Работа с одаренными детьми в системе современного лицейского образования на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему
Лицейское образование в условиях реализации стандартов нового поколения как никак требует выпускника нового типа. Но прежде, чем приступить к докладу, давайте зададимся вопросом: «Какие качества необходимы современному ученику?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._rabota_s_odarennymi_detmi.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Работа с одаренными детьми в системе современного лицейского образования на уроках английского языка».
Автор:
Шуртыгина Екатерина Сергеевна,
Учитель английского языка и литературы,
МБОУ «СОШ №119»,
г.Казань,
Лицейское образование в условиях реализации стандартов нового поколения как никак требует выпускника нового типа. Но прежде, чем приступить к докладу, давайте зададимся вопросом: «Какие качества необходимы современному ученику?». Разные люди ответят на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие – о воспитании, третьи – о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умений учиться. Однако, все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым человеком.
Мой опыт не содержит принципиальных открытий. Ведь целью обучения иностранным языкам является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т.е. общению. Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, рассматривающейся как определенный уровень развития языковой, речевой, социокультурной и учебно-познавательной компетенций, которые позволяют обучаемому целесообразно варьировать речевое поведение в зависимости от функционального фактора иноязычного общения.
Лицейское образование рассматривается нами, как одно из возможных направлений обновления образования на основе учета образовательных запросов учащихся и их родителей в условиях интенсивного развития информационного общества.
При этом важно не только сформировать у молодого поколения ключевые компетенции, но и воспитать высокие нравственные качества. Именно лицейское образование – особая форма организации учебно-воспитательного процесса, ориентированная на личностные способности обучающихся и их развитие через различные виды деятельности, создание благоприятных условий для развития и постоянного наращивания творческого потенциала учащихся.
Целью лицейского образования – развитие личности лицеиста, его потенциальных интеллектуальных возможностей, подготовка к осознанному выбору профиля образования через модернизацию образовательного процесса, выявление способностей каждого лицеиста, формирование социально зрелой, творчески развитой личности, личности своеобразной, умеющей пропускать через себя и критически оценивать картину мира, которой присущи высоконравственные личные качества.
Немаловажным следует отметить задачи лицейского образования:
- повысить уровень качества образования на основе углубленного изучения общеобразовательных предметов;
- создать условия для осуществления дифференциации содержания обучения учащихся с широкими и глубокими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся;
- создать комфортные условия для развития психически и физически здоровой личности, реализации творческих способностей учащихся на основе их привлечения к творческим конкурсам, научной и проектно-исследовательской деятельности.
В системе современного лицейского образования работа с одаренными детьми - это неограниченное поле деятельности. Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию талантов. Способности и талант – это понятие индивидуальное. Кто-то имеет художественные способности, кто-то музыкален, есть дети, способные к анализу, есть прирождённые исследователи, которым интересен процесс исследования. Обычно обращают внимание и относят к одаренным: детей, отлично обучающихся в школе; детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности и детей с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше.
В последнее время значительно вырос интерес к иностранному языку, как к предмету. Английский язык, на мой взгляд, это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области литературы и истории. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя. Как известно, существует четыре основных стратегии обучения детей с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Умелое сочетание данных подходов способствует личностному развитию одарённого ребёнка при условии соблюдения соответствия уровня и скорости обучения его интеллектуальным потребностям. Содержание обучения английскому языку должно обладать необходимыми количественными и качественными характеристиками, определяющими личностный смысл овладения данным учебным предметом. Кроме того, чем раньше педагогам удастся выявить необходимые задатки, развить способности одарённых детей, тем эффективнее будет осуществляться процесс обучения и тем более высокого результата можно достигнуть.
Поэтому хотелось бы отметить, что работа на уроке с лицеистами ведется на английском языке.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого я использую следующие формы работы:
1. Урочная деятельность.
2. Школьные декады.
3. Театрализованные праздники.
4. Олимпиады, международные конкурсы, форумы, конференции .
В урочной деятельности я использую следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- работа в малых группах,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии,
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации),
- задания творческого и нестандартного характера.
Подробнее мне хотелось бы рассказать о работе в малых группах. За последние годы идеи группового обучения приобрели заслуженную популярность у учителей иностранных языков. Возникает вопрос: чем привлекательна технология группового обучения и почему к ней вернулась популярность именно в последние годы? В течение многих лет школьное обучение основывалось на принципах индивидуализма и соперничества. Такое обучение носит односторонний характер. Для ученика главным становится личный успех, который противопоставляется неудачам другого ученика. Групповое обучение основывается на четырех основных принципах:
- социальное взаимодействие,
- позитивная взаимозависимость,
- личная отчетность
- равная доля участия каждого.
Все ученики, включая слабых, должны понимать, что происходит на уроке и зачем. Одним из способов достижения данной цели на уроке является предварительный просмотр. Каждую тему или раздел можно начинать с обмена информацией. What do you know about…….? Этот прием дает возможность каждому ученику внести свой вклад в урок, заинтересовать их, продемонстрировать свои знания. Ту же информацию можно запросить: What don’t you know about…..? Подобная формулировка вопроса усложняет задачу, делает ее более избирательной, придает чувство общности (каждый ученик хоть что-нибудь да не знает). Подбирая задания к аудио, видео и печатному тексту, важно сделать их соревновательными, интересными, разнообразными по форме и содержанию, использовать опоры, подсказки, иллюстрации для снижения трудностей. Например, прочитав текст, вместо ответов на вопросы можно предложить следующие задания.
Очень важно на уроках развивать еще и творческие способности. Развить творческие способности обучающихся мне помогают следующие виды деятельности:
1.Привлечение учащихся к проектной и исследовательской работе. Это -- делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы;
придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.
2. Использование ролевых игр, которые активизируют творческий процесс на уроке; включают элементы драматизации; дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями; предполагают неформальное общение.
3. Использование творческих заданий, например, придумать загадку; составить кроссворд, ребус; конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков;
составить quiz по заданной теме.
4. Внеклассная работа по предмету, как то: предметные недели; олимпиады; форумы, международные конференции; праздники по изучению английских традиций; марафоны, вечера и т. д.
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Поэтому немаловажно отметить такое понятие, как «самообразование». Одним из важнейших результатов в работе с одаренными детьми являются: умение объективно оценивать себя в развивающемся мире, навыки самообразования и саморегуляции, готовность к активному конструктивному взаимодействию с людьми и принятию ответственных жизненно важных решений. Во-первых, самообразование как самостоятельное овладение знанием, в этом случае слово синонимично «самообучению». Во-вторых, мы понимаем самообразование в более широком смысле как образование себя, то есть созидание своей личности, и такое употребление будет ближе слову «самосозидание». Поэтому в своей работе я использую формы сотрудничества учителя и ученика: тьюторство и менторство. Тьютор- учитель, сопровождающий исследовательскую деятельность учащегося, а ментор – консультант. В качестве тьютора выступает школьный учитель, а в качестве ментора – родитель.
Говоря в целом о работе с одаренными детьми, я должна еще отметить несколько основных моментов, которые кажутся очень важными.
1.Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие.
2. Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.
3. Профессиональный уровень учителя, работающего в школе, предполагает виртуозное владение целым набором предметных методик, реализующих деятельностно-компетентностный подход к обучению.
4. Сверхзадачей педагогов в школьном образовании не является подготовка профессионалов или специалистов. Наша главная цель работы - воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.
Ведь конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. И всё же учитель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования....
Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования
В статье рассматриваются приемы работы с одаренными детьми в творческом объединении юных журналистов....
Доклад "Система работы с одаренными детьми в условиях современной школы"
В своей работе стремлюсь делать все, для выявления спортивно одаренных и способных детей. Стараюсь, чтобы им в школе было интересно учиться, приобщая их к спортивной деятельности и саморазвитию ...
Презентация на тему "Работа с одаренными детьми как один из способов повышения качества обучения английскому языку"
Данная презентация посвященна работе с одаренными детьми на уроках английского языка...
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
Данный методический доклад раскрывает суть одной из современных педагогических технологий, применяемых при обучении английскому языку в системе среднего профессионального образования, ее п...
Система работы с одаренными детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время
Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время....
Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное
спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...