Программа дополнительных занятий "Химико-экологический кружок"
рабочая программа (8 класс) на тему
Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете земля.
Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности.
Экологическое образование состоит из трех частей:
- знание экологических законов, правил, теорий научных фактов; осознание единства в системе «природа – человек»;
- эмоционально – эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношение к ней человека;
- деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.
Данные аспекты можно частично реализовать на занятиях кружка.
Знания полученными учащимися на уроках химии и биологии, можно закрепить и пополнить на занятиях кружка, сочетая теорию с практическими работами.
Цель кружка:
Привитие учащимся любви и бережного отношения к природе, углубление их знаний по химии, биологии и экологи, умение применять на практике полученные знания.
Задачи курса:
1. Ознакомление учащихся с различными экологическими законами, правилами, теориями, научными фактами; осознание ими единства в системе «природа – человек»;
2. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.
3. Развитие умений применять знания в конкретных ситуациях.
4. Расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к обучению, социализация учащихся через самостоятельную деятельность.
Курс рассчитан на 2 года, 272 часа (по 4 часа в неделю), для учащихся 8 – 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.74 КБ |
![]() | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
.
«Согласовано» «Утверждаю»
на заседании НМС Директор МООУ «школа-интернат»
Протокол №1 от 15.09.2012 г. Тарко-Сале
Грабельников П. Ю._________
Приказ №104 от 16.09.2012
Программа
«Химико-экологический кружок»
Возраст детей: 13-17 лет
Срок реализации: 2 года
Учитель: Гильметдинова Э. М.,
учитель химии и биологии,
I квалификационная категория
г. Тарко-Сале 2012-2013 уч.год
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете земля.
Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности.
Экологическое образование состоит из трех частей:
- знание экологических законов, правил, теорий научных фактов; осознание единства в системе «природа – человек»;
- эмоционально – эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношение к ней человека;
- деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.
Данные аспекты можно частично реализовать на занятиях кружка.
Знания полученными учащимися на уроках химии и биологии, можно закрепить и пополнить на занятиях кружка, сочетая теорию с практическими работами.
Цель кружка:
Привитие учащимся любви и бережного отношения к природе, углубление их знаний по химии, биологии и экологи, умение применять на практике полученные знания.
Задачи курса:
- Ознакомление учащихся с различными экологическими законами, правилами, теориями, научными фактами; осознание ими единства в системе «природа – человек»;
- Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.
- Развитие умений применять знания в конкретных ситуациях.
- Расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к обучению, социализация учащихся через самостоятельную деятельность.
Курс рассчитан на 2 года, 272 часа (по 4 часа в неделю), для учащихся 8 – 11 классов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- экологические законы, правила, теории научные факты;
- осознать единство в системе «природа – человек»;
- основы мониторинга окружающей среды;
Учащиеся должны уметь:
- использовать различные методы мониторинга в практических работах;
- применять полученные навыки при выполнении проектных и исследовательских работ;
- представлять свои работы с помощью презентаций на занятиях кружка, научных конференциях, олимпиадах.
Методы и формы обучения
– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, тренинги, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;
– интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);
– самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальные, групповые, коллективные.
Формы учебных занятий:
интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, практикумы, самостоятельная работа учащихся, олимпиады.
Прогнозируемые результаты:
- качественное повышение уровня знаний,
- активизация познавательной, поисково-исследовательской деятельности,
- привлечение учащихся к самостоятельному овладению научными знаниями, развитие логического, творческого мышления, знакомство с новейшими достижениями в области естественных наук.
- увеличение количества работ проектной и исследовательской направленности, участие в научных конференциях.
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие членов кружка в олимпиадах по химии, экологии;
- участие членов кружка в областных конкурсах по экологии.
- выступление на научно – исследовательской конференции «Шаг в будущее».
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы кружка
« Химико-экологический».
( 1 год обучения – 4,5 часа в неделю всего 136 часов)
Руководитель кружка: учитель химии МКООУ СШИ г.Тарко-Сале Гильметдинова Э.М.
№ п/п | Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретические (ч) | Практические (ч) | |||
1. | Введение. | 2 | 2 | |
2. | Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы, биосфера и ее основные элементы. | 14 | 2 | 12 |
3. | Человек и биосфера. | 2 | 2 | |
4. | Уровни экологических проблем: локальный, региональный, глобальный. | 2 | 2 | |
5. | Взаимосвязь экологии и химии. | 4 | 2 | 2 |
6. | Связь понятий «химический элемент», «вещество», «химическая реакция» с экологическими понятиями. | 4 | 2 | 2 |
7. | Природные и антропогенные источники веществ – загрязнителей окружающей среды. | 6 | 2 | 4 |
8. | Характер воздействия вредных веществ на человека: общетоксическое, раздражающее, аллергическое, с отдаленными последствиями (канцерогенное, мутагенное). | 2 | 2 | |
9. | Нормирование загрязнений окружающей среды, понятии и критерии нормирования: ЛД, ЛК, ПДВ,ВДК. | 2 | 2 | |
10. | Решение заданий на расчет ПДК. | 2 | 2 | |
11. | Основные источники загрязнения атмосферы и современные способы очистки выбросов (абсорбция, адсорбция, конденсация, катализ). | 12 | 2 | 10 |
12. | Источники загрязнения гидросферы и современные способы очистки сточных вод (физические, химические, биологические). | 16 | 2 | 14 |
13. | Источники загрязнения литосферы, проблема городских и промышленных свалок и пути ее решения. | 22 | 2 | 20 |
14. | Химические элементы и их соединения в биосфере. | 2 | 2 | |
15. | Биохимические циклы элементов. | 2 | 2 | |
16. | Биологическая роль и круговороты важнейших неметаллических элементов в биосфере – кислорода, серы, азота, фосфора, углерода. | 2 | 2 | |
17. | Биометаллы – магний, кальций, железо, калий, натрий – их роль в жизнедеятельности организмов. | 2 | 2 | |
18. | Антропогенные источники тяжелых металлов. | 2 | 2 | |
19. | Органические вещества в жизни растений, их хемокоммуникационная роль | 2 | 2 | |
20. | Органические вещества в жизни животных, их хемокоммуникационная роль | 2 | 2 | |
21. | Органические вещества в жизни человека, их хемокоммуникационная роль | 2 | 2 | |
22. | Взаимодействие растений и животных посредством органических веществ (красители, пахучие вещества, ферромоны). | 4 | 2 | 2 |
23. | Токсичность и пути воздействия некоторых органических веществ (спирты, фенолы, альдегиды, альдегиды, полициклические углеводороды) на организм человека. | 4 | 2 | 2 |
24. | Нефть, уголь и охрана окружающей среды. | 2 | 2 | |
25. | Решение задач, упражнений с экологическим содержанием. | 2 | 2 | |
26. | Экологические проблемы современности. | 2 | 2 | |
27. | Диоксины. | 2 | 2 | |
28. | Химическое оружие. | 2 | 2 | |
29. | Проблема радиоактивности окружающей среды. | 4 | 2 | 2 |
30. | Пестициды. | 2 | 2 | |
31. | Нитраты. | 2 | 2 | |
32. | Проблема озонового экрана. | 2 | 2 | |
33. | Кислотные дожди. | 4 | 2 | 2 |
35. | Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка. | 2 | ||
Итого: | 136 | 62 | 74 |
Темы практических работ: | Количество часов | |
1 | Определение уровня радиации при помощи дозиметра. | 2 |
2 | Решение задач на связь понятий «химический элемент», «вещество», «химическая реакция» с экологическими понятиями. | 4 |
3 | Методы мониторинга воздушной среды. а) биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны. б) определение чистоты воздуха по лишайникам. в) Снег – индикатор чистоты воздуха. г) определение запыленности воздуха. д) оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки. | 10 ч. |
4 | Методы мониторинга почв: а) растения – индикаторы плодородия почв; б) растения – индикаторы водного режима почв; в) растения – индикаторы кислотности почв. г) использование листьев липы в качестве биоиндикатора солевого загрязнения почвы. д) отбор и подготовка образцов к физико – химическому анализу; е) определение физических свойств почвы, глины; ж) кислотность почвы и методы ее определения; з) качественное определение химических элементов в почве и глине; и) количественное определение химических элементов в почве и глине; | 20 ч. |
5 | Методы мониторинга водных объектов: а)Отбор и обработка проб для анализа; б) Органолептические показатели воды; в) химические показатели воды; г) жесткость воды; д) качественное обнаружение ионов металлов в воде; е) качественное обнаружение органических веществ в воде. ж) исследование водопроводной воды. | 16 |
Экскурсии. | 20 | |
1 | Экосистема – парк. | 2 |
2 | Экосистема – пруд. | 2 |
3 | Экосистема – река. | 2 |
4 | Экосистема – пришкольный участок. | 2 |
5 | Экосистема – лес. | 2 |
6 | Экосистема – поле. | 2 |
7 | Экскурсия на очистные сооружения. | 2 |
8 | Экскурсия на городскую свалку. | 4 |
9 | Экскурсия в комитет по охране природы. | 2 |
Итого: | 74 часа |
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы кружка
« Химико-экологический».
( 2 год обучения - 4 часа в неделю всего 136 часов)
Руководитель кружка: учитель химии МКООУ СШИ г.Тарко-Сале Гильметдинова Э.М.
№ п/п | Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретические (ч) | Практические (ч) | |||
1. | Введение. | 2 | 2 | |
2. | Научно – исследовательская и проектная деятельность на занятиях кружка. | 6 | 2 | 4 |
3 | Требования к оформлению проектных и научно – исследовательских работ. | 8 | 4 | 4 |
4 | Выбор темы исследовательской работы. | 4 | 2 | 2 |
5. | Сбор и анализ информации. | 10 | 2 | 8 |
6. | Составление плана работы над проектом. | 4 | 2 | 2 |
7. | Выполнение практических работ - сбор материала, его исследование. | 50 | 6 | 44 |
8. | Оформление исследовательских работ. | 20 | 2 | 18 |
9. | Создание мультимедийных презентаций. | 10 | 2 | 8 |
10. | Выступление с выполненными работами перед кружковцами, другими кружками, олимпиаде по экологии, на конкурсах и научных конференциях. | 18 | 18 | |
11. | Подведение итогов работы кружка | 4 | ||
Итого : | 136 часов |
Темы исследовательских работ:
- Лечебные свойства глины и минеральной воды.
- Сосна — индикатор экологического неблагополучия детской площадки.
- О чем расскажет язык.
- Мониторинг антропогенного воздействия на детскую площадку.
- Зубная паста глазами химика.
- Органические вещества в кухонном шкафу.
План воспитательной работы кружка
«Химико-экологический»
Руководитель: МКООУ СШИ г.Тарко-Сале Гильметдинова Э.М.
Цель воспитательной работы: создание условий для формирования и развития интеллектуальной, социально активной, гуманной личности, воспитание в каждом ребенке творческого отношения к труду, сознательного отношения к своему здоровью.
Задачи воспитательной работы:
- повышение общей культуры кружковцев,
- развитие их социального творчества и профессиональных интересов, ответственности за судьбу города, своей страны, планеты.
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
Областные мероприятия | ||
1. | Конкурс «Юных исследователей окружающей среды» | Декабрь |
3. | Научно – практическая конференция «Шаг в будущее» | Январь - февраль |
4. | Региональный этап Всероссийской олимпиады научно-исследовательских и творческих проектов молодѐжи по проблемам защиты окружающей среды «Человек – Земля – Космос» | Январь - февраль |
2. | Конкурс «Живая душа природы» | Март |
Станционные мероприятия | ||
1. | «Праздник урожая» | Сентябрь |
2. | «Новогодний карнавал» | Декабрь |
3 | День птиц | Март |
4 | Конференция по итогам года | Май |
Работа в объединении | ||
1. | Конкурс проектов. | Май |
2. | Экскурсия на очистные сооружения. | Сентябрь |
3. | Экскурсия в аптеку. | Октябрь |
4. | Экскурсия в комитет по охране природы. | Ноябрь |
5. | Экскурсия в краеведческий музей. | Февраль |
6 | Химическая викторина | Март |
7 | Конкурс кроссвордов на знание понятий и терминов. | В течении года |
Работа с родителями | ||
1. | Беседы – консультации. | В течении года |
Работа с общественными организациями | ||
1. | Проведение акций и рейдов в защиту природы. | В течении года |
2 | Участие в районной конференции «Поиск, творчество, открытие» | Май |
Работа с одаренными детьми | ||
1. | Подготовка детей для вступления в клуб «Эколог» | Октябрь |
2. | Занятия с учащимися, занимающимися в многопредметной школе для детей по химии | В течение года |
3. | Подготовка к выступлению на областном конкурсе «Юных исследователей окружающей среды». | Ноябрь |
Список литературы:
- Ломаева С. Н. «Биоиндикация загрязнений окружающей среды»; Тюмень, 1998,
- Ежегодник «Лес и человек»;1973
- Миркин Б. М., Наумова Л. Г. «Экология России»; Москва, 1995, 168 с.
- Виноградов Б. В. Растительные индикаторы и их использование при изучении природных ресурсов. М: Высшая школа, 1964
- Понамарева И. Н. Экология растений с основами биогеоценологии. М: «Просвещение», 1978, 207 с.
- Александров В. Ю., Кузубова Л. И., Яблокова Е. П. Экологические проблемы автомобильного транспорта. Новосибирск, 1995, 113 с.
- Бабакова Т. А. Экологическое краеведение в школе. Петразоводск,1992
- Викторов С.В., Ремезова Г.Л. Индикационная геоботаника - М.: Изд. Московского университета, 1988-168с.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие под ред. С.В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.
- Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П.. Экология: Учебное пособие - М.: МГУИЭ, 2000-504с.
- Водоросли, лишайники и мохообразные СССР: Справочники-определители географа и путешественника. Отв. Ред. М.В. Горленко. М.: "Мысль", 1978.
- Курс низших растений - М.: Высшая школа, 1981-504с.
- Биоиндикация загрязнений наземных экосистем.-М.: Мир, 1988-350с.
- Одум Ю.Экология - М.: Мир, 1986-740с.
- Школьный экологический мониторинг. Т.Я. Яшихмина, - М.: АГАР, 2000
Предварительный просмотр:
Отчет по «Химико-экологическому кружку»
за 1 полугодие 2012-2013 уч.год.
Цель кружка:
Привитие учащимся любви и бережного отношения к природе, углубление их знаний по химии, биологии и экологи, умение применять на практике полученные знания.
Задачи курса:
Ознакомление учащихся с различными экологическими законами, правилами, теориями, научными фактами; осознание ими единства в системе «природа – человек»;
Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.
Развитие умений применять знания в конкретных ситуациях.
Расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к обучению, социализация учащихся через самостоятельную деятельность.
Курс рассчитан на 2 года, 272 часа (по 4 часа в неделю), для учащихся 8 – 11 классов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
экологические законы, правила, теории научные факты;
осознать единство в системе «природа – человек»;
основы мониторинга окружающей среды;
Учащиеся должны уметь:
использовать различные методы мониторинга в практических работах;
применять полученные навыки при выполнении проектных и исследовательских работ;
представлять свои работы с помощью презентаций на занятиях кружка, научных конференциях, олимпиадах.
Прогнозируемые результаты:
- качественное повышение уровня знаний,
- активизация познавательной, поисково-исследовательской деятельности,
- привлечение учащихся к самостоятельному овладению научными знаниями, развитие логического, творческого мышления, знакомство с новейшими достижениями в области естественных наук.
- увеличение количества работ проектной и исследовательской направленности, участие в научных конференциях.
С начала учебного года кружок «химико-экологический» проводиться по средам и четвергам с 1400 по 1600 часов. Дети посещают не каждый день, но общее количество не меняется. Список детей посещающих кружок:
Айваседо Маргарита | 9б |
Айваседо Венера | 10 |
Айваседо Олег | 8а |
Айваседо Максим | 11 |
Бахина Яна | 8а |
Вэлло Инга | 8б |
Кунина Виктория Аркадьевна | 10 |
Музыкантова Мария | 9а |
Пяк Галина | 8б |
Пяк Ольга | 8б |
Пяк Костя | 8а |
Пяк Виктор | 8а |
Цейнахова Яна | 10 |
За это время пройдено тем: Человек и биосфера; Экологические проблемы; Взаимосвязь химии и экологии; Природные и антропогенные источники загрязнителей окружающей среды; Биохимические циклы элементов; нефть и охрана окружающей среды.
Изучено понятий: среда обитания, экологические факторы, биосфера и ее элементы; адсорбция, конденсация, катализ, ферромоны.
А также с некоторыми учащимися проведено несколько занятий по решению эколого-химических расчетных задач для подготовки к олимпиадам района и школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-125109-1350484588.jpg)
Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»
Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/25/picture-145304-1361820588.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-363472-1386595455.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей. Кружок изобразительного искусства «Все краски мира».
Кружок изобразительного искусства «Все краски мира»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/14/picture-1152122-1565804487.jpg)
Программа дополнительного образования "Этимологический кружок"
Программа дополнительного образования "Этимологический кружок" предназначена для учащихся 8-9 классов и преполагает изучение раздела ономастики "Антропонимика". Цель программы - пр...
Программа дополнительного образования экономического направления (рабочая программа) кружок «Личная экономика»
Программа дополнительного образования экономического направления(рабочая программа)кружок «Личная экономика»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/19/picture-1022594-1521449238.jpg)
Программа дополнительного образования. Театральный кружок «Сказка за сказкой»
Театральный кружок имеет большое значение в решении задач развития и образования школьников с ограниченными возможностями здоровья. Занятия в нем способствует формированию навыков осознанного и вырази...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-970646-1510158757.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей Кружок «Творческий калейдоскоп»
Данная программа доступна для каждого ребёнка и не требует наличия у него хорошо развитых творческих способностей. Вместе с тем программа предлагает достаточно широкий круг видов деятельности, что во ...