Игровые технологии
статья по английскому языку на тему

Гиззатова Гульчэчак Фаизовна

Представлены несколько видов игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в обучении английскому языку и их реализация в рамках ФГОС НОО

   Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования.
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС.

     Современные методы обучения английскому языку в рамках новых стандартов должны отвечать следующим требованиям:

- создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно;

- стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении;

- затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;

- делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе;

- создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а лишь наблюдателем, консультантом;

- обеспечивать все возможные формы работы в классе. (Гальскова Н.Д.)

Всем этим требованиям отвечает игровой метод обучения.

Игра на занятиях по иностранному языку в начальной школе – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Таким образом, игровые технологии обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения. Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения, развитие его эмоциональной сферы также происходит в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка. К тому же стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.

      Игра позволяет овладевать всеми речевыми навыками в естественной ситуации – в процессе общения во время игры. Игра вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах. Поэтому в процессе организации урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку необходимо стремиться к тому, чтобы игровой элемент присутствовал на всех этапах занятия.
Ливингстоун К. выделяет следующие механизмы, которые делают игры уникальным средством педагогики в рамках новых стандартов и системно-деятельностного подхода:

- мотивация;

- прикладной характер игр;

- субъектность ученика (не мы его учим, а он учится).

- овладение не только знаниями, но и способами получения знаний.

       К этим механизмам можно также отнести роль игры в формировании универсальных учебных действий. Игра позволяет формировать как личностные и коммуникативные действия, так и действия регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка и др.).

По характеру игровой методики (Селевко Г. К.) игры делятся на:

•        Предметные;

•        Сюжетные;

•        Ролевые;

•        Деловые;

•        Имитационные;

•        Игры-драматизации.

        На моих уроках в начальной школе я использую различные виды игр, но большим предпочтением у нас пользуются предметные, сюжетно- ролевые, игры – драматизации. Хотелось бы остановиться на сюжетно-ролевых играх, так как они наиболее привлекательны для детей, ведь, играя, они могут полностью проявить свою фантазию и знание лексического материала. Такие игры создают условия реального общения. Ведущая роль в развитии сюжета принадлежит учителю. Содержание отбирается с учетом накопленного лексического багажА. В игры включаются персонажи сказок, куклы, маски.

    На многих моих уроках присутствует гость (это игрушка или бибабо). Гости, приходящие на урок, необходимы для привлечения внимания детей. Они позволяют продемонстрировать диалогическую речь (но сначала диалог озвучиваю я сама). Для этого мне, безусловно, приходится применять актерские навыки. Постепенно в диалог включаются дети. Здесь важно помнить, что целью этой методики является не только формирование навыков говорения, но и аудирования.

  Помогает эта методика и при рефлексии. С малышами работаю так: от имени гостя спрашиваю, что понравилось и что нет, что получилось и что нет, что узнали нового.

Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что наибольший эффект имеет музыкальное сопровождение игр (в сюжетно-ролевых играх – это форма мюзикла), а также роли сказочного характера.

В своей работе я пользуюсь дополнительной методикой Мещеряковой В.Н., что позволяет мне реализовать деятельностный подход на протяжении всех уроков. В процессе уроков дети подвергаются различным стратегиям со стороны учителя с помощью игр, различных ситуаций, песен, танцев, которые позволяют добиться общения на языке.

В игровой форме можно провести и физминутку. Так при изучении темы «Глаголы движения» мы играем в игру «Generals». Суть игры проста: один ребенок-генерал, он дает команду, другие хором дают честь Yes, sir/ Yes, madam! и после этого выполняют команду. Генералы на каждом уроке меняются. Когда лексика более-менее освоена,  на обобщающем уроке в игру я включаю соревновательный момент: делю группу на команды, от каждой команды мы вместе с ребятами выбираем генерала. Цель:  назвать больше всего глаголов движения. Таким образом, в ходе игры происходит актуализация или закрепление лексики и проводится физминутка.

Еще одна такая же «многофункциональная игра» - «Write it quick». Ею можно заменить физминутку или же использовать в конце урока как элемент рефлексии. В основном я ее использую во втором классе при изучении алфавита, но может использоваться в третьем и четвертом классах для актуализации знаний.

Я пишу на доске букву или слово, но не мелом, а мокрой тряпкой. Дети должны успеть написать эту букву или слово в своих тетрадях, пока оно не высохнет. Эта игра на скорость и внимание.

На уроках я часто использую и различные вариации игры «Правда/Ложь». Я читаю, например, предложения из текста, который задавался на дом, иногда допускаю ошибки. Учащиеся должны обнаружить ошибку, поднять красные карточки и исправить ошибку. С помощью этой игры дети учатся рассуждать, говорить и внимательно читать.

    Для совершенствования фонетических навыков я использую игру «Catch the word». На доску вывешиваются слова на определенную тему. Ученики делятся на две команды и по одному человеку из команды должны дотронуться до слова, который им диктует учитель по буквам. В конце выявляется чья команда больше всего слов поймала.

    Также можно начать урок с пятиминутной игры, чтобы ученикам было легче войти в учебный ритм, чтобы освежить их память, заинтересовать в изучении нового материала. Например, при изучении темы «Погода» можно поиграть в “Magic window”. Сначала показать окошко с плохой погодой и задавать наводящие вопросы, чтоб дети описали погоду. Затем прочитать магическое заклинание, чтобы вызвать хорошую погоду. Далее описать другое окошко.  И еще, можно спонтанно прервать урок, когда начинаешь чувствовать, что внимание пропадает, для создания краткой игровой ситуации. 

    Игра в конце урока тоже очень полезна. В предвкушении отдыха учащиеся работают с большим энтузиазмом, что возможно подвигнет учеников ожидать следующего урока с нетерпениемЧастенько в течение урока я раздаю ученикам за правильные ответы «magic sweets”, которые в конце урока подсчитываются, и дети уже знают какую оценку они получат.

При обучении английскому языку нужно учитывать увлечённость современных школьников компьютерными технологиями, применяя обучающие компьютерные игры на английском языке, мультимедийные приложения. Можно пользоваться следующими сайтами:

  Играя со своими учениками я стремлюсь к:

простоте объяснения – правила игр должны быть простыми, объясняю их на русском языке;

универсальности игры - чтобы можно было её подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников.

    Я считаю, что игры на уроках начальной школы и, особенно, на уроках английского языка просто необходимы. Ведь только игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. Её на уроке можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся, а также для обогащения языка, закрепления запаса слов учащихся.

Для учителя же главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.

    В настоящее время в распоряжении учителя английского языка находится арсенал современных игровых пособий, позволяющий преодолеть однообразие в учебной деятельности, сделать урок более динамичным, интересным и, как следствие, повысить его эффективность.

Таким образом игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении младших школьников на уроках английского языка и во внеурочное время и способствуют разностороннему развитию личности, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...