Программа дополнительного занятия по выбору учащихся "Решение олимпиадных заданий"
методическая разработка по английскому языку (9 класс) на тему

Антонова Галина Васильевна

Программа дополнительного занятия по выбору учащихся "Решение олимпиадных заданий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetskurs_9_klass_reshenie_olimpiadnyh_zadaniy.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное    бюджетное                                         «Утверждаю»

общеобразовательное учреждение                 Приказ от _________г.№__

         «Гимназия г. Навашино»                       Директор _________/О.В. Малина

                                          Принято на заседании

                                                                 Педагогического совета

                                                                           Протокол от _________г.№__

Программа дополнительного занятия по выбору учащихся

«Решение олимпиадных заданий по английскому языку»

1 час в неделю, 40 часов

Направление: общеинтеллектуальное

Класс 9

                                                                            Составила: Антонова Г.В.

                                                                                  Учитель английского языка

2016-2017 уч.год

Пояснительная записка.

Предлагаемый курс «Решение олимпиадных заданий по английскому языку» предназначен для обучающихся 9  класса   Гимназии, проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Этапы Всероссийской олимпиады школьников позволяют провести отбор тех учащихся, у которых творческий потенциал сочетается с языковыми способностями, а знания необходимых языковых правил, явлений и реалий – с умением применить их на практике, поэтому возникает противоречие между потребностями учащихся и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте.

Данная программа рассматривается как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;

условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

В процессе обучения по данному курсу учащиеся познакомятся с форматом олимпиады и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по иностранным языкам.

Отличительной особенностью предлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного участия в олимпиаде. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате олимпиады.

Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении английского языка, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Курс расширяет и углубляет знания по английскому языку, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.

Цель программы – развитие индивидуальности школьников, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку.

Программа имеет следующие развивающие и воспитательные цели:

развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в обществе;

воспитание способности к личному самоопределению;

развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;

развитие умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия;

развитие компенсаторной компетенции;

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать коммуникативные знания для письменного и устного общения на английском языке;
  • изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в основные части олимпиады;
  • ознакомить с форматом олимпиады;
  • развивать гибкость, способность ориентироваться в типах олимпиадных заданий;
  • сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения олимпиадных заданий, а именно: в области говорения – обучать высказыванию по предложенной теме, аргументированно выражать своё мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, поддерживать разговор на общие темы, корректно ставить вопросы; в области письма – учить писать связные тексты сложной структуры на различные темы, излагать и обосновывать своё мнение по широкому кругу общекультурных и общественно значимых вопросов; в области аудирования – формировать умение слушать текст с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием; в области чтения – формировать умение читать тексты с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием;

      для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться                        языковой и контекстуальной догадкой;

  •       научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности;

Структура и основное содержание

Данная программа рассчитана на 1 час в неделю. Целевая аудитория: школьники 9  классов. Тематическое планирование составлено на 40 учебных часов.

Занятие 1. Ознакомление с форматом олимпиады.

Четыре основных вида речевой деятельности. Конкурс понимания устного текста. Конкурс понимания письменного текста. Конкурс устной речи. Конкурс письменной речи. Лексико-грамматический тест. Типы заданий. Продолжительность выполнения заданий.

Занятие 2. Стратегии подготовки к разделу «Listening»

Как работать с инструкцией? Как работать с заданием? Как работать с текстом?

Занятие 3. Работа с тестовыми заданиями по аудированию на понимание основного содержания

Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок.

Занятие 4. Работа с тестовыми заданиями по аудированию на извлечение запрашиваемой информации

Выполнение тестовых заданий  с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок.

Занятие 5. Работа с тестовыми заданиями по аудированию на полное понимание прослушанного

Выполнение тестовых заданий  с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок.

Занятие 6. Выполнение теста по аудированию

Тестирование навыков аудирования в формате олимпиады.

Занятие7. Стратегии подготовки к разделу «Reading»

Как работать с инструкцией? Как работать с заданием? Как работать с текстом?

Занятие 8. Работа с тестовыми заданиями по чтению на понимание основного содержания

Выполнение тестовых заданий  с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок.

Занятие 9. Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей

Выполнение тестовых заданий  с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок.

Занятие 10. Работа с тестовыми заданиями по чтению на полное понимание прочитанного

Выполнение тестовых заданий  с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок.

Занятие 11. Выполнение теста по чтению

Тестирование навыков чтения в формате олимпиады.

Занятие 12. Стратегии подготовки к разделу «Use of English»

 Структура раздела, анализ заданий,

Занятия 13-14. Личные и неличные формы глагола, видовременные формы глагола

Повторение форм глагола, употребление времен, употребление различных форм глагола, заполнение пропусков глаголами в соответствии с контекстом

Занятие 15. Страдательный залог

Повторение форм глагола в страдательном залоге, выполнение упражнений на употребление страдательного залога

Занятие 16. Степени сравнения прилагательных и наречий

Повторение правил образования степеней сравнения прилагательных и наречий, выполнение практических упражнений

Занятие 17. Множественное число существительных

Повторение правил образования множественного числа у английских существительных, исключения из правил, выполнение практических упражнений

Занятие 18 Порядковые числительные

Повторение правил образования и употребления порядковых числительных, выполнение практических упражнений

Занятия 19,20 Работа с тестовыми заданиями по грамматике

Выполнение заданий на правильное употребление грамматических форм в формате олимпиады с последующим анализом

Занятие 21. Работа с тестовыми заданиями по словообразованию

Определение частей речи и образование новых слов, добавление суффиксов, добавление приставок, выполнение практических упражнений

Занятие 22,23 Устойчивые словосочетания, фразовые глаголы, идиоматические выражения

Выполнение упражнений на употребление устойчивых словосочетаний, фразовых глаголов и идиом

Занятие 24 Способы управления в предложении (предлоги), способы сочинения и подчинения (союзы)

Выполнение практических упражнений

Занятие 25. Работа с тестовыми заданиями по лексической сочетаемости единиц

Продумывание возможного варианта ответа, выбор правильного ответа, определение неверных ответов, выполнение заданий в формате олимпиады

Занятие 26. Выполнение лексико-грамматического теста

Тестирование лексико-грамматических навыков в формате олимпиады

Занятие 27. Стратегии подготовки к разделу «Writing», письмо личного характера

Образцы писем и рекомендуемый языковой репертуар, характерные черты личного письма, фразы и выражения, рекомендуемые при написании различных писем личного характера

Занятие 28. Мини-практикум по написанию письма личного характера

Написание письма личного характера

Занятия 29,30. Написание сочинения-выражения собственного мнения

Образец эссе и рекомендуемый языковой репертуар, характерные черты эссе, планирование сочинения, выражение собственного мнения

Занятия 31,32. Мини-практикум по выполнению заданий письменной части

Написание сочинения-выражения собственного мнения

Занятие 33. Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише

Практические указания и упражнения на преодоление типичных трудностей, стратегии, направленные на формирование компенсаторных умений в устном речевом общении

Занятие 34. Диалог с целью обмена информацией

Различные типы диалогов прагматической направленности, стратегии запроса и передачи информации

Занятие 35. Тематика монологического высказывания

Презентация темы с обсуждением

Занятия 36-37. Мини-практикум по выполнению заданий устной части

Выполнение  олимпиадных заданий

Занятия 38-40. Пробный тест в формате олимпиады

 

В основе программы лежат следующие методические принципы:

  • интеграция основных речевых умений и навыков;
  • последовательное развитие основных речевых умений и навыков;
  • применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения олимпиадных заданий;
  • коммуникативная направленность заданий;

материалы программы соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.

Организация учебного процесса предусматривает проведение теоретических и практических занятий.

Формы работы: парная, групповая, оценка и взаимооценка, анализ работ и др.

Типы заданий: множественный выбор, установление соответствий, установка порядка следования событий в тексте, анализ текста, подстановка, перефразирование, составление плана, подбор синонимов, трансформация, ответы на вопросы, исправление ошибок.

В ходе работы по данной программе осуществляется контроль:

Текущий – позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения тренировочных заданий)

Промежуточный - после каждого блока

Итоговый – дающий возможность оценить степень усвоения пройденного материала

Основная задача контроля — объективное определение уровня владения обучаемыми иноязычным материалом на каждом этапе становления их навыков и умений, при этом объектом контроля в устной речи является как языковая форма сообщения, так и его содержание.

Контроль проводится в форме выполнения заданий олимпиад.

Требования к уровню подготовки по окончании курса.

К концу изучения курса обучающиеся должны:

  • Владеть подробной информацией о форме и процедуре проведения Всероссийской олимпиады школьников
  • В разделе «Аудирование»:

-понимать основное содержание

-извлекать необходимую информацию

-детально понимать услышанное

  • В разделе «Чтение»:

                 - понимать основное содержание

                 - извлекать необходимую информацию

                - детально понимать прочитанное

  • В разделе «Использование языка»:

               - уметь использовать лексический и грамматический материал в текстах с          коммуникативной направленностью

               - знать словообразование

              - знать лексическую сочетаемость фразовых глаголов, идоиматические выражения

  • В разделе «Письмо»:

               - уметь выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в работе;

                               - уметь планировать письменное высказывание и строить его в соответствии с планом;

               - соблюдать параграфирование;

               - уметь выполнять разные виды заданий по письму, иметь четкие представления об особенностях каждого вида письменного высказывания;

               - уметь написать работу в соответствии с объемом, указанным в тестовом задании.

  • В разделе «Говорение»:

                - уметь высказаться по теме в виде монолога;

               - логично построить свое высказывание;

               - осветить все предложенные вопросы;

               - продемонстрировать владение грамматическими структурами и хорошим словарным запасом в соответствии с поставленной задачей;

               -в диалоге с целью обмена оценочной информацией:

                начать, поддержать и закончить беседу;

               - предлагать варианты к обсуждению;

               - высказывать свою аргументированную точку зрения и отношение к обсуждаемому вопросу;

                - принимать совместное решение


Календарно-тематическое планирование курса.

№ занятия

Тема

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

всего

теория

практика

1

Ознакомление с форматом олимпиады

1

1

-

 

 

 

2

Стратегии подготовки к разделу «Listening»

1

1

-

3

Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания

1

-

1

4

Работа с тестовыми заданиями на извлечение запрашиваемой информации

1

-

1

5

Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прослушанного

1

-

1

6

Выполнение теста по аудированию

1

-

1

7

Стратегии подготовки к разделу «Reading»

1

1

-

8

Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания

1

-

1

9

Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей

1

-

1

10

Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного

1

-

1

11

Выполнение теста по чтению

1

-

1

12

Стратегии подготовки к разделу «Use of English»

1

1

-

13,

14

Личные и неличные формы глагола, видовременные формы глагола

2

0,5

1,5

15

Страдательный залог

1

0,5

0,5

16

Степени сравнения прилагательных и наречий

1

0,5

0,5

17

Множественное число существительных

1

0,5

0,5

18

Порядковые числительные

1

0,5

0,5

19,

20

Работа с тестовыми заданиями по грамматике

2

-

2

21

Работа с тестовыми заданиями по словообразованию

1

0,5

0,5

22,

23

Устойчивые словосочетания, фразовые глаголы, идиоматические выражения

2

0,5

1,5

24

Способы управления в предложении (предлоги), способы сочинения и подчинения (союзы)

1

0,5

0.5

25

Работа с тестовыми заданиями по лексической сочетаемости единиц

1

-

1

26

Выполнение лексико-грамматического теста

1

-

1

27

Стратегии подготовки к разделу «Writing», письмо личного характера

1

1

-

28

Мини-практикум по написанию письма личного характера

1

-

1

29,

30

Написание сочинения-выражения собственного мнения

2

0,5

1,5

31,

32

Мини-практикум по выполнению заданий письменной части

2

-

2

33

Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише

1

1

-

34

Диалог с целью обмена информацией

1

0,5

0,5

35

Тематика монологического высказывания

1

0,5

0,5

36

Мини-практикум по выполнению заданий устной части

1

-

1

37

Мини-практикум по выполнению заданий устной части

1

-

1

38

Пробный тест в формате олимпиады

1

-

1

39

Пробный тест в формате олимпиады

1

-

1

40

Пробный тест в формате олимпиады

1

-

1

Итого

40

11

29

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительных занятий "Химико-экологический кружок"

Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения ...

Рабочая программа дополнительных занятий со слабоуспевающими детьми

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем курса, требование к уровню подготовки, календарно-тематическое планирование, литературу....

Программа дополнительных занятий по волейболу для способных обучающихся.

В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры «Комплексной программе физического воспитания» (В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2005; Я.Т.Гаврих, 2009), предметом...

Рабочая программа дополнительных занятий "На пути к ГИА"

Рабочая программа дополнительных занятий "На пути к ГИА"...

Программа дополнительного занятия по выбору учащихся "Занимательная грамматика"

Программа дополнительного занятия по выбору учащихся "Занимательная грамматика"...

ПРОГРАММА учебного курса по выбору «Решение олимпиадных задач» для 8 класса

Аннотация к программе курса по выбору математика 7-8 «Решение олимпиадных задач» Данная программа курса по выбору разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стан...

Групповое дополнительное занятие по подготовке к ЕГЭ: Задание 14: Решаем методом координат

Групповое дополнительное занятие по подготовке к ЕГЭ11 класс (группа сильных учащихся)Тема: Задание 14: Решаем методом координат...