаний педагогов об использовании педагогической технологии «Дебаты» в предметной области «Иностра...

Проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности учебного процесса при внедрении второго иностранного языка

Введение инновационноых форм обучения  для повышения результативности обучения, развития креативного мышления учащихся на уроках немецкого языка....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий  в образовательном процессе, которые позволяют организовывать активное обучение как непосредств...