Взаимосвязанное обучение чтению и говорению
статья по английскому языку на тему
Взамиосвязанное обучение чтению и говорению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_chteniyu_i_govoreniyu.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязанное обучение чтению и говорению.
Чтение –это одно из основных видов учебно-речевой деятельности в школе. Обучающиеся выполняют задания учителя, но при этом отсутствует мотивация. Передать затем прочитанное, оторвавшись от источников, они не могут.
Данная проблема связана с одной стороны с психологией развития умений и навыков, а с другой стороны с необходимостью обучения иноязычному общению.
Проблема навыков и умений актуальна потому, что они лежат в основе любого научения. Если в человеческой психике не были бы предусмотрены навыки и умения, любой, даже самый минимальный шаг в деятельности приходилось бы делать осознанно и тратить на это лишнее энергетические ресурсы организма. Навыки позволяют освободить внимание человека от необходимости контролировать промежуточные операции и перенеси это внимание на контроль более сложных и ответственных действий, а также на результат всей деятельности в целом. Операции в деятельности всегда автоматизированы и совершаются на основе навыка, а действия и вся деятельность осуществляется на основе умения.
Подчеркнем еще раз, что нашей задачей является рассмотреть проблему навыков и умений в обучении иноязычному говорению, в частности формирование у школьников такой способности говорить на иностранном языке, которая соответствовала бы нормальному речевому процессу. Заметим, что односторонний подход к проблеме навыков и умений в ряде случаев обусловливает формированию у школьников не в полнее нормальной, так называемой «эхолалической речи», когда обучающиеся способны лишь повторить речь учителя или воспроизвести наизусть текст на основе так называемых «навыков». Нам предстоит ответить на вопрос о том, что именно автоматизируется в ходе овладения иностранным языком: только ли употребления речевых средств или процессы более высокого уровня.
Итак, речевые навыки и умения- это качество совершения речемыслительных операций. Речевые навыки и умения для решения речемыслительных задач, языковые автоматизмы для незатрудненного извлечения из долговременной памяти и свободного применения языковых средств функционирует как единое целое.
Взгляд на проблему речевых навыков, умений языковых автоматизмов формируется так же под влиянием когнитивного направления в лингвистике теории обучения иностранным языкам.
В когнитивном подходе к иностранным языкам ценно то, что процесс обучения рассматривается как формирование взаимодействие между человеком и окружающей его миром. Языковой материал неразрывно связывается с ситуативными обстоятельствами. Именно обстоятельствам, требующих речевого общения, языковые средства приобретают свое содержание, то есть значение и смысл. В речевых ситуациях формируются речевые механизмы, необходимые для говорения. Без них врожденная способность говорить никогда не реализуется не в естественных, ни в учебных условиях.
Как же быть с формированием навыков, умений и автоматизмов?
Каждый раз, когда говорят о формировании первичных речевых умений, навыков, вторичных речевых умений, имеют в виду прежде всего овладение соответствующим речевым материалом. При этом решается задача формирования языковых автоматизмов, т.е. извлечения из памяти лексико – грамматических средств, нужных для высказывания. Формирование речевых (т.е. речемыслительных) навыков и умений оказывается в стороне.
Возникает, казалось бы, неразрешимое противоречие: с одной стороны. Нужно формировать у обучаемых языковые автоматизмы, поскольку без них невозможно решение речемыслительной задачи на иностранном языке, с другой- нужно формировать у школьников речемыслительные навыки и умения в творческих речевых заданиях, а они не владеют необходимыми языковыми материалами.
Таким образом, надо формировать и речевые навыки, речевые умения, и языковые автоматизмы в неразрывном единстве, то есть так как они функционируют в реальной речевой деятельности.
Рассмотрим некоторые практические способы деятельности:
Модель управления процессом порождения устноречевого высказывания на основе текста.(УРВ) | ||||
Этап | задачи | Учебные действия, осуществляемые обучающимися на каждом этапе | ||
Побудить к прогнозированию содержания текса | Прогнозированию содержания текста по заголовку и иллюстрации с опорой на предшествующий опыт | |||
Предтекстовой | Обеспечить осознание коммуникативной задачи, нацеливающий на то как, читать | -Чтение с пониманием основного содержания: -выделение главной мысли -определение своего отношения | - Чтение с полным пониманием содержания: -принятие к сведению извлеченной информации, запоминание ее для расширения знаний и возможного дальнейшего использования | Чтение с выборочным пониманием читаемого: -определение нужной информации, |
Предоставить возможность снять тружности | -семантизация лексики - ознакомление с лингвистическим комментарием | -ознакомление с большей частью незнакомой лексики, грамматическим материалом | -семантизац ия лексики, необходимой для понимания искомой информации | |
Текстовой | Нацелить на чтение текста с разной степенью проникновения в его содержание и смысл. Нацелить на информационную переработку текста в процессе чтения с целью его лучшего понимания. | - однократное чтение, -использование опор в тексте для понимания основного содержания, -обращение к словарю при необходимости | многократное возвращение к тексту, -использование опор в тексте | -однократное чтение для поиска и общего понимания нужной информации, -вторичное возвращение к той части текста, где найдена нужная информация, для более точного его понимания |
Проверка в процессе чтения правильности сделанных ранее прогнозов и уточнение их | ||||
Проверка понимания текста (невербальная реакция) | Осуществить контроль полноты и адекватности понимания и смысла текста в зависимости от видов чтения. | -улыбка смех, покачивание головой, иллюстрирование с помощью рисунка, -текст на множественный выбор для проверки понимания основной информации и др. | -кодирование информации для проверки как основной информации, так и деталей, -текст на множественный выбор и др. | -идентификация информации с помощью текста (найдена или не найдена) |
Информационная переработка текста с целью ее присвоения (вербальная реакция) | Повторно вернуться к тексту и информационно его переработать. Присвоить информацию и языковые средства, необходимые для порождения речи. | -выбор заголовка из данных вариантов, -придумывание заголовка, -нахождение основных мыслей и выписывание их, -деление текста на смысловые отрезки, - вопросы и ответы, позволяющие выделить основную информацию, др. | -выбор заголовка из данных вариантов, -придумывание заголовка, -нахождение основных мыслей и выписывание их, -деление текста на смысловые отрезки, - вопросы и ответы, позволяющие выделить основную информацию, др -составление развернутого плана текста, -подбор к пунктам плана предложений из текста, -работа по присвоению необходимой для порождения УРВ информации, лексики и грамматических структур: а)поиск информации и фиксация ее в виде таблицы, б)поиск ключевых слов | -переработка найденной информации в зависимости от цели ее дальнейшего использования: а)или так же, как при чтении с полным пониманием, б) или так же как при чтении с пониманием основного содержания |
Порождение устноречевого высказывания | Обеспечить осознание КЗ, нацеливающий на порождение собственного устноречевого высказывания на основе текста или в связи с текстом | - высказывание своего мнения, -формулировка главной мысли текста, -краткое изложение основных фактов содержания текста, -связное высказывание по проблеме текста с привлечением личного опыта ученика, -дискуссия по проблеме | - высказывание своего мнения, -формулировка главной мысли текста, -краткое изложение основных фактов содержания текста, -связное высказывание по проблеме текста с привлечением личного опыта ученика, дискуссия по проблеме, -комментарий к тексту, -инсценировка диалога, -перезказ текста, Придумывание продолжения текста с привлечением личного опыта обучающегося. | -использование найденной информации в устноречевом высказывании |
Итак, для обучения иностранным языкам существенное значение имеет не только речевые навыки и умения, необходимые для решения речемыслительных задач в процессе коммуникации, а как же языковые автоматизмы, которые обеспечивают языковое «обслуживание» речемыслительной деятельности.
Использованная литература:
Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности. - М.: Просвещение, 2011 г.
2. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А. - М.: Просвещение, 2011 г.
3. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. - М.: Просвещение, 2011 г.
4. Программа по иностранным языкам для 1-11 -х классов общеобразовательной школы. - М.: Просвещение. 2011 г.
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-chteniyu-na-uroke-angliyskogo-yazyka#ixzz3tG6Zn0bN
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция. Взаимосвязанное обучение татарскому и русскому языкам.
Человек без причины или без потребности не будет изучать другой язык. Для него орудием общения служит родной язык. Однако, если он живет в многонациональном государстве, ему приходится изучать и други...
Технология взаимосвязанного обучения чтению и говорению на основе монологического текста на уроках иностранного языка
Теоретический материал по проблеме обучения чтению и говорению на основе монологического текста...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Мультимедийные упражнения как эффективное средство мотивации обучению чтению и говорению младших школьников (на материале сказки «Sivka -Burka» в УМК « Starlight 3»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ На тему: Мультимедийные упражнения как эффективное средство мотивации обучению чтению и говорению младших школьников(на материале сказки «Sivka -Burka» в У...
Взаимосвязанное обучение лексической и грамматической сторонам говорения
На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, професс...
Описание внешности. Введение новой лексики. Обучение аудированию. Обучение чтению и говорению. Обучение монологической речи.
Научатсяслушать и понимать отдельные детали текста, обсуждать их; Употреблять новые слова: Old, weak, short, fat, young, strong, tall, thin в письменной и устной речи.Знать слова по описанию внешности...
Конспект урока по теме " Обучение чтению и говорению, рассказ о реальных событиях"
Урок направлен на формирование коммуникативной компетенции обучающихся 7 класса, Ребята учатся слушать текст с общим охватом содержания, приобретают навыки поискового чтения текста, осуществляют при э...
Конспект урока" Какого цвета? Обучение говорению. Введение новой лексики. Счет 13-20. Обучение чтению. "
Какого цвета? Обучение говорению. Введение новой лексики. Счет 13-20. Обучение чтению....