Повышение эффективности учебного процесса на уроках биологии через использование ИКТ
статья по биологии на тему

содержит обобщение опыта и теоретические основы использования ИКТ на уроках биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31»

КИСЕЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

                                                                         

                                                          Выполнила: Егидарова Татьяна Владимировна

                                                          учитель биологии МБОУ «ООШ №31»

Киселевск 2014г

СОДЕРЖАНИЕ

                 Введение…….……………………………………………………..…..……3

  1. Теоретическая часть……….………………………………………………….4
  2. Обобщение опыта………………………………………………………………9

     Заключение…….……………………………………………………..……12

          Литература………………………………………………………….….…..14

         

ВВЕДЕНИЕ

Современная жизнь диктует свои условия существования. Огромный поток информации не позволяет ее перерабатывать традиционными способами. В связи с этим все интенсивнее внедряется компьютер в нашу жизнь. Информационные технологии создают новые возможности  ориентирования человека в пространстве.

Актуальность использования ИКТ в обучении обусловлена тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом  уровне. Они предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей. Использование анимации и звукового сопровождения  воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого, что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося. Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения предмета, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицируют процесс обучения. При написании работы ставились следующие цели:

- изучение теоретических основ ИКТ;

- показать, как на практике можно использовать ИКТ.

     При написании работы был произведен анализ методической литературы по этому вопросу. Большой интерес вызвали труды Е. С. Полата «Новые педагогические и информационные технологии», С.С. Кашлева «Современные технологии педагогического процесса», Г.А. Ковалева « Использование ИКТ при обучении в начальной школе», Г.К. Селевко «Альтернативные педагогические технологии».

       Работа включает две части, введение и заключение. В первой части раскрываются вопросы актуальности использования ИКТ в обучении и описываются основные организационные модели. Во второй части «Обобщение опыта» речь идет о личном использовании это технологии и полученных результатах. Представлены разработки уроков в приложении.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В настоящее время ясно, что главное, стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования,  в котором главное - познавательная деятельность, а не преподавание. Учитель должен уметь диагностировать деятельность своих учеников, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.

Современный мир отличается стремительным ростом объема информации и знаний. В связи с этим  все интенсивнее внедряются  методы, стимулирующие познавательную активность учащихся. В настоящее время широкое развитие получили информационные технологии, под которыми понимается система методов и средств создания, сбора, передачи, представления, контроля, хранения и переработки информации.

 Компьютерные технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Развитие и бурный рост научной информации, совершенствование педагогических технологий обучения требуют оптимизации учебного процесса разнообразными методами и приемами, важно прививать учащимся умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной  и политической информации.

Сегодня компьютеры становятся непременным атрибутом нашей жизни, информационные технологии создают новые возможности получения человеком знаний.

Современная технология обучения, основанная на применении информационных технологий, обеспечивает решение новых образовательных задач. Ее преимущество – способность интегрировать в единую систему все другие образовательные технологии: коммуникационные, компьютерные, сетевые, мультимедийные, в  единую информационно – образовательную среду и обеспечивать  эффективное использование учащимися.

Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности учебного процесса.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они  обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, « вступать» с ним в диалог, что составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения почти на любом предмете: при объяснении нового материала,  закреплении, повторении, контроле. Но наивысшим результатом любой педагогической технологии можно считать достижение учащимся творческого уровня развития самостоятельной работы на компьютере.

Актуальность использования ИКТ в обучении обусловлена тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом  уровне. Они предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей. Использование анимации и звукового сопровождения в обучающих программах воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (аудиальный, кинестетический, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося. Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения предмета, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицируют процесс обучения.

Наличие в кабинете большого количества цифровых образовательных ресурсов дает возможность учителю на  различных этапах урока использовать наиболее удачные  фрагменты того или иного электронного учебника. При обучении используются  образовательные ресурсы Интернета. Подключение школ к Интернет-сети позволяет расширить возможности получения информации из различных источников, учить работать с информацией; найти, осмыслить, использовать. Непосредственное использование ресурсов Интернет сети целесообразнее проводить на подготовительном этапе урока

Компьютерные технологии можно использоваться для проведения уроков и внеклассной работы.

Урок с использованием ИКТ  - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю  работать  с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Плодотворная работа с использованием ИКТ  позволяет резко повысить мотивацию детей к исследовательской деятельности, что необходимо  им в современном мире.  Подготовка уроков с использованием современных информационных технологий требует много времени для поиска, систематизации, оформления информации, но действие оправдывается результатом. Роль учителя на уроке с использованием ПК – организатор всего урока и консультант.

 Использование компьютера на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано. К информационным технологиям необходимо обращаться лишь в  том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений  учащихся в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями, в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

Особенностями компьютерного (программированного) обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи,  на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

Основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе:

- компьютерный класс

- один компьютер в классе, подключенный к проектору

- компьютер в библиотеке школы

- один-пять компьютеров в рабочей зоне класса

- компьютер у учащегося дома

Компьютерный класс

Основное достоинство такой организационной модели заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно-урочной модели. Опыт показывает, что при наличии  предварительной подготовки учащихся и правильно настроенного программного обеспечения, учитель может успешно вести урок и в классе, где 25-30 учеников и с таким же количеством компьютеров с делением класса на группы. Возможна и схема работы, когда один компьютер используется двумя учениками в режиме смены деятельности. Проведение таких уроков требует обустройства в классе рабочей зоны для настольной деятельности. В данной модели востребованными являются различные инструменты для работы с информационными объектами (компьютерные учебные среды), конструкторы для моделирования и проектирования, наборы текстов, тематические мультимедийные коллекции (аудио- видеотеки, медиатеки и так далее)

Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору или телевизору.

В этой модели компьютер является современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредствам компьютера.

Компьютер в библиотеке школы

Данная модель предполагает индивидуальную или групповую самостоятельную деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самостоятельных работ.

Компьютер у учащегося дома

Данная модель сходна с предыдущей, работа может быть также совместно с родителями или учителем на дому, когда ребенок не может посещать школу.

Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость  с традиционными методами и приемами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими  методическими средствами.

Использование ИКТ это не просто потребность времени, развитие профессиональной компетентности педагога. Это важнейшее средство личностно-ориентирного и деятельностного обучения. Это развитие творческого потенциала, как учащегося, так и учителя.

Интернет-технологии в учебном процессе можно рассматривать:

  • Не как цель, а как еще один инструмент исследования;
  • Как источник дополнительной информации по предмету;
  • Как способ самоорганизации труда и самообразования;
  • Как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя
  • Как способ расширения зоны индивидуальной активности человека

 


ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
 

В нашей школе имеется достаточная  компьютерная база с новым программным обеспечением. Есть компьютерный класс, один компьютер  подключен к мультимедийному проектору, у некоторых учащихся есть компьютеры дома, школа подключена к Интернету. В своей работе при преподавании биологии,  использую информационно - коммуникативные технологии. Я  работаю  с текстами и текстовыми редакторами, печатаю планы уроков и развернутые их конспекты. Это способствует экономии времени. Техническое оснащение школы позволяет множить материалы и раздавать всем учащимся для индивидуальной  работы. Сейчас работаю совместно с учениками над созданием папок для каждого класса, в которые помещается интересная дополнительная информация по предмету, варианты контрольных и проверочных работ, творческие задания, тесты, адреса сайтов по  волнующим вопросам. Доступ к этим ресурсам открыт для каждого школьника.  Ребята могут копировать что–то для себя на дискеты и работать с ними дома.  

Выделенная нам скоростная линия и общий свободный доступ к «всемирной паутине» требуют активного использования и этого ресурса. Чаще всего использую поисковую систему Googl, но не забываю и о таких как Rambler, Yandex, Yahoo, Aport, Nigma. Интернет требует специальных навыков навигации для отбора информации. Поэтому для ребят составляю Интернет – навигаторы для поиска дополнительной информации, которые помещаю в их папки.

 Стремлюсь постоянно использовать ресурсы школьной и районной медиатек. В этом году мы выиграли для кабинета естественных наук оборудование, включающее телевизор, видеодвойку, графопректор и другое. Пополнили за счет этого фонд дисков и кассет по биологии, экологии, географии и химии, что позволяет разнообразить уроки и способствовать активизации умственной деятельности учащихся.

На уроках   использую   готовые   комплексные  компьютерные  учебные  пособия,   в том  числе   и  мультимедийные, создаю презентации. Данные  пособия эффективно  использую  при   таких формах  занятий, как:  - урок изучения   нового материала

        - комбинированный  урок

         - урок  обобщения  и систематизации

         - урок контроля и коррекции знаний,  умений  и  навыков

        и на различных этапах урока.

На  организационном этапе представляю проблемный вопрос или ситуацию, которую решать будем во время урока, например: «Грибы важные компоненты среды или нет?»

На этапе усвоения новых знаний использую презентации, которые позволяют наглядно, тезисно, красочно и информативно в большем объеме познакомить с материалом и сразу его закреплять. Усвоение идет сразу по нескольким каналам. Возрастает роль самостоятельности при заполнении сравнительных таблиц, опорных схем.

Презентация использую:

  • при первом знакомстве с  предметом,
  • для анонсирования новой темы.
  • «Иллюстрированные шпаргалки»: презентация, каждый слайд которой косвенно, с помощью цитаты, фрагмента формулы, звучащего музыкального отрывка, подсказывает ребенку ответ на вопрос. Можно её использовать, как «разминку» перед дальнейшем изучении трудной темы.

На этапе конкретизации изучаемого материала использую компьютер для тренировки и закрепления: тесты, сравнительные таблицы, вопросы для обсуждения, кроссворды, ребусы и так далее.

В своей практике использую следующие модели ИКТ:    

                  - один компьютер в классе, подключенный к проектору

- компьютер у учащегося дома

ИКТ тесно связана с проектной технологией. В этом году с детьми начинаем работу над проектами « Флора и фауна окрестностей Аламбая» и « Я за здоровье» во внеурочное время.

На сегодняшний день мною составлены и используются на уроках  следующие презентации: «Жуки усачи Салаирского хребта» (можно использовать во внеклассной работе или при знакомстве с темой «Насекомые» в 7классе на основе местного материала), «Семейство Кошачьих» для 7 класса (собрана информация об основных представителях, их повадках, условиях обитания в естественных условиях),  «Род ветрениц во флоре Алтая» (описание представителей данного рода, условий их существования, охрана и применение. Использовала на уроках в 6 классе при изучении темы «Организм и окружающая среда»), «Царство грибы» 7 класс (раскрываются особенности строения и жизнедеятельности, значения для человека и природы), «Беспозвоночные и позвоночные животные» 5 класс (описываются основные группы животных и их отличительные признаки, раскрывается роль в круговороте веществ в природе)

Для повторения и закрепления материала использую разработанные мною тесты.    

На мой взгляд, ИКТ необходимо использовать в работе так как это позволяет расширить образовательное пространство, организовать самостоятельную индивидуальную работу с детьми, создать базу для проектной деятельности учащихся. Обучение на основе компьютера, Интернета более эстетичное, наглядное, нравится детям, имеет с моей точки зрения, большое будущее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, информационные технологии все активнее внедряются в нашу жизнь. Более востребованным в современном мире будет тот, кто может быстро и оперативно находить, перерабатывать и использовать нужную информацию.

При написании работы были достигнуты поставленные цели и задачи. На мой взгляд, ИКТ необходимо использовать в работе учителя, так как это позволяет расширить образовательное пространство, организовать самостоятельную индивидуальную работу с детьми, создать базу для проектной деятельности учащихся, что способствует повышению эффективности учебного процесса.

Применяя ИКТ в преподавании биологии, я могу отметить, что повысился интерес учащихся к поиску дополнительной информации по изучаемым темам, по отзывам учеников, они лучше запоминают материал при работе с презентациями, чем при обычном объяснении, уроки стали более интересными и яркими. 78 % учашихся 5 - 8 классов, в которых я работаю, при анкетировании отметили, что у них повысился интерес к предмету, 54% - выразили готовность работать над сбором информации для составления презентаций. Хотелось бы отметить, что слабоуспевающие ученики стали тщательнее готовить домашнее задание, более активно выступать с сообщениями.

Современный образовательный процесс требует постоянного совершенствования профессиональных качеств учителя. Работу над применением ИКТ я планирую продолжить по следующим направлениям:

- Организовать проектную деятельность учащихся старших классов на уроках общей биологии, подбор и систематизацию материала по вопросу проблемы  экологии Алтайского края, оформление по данной тематике презентаций.

         - Создание проектов «Флора и фауна окрестностей Аламбая», «Я за здоровье»  в рамках внеклассной работы с учащимися 7 – 8 классов.

         - Создание папок для каждого класса, в которых будет помещаться дополнительная информация по темам и др.

Данная работа может представлять интерес для преподавателей биологии и экологии. Она содержит материал, позволяющий представить как теоретические основы использования ИКТ в деятельности работающего учителя, так и сформировать представление о практике организации учебного процесса на основе компьютера и Интернета.

  Я уверена, за информационно – коммуникативными технологиями большое будущее, следовательно, современный учитель должен уже сегодня активно овладевать ими и внедрять в свою педагогическую деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баженова Л. М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников //Начальная школа//.-2002 № 5 с.50 – 54
  2. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – Мн.: Университетское. – 2000. – 95 с.
  3. Ковалева А. Г.  Использование ИКТ при обучении в начальной школе. - М.: Просвещение. -  2006. - 150 с.
  4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, - М.: Просвещение. - 2005. – 215 с.
  5. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. – М.:НИИ «Школьных технологий». - 2005. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии

Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....

Презентация "Повышение эффективности уроков биологии через использование развивающих методических приемов"

В презентации "Повышение эффективности уроков биологии через использование развивающих методических приемов" дана краткая характеристика приемов и методов, направленных на повышение эффективности урок...

Повышение эффективности учебного процесса на уроках биологии через использование информационно-коммуникативных технологий

в работе рассматриваются теоретические вопросы использования ИКТ на уроках биологии и обобщается опыт собственной работы в среднем звене...

Проблемное обучение как способ повышения эффективности учебного процесса на уроках русского языка

Данная статья является обобщением применения технологии проблемного обучения на уроках русского языка, содержит конкретные примеры проблемных заданий, вопросов....

Применение ИКТ, метода проектирования , проблемного обучения и игровых технологий для повышения эффективности учебного процесса на уроках истории и обществознания.

Мой педагогический опыт"Применение ИКТ, метода проектирования ,  проблемного обучения и игровых технологий для повышения эффективности учебного процесса на уроках истории и обществознания&qu...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий  в образовательном процессе, которые позволяют организовывать активное обучение как непосредств...