Конкурсное задание. Методический семинар "Педагогическая технология «Дебаты» как эффективное средство воспитания обучающихся в рамках предмета «Иностранный язык».
учебно-методический материал по теме
Аудитория: педагоги образовательных организаций ООО и СОО.
Цель: создание условий для углубления знаний педагогов об использовании педагогической технологии «Дебаты» в предметной области «Иностранный язык».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Методический семинар
Тема: Педагогическая технология «Дебаты» как эффективное средство воспитания обучающихся в рамках предмета «Иностранный язык».
Аудитория: педагоги образовательных организаций ООО и СОО.
Цель: создание условий для углубления знаний педагогов об использовании педагогической технологии «Дебаты» в предметной области «Иностранный язык».
Задачи:
- Познакомить с основными этапами технологии «Дебаты»;
- Познакомить с критериями оценивания поединка;
- Показать на практике применение технологии;
- Провести подробный анализ результатов игры.
План проведения семинара:
- Вводная часть (теория). Знакомство с технологией «Дебаты».
- Применение технологии «Дебаты» в урочной и внеурочной деятельности предметной области «Иностранный язык» с участием обучающихся 10 класса.
- Практическая часть. Демонстрация применения технологии «Дебаты». Тема резолюции: «Знание иностранного языка является необходимым условием получения хорошей работы». Анализ игры.
- Рефлексия. (Анкета обратной связи).
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). Отметим некоторые характеристики из документа:
«креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир,
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни».
МБОУ «СОШ № 14» с 2012-2013 учебного года работает в рамках муниципального проекта как «базовое учреждение по направлению «Организация правового воспитания школьников на основе технологии «Дебаты». Инновационной идеей проекта является внедрение практико-ориентированных образовательных технологий на основе системно-деятельностного подхода с целью создания условий для формирования и развития правовой компетентности участников образовательного процесса. Инновационная образовательная технология "Дебаты" позволяет в форме интеллектуальной командной ролевой игры формировать собственную гражданскую позицию, развить навыки критического осмысления окружающей действительности и на его основе преобразовывать эту действительность.
Поставленные задачи решались через реализацию обучающего курса по технологии «Дебаты» через систему школьных и муниципальных семинаров для обучающихся 6/8-11 классов и учителей школ города. Проведение I муниципального турнира по «Дебатам» состоялось 6 апреля 2013 г.
Важно отметить, что среди современных педагогических технологий основной школы в условиях реализации ФГОС педагогическая технология «Дебаты» является одной из ведущих, так как она характеризуется индивидуализацией деятельности, возможностью самостоятельного поиска и практического применения знаний, имеет высокий мотивационный потенциал, а также развивает все виды УУД.
Дебаты – это дискуссионная ролевая игра, учебная технология, позволяющая обучить школьников умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс обсуждения спорных вопросов.
Дебаты как вид молодежной деятельности возникли в США в 1930-е годы. В России Международная программа «Дебаты» начала распространяться с 1993 года.
Дебаты бывают разных видов, но самые известные из них: Дебаты Карла Поппера, Дебаты Линкольна-Дугласа, Парламентские дебаты, Импровизационная речь, авторское исполнение и т.д.
Отличительные черты дебатов:
- жёсткий временной лимит выступления каждого участника,
- чёткие ролевые предписания,
- разнообразие и объективность критериев оценки.
Участники дебатов:
1. Команды – спикеры. Команда, защищающая тему, называется утверждающей (У) Команда, опровергающая тему, называется отрицающей (О).
2. Судьи.
3. Таймкипер.
4. Тренеры (тьютеры)
Суть дебатов в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Важно понимать, что это ролевая интеллектуальная игра, в которой важно проявлять уважение и честность.
В основе «Дебатов» лежит Кейс. Сюжет доказательств выстраивается по следующему алгоритму:
- приветствие слушателей;
- представление команды и самого себя;
- выдвижение критерия;
- аргументация;
- заключение;
- благодарность за внимание.
В ходе игры можно задавать перекрестные вопросы. Цель задающих вопросы - принизить значение аргументов другой стороны, используя даже те аргументы, которые уже прозвучали в речи спикера противника. Задача спикера – ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя «на личности».
Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения.
Клише: верно ли...; действительно ли…; правильно ли мы поняли, что...; позвольте уточнить... и т.п.
Цель заключения - это пояснить поставленную цель речи, то есть соотнести сказанное с критерием, поднять на высшую ступень интерес слушателей, подчеркнуть смысл речи и сделать все возможное, чтобы создать у судей и зрителей надлежащее настроение.
Заключение - это последнее, что услышит от вас судья, поэтому здесь важны краткость и яркость.
Критерии оценки выступления команды:
Аргументы
Отношение к теме
Разнообразие, глубина
Доказательность
Полнота ответов на вопросы
Фактические ошибки
Логика построения речи
Соблюдение регламента
Культура речи
Корректность
Выступающим важно использовать Клише, например:
- «Данный аргумент может быть рассмотрен в нескольких аспектах. Прежде всего, мы обратимся к…»
- «Итак, на основании приведенных аргументов мы утверждаем, что...»
- «Мы надеемся, что убедили вас в том, что...»
- «Как я Вас понял ...», «Вы говорите ...», «По Вашему мнению ...», - «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь ...»,
- «То, что Вы в данный момент сказали, может означать ...».
- «Вот по какой причине вам следует принять наше утверждение...»
Дебаты в образовательном процессе выступают как часть учебного плана (элективный курс), форма организации учебной деятельности (клуб «Дебаты»), как педагогическая технология (форма организации урока).
Требования ФГОС «Иностранный язык». Изучение предметных областей «Филология» и «Иностранные языки» должно обеспечить:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и родного (нерусского) языка, иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;
способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
свободное использование словарного запаса;
сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном (нерусском) языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
Таким образом, данная технология может выступать как ведущая при подготовке к написанию ЕГЭ часть С «Написание эссе», где необходимо привести аргументы за и против, а также обосновать их и сделать вывод. Например, Some people think that extreme sports help to build character. What is your opinion? Do you agree with this statement? Write 200–250 words. Use the following plan:
− make an introduction (state the problem)
− express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion
− express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion
− explain why you don’t agree with the opposing opinion.
− make a conclusion restating your position.
Таким образом, преимущества технологии «Дебаты» очевидны:
- Применение данной технологии развивает все виды УУД;
- Повышает мотивацию к изучению иностранных языков;
- Обладает высокой личностной значимостью;
- Имеет высокий воспитательный потенциал.
Список использованной литературы:
1. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 2001.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2003 г.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998г.
4. Сайт http//www.auditorium.ru/books/1616/ Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам.
Таблица оценивания поединка по технологии «Дебаты» размещена в Приложении № 1.
Анкета обратной связи размещена Приложении № 2.
Предварительный просмотр:
Таблица оценивания поединка по технологии «Дебаты»
Этапы | ПМ (5) | ЛО (6) | ЗПМ (6) | ЗЛО (6) | ПМ (5) | ЛО (4) |
Представление (0,5 б.) | 0,5 б. | 0,5 б. | 0,5 б. | 0,5 б. | ||
Интерпретация резолюции (0,5 б.) | 0,5 б. | 0,5 б. | 0,5 б. | 0,5 б. | ||
1-ый аргумент (1 б.) | 1 б. | 1 б. | ||||
Подтверждение аргумента (1 б.) | 1 б. | 1 б. | ||||
Контраргументация (1 б.) | 1 б. | 1 б. | 1 б. | 1 б. | ||
Подтверждение контраргумента (1 б.) | 1 б. | 1 б. | 1 б. | 1 б. | ||
*Ответы на перекрестный вопрос (1 б.) | 1 б. | 1 б. | ||||
2-ой аргумент (1 б.) | 1 б. | 1 б. | ||||
Подтверждение аргумента (1 б.) | 1 б. | 1 б. | ||||
Подведение итогов (0,5 б.) | 0,5 б. | 0,5 б. | ||||
Итого: | 4 б. | 6 б. | 5 б. | 5 б. | 2,5 б. | 0,5 б. |
ПМ – Премьер-министр, ЗМП – Заместитель Премьер-министра, ЛО – Лидер оппозиции, ЗЛО - Заместитель лидера оппозиции
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги, оцените данное мероприятие по 5-балльной шкале!
- Уровень организации мероприятия_______________.
- Доступность и актуальность представленного материала______________________.
Планируете ли Вы использовать технологию «Дебаты» в своей педагогической деятельности?- Да/ Нет/ Не знаю/ Возможно ___________________.
Ваши пожелания организаторам мероприятия:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект как эффективное средство активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка
Использование метода проекта на уроках иностранного языка в средней школе...
Повышение эффективности учебного процесса посредством использования видеоматериалов в рамках предмета «Иностранный язык»
В статье рассматривается варианты использования видеоматериалов для повышения эффективности учебного процесса и создания благоприятных условий для формирования коммуникативной (языковой и социокультур...
Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка
методическая разработка по игровым технологиям...
Проектная деятельность как эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка в условиях цифровизации
Проектная деятельность как эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка в условиях цифровизации...
Технологическая цепь конструирования образовательного маршрута, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся (в рамках предмета русский язык и литература).
Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся.Самостоятельная работа № 2....
Фонд оценочных средств к рабочей программе учебного предмета "Иностранный язык" для 8 класса
В документе представлены спецификации всех контрольных работ для 8 класса к учебнику Starlight 8....
- Мне нравится (1)