Программа дополнительных занятий "Химико-экологический кружок"
рабочая программа (8 класс) на тему
Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете земля.
Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности.
Экологическое образование состоит из трех частей:
- знание экологических законов, правил, теорий научных фактов; осознание единства в системе «природа – человек»;
- эмоционально – эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношение к ней человека;
- деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.
Данные аспекты можно частично реализовать на занятиях кружка.
Знания полученными учащимися на уроках химии и биологии, можно закрепить и пополнить на занятиях кружка, сочетая теорию с практическими работами.
Цель кружка:
Привитие учащимся любви и бережного отношения к природе, углубление их знаний по химии, биологии и экологи, умение применять на практике полученные знания.
Задачи курса:
1. Ознакомление учащихся с различными экологическими законами, правилами, теориями, научными фактами; осознание ими единства в системе «природа – человек»;
2. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.
3. Развитие умений применять знания в конкретных ситуациях.
4. Расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к обучению, социализация учащихся через самостоятельную деятельность.
Курс рассчитан на 2 года, 272 часа (по 4 часа в неделю), для учащихся 8 – 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_himiko-ekologicheskiy.2012.rar | 38.74 КБ |
otchet_po_kruzhku_himiko-ekologicheskiy_2012.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
.
«Согласовано» «Утверждаю»
на заседании НМС Директор МООУ «школа-интернат»
Протокол №1 от 15.09.2012 г. Тарко-Сале
Грабельников П. Ю._________
Приказ №104 от 16.09.2012
Программа
«Химико-экологический кружок»
Возраст детей: 13-17 лет
Срок реализации: 2 года
Учитель: Гильметдинова Э. М.,
учитель химии и биологии,
I квалификационная категория
г. Тарко-Сале 2012-2013 уч.год
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете земля.
Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности.
Экологическое образование состоит из трех частей:
- знание экологических законов, правил, теорий научных фактов; осознание единства в системе «природа – человек»;
- эмоционально – эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношение к ней человека;
- деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.
Данные аспекты можно частично реализовать на занятиях кружка.
Знания полученными учащимися на уроках химии и биологии, можно закрепить и пополнить на занятиях кружка, сочетая теорию с практическими работами.
Цель кружка:
Привитие учащимся любви и бережного отношения к природе, углубление их знаний по химии, биологии и экологи, умение применять на практике полученные знания.
Задачи курса:
- Ознакомление учащихся с различными экологическими законами, правилами, теориями, научными фактами; осознание ими единства в системе «природа – человек»;
- Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.
- Развитие умений применять знания в конкретных ситуациях.
- Расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к обучению, социализация учащихся через самостоятельную деятельность.
Курс рассчитан на 2 года, 272 часа (по 4 часа в неделю), для учащихся 8 – 11 классов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- экологические законы, правила, теории научные факты;
- осознать единство в системе «природа – человек»;
- основы мониторинга окружающей среды;
Учащиеся должны уметь:
- использовать различные методы мониторинга в практических работах;
- применять полученные навыки при выполнении проектных и исследовательских работ;
- представлять свои работы с помощью презентаций на занятиях кружка, научных конференциях, олимпиадах.
Методы и формы обучения
– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, тренинги, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;
– интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);
– самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальные, групповые, коллективные.
Формы учебных занятий:
интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, практикумы, самостоятельная работа учащихся, олимпиады.
Прогнозируемые результаты:
- качественное повышение уровня знаний,
- активизация познавательной, поисково-исследовательской деятельности,
- привлечение учащихся к самостоятельному овладению научными знаниями, развитие логического, творческого мышления, знакомство с новейшими достижениями в области естественных наук.
- увеличение количества работ проектной и исследовательской направленности, участие в научных конференциях.
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие членов кружка в олимпиадах по химии, экологии;
- участие членов кружка в областных конкурсах по экологии.
- выступление на научно – исследовательской конференции «Шаг в будущее».
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы кружка
« Химико-экологический».
( 1 год обучения – 4,5 часа в неделю всего 136 часов)
Руководитель кружка: учитель химии МКООУ СШИ г.Тарко-Сале Гильметдинова Э.М.
№ п/п | Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретические (ч) | Практические (ч) | |||
1. | Введение. | 2 | 2 | |
2. | Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы, биосфера и ее основные элементы. | 14 | 2 | 12 |
3. | Человек и биосфера. | 2 | 2 | |
4. | Уровни экологических проблем: локальный, региональный, глобальный. | 2 | 2 | |
5. | Взаимосвязь экологии и химии. | 4 | 2 | 2 |
6. | Связь понятий «химический элемент», «вещество», «химическая реакция» с экологическими понятиями. | 4 | 2 | 2 |
7. | Природные и антропогенные источники веществ – загрязнителей окружающей среды. | 6 | 2 | 4 |
8. | Характер воздействия вредных веществ на человека: общетоксическое, раздражающее, аллергическое, с отдаленными последствиями (канцерогенное, мутагенное). | 2 | 2 | |
9. | Нормирование загрязнений окружающей среды, понятии и критерии нормирования: ЛД, ЛК, ПДВ,ВДК. | 2 | 2 | |
10. | Решение заданий на расчет ПДК. | 2 | 2 | |
11. | Основные источники загрязнения атмосферы и современные способы очистки выбросов (абсорбция, адсорбция, конденсация, катализ). | 12 | 2 | 10 |
12. | Источники загрязнения гидросферы и современные способы очистки сточных вод (физические, химические, биологические). | 16 | 2 | 14 |
13. | Источники загрязнения литосферы, проблема городских и промышленных свалок и пути ее решения. | 22 | 2 | 20 |
14. | Химические элементы и их соединения в биосфере. | 2 | 2 | |
15. | Биохимические циклы элементов. | 2 | 2 | |
16. | Биологическая роль и круговороты важнейших неметаллических элементов в биосфере – кислорода, серы, азота, фосфора, углерода. | 2 | 2 | |
17. | Биометаллы – магний, кальций, железо, калий, натрий – их роль в жизнедеятельности организмов. | 2 | 2 | |
18. | Антропогенные источники тяжелых металлов. | 2 | 2 | |
19. | Органические вещества в жизни растений, их хемокоммуникационная роль | 2 | 2 | |
20. | Органические вещества в жизни животных, их хемокоммуникационная роль | 2 | 2 | |
21. | Органические вещества в жизни человека, их хемокоммуникационная роль | 2 | 2 | |
22. | Взаимодействие растений и животных посредством органических веществ (красители, пахучие вещества, ферромоны). | 4 | 2 | 2 |
23. | Токсичность и пути воздействия некоторых органических веществ (спирты, фенолы, альдегиды, альдегиды, полициклические углеводороды) на организм человека. | 4 | 2 | 2 |
24. | Нефть, уголь и охрана окружающей среды. | 2 | 2 | |
25. | Решение задач, упражнений с экологическим содержанием. | 2 | 2 | |
26. | Экологические проблемы современности. | 2 | 2 | |
27. | Диоксины. | 2 | 2 | |
28. | Химическое оружие. | 2 | 2 | |
29. | Проблема радиоактивности окружающей среды. | 4 | 2 | 2 |
30. | Пестициды. | 2 | 2 | |
31. | Нитраты. | 2 | 2 | |
32. | Проблема озонового экрана. | 2 | 2 | |
33. | Кислотные дожди. | 4 | 2 | 2 |
35. | Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка. | 2 | ||
Итого: | 136 | 62 | 74 |
Темы практических работ: | Количество часов | |
1 | Определение уровня радиации при помощи дозиметра. | 2 |
2 | Решение задач на связь понятий «химический элемент», «вещество», «химическая реакция» с экологическими понятиями. | 4 |
3 | Методы мониторинга воздушной среды. а) биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны. б) определение чистоты воздуха по лишайникам. в) Снег – индикатор чистоты воздуха. г) определение запыленности воздуха. д) оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки. | 10 ч. |
4 | Методы мониторинга почв: а) растения – индикаторы плодородия почв; б) растения – индикаторы водного режима почв; в) растения – индикаторы кислотности почв. г) использование листьев липы в качестве биоиндикатора солевого загрязнения почвы. д) отбор и подготовка образцов к физико – химическому анализу; е) определение физических свойств почвы, глины; ж) кислотность почвы и методы ее определения; з) качественное определение химических элементов в почве и глине; и) количественное определение химических элементов в почве и глине; | 20 ч. |
5 | Методы мониторинга водных объектов: а)Отбор и обработка проб для анализа; б) Органолептические показатели воды; в) химические показатели воды; г) жесткость воды; д) качественное обнаружение ионов металлов в воде; е) качественное обнаружение органических веществ в воде. ж) исследование водопроводной воды. | 16 |
Экскурсии. | 20 | |
1 | Экосистема – парк. | 2 |
2 | Экосистема – пруд. | 2 |
3 | Экосистема – река. | 2 |
4 | Экосистема – пришкольный участок. | 2 |
5 | Экосистема – лес. | 2 |
6 | Экосистема – поле. | 2 |
7 | Экскурсия на очистные сооружения. | 2 |
8 | Экскурсия на городскую свалку. | 4 |
9 | Экскурсия в комитет по охране природы. | 2 |
Итого: | 74 часа |
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы кружка
« Химико-экологический».
( 2 год обучения - 4 часа в неделю всего 136 часов)
Руководитель кружка: учитель химии МКООУ СШИ г.Тарко-Сале Гильметдинова Э.М.
№ п/п | Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретические (ч) | Практические (ч) | |||
1. | Введение. | 2 | 2 | |
2. | Научно – исследовательская и проектная деятельность на занятиях кружка. | 6 | 2 | 4 |
3 | Требования к оформлению проектных и научно – исследовательских работ. | 8 | 4 | 4 |
4 | Выбор темы исследовательской работы. | 4 | 2 | 2 |
5. | Сбор и анализ информации. | 10 | 2 | 8 |
6. | Составление плана работы над проектом. | 4 | 2 | 2 |
7. | Выполнение практических работ - сбор материала, его исследование. | 50 | 6 | 44 |
8. | Оформление исследовательских работ. | 20 | 2 | 18 |
9. | Создание мультимедийных презентаций. | 10 | 2 | 8 |
10. | Выступление с выполненными работами перед кружковцами, другими кружками, олимпиаде по экологии, на конкурсах и научных конференциях. | 18 | 18 | |
11. | Подведение итогов работы кружка | 4 | ||
Итого : | 136 часов |
Темы исследовательских работ:
- Лечебные свойства глины и минеральной воды.
- Сосна — индикатор экологического неблагополучия детской площадки.
- О чем расскажет язык.
- Мониторинг антропогенного воздействия на детскую площадку.
- Зубная паста глазами химика.
- Органические вещества в кухонном шкафу.
План воспитательной работы кружка
«Химико-экологический»
Руководитель: МКООУ СШИ г.Тарко-Сале Гильметдинова Э.М.
Цель воспитательной работы: создание условий для формирования и развития интеллектуальной, социально активной, гуманной личности, воспитание в каждом ребенке творческого отношения к труду, сознательного отношения к своему здоровью.
Задачи воспитательной работы:
- повышение общей культуры кружковцев,
- развитие их социального творчества и профессиональных интересов, ответственности за судьбу города, своей страны, планеты.
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
Областные мероприятия | ||
1. | Конкурс «Юных исследователей окружающей среды» | Декабрь |
3. | Научно – практическая конференция «Шаг в будущее» | Январь - февраль |
4. | Региональный этап Всероссийской олимпиады научно-исследовательских и творческих проектов молодѐжи по проблемам защиты окружающей среды «Человек – Земля – Космос» | Январь - февраль |
2. | Конкурс «Живая душа природы» | Март |
Станционные мероприятия | ||
1. | «Праздник урожая» | Сентябрь |
2. | «Новогодний карнавал» | Декабрь |
3 | День птиц | Март |
4 | Конференция по итогам года | Май |
Работа в объединении | ||
1. | Конкурс проектов. | Май |
2. | Экскурсия на очистные сооружения. | Сентябрь |
3. | Экскурсия в аптеку. | Октябрь |
4. | Экскурсия в комитет по охране природы. | Ноябрь |
5. | Экскурсия в краеведческий музей. | Февраль |
6 | Химическая викторина | Март |
7 | Конкурс кроссвордов на знание понятий и терминов. | В течении года |
Работа с родителями | ||
1. | Беседы – консультации. | В течении года |
Работа с общественными организациями | ||
1. | Проведение акций и рейдов в защиту природы. | В течении года |
2 | Участие в районной конференции «Поиск, творчество, открытие» | Май |
Работа с одаренными детьми | ||
1. | Подготовка детей для вступления в клуб «Эколог» | Октябрь |
2. | Занятия с учащимися, занимающимися в многопредметной школе для детей по химии | В течение года |
3. | Подготовка к выступлению на областном конкурсе «Юных исследователей окружающей среды». | Ноябрь |
Список литературы:
- Ломаева С. Н. «Биоиндикация загрязнений окружающей среды»; Тюмень, 1998,
- Ежегодник «Лес и человек»;1973
- Миркин Б. М., Наумова Л. Г. «Экология России»; Москва, 1995, 168 с.
- Виноградов Б. В. Растительные индикаторы и их использование при изучении природных ресурсов. М: Высшая школа, 1964
- Понамарева И. Н. Экология растений с основами биогеоценологии. М: «Просвещение», 1978, 207 с.
- Александров В. Ю., Кузубова Л. И., Яблокова Е. П. Экологические проблемы автомобильного транспорта. Новосибирск, 1995, 113 с.
- Бабакова Т. А. Экологическое краеведение в школе. Петразоводск,1992
- Викторов С.В., Ремезова Г.Л. Индикационная геоботаника - М.: Изд. Московского университета, 1988-168с.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие под ред. С.В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.
- Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П.. Экология: Учебное пособие - М.: МГУИЭ, 2000-504с.
- Водоросли, лишайники и мохообразные СССР: Справочники-определители географа и путешественника. Отв. Ред. М.В. Горленко. М.: "Мысль", 1978.
- Курс низших растений - М.: Высшая школа, 1981-504с.
- Биоиндикация загрязнений наземных экосистем.-М.: Мир, 1988-350с.
- Одум Ю.Экология - М.: Мир, 1986-740с.
- Школьный экологический мониторинг. Т.Я. Яшихмина, - М.: АГАР, 2000
Предварительный просмотр:
Отчет по «Химико-экологическому кружку»
за 1 полугодие 2012-2013 уч.год.
Цель кружка:
Привитие учащимся любви и бережного отношения к природе, углубление их знаний по химии, биологии и экологи, умение применять на практике полученные знания.
Задачи курса:
Ознакомление учащихся с различными экологическими законами, правилами, теориями, научными фактами; осознание ими единства в системе «природа – человек»;
Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.
Развитие умений применять знания в конкретных ситуациях.
Расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к обучению, социализация учащихся через самостоятельную деятельность.
Курс рассчитан на 2 года, 272 часа (по 4 часа в неделю), для учащихся 8 – 11 классов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
экологические законы, правила, теории научные факты;
осознать единство в системе «природа – человек»;
основы мониторинга окружающей среды;
Учащиеся должны уметь:
использовать различные методы мониторинга в практических работах;
применять полученные навыки при выполнении проектных и исследовательских работ;
представлять свои работы с помощью презентаций на занятиях кружка, научных конференциях, олимпиадах.
Прогнозируемые результаты:
- качественное повышение уровня знаний,
- активизация познавательной, поисково-исследовательской деятельности,
- привлечение учащихся к самостоятельному овладению научными знаниями, развитие логического, творческого мышления, знакомство с новейшими достижениями в области естественных наук.
- увеличение количества работ проектной и исследовательской направленности, участие в научных конференциях.
С начала учебного года кружок «химико-экологический» проводиться по средам и четвергам с 1400 по 1600 часов. Дети посещают не каждый день, но общее количество не меняется. Список детей посещающих кружок:
Айваседо Маргарита | 9б |
Айваседо Венера | 10 |
Айваседо Олег | 8а |
Айваседо Максим | 11 |
Бахина Яна | 8а |
Вэлло Инга | 8б |
Кунина Виктория Аркадьевна | 10 |
Музыкантова Мария | 9а |
Пяк Галина | 8б |
Пяк Ольга | 8б |
Пяк Костя | 8а |
Пяк Виктор | 8а |
Цейнахова Яна | 10 |
За это время пройдено тем: Человек и биосфера; Экологические проблемы; Взаимосвязь химии и экологии; Природные и антропогенные источники загрязнителей окружающей среды; Биохимические циклы элементов; нефть и охрана окружающей среды.
Изучено понятий: среда обитания, экологические факторы, биосфера и ее элементы; адсорбция, конденсация, катализ, ферромоны.
А также с некоторыми учащимися проведено несколько занятий по решению эколого-химических расчетных задач для подготовки к олимпиадам района и школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования: кружок "Изонить"
Для учащихся 5-6 классов....
Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»
Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Образовательная программа дополнительного образования детей. Кружок изобразительного искусства «Все краски мира».
Кружок изобразительного искусства «Все краски мира»....
Программа дополнительного образования "Этимологический кружок"
Программа дополнительного образования "Этимологический кружок" предназначена для учащихся 8-9 классов и преполагает изучение раздела ономастики "Антропонимика". Цель программы - пр...
Программа дополнительного образования экономического направления (рабочая программа) кружок «Личная экономика»
Программа дополнительного образования экономического направления(рабочая программа)кружок «Личная экономика»...
Программа дополнительного образования. Театральный кружок «Сказка за сказкой»
Театральный кружок имеет большое значение в решении задач развития и образования школьников с ограниченными возможностями здоровья. Занятия в нем способствует формированию навыков осознанного и вырази...