Организация и формы работы дополнительного образования в школе -одна из ключевых компетенций воспитательного процесса.
статья по теме
Дополнительное образование в кадетской школе-интернате является логическим продолжением учебного процесса и позволяет расширить поле свободного выбора учащихся в соответствии с их потребностями и интересами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_v_vospitanii.docx | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и формы работы дополнительного образования в школе - одна из ключевых компетенций воспитательного процесса.
В.М. Скутина.
ГКОУ «Куртамышская кадетская школа-интернат». Заместитель директора по ВР.
В современном быстро меняющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. Обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ, который отражён в Национальной доктрине образования Российской Федерации, и включает в себя следующие задачи:
-Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.
-Формирование культуры и межличностных отношений.
-Разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализация личности.
-Формирование у детей, молодёжи трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.
-Создание программ, реализующих информационные технологии в образовании.
-Воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта, противодействие негативным социальным процессам.
Появление новых документов: «Наша новая школа», проекта Федерального государственного стандарта общего образования (далее – Стандарта) – привели к изменению наших взглядов на воспитательную работу. Эти изменения связаны не только с постановкой новой педагогической цели воспитания (первоочередными стали задачи духовно-нравственного развития личности), но и эти изменения связаны в первую очередь с личностью самого учителя, изменением его взглядов на само понятие «воспитание», с восприятием этого понятия не как сопутствующего процессу обучения, а приоритетного. По мнению президента Российской академии образования Н. Д. Никандрова, «доучить что-то можно быстро, а довоспитать невозможно. Перевоспитание в любом случае требует больше времени. То, что воспитание не менее значимо, учителя и общественность должны понимать». В связи с этим в нашей школе определены новые направления, содержание воспитания, даны критерии оценки воспитательной деятельности.
В частности, в направлениях Программы развития образования Российской Федерации предусмотрена организация форм дополнительного образования детей в образовательных учреждениях общего образования, интеграция дополнительного и общего образования. Воспитательное воздействие дополнительного образования нельзя заменить ничем. Участие в работе коллективов по интересам позволяет каждому ребёнку найти себе занятие по душе, которое соответствует его природным наклонностям, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой статус в глазах педагогов, родителей, ближайшего окружения. Занятость учащихся во вне учебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, формирует умение планировать своё время. Участие детей в школьных праздниках, конкурсах, фестивалях, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию особенной индивидуальной атмосферы своей школы, воспитывает чувство гордости за неё.
Дополнительное образование помогает решить проблему свободного время провождения детей вне учебного процесса. Будучи доступным каждому желающему, являясь бесплатным, оно открывает ребятам двери к постижению нового, дает широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся начальной и основной школы. В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети получают практические навыки, необходимые для жизни компетентности: «Я- будущий профессионал», «Я - семьянин», «Я – творческая личность», «Я – здоровый человек» и другие.
В кадетской школе-интернате наиболее востребованными среди учащихся и родителей школы являются следующие направления.
- Патриотическое воспитание.
- Спортивно-оздоровительная работа.
- Техническое и прикладное творчество учащихся.
- Допрофессиональная подготовка (принципы построения профессиональной карьеры, навыки поведения на рынке труда).
- Обеспечение компьютерной грамотности.
- Программа эстетического развития личности.
- Подготовка к будущей семейной жизни, противодействие негативным социальным процессам.
№ | Название кружка | Компетентности | Результаты участия |
1 | Флористика и фотодизайн | Развитие творческих, индивидуальных способностей детей, расширение кругозора, развитие трудовых навыков. Изготовление поделок из природного материала, бумаги, ткани, работа по дереву и изделия из глины. | Лауреаты регионального конкурса «Зелёная планета», «Зауральское качество»-2 место, «Пожарная безопасность»-1 место, другие областные и районные выставки и конкурсы |
2 | Шашки, шахматы | Развитие интеллектуальных способностей кадет, аналитического мышления, усидчивости | 1-е и 2-е призовые места в районных и областных соревнованиях |
3 | ЮДП | Знакомство и изучение пограничной службы, развитие навыков военной и спортивной направленности | 2009г - 1место, 2011г- 2место |
4 | Безопасное колесо | Формирование знаний и умений по правилам ПДД | Участие в районных соревнованиях |
5 | Хореография | Развитие индивидуальных особенностей детей, музыкальности, двигательных качеств и умений, творческих способностей, потребности самовыражения. | Призёры и победители районных и областных конкурсов, «МЧС»-1место, «Кем быть?» - 2место и др., областной кадетский бал |
6 | Конструирование и моделирование одежды | Изготовление и оформление изделий из ткани, лоскутков; развитие творческих способностей кадет. | Лауреаты регионального конкурса «Зелёная планета» |
7 | Бисероплетение | Развитие художественного вкуса, чувства прекрасного, формирование качеств усидчивости, внимательности. | Участие в конкурсах и выставках |
8 | Народные инструменты | Развитие музыкальных способностей детей, игре на музыкальных инструментах | «Хрустальный ключик»- 2 место, номинация в районном конкурсе патриотической песни, «Таланты земли Куртамышской» - 1место и др. |
9 | ВИА | ||
10 | Вокальный | ||
11 | Цветоводство, живой уголок | Создание возможностей творческого развития, развитие художественного вкуса, формирование умения общаться, воспитание интереса к искусству | Посадка аллеи в г. Куртамыше, озеленение территории школы |
12 | Туризм и спорт, ориентирование | Формирование жизненно необходимых навыков и умений выживать не только в обычных , но и в экстремальных ситуациях. Обучение ориентироваться на местности. Воспитание любви к своему краю. | 1 место в областных соревнованиях- 2011г |
13 | ЮИД | Формирование гражданской ответственности, знание правил дорожного движения | Участие в конкурсах и выставках |
14 | Рукопашный бой | Формирование физических силовых качеств, мужественности, выносливости | Участие в районных и областных соревнованиях, 2011г - 2 место |
15 | Легкая атлетика, лыжи | Развитие общей выносливости, физических качеств - прыгучести, быстроты, взрывной силы. Повышение общекоординационных возможностей | 1место в районной Спартакиаде школьников, призовые места в районных и областных соревнованиях |
16 | Стрелковое дело | Приобретение навыков меткой стрельбы, умения ориентироваться в пространстве. Воспитание дисциплинированности, смелости, настойчивости | Участие в соревнованиях военно-патриотической направленности |
17 | ОФП (баскетбол, волейбол, футбол) | Поэтапность формирования основ самостоятельной двигательной деятельности. Углубленная подготовка по одному из видов спортивной специализации. Формирование мировоззрения воспитанников в сфере физической культуры | 1, 2 места в районных соревнованиях |
18 | Настольный теннис | Развитие специальных способностей – ловкости, быстроты реакции ориентировки в пространстве, быстроты перемещения с изменяющимся направлением движения | 2 места в районных и областных соревнованиях |
19 | Самбо (для девочек) | Укрепление здоровья кадет. Развитие силовых качеств, выносливости. Изучение приёмов самообороны | Участие в соревнованиях |
20 | Футбол | Укрепление здоровья кадет. Развитие физических качеств, выносливости, умения работать в команде. Воспитание стремления к победе, коммуникативных качеств, взаимовыручки. | Участие и призовые места в районных соревнованиях |
Дополнительное образование в кадетской школе-интернате является логическим продолжением учебного процесса и позволяет расширить поле свободного выбора учащихся в соответствии с их потребностями и интересами. В школе работает 20 кружков и спортивных секций, главной задачей которых является развитие физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, развитие компетентностей.
- Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их в течение года.
- Обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).
- Атмосфера занятий носит неформальный, доброжелательный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами.
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании. Используются традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе (лекция) и нетрадиционные формы - дискуссия, творческая мастерская, экскурсия, сюжетно-ролевая игра, интегрированное занятие, занятие-соревнование, конкурсы, викторины, флешмоб, презентации и др.
Положительным фактором в работе дополнительного образования является то, что многие руководители кружков принимают активное участие в проводимых мероприятиях, как внутри школы, так и вне её. Мастерство руководителей и эффективность проводимой работы доказывают результаты конкурсов, спортивных соревнований.
Ребята из кружка «Флористика и фотодизайн» (руководитель Третьякова Н.А.) победители областного конкурса «Зауральское качество». Кружок «хореография» (руководитель Симонова Е.И.) принял участие в конкурсе «Кем быть?, МЧС». Второй год школа занимает первое место и второе место в зональном конкурсе «Юный друг пограничника». Кадеты из кружка «Туризм и спортивное ориентирование» (руководитель Иванова С.Г.) занимают призовые места в районных и областных соревнованиях. Охват обучающихся дополнительным образованием с 2008 по 2012 - учебный год составляет 100% . Кадеты параллельно со школьными кружками занимаются в художественной, музыкальной, спортивной школах города Куртамыша, получая диплом и профессию.
Жизнь не стоит на месте, постоянно происходят изменения. Чтобы шагать в ногу со временем, необходимо иметь творческий потенциал, желание и возможности. Нам нужна школа, в которой мы живем сейчас, в которой уютно и тепло, создан благоприятный климат для развития способностей и возможностей каждого участника учебно-воспитательного процесса, где уважают права Детства и ,самое главное, любят и ценят каждого!
Возможности нашей кадетской школы, потенциал педагогических кадров, эффективная организация структуры учебно-воспитательного процесса дополнительного образования и активное внедрение инновационных технологий позволяют педагогическому коллективу применять новые формы работы для развития ключевых воспитательных компетенций, с уверенностью смотреть в будущее, не останавливаться на достигнутом. Все в наших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...
Информационно-педагогическая компетенция - одна из ключевых компетенций современного учителя
В эру информационно-компьютерных технологий, внедрившихся во все сферы нашей жизни, формируется новая компетенция учителя - информационно-педагогическая, т.е. владение информационн...
Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы
Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы...
Организация и формы работы дополнительного образования в школе - одна из ключевых компетенций воспитательного процесса.
Особенности работы отделения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности...
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
В условиях введения новых ФГОС использование технологии групповой работы на уроке становится необходимостью, так как групповая работа позволяет создать благоприятные условия для формирован...
Самостоятельная работа к теме 2.5.2 «Организация внеурочной деятельности и дополнительного образования в «Школе Минпросвещения России» полного дня»
Самостоятельная работа к теме 2.5.2«Организация внеурочной деятельности и дополнительного образования в«Школе Минпросвещения России» полного дня»Цель проекта: создание условий ...