"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
методическая разработка по английскому языку на тему

Брынина Дарья Юрьевна

Данный методический доклад  раскрывает суть одной из современных педагогических технологий, применяемых при обучении английскому языку  в системе среднего профессионального образования, ее положительные и отрицательные стороны. Технология обучения в сотрудничестве считается одной из самых эффективных педагогических технологий, необходимых для более успешного овладения иностранным языком, так как она не только способствует дальнейшему развитию коммуникативной компетенции, но и имеет высокий воспитательный потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_obuchenie_v_sotr-ve_studenty.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Брынина Дарья Юрьевна

преподаватель английского языка

БПОУ ВО «Вологодский промышленно-технологический техникум»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Основной целью обучения иностранному языку в системе СПО является дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной), т.е., способности и готовности студентов общаться с носителями языка в разных формах: устной (говорение и аудирование), и письменной (чтение и письмо).

Однако обучение разным видам речевой деятельности возможно лишь в ходе практической деятельности студентов. Это значит, что каждому студенту необходимо предоставить возможность устной практики на уроке. Кроме того, для более успешного совершенствования  коммуникативных умений преподавателю необходимо обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом возможностей и способностей студентов. Эти требования успешно реализуются при правильном выборе образовательных технологий. Наиболее эффективным в этом плане является обучение в сотрудничестве или обучение в малых группах [Селевко 1998]. 

Выбор подобной личностно-ориентированной технологии связан еще и с необходимостью перестройки процесса обучения, в том числе иностранному языку, в системе СПО, так как современные студенты плохо воспринимают материал, преподнесенный в традиционной форме. Выбор современных технологий обусловлен и требованиями современной системы образования, причем не только в рамках нашей страны. Так, американский педагог Филипп С. Шлехти утверждал, что современному миру нужны люди, умеющие учиться самостоятельно. Таким образом, формула успеха выпускника учебного заведения СПО включает в себя: умение видеть проблемы и самостоятельно находить пути их решения, умение самостоятельно работать с информацией, способность иметь самостоятельную точку зрения и уметь ее аргументировать и т. д. Развитию всех этих умений как нельзя лучше способствует именно технология обучения в сотрудничестве.

Основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р.Славин), университета штата Миннесота (Роджерс Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, университет штата Калифорния.

С тех пор, разумеется, идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, а, следовательно, педагогична, хотя и имеет заметные различия в вариантах в разных странах.

Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной учебной деятельности обучающихся (студентов) в разных учебных ситуациях. (Принцип «sink or swim together»)

Существует несколько вариантов обучения в сотрудничестве:

1. Student Team Learning (STL, обучение в команде).
Этот метод уделяет особое внимание "групповым целям" (team goals) и успеху всей группы (team success), который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг КАЖДЫЙ.

Вкратце STL сводится к трем основным принципам:
а) "награды" (team rewards) - группы получают ОДНУ на всех в виде балльной оценки, значка отличия, похвалы, оценку их совместной деятельности;
б) "индивидуальная" (персональная) ответственность каждого студента означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее представителя. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;
в) равные возможности для достижения успеха означают, что каждый студент приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с СОБСТВЕННЫМИ, ранее достигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам РАВНЫЕ.

2. Jigsaw. Студенты организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем студенты, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу ("ВСТРЕЧЕЙ ЭКСПЕРТОВ"). Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом (любой участник группы должен быть готов ответить на любой вопрос преподавателя).

3. Learning Together (Учимся вместе). Каждая группа получает ОДНО задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает вся группа. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

Уровень владения иностранным языком студентов достаточно разнообразен. Однако цель педагога заключается в том, чтобы учебный материал был одинаково усвоен всеми студентами. Обучение в малых группах (как правило 5 - 6 человек) предполагает, что студенты, усвоившие материал раньше могут помочь более слабым студентам. Кроме того, обучение в сотрудничестве способствует созданию атмосферы доверия внутри групп и психологического комфорта участников, так как не каждый студент  может обратиться за помощью к педагогу, но каждый может прояснить все непонятные моменты у более сильных товарищей по группе.

 Использование технологии обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка способствует созданию положительной мотивации. Во-первых, наличие групп предполагает развитие духа соперничества: каждая группа будет стремиться стать первой, а участники групп – работать, прилагая максимум усилий.  Во-вторых,  каждый участник группы осознает себя частью целого и понимает, что от него зависит успех всей группы, соответственно каждый студент осознает свою ответственность перед группой и  стремится внести свой вклад для достижения общего успеха.

Обучение в сотрудничестве имеет высокую воспитательную ценность. В ходе совместной учебной деятельности студенты не только закрепляют правила этикета, используя изученный лексико-грамматический материал по определенной теме, но и учатся общаться, выражая свое мнение, прислушиваясь к мнению собеседника, проявляя такие качества как тактичность, толерантность и саморегуляция. Кроме того, участники групп поочередно выполняют определенные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, исследователя, докладчика, студента, выполняющего контролирующие функции. Это способствует более комфортной социализации студентов, что является одной из главных воспитательных задач изучения иностранного языка.

Организация обучения в сотрудничестве полностью зависит от педагога, его творческих способностей. Однако данная технология считается эффективной лишь при соблюдении основных принципов [Полат 2007: 133]:

  •  группы студентов формируются педагогом до урока с учетом психологической совместимости студентов. При этом в каждой группе должны быть сильные, средние и слабые студенты. Если группы на протяжении ряда уроков работают слаженно, нет необходимости менять их состав. Если работа по каким-то причинам непродуктивна, состав группы можно менять от урока к уроку;
  •  группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (например, по жеребьевке);
  •  оценивается работа не одного студента, а всей группы, причем оценивается не столько результат работы, сколько усилия студентов при выполнении заданий.

В случае, если педагог не учтет один из принципов, технология обучения в сотрудничестве может дать отрицательный результат. Прежде всего, педагогу необходимо знать реальный уровень владения языком каждого обучающегося с целью формирования потенциально сильных  и продуктивно работающих групп. Многое зависит от состава группы, психологической совместимости участников. Если контакт между студентов не налажен, то группа не сформируется. При неправильном распределении ролей существует опасность, что работа группы будет непродуктивной.

Литература

  1. Полат Е. Обучение в сотрудничестве// ИЯШ № 1, 2000;
  2. Полат Е. С. Современные  педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина.  – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 368 с.;
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., «Народное образование», 1998;
  4. Super Simple Learning. [Сайт]. URL: http://supersimplelearning.com/songs/ (дата обращения: 12. 03. 2011)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления для саморазвития интеллекта учащихся на уроках английского языка в основной школе.

Опыт основан на идеях технологии критического мышления, использование которой позволяет учителю формировать у учащихся умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передав...

Работа с одаренными детьми в системе современного лицейского образования на уроках английского языка

Лицейское образование в условиях реализации стандартов нового поколения как никак требует выпускника нового типа. Но прежде, чем приступить к докладу,  давайте зададимся вопросом: «Какие качества...

«Обучение в сотрудничестве как способ формирования УУД на уроках английского языка»

Данный материал является конспектом мастер-класса для учителей английского языка. Задачами мастер-класса являются: Создание условий для взаимодействия участников мастер-класса, актуализация знан...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников

Использование технологии развитиякритического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников...