инновационный педагогический опыт
опыты и эксперименты по английскому языку на тему

Сентябрева Анна Александровна

инновационный педагогический опыт формирования коммуникативных компетенций(устная речь, аудирование) на уроках английского языка в лингафонном кабинете. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt.docx174.15 КБ

Предварительный просмотр:

444

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №136

Лингафонный кабинет как основный вид ресурса современного урока при формировании коммуникативных и аудитивных компетенций учащихся при обучении английскому языку

Выполнила: Сентябрева А.А

учитель английского языка

                                                                                       

                                                   Нижний Новгород

 2016

Введение…………………………………………………………………………. 3        

Глава 1 Теоретико – информационная составляющая работы лингафонного кабинета .6

Глава 2 Лингафонный кабинет как основной вид ресурса современного урока при обучении устной речи и аудирования

  2.1  Методы и приемы формирования исследовательской работы…………9         2.2.        Инновационная направленность педагогического   опыта………………………………………...…………………………………..14

2.3 Методологическая база педагогического опыта………………………….16

2.4 Педагогическая целесообразность педагогического опыта………………17

2.5 Психологическая целесообразность педагогического опыта…………….17

2.6 Социальная направленность педагогического опыта……………………..17

2.7 Врспроизводимость педагогического опыта………………………………18

Глава 3 Результативность инновационного педагогического опыта

3.1 Эффективность педагогического опыта……………………………………20

3.2 Распостранение педагогического опыта…………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемых источников и литературы……………………………..26

Приложения ……………………………………………………………………..27

Введение

В инновационном опыте рассматриваются возможности формирования коммуникативных компетенций учащихся посредством использования лингафонного кабинета со всеми его возможностями: полилогическое, монологическое и диалогическое общение в формате ОГЭ и ГИА; аудирование в различных видах с использованием двухсторонней и трехсторонней связи. Так же предлагаются рекомендации по ведению уроков устной речи и аудирования с использованием полукабинок, приводится пример проекта урока, направленного на формирование аудитивных и речевых навыков на одном уроке в формате ОГЭ и ЕГЭ.

Актуальность данной работы: В существующих реалиях необходимым фактором реализации современной системы образования по иностранным языкам, является коммуникативная компетенция учащихся и их готовность к правильно - оформленной и беглой речи по английскому языку на ЕГЭ и ГИА, где в скором будущем монологическая и диалогическая речь будет проходить наедине с компьютером. У детей, не готовых к данной ситуации, это может вызвать стресс и снижение активности практической деятельности на экзамене. Эту проблему может решить педагог, использующий в своей деятельности все возможности и функции лингафонного кабинета, развивая у детей навыки аудирования и говорения на иностранном языке. Во -  первых, использование наушников с микрофонами при диалогической и монологической речи мотивирует учащихся на дальнейшее обучение, вызывая у них интерес и заинтересованность, во – вторых, учащиеся попадают в ситуацию общения наедине с собой, когда ты не видишь своих собеседников, не поворачиваешься к ним, при этом проявляя способность отвечать на вопросы и вести общение на заданную ситуацию, это способствует усиленной подготовке к ЕГЭ и ГИА по устной речи и аудированию.

Объект: развитие коммуникативной и аудитивной составляющей английского языка на занятиях в лингафонном кабинете.

Предмет: технология информационно – коммуникационного преподавания английского языка в современных реалиях на базе лингафонного кабинета.

Цель: Раскрыть возможности информационно-коммуникационных технологий преподавания устной речи и аудирования в лингафонном кабинете на фоне современной модернизации образования.

Задачи: 

  1. Изучить и проанализировать различные информационные источники по заданной тематике.
  2. Сформировать банк компетентно выстроенных заданий обучения устной речи и аудирования в лингафонном кабинете.
  3. Составить и апробировать проект урока по развитию коммуникативных и аудитивных навыков учащихся с применением полилогов и диалогов.
  4. Составить графические показатели знаний учащихся и спроектировать их дальнейшее формирование.
  5. Доказать эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в современных реалиях.
  6. Разработать методы рефлексии и диагностики уровня сформированности коммуникативных и аудитивных компетенций учащихся на занятиях в лингафонном кабинете.

Целесообразность инновационного опыта:

Интенсификация учебно-познавательного процесса

Повышение мотивации к изучению иностранного языка

Повышение эффективности изучения материала

Развитие информационно-коммуникационной лингвистической среды

Формирование коммуникативных и аудитивных компетенций учащихся

Новизна:

Инновационный педагогический опыт имеет ряд преимуществ:

Во  - первых происходит изменение роли учителя, из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной креативно-коммуникативной среды деятельности своих учеников.

Во - вторых присутствует информационно-коммуникационная составляющая учебного процесса, что важно для современной образовательной действительности.

В - третьих,  через мотивационный настрой учащихся и готовности говорить на английском языке в различных разговорных формах: полилог, диалог, монолог формируются ключевые компетенции.

В - четвертых, увеличивается мотивационный потенциал для всех субъектов образовательного процесса.

Принципы инновационного опыта:

Открытость: возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов.

Целостность: Соединение образовательного процесса с компетентносным воплощением его в модернизационно-информационную среду.

Сотрудничество: комплексная работа и взаимодействие с каждым обучающимся.

Саморазвитие: формирование умения гибкости и динамичности коммуникативных навыков у учащихся, которые способны реализовываться и быть готовыми к изменениям на уроках устной речи и аудирования.

 Диагностируемость: наличие обратной связи и мониторинг функционирования и формирования коммуникативных компетенций на уроках английского языка в лингафонном кабинете.

Конструктивная целостность: установление прочной взаимосвязи с учащимися в ходе занятий в лингафонном кабинете и проектирование дальнейшей деятельности в процессе реализации составленной системы коммуникативного общения.

Целевые группы: субъекты образовательного процесса

Инновационный опыт применяется для детей среднего и старшего возраста и направлен на формирование у них аудитивных и коммуникативных компетенций с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Также направлен на  педагогов – новаторов, использующих на своем уроке новые методы и формы обучения.

Глава 1 Теоретико – информационная составляющая работы лингафонного кабинета

Теоретико – информационная база по формированию коммуникативных и аудитивных компетенций на уроках в лингафонном кабинете практически не разрабатывалась никем. Возможно, это связано с тем, что данное оборудование достаточно дорогое, и не каждое образовательное учреждение может приобрести лингафонную систему и полностью оборудовать под нее кабинет. А также уроки, направленные на формирование аудитивных и коммуникативных навыков, необходимо планировать и проектировать самому педагогу с учетом традиционного типа урока, так как учащиеся не могут, по правилам здоровье  сберегающих технологий находиться в наушниках в течение всего урока. Теоретические аспекты разрабатывались, в основном, педагогами – новаторами, которые сами изучали данную область деятельности и применяли на практике свои знания, умения и навыки.

В лингафонном кабинете работают и разрабатывают занятия разной направленности: Черных М. А, Лейсан И.Л, Мартинес М.Н  др.

Изучение иностранного языка открывает перед человеком огромные возможности во всех сферах  деятельности. Хорошо владея иностранным языком, можно читать специальную литературу на этом языке, а значит, совершенствоваться в своей профессии. Можно общаться с людьми других национальностей на их языке, а это всегда не только интересно, но и, как правило, познавательно.

Совершенствование и оптимизация учебного процесса невозможны без выбора наиболее целесообразных методов и форм обучения. Новое содержание образования ускорило внедрение в учебный процесс активных методов, технических средств обучения, которые способствуют более совершенной передаче знаний, ускоряют процесс обучения и повышают его эффективность, позволяют активнее использовать образовательный потенциал.

Лингафонный кабинет как техническое средство обучения занимает особое место в изучении иностранного языка и его преимуществами по сравнению с другими средствами обучения являются:

- многообразие режимов работы (парный, групповой, общий);

-применение на разных этапах познавательной деятельности;

-повышение эффективности учебного процесса при значительной экономии времени;

-характер взаимодействия преподавателя и учащихся;

-увеличение темпа работы;

-возможность комплексного использования;

 Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам — один из важных проблемных вопросов современной методики преподавания  языков. Применение лингафонного кабинета при изучении иностранного языка дает  преподавателю возможность разнообразить методы, формы, приёмы обучения, делает структуру занятия более насыщенной и глубокой. Это также создает определенный эмоциональный настрой при изучении материала, что способствует активизации познавательной деятельности студентов.

При этом можно выделить следующие функции лингафонного кабинета: информативная; тренировочно – обучающая; коммуникативная; контролирующее – корректирующая; управление учебной деятельностью.

Целесообразность использования лингафонного кабинета определяется содержанием учебного материала. Целенаправленное включение лингафонного кабинета на уроке приводит к тому, что изучение темы приобретает новые качественные особенности.

На уроках с применением лингафона эффективно решаются следующие задачи: формирование артикуляции и ритмико – интонационных навыков; формирование и совершенствование навыков  чтения и аудирования; формирование и совершенствование навыка говорения (лексического, грамматического); развитие и контроль устной речи (монологической, диалогической); контроль понимания прослушанного, усвоения лексически.

Глава 2 Лингафонный кабинет как основной вид ресурса современного урока при обучении устной речи и аудирования

  1. Методы и приемы формирования исследовательской работы

В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. 

В существующих реалиях модернизации учебного процесса, можно найти огромное количество разных видов информационных ресурсов, которые учитель применяет на своем уроке. Но не один из компьютеризированных классов, оборудованных последними видами мультимедийного оснащения, не может дать такой возможности обучения аудированию и устной речи на уроках английского языка,  как наличие лингафонного кабинета в образовательном учреждении.

Уроки в лингафонном кабинете, не только повышают мотивацию учащихся (урок проходит в нетрадиционной форме), но также раскрывает их возможности и творческий потенциал при обучении говорению и аудированию. Учащиеся способны сами, без учителя управлять педагогическим процессом во время полилогического общения, учитель, при этом выполняет роль наблюдателя. Уроки английского языка в лингафонном кабинете способны подготовить учащегося к одному из самых сложных экзаменов  - экзамену по английскому языку, который в 2020 году вступает в перечень основных государственных экзаменов школьников. На ЕГЭ устная речь будет проходить наедине с компьютером, поэтому школьнику необходимо уметь общаться с компьютеризированной системой, а в лингафонном кабинете можно организовывать  данные процессы.

Не все педагоги могут и хотят применять специально-разработанные полилоги, диалоги и монологические высказывания, а также осуществлять отбор заданий, направленных на формирование и автоматизирование аудитивных, коммуникативных и фонетических навыков учащихся, так как система лингафонного кабинета предполагает высокую стоимость, что может позволить себе не каждое образовательное учреждение, а также требует  постоянных разработок уроков, совмещенных с основной школьной программой. Некоторые учителя не понимают, зачем нужен лингафонный кабинет, так как современная модернизированная система образования предлагает компьютеризированные возможности для обучения аудированию (в каждом образовательном учреждении имеются колонки и компьютер для воспроизведения речи носителя языка), и для обучения устной речи (используя систему уроков обычного типа).

В своей педагогической деятельности я разрабатываю различные уроки, направленные на формирование коммуникативных компетенций у учащихся, одним из новшеств образовательного процесса и обучения английскому языку в лингафонном кабинете являются полилоги, практически не используемые в школьной педагогической практике. Но как показывает моя деятельность, данный вид новшества позволяет учащимся самим вести беседу, дебаты в наушниках с микрофоном, не поворачиваясь друг другу, то есть  исключается в данном случае эмоциональное воздействие друг на друга, путем выражения мимики и жестов, что дисциплинирует учащихся, и готовит к стрессоустойчивости на ЕГЭ по устной речи и аудированию, находясь  наедине с компьютерной техникой.

На уроках в лингафонном кабинете можно применять все виды компьютерной модернизации учебного процесса в совокупности с лингафонным оборудованием, которое дает возможности совмещать все эти виды в один урок. Также, в будущем, я планирую применить интернет общение с другими школами Российской Федерации, используя лингафонное оборудование и совмещая тему урока с английским или американским праздником. Где учащиеся двух школ по видео связи смогут общаться со школьником другой школы на английском языке самостоятельно, используя лингафонное оборудование. Это поможет учащимся слушать каждого ученика в отдельности и вступать в беседу, не нарушая общения одноклассников, которое происходит параллельно. Данное новшество целесообразно попробовать применить на практике с англоговорящими школами, именно над этим после апробации проекта по Р.Ф, я бы хотела работать в дальнейшем, чтобы раскрыть функции лингафонного кабинета на международном уровне.

Фандрайзинг:

Социальное партнёрство

 

Сущность инновационного педагогического опыта и его практическая значимость заключаются в формировании коммуникативных и аудитивных  компетенций у обучающихся на уроках английского языка в лингафонном кабинете. Современные образовательные технологии и педагогические новшества автора в процессе обучения устной речи и аудированию, являются средством достижения поставленной цели.

Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Внедрение современных компьютерных технологий, являющихся принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания, требует развития новых методов и организационных форм обучения. Иностранный язык – это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предлагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение. Очень важно проводить уроки иностранного языка в специально оборудованном кабинете. Работа в современном лингафонном кабинете предоставить возможность интенсивно упражняться в выработке умений и навыков устной речи, которые формируются в результате практики.

Мультимедиа-лингафонный класс Норд, который имеется в МБОУ «Гимназия №136» - это стандартный учебный компьютерный класс дооснащений до уровня, необходимого для изучения иностранных языков. Для работы класса необходимо программное обеспечение НОРДl-Lingo. Основной возможностью мультимедиа-лингафонного класса является звуковая связь преподавателя со всеми учащимися или группой учащихся, а также речевая и аудиозапись учащихся, объединенных в группу между собой, возможность учащихся записывать свою речь на магнитофон, а затем прослушивать эту запись и сравнивать ее с образцом, что способствует развитию фонетических и аудитивных навыков, в дальнейшем доводимых до автоматизации.

Задания для обучения этих видов речевой компетенции и задания для подготовки устного экзамена по английскому языку разработаны лично автором, так как информации и необходимого банка заданий для уроков такого формата еще не разработано, поэтому автор данной работы, является в своем роде педагогом – новатором.

В данном педагогическом инновационном опыте мной используется огромное количество заданий, которые готовятся по каждому модулю и отдельным темам. В своей педагогической деятельности, я посчитала необходимым, помимо стандартных диалогов и монологов, ввести полилогическое общение, которое практически не применяют на практике  в школьной программе. Результатом данного вида деятельности стало:

  1.  дети быстро и логично мыслят.
  2.  могут творчески и креативно проявить себя.
  3.  учитель не помогает в процессе общения учащимся, делая их руководителями процесса, являясь при этом наблюдателем и слушателем.

Такие полилоги своеобразно проводить с 7 класса по определенным темам изучаемой программы в течение пяти – семи минут на заданную учителем тематику.

Педагогический инновационный опыт предполагает  разные виды постановки задач для полилога перед учащимися: включение 1-2 минутного видео (например, реклама магазина). Затем задается тема, (например «Что вы можете сказать об увиденном?»), учащиеся начинают сами формировать полилог без дальнейшего влияния учителя на ход беседы.

В процессе развития аудитивных навыков я часто составляю тесты в формате ЕГЭ и ГИА для учащихся, нахожу необходимую информацию в интернет источниках или на дисках с англоговорящими людьми. Я стараюсь совмещать не только чистое классическое британское произношение в аудировании, но также и американские варианты слов и словообразования, потому что как показывает практика, иногда на ГИА можно услышать и спикеров с американским произношением. Поэтому считаю, что дети должны владеть данной версификацией слов в аудировании. Затем, мной составляются задания в формате государственного экзамена по аудированию, где ученик должен доказать правоту своего ответа, пользуясь прослушанным речевым образцом. Еще одним новшеством в моей педагогической деятельности являются полилоги и диалоги по прослушанным текстам: учащиеся слушают текст, получают задание и начинают полилог, либо диалогическое общение с переключением лингво – программы на беззвучность других: это развивает логику, мышление, а главное способность быстро и нестандартно реагировать на предложенные условия в задании.

Инновационный опыт носит комплексный и системный характер, соответствует общепедагогическим требованиям.

2.2 Инновационная направленность педагогического опыта

Если обратиться к “вызовам времени”, к тем социальным запросам, которые выдвигаются реалиями современной жизни и школьной практики, то можно увидеть, что данный опыт имеет инновационную направленность.

В настоящий момент в силу вступают федеральный государственный стандарт для 7-11 классов, то есть учащиеся и выпускники школ должны обладать качественными и системными знаниями по иностранному языку, широким спектром разнообразных умений в данной области деятельности, находить нестандартные решения для преодоления противоречий и трудностей в любой жизненной ситуации, быть способными к активной реализации личностного потенциала, а также обладать умением логично и последовательно изъяснятся на английском языке и полностью понимать речь носителей языка.

На уроках по устной речи и аудированию обучающиеся вовлечены в учебную деятельность, насыщенную разными заданиями в формате ЕГЭ по данным видам речевой компетенции, они учатся изобретать, осваивать новое, быть открытыми и свободно выражать собственные мысли не видя, друг друга (отдельная кабинка и наушники с микрофоном готовят к ситуации общения с компьютером на государственном экзамене), а только слушая речь собеседников, находясь в ситуации компьютерной задачи.

Новизной данного инновационного опыта является целенаправленная деятельность педагога на формирование заявленных речевых компетенций  средством использования современного ресурса инновационного урока в лингафонном кабинете.

В своей работе автор использует метод создания проектов – уроков и банка заданий, который является одним из эффективных способов формирования и развития личности обучающихся, отличным способом формирования коммуникативной компетенции. 

Новизна педагогического опыта заключается ещё и в том, что при организации обучения английскому языку, используя новый вид ресурса современного урока, изменяется функция учителя. Учитель представлен в роли консультанта, который не просто преподносит готовые знания, а создаёт условия для активной деятельности учащихся, который помогает, консультирует, направляет, побуждает, то есть стимулирует, инициирует и поощряет саморазвитие и самовоспитание.

Инновационный педагогический проект имеет ряд преимуществ:

Во - первых происходит изменение роли учителя, из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной креативно-коммуникативной среды деятельности своих учеников;

Во вторых присутствует информационно-коммуникационная составляющая учебного процесса, что важно для современной образовательной действительности;

В третьих,  через мотивационный настрой учащихся и готовности говорить на английском языке в различных разговорных формах: полилог, диалог, монолог формируются ключевые компетенции;

В четвертых, увеличивается мотивационный потенциал для всех субъектов образовательного процесса;

2.3Методологическая база педагогического опыта

Принципы, положенные в основу ИПО:

гуманизация (английский язык - гуманитарная дисциплина, часть человеческой культуры; происходит приближение изучения предмета к человеку, его интересам, потребностям и способностям, раскрытие философского вопроса «зачем я в этом мире?»);

природосообразность (используются методы дифференциации и индивидуализации для реализации способностей обучающихся, организация учебного процесса на уроке происходит таким образом, чтобы обучающиеся с разными способностями получали на каждом этапе урока доступную, посильную и насыщенную работу с учетом привычного для них темпа);

деятельностный подход (знания приобретаются только в деятельности, автор использует активные методы обучения);

личностно-ориентированный (обращение к жизненному опыту обучающегося, организация разнообразных видов деятельности для его самовыражения и самоутверждения);

целостность и непрерывность развития. (его отражение в содержании, методах обучения английскому языку, позволяющее формировать опыт умственной, поисковой, творческой, трудовой и т.д. деятельности обучающихся; опыт их эмоционально-ценностных отношений, создание целостного представления о научной картине мира).

Понятийно-терминологический аппарат (приложение 1)

Разработок уроков данной направленности по устной речи и аудированию в комплексном подходе пока еще не существует, поэтому основной задачей учителя является разработка и внедрение разных видов деятельности, и чередование с обычным классическом видом урока.

2.4 Педагогическая целесообразность педагогического опыта

Педагогическая целесообразность ИПО заключается в построении образовательной среды для формирования аудитивных и коммуникативных компетенций у учащихся в процессе занятий в лингафонном кабинете.

Уроки в лингафонном кабинете, направленные на формирование аудитивных и коммуникативных навыков учащихся с применением нетрадиционных форм обучения реализует личностную ориентацию образовательного процесса в современных реалиях модернизированного учебного процесса, и трансформируют традиционную фундаментальность в универсальность.

Целесообразность проекта:

  1. Интенсификация учебно-познавательного процесса
  2. Повышение мотивации к изучению иностранного языка
  3. Повышение эффективности изучения материала
  4. Развитие информационно-коммуникационной лингвистической среды
  5. Формирование коммуникативных и аудитивных компетенций учащихся

2.5 Психологическая целесообразность педагогического опыта

Автор знает индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, учитывает их в своей деятельности, тем самым создаёт благоприятную психологическую обстановку на уроках, что способствует успешному усвоению материала и сохранению здоровья детей (приложение 2).

2.6 Социальная направленность педагогического опыта

ИПО “Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии” направлен на повышение престижа образования и самообразования обучающихся и всех участников, вовлечённых в реализацию проекта. Технологии, используемые в ходе проекта, информационно-коммуникационная, технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности, метод проектов, технология проблемного обучения позволяют участникам работать индивидуально, самостоятельно, коллективно, в малых и больших группах. Кроме формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций, развиваются и творческие способности и возможности всех участников образовательного процесса.

Организованный педагогом образовательный процесс не только создаёт условия для развития способностей обучающихся, но и соответствует их базовым потребностям, что, в свою очередь, способствует сохранению их здоровья.

Данный ИПО даёт возможность и педагогу постоянного заниматься самообразованием, самосовершенствованием, саморазвитием. Педагог развивает у себя такие инвариантные управленческие способности, как исследовательские (контролирующие): постановка целей, сравнение, выделение общего, различного, главного, обобщение, осознание и доказательство позиции себе и другим; проектировочные (постановка цели решения проблемы, коррекция управленческих и исполнительных целей, принятие решения, подбор средств реализации, способов управления, контроль, коррекция); технологические (организация целевого пространства, определение способов деятельности, подбор средств, прогнозирование результата, организация продуктивного, рефлексивного пространства и т.д.); коммуникативные и рефлексивные.

2.8 Воспроизводимость педагогического опыта

На основе данного опыта проводятся открытые уроки, мастер классы. Педагогический опыт распространяется на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

Необходимые условия реализации инновационного опыта.

Данный педагогический опыт может быть воспроизведён на уровне любого образовательного учреждения, в котором есть функционирующий лингафонный кабинет.

Кадровые ресурсы: учитель любой квалификационной категории.

Здесь существуют небольшие риски, поэтому педагог должен внимательно разрабатывать уроки в лингафонном кабинете, обязательно чередуя их с уроками лексики, грамматики и словообразования.

Оценка риска:

Оценки риска

Меры для их минимизации

Внутренние риски

  1. Урок устной речи и аудирование с формами полилогического, диалогического общения и аудирования занимают весь урок

Уроки устной речи и аудирования должны чередоваться с уроками грамматики и лексики

  1. Значительное возрастание нагрузки на преподавателя, по причине отсутствия в учебно-методических комплексах новейших разработок уроков в лингафонном кабинете, с использованием полилогического общение разработок нет совсем и на практике в школах данный вид деятельности не применяется.

Создание методических рекомендаций, проектов уроков и банков заданий для уроков, направленных на формирование коммуникативных и аудитивных компетенций.

Внешние риски

В результате подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по аудированию в наушниках лингафонной системы, есть риск первоначального непонимания рассеянного аудирования (через колонки), так как учащиеся привыкают к речи, которая идет непосредственно в уши.

 Материально- технические ресурсы:

Системная база лингафонного кабинета, оснащенная наушниками микрофонами встроенным компьютером.

Глава 3  Результативность инновационного педагогического опыта

3.1 Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

Ожидаемые результаты:

Прямые:

  1. Систематизация информационных источников по теме проекта
  2. Проектирование заданий на формирование коммуникативной компетенции учащихся с использованием полилогов и мультимедийное сопровождение.
  3. Пакет компетентностно – ориентированных заданий (аудитивного и коммуникативного характера) для обучающихся
  4. Методические рекомендации для учителей.

Косвенные:

  1. Повышение мотивации учащихся к обучению английского языка
  2. Повышение уровня сформированных компетенций учащихся
  3. Повышение профессионального уровня педагога, а в результате изменение качества и содержания урока
  4. Создание нового содержательного имиджа школ, соответствующих государственному и социальному заказу.

  1. Распространение педагогического опыта

Педагогический опыт обобщался:

  1. на уровне общеобразовательного учреждения:

Выступление на педагогическом совете «Уроки в лингафонном кабинете как основной вид ресурса современного урока»; открытый урок по теме «Покупки» с использованием полилогов, диалогов и аудирования с чередованием формы традиционного урока.

  1. На муниципальном уровне:

Открытый урок по теме «Окружающая среда с элементами дифференцированного обучения для 9 класса с углубленным изучением английского языка». Урок был дан на областном уровне по программе «Экспериментальная площадка» в 2012 году.

  1. На всероссийском уровне:

Методическая разработка урока на тему «Методическая разработка по английскому языку в рамках подготовки старших школьников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, используя технологию дифференцированного обучения» заняла 1 место в 3 всероссийском конкурсе методических разработок «Обмен опытом».

Центр педагогического мастерства «Новые идеи» - Лучшая  методическая разработка» - 1 место.

Все дипломы представлены на личном сайте автора, проекты уроков представлены на личном сайте автора: http://nsportal.ru/sentyabreva-anna-aleksandrovna

Прогнозируемый результат

Развитие личностных, метапредметных, предметных результатов на уроках аудирования и устной речи в лингафонном кабинете (на настоящем этапе обучения)

7 а (углубленное изучение)

 

класс

личностные

метапредметные

предметные

аудирование

 66%

60%

70%

Устная речь

76%

78%

75%

8а углубленное изучение

класс

личностные

метапредметные

предметные

аудирование

 65%

66%

71%

Устная речь

72%

68%

70%

8 в (углубленное изучение)

класс

личностные

метапредметные

предметные

аудирование

 80

85

84%

Устная речь

83

79%

86%

9 а (углубленное изучение)

класс

личностные

метапредметные

предметные

аудирование

 56%

47%

61%

Устная речь

53%

53%

64%

Планируемые результаты через год работы

При выполнении требований прогнозируется подъем на 15 % в течение года

Заключение

Особенностью инновационного педагогического опыта является масштабность, повышенная актуальность к модернизации образовательного процесса и инновационным технологиям в сфере обучения иностранному языку на высоком уровне и мотивированной подготовки к государственному экзамену.

Современные уроки формирования коммуникативных компетенций в лингафонном кабинете – это эффективное и инновационное обучение в школе 21 века, которое ведет к автоматизации коммуникативных навыков на разных этапах обучения.

На основе данного педагогического опыта предполагается: участие в различных методических конкурсах, публикации, распространение опыта, открытие тематической педагогической мастерской на образовательном портале.

I КНИГИ

  1. Бейзеров В. А. Проблемное обучение // Образование в современной школе. — 2005. — № 12. — С. 4851.
  2. Калашникова Ю.Б. Эвристический и традиционный подходы в образовании: свобода и безопасность.// Интернетжурнал «Эйдос». — 2009. — 14 января.
  3.  Король А. Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения. // Педагогика. — 2007. — №9. — С.1825
  4.  Король А. Д., Хуторской А. В. От монолога к диалогу: методологические предпосылки проектирования образования — эвристического типа. // Интернетжурнал «Эйдос». — 2007. — 22 февраля

II СТАТЬИ

  1. Литфуллина Л.И. «Наука и образование» - Новое время № 5, 2015. http://articulus-info.ru/wp-content/uploads/2015/09/5_2015_Lutfullina-L.I.1.pdf
  2. Мартинес М.Н «Моделирование занятия иностранного языка в условиях лингафонного кабинета, 2011. http://nsportal.ru/vuz/filologicheskie-nauki/library/2011/11/14/modelirovanie-zanyatiya-inostrannogo-yazyka-v
  3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. — Центр «Эйдос»
  4. Хуторской А.В. Рождение знаний в обучении // Интернетжурнал «Эйдос». — 2003. — 2 декабря. 15. Хуторской А.В. Структура эвристических способностей учащихся // Интернетжурнал «Эйдос». — 2005. — 21 апреля.
  5. Черных М.А Работа в современном лингафонном кабинете//Фестиваль педагогических идей. - http://festival.1september.ru/articles/505766/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Понятийно-терминологический аппарат

Подход – совокупность приёмов к изучению чего-нибудь.

Технология – совокупность процессов обработки или переработки материалов в определённой отрасли, научное описание способов производства.

Компентентностный подход – подход, обеспечивающий формирование ключевых компетенций у обучающихся в процессе обучения.

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Ключевые компетенции – относятся к общему содержанию образования (метапредметному, то есть надпредметному – общему для всех предметов).

Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Общекультурные компетенции - круг вопросов, по отношению к которым обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности - это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, также опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Информационные компетенции. При помощи информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Internet) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную.

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Приложение 2

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
      Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
      Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
      Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
      В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
      Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.
      В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
      Подростки-мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе - насилием над другими.
      Девочки-подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки считают идеальной работу проститутки, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями. 
      Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще.
      Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
            - формирование нравственных качеств личности
            - знакомство с примерами положительных идеалов.
      Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе:
                       школа-----семья-----общество-----ребенок.
      Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».
      У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителями. Ученик, который имеет все пятерки по многим предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации.
Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с классом.

Ранняя юность, старший школьный возраст – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15-16 до 21-25 лет, ранняя юность – до 18-19 лет). В этом возрасте у молодого человека появляется проблема выбора жизненных ценностей. Старшеклассник стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям, также к моральным ценностям. Что касается когнитивных изменений в юности, то отвлеченно – философская направленность юношеского мышления обусловлена развитием формально- логических операций и особенностями эмоционального мира ранней юности. Развитие внимания характеризуется противоречивыми тенденциями. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Старший школьный возраст — это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Юноши начинают понимать значение слова «мужчина», а девушки – слово «женщина». Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность, пытаются это подчеркнуть всеми возможными средствами. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира. Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"

Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....

Инновационный педагогический опыт "ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО - ИНФОРМАЦИОННОГО МЕДЕАЦЕНТРА

В данной  программе обосновывается актуальность изменений работы и оснащенности школьной библиотеки, основные направления  дальнейшего развития школьной библиотеки, которые в новых условиях ...

инновационный педагогический опыт

«Формирование правильного звукопроизношения на основе использования игровых технологий на занятиях с детьми, имеющих фонетическое нарушение  речи – ротацизм»Для успешного обучения в современной ш...

Мой инновационный педагогический опыт.

Мой инновационный педагогический опыт "Работа со словом"....

Инновационный педагогический опыт

Использование средств ритмической гимнастики в адаптивной физической культуре...

Инновационный педагогический опыт

Инновационный педагогический опытучителя технологии и биологии МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики МордовияПаршиной Людмилы Михайловны...

Инновационный педагогический опыт "Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии"

Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов,  как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня ком...