Формирование ключевых компетенций в процессе игровой деятельности обучающихся средствами географии
методическая разработка по географии на тему
«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентно-ориентированное обучение, обозначенное в концепции модернизации Российского образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyuchevye_kompetentsii.ppt | 795 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». (Б. Паскаль) «Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентно-ориентированное обучение, обозначенное в концепции модернизации Российского образования.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате, школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2007 году, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в средине XXI века, трудно себе представить. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность, умение самостоятельно образовываться и переключаться на другие виды деятельности. Новое содержание образования заключается в освоении учащимися набора ключевых компетенций .
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современной России. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования - формирование ключевых компетенций. Компетенция (в переводе с латинского competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность - умение использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической деятельности.
Формула компетентности: Компетентность=мобильность знаний + гибкость метода+ критичность мышления.
Понятие «компетенция» включает: • знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. • навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. • способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. • стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. В поведении проявляются наши ценности, этика, убеждения и реакция на окружающий мир. • усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.
Образовательными компетенциями являются следующие: Ценностно-смысловая компетенция . Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной или иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Информационная компетенция . При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Сюда входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
Каждый человек уникален и индивидуален, поэтому не может быть единых жестких требований к каждому выпускнику. В моём понимании выпускник – это личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентирован на успех:
Для формирования определенной компетенции необходимы соответствующие условия. Формирование компетенций – это не смена содержания, а смена технологии обучения. Наиболее эффективными в этом плане являются, в частности, метод проектов, ведение элективных курсов, использование игровых технологий.
«Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу». А. С. Макаренко Игра – одно из древнейших средств обучения и воспитания детей. Дидактическая игра выступает и как форма активного личностно-ориентированного обучения, и как новая технология обучения. Педагогическая игра , в отличие от игр вообще, обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом , который может быть обоснован и представлен в чистом виде.
Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объёма разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, Интернетом, а также, во-вторых, все более масштабным использованием средствами массовой информации игровых технологий.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: ► развлекательную – основная функция игры – удовольствие учащегося от самого процесса деятельности; ► коммуникативную – игра позволяет учащемуся войти в реальный контекст сложнейших человеческих взаимоотношений; ► самореализации – игра позволяет с одной стороны построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике учащегося, с другой – выявить недостатки опыта; ► терапевтическую – игра используется как средство преодоления разных трудностей, возникающих у учащегося в общении, учении;
► диагностическую – игра позволяет педагогу диагностировать различные проявления учащихся, такие как: интеллектуальные, творческие, эмоциональные; ► коррекции – с помощью игры можно внести позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей учащегося; ► межнациональной коммуникации – игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей; ► социализации – с помощью игры происходит включение учащегося в систему общественных отношений, усвоение им богатства культуры.
Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной. Решение этих задач реально при использовании игровых технологий в обучении и воспитании. Компетентность – применение полученных знаний на практике: Способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт; Способность эффективно действовать за пределами ситуаций, тем, изучаемых в учебном процессе; Умение действовать самостоятельно, нести личную ответственность, занимать рефлексивную позицию.
ИГРА – Найди соответствие В ходе игры Вам необходимо… Компетентность Проанализировать ситуацию и выявить проблему Социальная Выполнить задание по инструкции Коммуникативная Извлечь информацию из различных источников Информационная Структурировать имеющуюся информацию Готовность к самообразованию Уметь представлять и отстаивать свою точку зрения Технологическая Использовать ресурсы других людей Готовность делать осознанный выбор
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной деятельности осуществляется за счет: дидактическая цель ставится в виде игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства; дидактическая задача переводится в игровую за счет элемента соревнования; успешное выполнение заданий связывается с игровым результатом.
Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры: деловые; организационно-деятельностные; ролевые; инновационные игры; дидактические.
Основные аспекты развития личности ребенка в этой связи можно назвать следующие: 1. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера : (возникает иерархия мотивов; социальные мотивы более значимы, чем личные). 2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм : (ориентировка во взаимоотношениях между людьми, развитие самосознания и самооценки). 3. Развивается произвольность поведения : (постижение ребенком норм и правил поведения). 4. Развиваются умственные действия : (формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка).
Преимущества игровых технологий: Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс. Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин. Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе). Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца). Недостатки игровых технологий: Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.
Игра как феномен позволяет: без опаски выражать эмоции; понять себя и испытать на пределе возможностей свои внутренние ресурсы; осваивает новые способы поведения; быть задействованным в игре зачастую более интенсивно, нежели в повседневной действительности; обретается возможность оперативно анализировать собственные реакции.
Систематическое и целенаправленное использование игровых методов может дать определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности учебной деятельности, в формировании различных образовательных компетенций.
Использование игровой технологии позволяет формировать ключевые компетенции учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях, вырабатывается навык самостоятельного добывания знаний, принятия нестандартных решений.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций, направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности
применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических ум...
Деятельностный подход в обучении через формирование ключевых компетенций в обучении и воспитании на уроках географии
Доклад на РМО учителей географии в 2011 году...
Формирование ключевых компетенций в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по математике.
Сообщение для "круглого стола" в рамках проведения методической недели. Содержит текст выступления, презентацию и несколько полезных правил по данной теме....
Формирование ключевых компетенций в процессе подготовки к НПК
Статья помогает ответить на вопрос: "Какие ключевые компетенции формуруются у учащихся в процессе подготовки к Научно-практичекой конференции?"...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...
формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
Работая одновременно с большими группами учащихся, учитель ориентируется на среднего ученика. При такой системе неизбежно задерживается развитие одних и создаются непреодолимые трудности для других уч...