Формирование ключевых компетенций в процессе подготовки к НПК
статья на тему

Сумина Татьяна Борисовна

Статья помогает ответить на вопрос: "Какие ключевые компетенции формуруются у учащихся в процессе подготовки к Научно-практичекой конференции?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как работаю над формированием КК в процессе подготовке к научно-практической конференции? Работу строю от конечного результата деятельности – самой научной работы. На первом занятии знакомлю со структурой научно-исследовательской работы, то есть определяю сама поле их деятельности и ставлю перед ними задачу: при исследовании не столько получить знания, сколько использовать имеющиеся и полученные знания как  средство решения поставленных учащимися задач.

Представим структуру любой работы (это план действия каждого):

Введение:

  • Актуальность
  • Проблема
  • Цель
  • Задачи
  • Практическая значимость

Глава 1. Обзор научной литературы по данной проблеме.

Глава 2. Исследовательская часть.

Заключение.

Сформулировать проблему вовсе не требую самостоятельно. Мы определяем проблемное поле, исходя из актуальности и практической значимости предлагаемых ситуаций, т.е. вопрос        «Насколько актуально исследование того, что тебе интересно и кому это может пригодиться?» звучит постоянно. А это не что иное, как определение направления работы, или достижимых целей и предположение последствий достигнутых результатов, т.о. формируем компетенцию решения проблем (готовности делать осознанный и ответственный выбор) и аспекты социальной компетентность (способность соотнести свои устремления с интересами других людей).

Здесь же определяем план действий на короткий промежуток времени, а это не что иное,  как формирование КК «готовность к самообразованию»: формулируем запрос на информацию, осуществляем информационный поиск с использованием различных средств, извлекаем информацию из источников разных видов.

Следующим этапом работы мы формируем информационную компетенцию: анализируем и систематизируем полученную информацию, определяемся с тематикой, представляя исследовательскую часть работы, структурируем имеющуюся информацию, делаем выводы по 1 главе нашей работы. Эти два этапа составляют 1 главу нашей исследовательской работы.

При определении средств исследования по данной проблеме мы решаем задачу формирования коммуникативной и социальной компетенций: определение формы и цели устной или письменной коммуникации, умение аргументировать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать с  людьми. После проведённых исследований мы приступаем к обработке результатов,  анализу и подведению итогов. Тем самым мы формируем технологическую компетенцию (следование инструкции) и  информационную (делаем аргументированные выводы).

Исходя из того, что мы в результате получили, мы правильно формулируем проблему, цель и задачи, прописываем гипотезу, возможно предмет и объект исследования, т.е. дорабатываем «введение». На этом же этапе пишем заключение - выводы по 1 и 2 главе.

Дальше идёт подготовка к публичному выступлению. Вот здесь происходит формирование сразу нескольких компетенций:

-  коммуникативная компетенция – публичное представление своей работы;

- технологическая компетенция – подготовка презентации;

- информационная компетенция – отбор информации для слайдов;

- социальная компетенция – защита проекта группой.

Такой  подход к работе над проектом дают результаты: 1 и 3 место на НПК в школе, 1 место на окружной НПК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование образовательного процесса направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся непрофильных классов при изучении физики.

Известно, что результаты обучения зависят не столько от качества программы или учебника. Они зависят от организации процесса обучения, от того, как работает сам учитель. В непрофильных классах при изу...

Формирование ключевых компетенций в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по математике.

Сообщение для "круглого стола" в рамках проведения методической недели. Содержит текст выступления,  презентацию и несколько полезных правил по данной теме....

Формирование ключевых компетенций в процессе игровой деятельности обучающихся средствами географии

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке тр...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ».

Для формирования учебно-познавательных компетенций, начиная с 5 класса, мной используется комплексная работа с текстом, которая даёт возможность организовать постепенную подготовку к сочинению, изложе...

Формирование профессиональных компетенций в процессе подготовки к концертным выступлениям

Приводя доводы выдающихся педагогов- пианистов, автор делает акцент на необходимости концертных выступлений, а также преодолении сценического волнения....