самообразование
методическая разработка по английскому языку на тему

Кондакова Екатерина Николаевна

Тема для самообразования Памятка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_kak_sredstvo_obucheniya.docx64.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

Алтарикская  общеобразовательная средняя школа


Содержание

I. Иностранный язык в современной школе.                                                        

II. Памятки как вспомогательное средство организации учебного процесса.  

III. Что такое памятка?                                                                                            

IV. Виды памяток.                                                                                                    

V. Организация работы с памятками.                                                                    

VI. Список литературы.                                                                                          


I. Иностранный язык в современной школе.

Изменения социально – политической и экономической жизни в нашей стране обусловили изменения и в области образования. Именно личность школьника, его потребности и возможности, желания и интересы родителей стали определяющими факторами для развития образовательной ситуации в стране.

Вследствие этого главная цель современной системы образования заключается в формировании личности, способной к познанию  сложности быстро изменяющегося мира, к быстрой адаптации в нем.

Достижение этой цели  включает в себя решение следующих задач:

•        Формирование умений работать с информацией;

•     Развитие проективной, конструктивной  и прогностической силы ума  (технологичности образования);

•    Воспитание духовности как ценностного отношения к достижению человеческой культуры, в том числе и к самому образованию;

•    Развитие способности в сложных социальных и межличностных ситуациях принять самостоятельное решение, основанное на анализе и осмысленном выборе.

Применительно к иностранному языку как учебному предмету образовательная ситуация изменилась вдвойне. Иностранный язык (ИЯ) становится реально востребованным в практической и интеллектуальной деятельности человека. Это повышает статус ИЯ как учебного предмета.

II. Памятки как вспомогательное средство организации учебного процесса.  

     Доказано, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение. Говоря о ней, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться.

     Значимость умения учиться возрастает в период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, считается важнейшей ключевой задачей современной системы образования.

      Учить учиться нужно в процессе преподавания всех школьных предметов, но развитие учебных умений на уроках иностранного языка особенно важно, что объясняется спецификой предмета:

 - Те учебные умения, которыми ученики овладели при изучении других предметов, не всегда могут быть перенесены на урок иностранного языка без соответствующей коррекции. Многие учебные умения должны быть сформированы заново. А при обучении иностранному языку второклассников формировать учебные умения как общеучебные, так и специальные приходиться с нуля.

- Овладение иностранным языком в школе происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна-две минуты говорения за урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если ученик будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока и продуктивно организовывать свои занятия дома.

   - Во время школьного обучения закладывается только основа практического владения иностранным языком, на которой может строиться дальнейшее освоение учащимися языка в объеме, необходимом для их дальнейшей профессиональной работы, пополнения знаний в сфере личных интересов и т.д. Для того чтобы выполнить социальный заказ общества в области преподавания иностранного языка, школа должна подготовить выпускников к овладению иностранного языка в автономном режиме.

      Автономное овладение иностранного языка предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью: самостоятельно инициировать ее, ставить адекватные цели и задачи, находить необходимые средства, оценивать результаты, осуществлять самокоррекцию и, главное, нести ответственность за самостоятельное принятие решений и их выполнение.

      Для того чтобы воспитать выпускника, способного к автономному овладению иностранного языка, в УМК необходимо разработать специальную программу развития учебных умений и универсальных учебных действий.

     В настоящее же время в большинстве случаев учебный процесс строиться таким образом, что учебные умения возникают «по умолчанию» и являются как бы побочным продуктом процесса усвоения ЗУНов. Уровень сформированности учебных умений и универсальных учебных действий у учащихся не контролируется. ЕГЭ проверяет только ЗУНы по отдельным дисциплинам.

      Новый ФГОС задает другие ориентиры. В рамках деятельностного подхода развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий. При этом ЗУНы и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих универсальных учебных действий имеющих конкретный характер.

      Начинать формировать учебные умения надо с самых первых уроков в начальной школе. Почему? Для ответа на этот вопрос давайте сравним двух человек: рядового рабочего и обычного младшего школьника.

      О квалификации рабочего мы судим, прежде всего, по производительности труда, которой он добивается, стараясь выполнять каждую операцию как можно быстрее и лучше, не тратить времени зря, раскладывать свои инструменты так, чтобы они всегда были под рукой. О таком работнике говорят: «Умеет работать», «Он – мастер своего дела». Но согласитесь, что это мастерство возникло не само собой. Ведь рабочий сначала учился в профессиональном училище, затем у наставника, который показывал ему, как надо выполнять операции, изучал инструкции, в которых говорилось о том, что, как и в какой последовательности нужно делать, чтобы грамотно работать на станке. После того как молодой рабочий освоил станок, его обучают приемам рациональной организации своего рабочего места, экономии времени и т.п.

        А как организует свой «труд» ученик? Придя в начальную школу, он лишь на одном уроке иностранного языка встречается со множеством своих «станков», которые надо освоить в короткий срок: это и различные упражнения, и разнотипные задания для овладения четырьмя видами речевой деятельности, и система транскрипционных знаков, и справочники (лингвострановедческие, грамматические), и двуязычные словари, и электронные приложения к учебнику, и дополнительные упражнения в Интернет-поддержке и т.п. Даже здесь разница очевидна: достичь мастерства на одном-двух станках значительно проще и легче, чем ученику освоить весь учебный процесс. К тому же ребенок и не кончал никаких профессиональных училищ, а наставник- учитель часто забывает показать, как надо выполнять упражнение или задание. Если и в учебнике нет для этого подробных инструкций, то ученик остается один на один с заданием, начиная осваивать его методом проб и ошибок.

      Начни рабочий трудиться так же как ученик, наугад, пробуя и ошибаясь, сколько бы брака он допустил, какой ущерб нанес производству. При такой организации учебного процесса брак совершенно неизбежен, что и наблюдается у школьника. Это касается, прежде всего, заданий, выполненных с ошибками, что ведет к неусвоению материала. Постепенно накапливаясь, ошибки оборачиваются большой бедой: ученик получает низкие отметки, теряет желание учиться. Именно здесь появляются симптомы будущей «болезни» - потеря интереса, мотивации к учению. А в результате – «брак», который больно бьет по интересам всего общества: оно теряет ученика как личность, стремящуюся к активному познанию окружающего мира, самосовершенствованию самообразованию.

     Отсюда возникает противоречие между необходимостью уметь учиться и отсутствием у учащихся нужных учебных умений, обеспечивающих успешное овладение иностранным языком.

    Для развития умения учиться в УМК, реализующих новые ФГОС, следует разработать определенные средства.

     Прежде всего, необходимо четко представлять себе, что значит понятие «Уметь учиться» применительно к овладению иностранного языка в начальной школе. Сказать о младшем школьнике, что он умеет учиться можно только тогда, когда он правильно, в максимально короткое время и наиболее рациональным способом выполняет любое задание учителя. Арсенал заданий у учителя и в учебнике велик, поэтому умение учиться будет складываться из отдельных учебных умений. Учебные умения могут быть двух типов: общеучебные (универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний) и специальные умения (способы выполнения деятельности, значимой для овладения конкретным учебным предметом).

      Иностранный язык, наряду с другими образовательными предметами, влияет на развитие общеучебных умений или универсальные учебные действия. Наиболее полный перечень универсальных учебных действий можно найти в пособиях, сопровождающих ФГОС. Несколько сложнее дело обстоит со специальными учебными умениями. Как же можно определить состав и минимальное количество специальных учебных умений, обеспечивающих умение учиться?

        Ответ на этот вопрос можно получить, рассмотрев структуру учебной деятельности ученика. На уроках иностранного языка ученик общается с учителем, одноклассниками т.д.; познает лингвистические закономерности иностранного языка, знакомиться с культурой своей страны и стран изучаемого языка; учиться общаться и познавать. Таким образом, вся учебная деятельность ученика состоит из коммуникативно-учебной, познавательно-учебной и операционно-учебной деятельности, являющейся необходимым условием успешного достижения практических (коммуникативных) и общеобразовательных (познавательных) целей.

     Известно, что цели обучения реализуются через заложенную в УМК систему упражнений. Поэтому для выделения номенклатуры (перечня) учебных умений необходимо провести анализ всех видов учебных заданий, упражнений и других средств обучения представленных в УМК для начальной школы. Именно на основе такой процедуры был выявлен состав специальных учебных умений, развиваемых в УМК линии «Счастливый английский» (К.М. Кауфман) для среднего звена и «Enjoy English»  (Биболетова) начальном звене. С полной номенклатурой ОУУ и СУУ, развиваемых в конкретном классе, учитель может познакомиться в Книгах для учителя.

III. Что такое памятка?

   В УМК должны быть разработаны средства, предназначенные для целенаправленного развития умения учиться. Арсенал таких средств достаточно велик. Среди них такое средство, как памятка. С ее помощью учитель может эффективно управлять учебной деятельностью ученика. Памятка («узелок» на память) –это описание того, как следует выполнять какое-либо задание (упражнение) или использовать то или иное учебное средство. Иными словами, памятка – вербальная модель приема учебной деятельности.

      Памятки не представляют собой нечто совершенно новое. Они использовались в учебном процессе раньше, используются и теперь. Очень часто памятки с рекомендациями о выполнении одного и того же учебного действия значительно отличаются друг от друга как содержанием, количеством входящих в них операций, так и их последовательностью. Указанного недостатка можно избежать, если при разработки памяток опираться не только на практический опыт, но и на научную основу – представления о процессе (стадиях) формирования навыков и о развитии речевых умений. Например, памятка «Как работать над новыми словами в классе» нужна для того, чтобы скоординировать действия ученика и учителя в процессе овладения новыми словами. Поэтому в ее основу заложен процесс работы над словом. Этот процесс последовательно проходит следующие стадии: восприятие и осмысление новых лексических единиц в различных контекстах, освоение сочетаний с другими словами, употребление новых слов в различных речевых ситуациях.

        Выделив из этого перечня действия учителя, легко определить, что должен делать в это время ученик. Действия учителя и ученика соотносятся с основными компонентами объекта усвоения- в данном случае лексической единицы. Подробно рассмотрев действия ученика при работе над лексической стороной речи, можно составить соответствующую памятку. (См. приложение №1)

        Памятка по работе над лексикой дома имеет несколько иной вид. При составлении этой памятки надо учесть, что ученик дома должен сам постараться создать такие условия работы с новыми словами, которые были бы адекватны тем, которые создает в классе учитель. Эти условия непосредственно зависят от методических принципов, положенных в основу учебно-методических комплексов. В коммуникативной технологии иноязычного образования одними из наиболее важных принципов, непосредственно влияющих на процесс овладения лексической стороной речи, являются принципы функциональности и ситуативности. Именно они приобретают особую значимость для организации работы над лексикой дома. Таким образом, памятка по самостоятельной работе над лексикой дома будет иметь следующий вид: (Приложение №2)

IV. Виды памяток.

       В учебном процессе можно использовать различные виды памяток в зависимости от степени жестокости управления действиями ученика:

  • Памятка – алгоритм – последовательность операций строго фиксирована.
  • Памятка – инструкция – предлагается определенная желаемая последовательность операций, но ученику дается возможность самостоятельно изменить эту последовательность или свернуть некоторые операции.
  • Памятка – совет – рекомендует возможные способы выполнения действия, оставляя ученику право выбора, подходящего для него способа выполнения действия.
  • Памятка – показ – ставит цель дать пример выполнения заданий.
  • Памятка – стимул – стимулирует активность через раскрытие перспектив действий.

     От вида памятки зависит методика работы с ней. Выявить номенклатуру операций, которые составят содержание памятки – это еще не все. Необходимо позаботиться и о том, в какой форме «подать» - это содержание.

- Важную роль играет заглавие памятки. Оно должно отражать ее суть и в то же время быть несколько необычным, интригующим, чтобы возбудить у учащихся желание обязательно прочитать памятку. Интригующее название позволит учащимся впоследствии легче вспомнить ее содержание.

- При оформлении содержания необходимо учитывать, что любая памятка должна начинаться со своеобразной «Экспозиции», назначение которой – подготовить учащихся к восприятию основной части памятки (советов, инструкций и т.п.), показать необходимость данного учебного умения, дать определенный «эмоциональный заряд».

- Вся памятка (и экспозиция, и ее основная часть) должна быть написана живым, образным языком, доступным учащимся того возраста, которому она адресована. В памятках следует по возможности шире использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения, которые хорошо запоминаются учащимися.

- Характерной особенностью памятки должна быть ее обращённость непосредственно к ученику, ее доверительный тон.

    Следовательно, важным требованием, предъявляемым к памятке, является оформление ее содержания таким образом, чтобы ученик с интересом читал ее и с желанием следовал ее советам.

Приложение №1.

Технология составления памятки.

Этапы работы над лексикой.

Действия учителя

Действия ученика

Объект – лексическая единица

Памятка «Как работать над новыми словами в классе».

Предъявление новых лексических единиц (ЛЕ) (организация восприятия, осмысления и контроля понимания значения лексических единиц)

-Произносит новое слово;

-Раскрывает значение новой ЛЕ (различными способами);

- показывает значение(функцию) каждой из них;

- контролирует понимание значения ЛЕ.

- Слушает и запоминает слуховой образ нового слова;

- дифференцирует от других похожих слов;

- осознает (различными способами) значение слова;

- соотносит с ситуацией, а которой употребляется ЛЕ;

- осознает ее функцию.

Форма ЛЕ

- слуховой образ;

- речедвигательный образ;

- зрительный образ;

- моторнографический образ.

Слушай и сравнивай! Когда учитель знакомит тебя с новым словом, внимательно вслушайся в его звуковой образ, сравни его похожими словами, отметь для себя разницу – так ты никогда не спутаешь их и не употребишь одно вместо другого.

Пытайся догадываться! О значении нового слова ты можешь догадаться сам. Поможет тебе в этом картинка в руках учителя или содержание всего рассказа. Поэтому главное во время знакомства с новыми словами – не отвлекаться! Подумай так же о том, почему оно появилось в этой ситуации.

Освоение произношения ЛЕ.

Организует овладение произношением ЛЕ.

- Произносит вслед за учителем новую ЛЕ;

- запоминает ее речедвигательный образ, соотносит его со слуховым.

Значение

Повторяй не ленись! Когда учитель просит произнести за ним новое слово, сначала сделай это шепотом, потом вслух столько раз, сколько просит учитель.

Освоение значений ЛЕ в различных контекстах.

Проводит вопросно- ответные упражнения

- задает общий вопрос;

-альтернативный вопрос;

- специальный вопрос.

Выполняет вопросно-ответные упражнения:

-отвечает, имитируя новую ЛЕ и ее окружение;

- отвечает, выбирая и имитируя новую ЛЕ;

- отвечает, обозначая предмет, явление, понятие новой лексической единицей.

Назначение

Научиться правильно произносить слово – это только начало. Главное хорошенько запомнить его и научиться правильно употреблять в речи. Путь к успеху лежит через упражнения. Внимательно выполняй их.

Освоение сочетаний с другими уже известными ЛЕ.

Проводит вопросно-ответные упражнения, используя новую и уже известную лексику.

Выполняет вопросно-ответные упражнения, осваивая сочетания новых ЛЕ с уже освоенными.

Старайся как можно чаще употреблять слова в сочетаниях с известными. Это верный путь к тому, чтобы быстрее запомнить их и без ошибок использовать в речи.

Когда первый раз ты встретишься со словом, написаным на доске или напечатанным в учебнике, внимательно рассмотри его написание, сравни написание и чтение, отметь для себя расхождения между ними. Обрати внимание на строение слова (его корень, суффиксы, окончания и т.д.)

Впервые записывая слово в тетрадь, не списывай его по буквам, а лучше внимательно рассмотри его, а потом пробуй записать его по памяти.

Приложение №2.

Памятка «КАК РАБОТАТЬ НАД НОВЫМИ СЛОВАМИ ДОМА».

      Всегда думай прежде всего не о том, чтобы запомнить форму слова, а о том, для чего, когда и как оно употребляется в речи.

     Не только учи слово специально, а как можно чаще старайся употреблять его в своей речи. Ведь отдельно взятое слово – мертво! Живет оно только во фразе!

     Всегда представляй себе ситуации, в которых можно использовать слова. Работая над новым английским словом, сравни его с похожим русским словом, отметь для себя разницу – так ты никогда не спутаешь их, не употребишь одно вместо другого.

Памятка- алгоритм.

Памятка «ВСЛЕД ЗА ДИКТОРОМ».

   Ты, наверное, заметил, что в учебнике много упражнений, помеченных знаком (*). Это упражнения, в которых диктор показывает тебе образец высказывания. Как им воспользоваться?

    Посмотри на следующую схему работы. Диктор делает четыре «шага», сделай вслед за ним свои «шаги».

Диктор

Ты

-произносит фразу, вопрос, любую реплику.

- слушаешь его высказывания, обращая внимание на то, что нужно усвоить, и запоминаешь это.

- делает паузу

- повторяешь за ним, отвечаешь, реагируешь и т.п. в зависимости от задания.

- произносит сказанное вторично или твою предполагаемую реплику

- сверяешь сказанное тобой с образцом.

- делает паузу

- повторяешь правильный вариант.

Памятка – инструкция.

Памятка «ЕСЛИ СПРАШИВАЮТ НЕ ТЕБЯ…»

   Если спрашивают не тебя, не отключайся от работы, так как нельзя научиться общаться, говоря на уроке лишь несколько минут.

  1. Представь, что все сказанное учителем или учениками относиться к тебе лично.
  2. Подумай, как бы ты сам прореагировал на сказанное.
  3. Скажи это (или повтори за говорящим) шепотом.
  4. Отдохни, если устанешь. Но потом обязательно продолжи.

Так ты сможешь упражняться в общении весь урок! Главное, не отступай, и успех придет!

Памятка – совет.

Памятка «ЗАГАДОЧНЫЕ ЗНАКИ».

     В английском языке не всегда одна буква передается одним звуком. Одному звуку не всегда соответствует одна буква. Для озвучивания напечатанных слов используется звуковой алфавит – транскрипция. Транскрипция записывается в квадратных скобках. Ударение обозначается знаком [,] или [`] и ставится перед ударным слогом. Запомнив все 44 транскрипционных знака, ты сможешь прочитать любое слово в словаре.

      Совет: на первых уроках главное внимание обращай на транскрипцию. К таблице соответствий английских и русских звуков, а также к строчкам на русском языке обращайся только в случае крайней необходимости. Прочитав слово с помощью транслитерации, проверь себя, сможешь ли ты прочитать это слово по транскрипции, а затем и без нее.

   

Памятка – показ.

Памятка «НАПИСАТЬ ПИСЬМО – НАДО УМЕТЬ!»

При этом нужно помнить о том, что:

  1. Начинается письмо обычно с адреса отправителя, который пишется в правом верхнем углу. Обрати внимание на то, что адрес, написанный по-английски, отличается своим порядком: сначала идет номер квартиры, затем дома, название улицы, города, и наконец, страны.
  2. После адреса следует дата, например: March, 11th, 2009;
  3.  Письмо начинается с вежливого обращения: My dear Mary, Dear Paul;
  4.  Подписать свое письмо лучше всего так: Your friend, Love,Helen;

                                                                            Flat 8

                                                                            16, Lenin street,

                                                                            Lipetsk

                                                                            398001

                                                                            Russian federation

                                                                            February 15,2009

        Dear Mary,

 I am in a summer camp. We are having a nice time. The weather is nice. My friends are doing different things…

         Love, Helen.

  1.  Адрес на конверте пишется так же, как описано в пункте 1. Однако начинается он с фамилии и имени адресата.

        Mary Smith

        34, High street

        London, B.E.9

        Great Britain.

Памятка – стимул.

Памятка «ТВОЯ ЦЕЛЬ – НАУЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ».

    Сейчас, когда ты только приступаешь к изучению иностранного языка, тебе, наверняка, интересно заглянуть в будущее, узнать, что это означает – уметь общаться.

    Если будешь работать так, как тебе советуют памятки, то уже в XI классе ты будешь уметь:

- беседовать с иностранцем на основные темы (о семье, о школе, о городе и т.д.), т.е. понимать его вопросы и высказывания, основные мысли и содержание его рассказов; спросить иностранца о том, что тебя интересует, и кратко рассказать ему о себе и своих делах, о нашей Родине и т.д.;

- написать письмо своему зарубежному другу;

- прочесть заметки из иностранных газет, чтобы найти то, что тебя интересует, или специально изданные для чтения рассказы английских писателей.

       Если же ты захочешь научиться:

- понимать содержание радиопередач на английском языке, легко и быстро находить информацию в Интернете;

- понимать то, о чем поют различные ансамбли,

- читать книги английских и американских писателей,

- свободно рассказывать, о чем угодно и высказывать свое мнение об этом, тебе придется работать дополнительно и в школе, и после окончания ее.

      Выбирай! Все – в твоих руках!

V. Организация работы с памятками.

Приложение № 3.

Именно эти виды памяток я чаще всего использовала ранее и применяю сейчас. Памятки разрабатываю сама либо вместе с учащимися, но есть несколько памяток других авторов, которые я также использую в своей работе.

Привожу примеры некоторых памяток.

IV. Организация работы с памятками.

Памятка №1 -  используется  при знакомстве с числительными от 13 до 20, 20 -100 на начальной ступени обучения. Может быть использована при закреплении или повторении числительных на начальном и среднем этапах обучения (например, при работе со слабоуспевающими детьми)

Numerals

-teen

-ty

3

three

13

(thir-)

30

(thir-)

4

four

14

40

5

five

15

(fif-)

50

(fif-)

6

six

16

60

7

seven

17

70

8

eight

18

80

9

nine

19

90

Памятка № 2  -  используется на среднем этапе обучения

АРТИКЛИ

      1. Определите, это «устойчивое» выражение или нет.

Если «да» запишите его правильно, если «нет»  выполняйте

задание дальше.

  1. Определите, является ли это слово именем собственным.

Не забудьте, перед именами собственными артикль

не ставится.

НО!

Артикль «the» употребляется, если это:

а) название сторон света

б) название морей, рек, океанов, каналов

в) название горных цепей

г) название планет, светил

д) название некоторых стран (federation, states, kingdom, republic, the Netherlands)

е) название некоторых исторических учреждений (the Kremlin, the British Museum, the Tower of London, the Houses of Parliament, the National Gallery)                                                                        

ё) фамилия во множественном числе

Если это не имя собственное, выполняйте следующий пункт.

      3.Определите, является ли это слово прилагательным  в превосходной степени.

Перед прилагательными  в превосходной степени ставится артикль «the», если нет, выполняйте следующий пункт.

     4.Определите, является ли это слово числительным.

Перед порядковыми числительными ставится артикль «the», если нет, выполняйте следующий пункт.

     5. Если перед существительным  есть местоимение,  артикли не употребляются.

      6. Определите, является ли это слово неисчисляемым существительным.

Неисчисляемое существительное («the», « - »)

а) артикль «а»/ «an» не ставится.

б) ) Определите, можно ли здесь поставить «the». Если нет, поставьте « - ».

Если это исчисляемое существительное, выполняйте следующий пункт.

7.Если это исчисляемое существительное , определите его число.

Множественное число. («the», « - »)

а) Артикль «а»/ «an» не употребляется.

б) Определите, можно ли здесь поставить «the». Если нет, поставьте « - ».

 Единственное число. («a/an», «the, « - »)

а) Вспомните правило,  когда ставятся «а»/ «an» и  «the» и заполните пропуски, поставив  «a/an», «the» или « - ».

Памятка №3 -  может быть использована на среднем этапе обучения при знакомстве с темой «Сослагательное наклонение»,  а также в старшем звене при повторении грамматического материала, при выполнении упражнений, при работе над переводом предложений.

The Subjunctive Mood

Структура предложения

Перевод

If….V1(s)……..,  ……..will  V1……  .

Если ………………

(V1 -  в обеих частях предложения)

If....V2……..,  ……..would V1

Если  бы ………..

(V2 -  в обеих частях предложения)

относится к настоящему или будущему времени

If....had V3.., .……...would have V3

относится к прошедшему времени  (формы глагола  to  have  -  в обеих частях предложения)

Памятка №4 «Сравнительные конструкции с прилагательными» используется на среднем и старшем этапах обучения.

Сравнительные конструкции с прилагательными

Перевод

as..................as

такой же ……………..как

not so .............as

не такой ……………..как

............enough

довольно/достаточно………….

not ............enough

не достаточно …………………

too..........

очень/слишком…………….

much.........-er  than

much  more ........... than

far.........-er  than

far  more ........... than

намного……………чем

twice as..............as

twice   .............-er  than

half .........................

в два раза ………чем

three  times  as...........as

three   times .........-er   than

в три раза ……………чем

a bit...................

a  little..................

немного

the  more/-er................the  more/-er

чем……….тем………………

Памятка №5 –  предлагается  учащимся среднего звена при выполнении упражнений по теме  «Степени сравнения прилагательных» (например – «Заполни пропуски в предложениях», «Раскрой скобки» и т.д.)

Degrees of comparison of adjectives

1.  Прочитай и переведи слово.

2.  Определи, является ли это слово исключением.

3.  Если это слово - исключение, напиши  его сравнительную и

превосходную степень.

Если это слово не является исключением, выполняй далее п.4.

4.  Определи сколько в слове слогов.

5.  Если в слове 3 или  более слогов, напиши его сравнительную и

превосходную степень, используя  слова «more» и «most».

Если в слове 1 или 2 слога выполняй далее п.6.

6. Вспомни правила написания слов при прибавлении к ним суффиксов.

а) согл. + y  -   y  i + es

б) немая гл. «е»  второй раз не пишется

в) если в слове 1 слог и слово заканчивается на 1 согласную ,                      согласная удваивается.

7. Определи,  подходит ли данное слово к п.6. Если «да», запиши его сравнительную и превосходную степень, выполнив необходимые преобразования, если «нет»  см. п.8.

8. Запиши слово без изменений, прибавив к нему суффиксы.

9. Проверь, записал ли ты перед прилагательным в превосходной степени артикль «the».


Памятка № 6 –  для учащихся начальной и средней школы по теме «Множественное число существительных».

Plural

1. Прочитай и переведи слово.

2. Вспомни,  является ли это слово исключением.

3. Если это слово - исключение, напиши его форму множественного числа.

Если это слово не исключение, выполняй п.4.

4.Определи,  относится это слово к «исчисляемым» или к «неисчисляемым» существительным.

5. Если это неисчисляемое существительное, пиши его без изменений.

Если это исчисляемое существительное, выполняй п. 6.

6. Вспомни правила написания слов, оканчивающихся на «o, y (после согласной), f(e), шипящие, свистящие согласные» и запиши слово во множественном числе. Если слово не подходит к п.6  выполняй п.7.

7. Запиши слово без изменений, прибавив к нему окончание «s».

Памятка №7 -  для работы с учащимися средней ступени обучения по теме «Структура предложения. Отрицательные предложения».

Negative  sentences.

  1. Прочитай  и переведи предложение.
  2. Определи сказуемое в предложении.
  3. Если в сказуемом есть глаголы  «to be (am, is, are, was, were), to have (have, has, had), shall, will, would, should , must, can, could, may» , запиши предложение, поставив после этих слов отрицательную частицу «not».

Если нет, смотри п.4.

  1. Определи, какое время в предложении настоящее или прошедшее.
  2. Если время настоящее, выбери вспомогательный глагол «do» или « does» (Не забудь! does +Vs). Если время прошедшее,  запиши вспомогательный глагол «did». (Не забудь! did + V2).
  3. Поставь после вспомогательного глагола отрицательную частицу «not» и запиши все предложение.

Памятка №8 -  для работы с учащимися средней ступени обучения по теме «Структура предложения. Вопросительные  предложения».

(зд. под понятием «самостоятельный глагол» имеются в виду глаголы  «to be (am, is, are, was, were), to have (have, has, had), shall, will, would, should , must, can, could, may»)

« Tag – questions »

  1. Прочитайте и постарайтесь перевести предложение.
  2. Определите, является ли предложение утвердительным или отрицательным (если отрицательное выполняйте п 3 и п.4,  если утвердительное выполняйте п.5 - п.10)

Отрицательное предложение.

  1. Если предложение отрицательное, найдите глагол, который стоит с отрицательной частичкой «not» и запишите его после запятой без «not».
  2. Поставьте после глагола местоимение к подлежащему.

Утвердительное предложение.

  1. Определите, есть ли в предложении самостоятельный глагол. (Если есть выполняйте п.6 и п.7, если нет,  переходите к п.8).
  2. Если в предложении есть самостоятельный глагол, напишите  его после запятой с отрицательной частицей  «not».
  3. Поставьте после глагола местоимение к подлежащему.
  4. Определите время в предложении (настоящее или прошедшее).
  5. Если время настоящее, поставьте  после запятой «do» или «does». Если время прошедшее, поставьте «did».
  6. Напишите отрицательную частицу «not».
  7. Поставьте после глагола местоимение к подлежащему.


Памятка №9 -  для работы с учащимися средней ступени обучения по теме «Структура предложения. Вопросительные  предложения».

Common  questions .

  1. Прочитай  и переведи предложение.
  2. Определи сказуемое в предложении.

3. Если в сказуемом есть «to be (am, is, are, was, were), to have (have, has, had), shall, will, would, should , must, can, could, may» , запиши  вопросительное предложение, поставив этот глагол перед подлежащим.

Если нет такого глагола, см. п. 4.

4. Определите время в предложении (настоящее или прошедшее).

5. Если время настоящее, поставь перед подлежащим вспомогательный глагол «do» или « does» (Не забудь! does + Vs). Если время прошедшее,  запиши вспомогательный глагол «did». (Не забудь! did + V2).

6. Запиши все предложение.

 

Памятка № 10  -  используется на среднем и старшем этапе обучения при работе над темой  «Структура предложения в английском языке», выполнении упражнений.

ПАМЯТКА

Последовательность прилагательных в предложении.

мнение + размер + возраст + форма + цвет + происхождение +

материал  + цель + существительное

Карточки-памятки могут быть двусторонние, разного формата и оформления  (черно-белые, цветные, с рисунками, таблицами или без них и т.д.). Сейчас с применением компьютерных технологий возможно  их более красочное оформление .

Литература.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Под ред. А.Г. Асмолова.- М.:Просвещение,2008.
  2. Коряковцева Н.Ф. автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель. ИЯШ -2001 -№1
  3. Соловова Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности. ИЯШ – 2004 -№2,3
  4. Кузовлев В.П., Иванова М.А. Субъектная индивидуализация как средство формирования индивидуального стиля учебной деятельности при обучении иноязычному общению. Известия ВГПИ, т.226- Воронеж- 1983.
  5. Кузовлев В.П., Пассов Е.И., Коростелев В.С. Памятка как вспомогательное средство обучения. Хрестоматия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...