ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
статья по биологии
В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий в образовательном процессе, которые позволяют организовывать активное обучение как непосредственно на очных занятиях, так и при переходе на дистанционное обучение. На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
minkina_l.v._statya_.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Минкина Людмила Владимировна,
учитель биологии
Системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС, приводит к необходимости создания разных образовательных пространств (урок-проект; урок-мастерская; урок-консультация; урок-презентация и др.). И школа теперь не столько источник информации, сколько учит учиться; а мы - учителя не столь проводники знаний, а личности, обучающие способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
В связи с этим перед учителем стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности. На сегодняшний момент, информационно-коммуникационные и цифровые технологии можно считать новейшим способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития обучающегося.
Информационно-коммуникационные технологии представляют собой овладение навыков работы в интегрированной среде мультимедиа, реализующей дальнейшее развитие идеи ассоциативно связанной информации, получаемой, обрабатываемой и предъявляемой в различных формах с учётом психолого – педагогических основ использования средств ИКТ в учебном процессе [2].
Внедрение новых информационных технологий — это попытка предложить один из путей, которые могут интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса [3].
Использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов дают учителю-предметнику новые возможности и особенности в преподавании своей дисциплины. Практические все биологические процессы отличаются сложностью и самого прохождения и понимания их обучающимися. Без картинки, наглядности дети не способны понять процесс, изучить суть явления. Учебники по биологии недостаточно снабжены иллюстрациями, или они слишком мелкие и непонятные. Поэтому применение мультимедийных презентаций, анимационных моделей как форм ИКТ, позволяет сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, а интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены рисунки, схемы, таблицы, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. И при этом задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в образном, но и в ассоциативном виде в долговременную память обучающихся. Кроме того, и сами учащиеся готовят мини-проекты биологической тематики. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.
Огромный интерес у школьников вызывают уроки с использованием видеоматериалов. Современные технологии видеосъемки на основе компьютерной графики позволяют проследить за работой организмов как бы «изнутри», открыть их загадочный мир, что вызывает большой эмоциональный подъем и повышает уровень усвоения материала, развивает творческое мышление, в частности на уроках 7 класса « Биология. Животные».
Также используются упрощенные анимации, сюжетные - «ожившие картинки», аналоги традиционных фрагментов «мультфильмов», показывающие динамику тех или иных биологических процессов, которые могут содержать всплывающие подписи, выделение отдельных частей, сопроводительный текст диктора.
Применение ИКТ возможно на разных этапах урока – от объяснения нового материала до закрепления. Например, при контроле знаний возможно:
- отключить звук и попросить прокомментировать учащихся наблюдаемое на экране. Затем можно либо просмотреть еще раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если ребята успешно справились с заданием;
- остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса;
- продемонстрировать какое-либо явление, процесс на экране и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так.
При проведении уроков часто использую материалы цифрового образовательного ресурса Единой образовательной коллекции (http://school–), которые содержат довольно чётко дозированный объём информации.
Особенно актуально встает вопрос использования ИКТ и цифровых технологий в два последних эпидемических года, когда учебный процесс периодически переходит на дистанционное обучение. Дистанционное обучение (ДО), представляет собой совокупность информационно-технических средств, которые обеспечивают доставку объектам обучения, основной массы изучаемого материала, а так же интерактивное взаимодействие учащихся и педагогического состава в процессе обучения, в том числе предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала [1]. В нашей гимназии практические все уроки проводились через платформу конференций Zoom. Удобство этой системы в том, что довольно легко разобраться, создать встречу и поделиться ссылкой с классом. В Zoom есть электронная доска, где можно делать записи, рисунки, заметки, демонстрировать презентации, видео, исправлять ошибки, объяснять по ходу онлайн-конференции новый материал и непосредственно общаться с детьми.
Так же, как учитель-предметник я изучила возможности цифровых образовательных платформ для организации учебного процесса и оценивания учебных достижений обучающихся. В своей работе использую следующие электронные образовательные ресурсы: образовательный интернет-проект «Инфоурок» (), Российскую онлайн-платформу «Учи.ру» (), цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» (), Российскую электронную школу (РЭШ) (). Каждая из этих платформ заслуживает внимания и очень облегчает работу учителя: большое количество уже разработанных педагогами уроков, возможность тестирования и автоматизированная система оценки, возможность обратной связи.
Также для контроля знаний с помощью облачных инструментов можно очень быстро составлять кроссворды, ребусы:
- генератор тестов, кроссвордов onlinetestpad ()
- биоуроки () кроссворды, тесты, ребусы.
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и обучающегося; повысить качество обучения предмету; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Но, стоит отметить, что эффективность обучения с помощью средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом обучающийся работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны.
Я думаю, что целесообразно использование цифровых образовательных ресурсов в комплексе с традиционными учебно-методическими средствами. Но, по мере развития соответствующих технологий, именно цифровые образовательные ресурсы будут составлять ядро учебно-методического обеспечения, что позволит существенно повысить гибкость и технологичность образования. Большая надежда на то, что наступит время, когда к любому предмету любого уровня образования будут готовы комплекты цифровых дидактических материалов, полностью описана методика их применения, разработаны планы уроков, что во многом облегчит подготовку к уроку и эффективность его проведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии
Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....
Повышение эффективности учебного процесса на уроках биологии через использование информационно-коммуникативных технологий
в работе рассматриваются теоретические вопросы использования ИКТ на уроках биологии и обобщается опыт собственной работы в среднем звене...
Повышение эффективности учебного процесса на уроках биологии через использование ИКТ
содержит обобщение опыта и теоретические основы использования ИКТ на уроках биологии...
Проблемное обучение как способ повышения эффективности учебного процесса на уроках русского языка
Данная статья является обобщением применения технологии проблемного обучения на уроках русского языка, содержит конкретные примеры проблемных заданий, вопросов....
Повышение эффективности учебного процесса посредством использования видеоматериалов в рамках предмета «Иностранный язык»
В статье рассматривается варианты использования видеоматериалов для повышения эффективности учебного процесса и создания благоприятных условий для формирования коммуникативной (языковой и социокультур...
Применение ИКТ, метода проектирования , проблемного обучения и игровых технологий для повышения эффективности учебного процесса на уроках истории и обществознания.
Мой педагогический опыт"Применение ИКТ, метода проектирования , проблемного обучения и игровых технологий для повышения эффективности учебного процесса на уроках истории и обществознания&qu...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО...