Применение проектной методики в практической работе педагога в условиях введения требования ФГОС
статья по английскому языку на тему
Проектная деятельность обучающихся – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта.
Основой проектной деятельности является ее направленность на результат, который достигается при решении практически или теоретически значимой проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация доклада | 255.02 КБ |
доклад | 37.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основной результат деятельности - ученик , обладающий не системой знаний, умений и навыков самой по себе, а набором ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой , коммуникационной , информационной и других сферах.
Основная цель - поиск и использование в учебном процессе форм и методов , которые позволяют создать образовательную среду, где компетенции становятся ведущим содержанием образования , его основными результатами.
Метод проектов инициирует самостоятельность и инициативность школьников к их познавательной деятельности, позволяет развивать социальные навыки в процессе группового взаимодействия, помогает приобрести навыки исследовательско-творческой деятельности, обеспечивает межпредметную интеграцию знаний , умений и навыков .
Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить , быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах .
Ведущие идеи использования метода проектов : в центре деятельности - ученик образовательный процесс строится в логике деятельности каждому предоставляется возможность выбирать выход обучающихся на свой уровень развития проект должен иметь продукт
Проектная деятельность - э то специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы , завершающийся созданием продукта .
Комплекс действий: постановка проблемы и цели поиск, переработка и использование информации п олучение запланированного результата презентация своей деятельности
Виды проектов: информационный исследовательский творческий социальный практико-ориентированный игровой инновационный
Содержание проекта : монопредметный метапредметный относящийся к области знаний о тносящийся к области деятельности
Количество участников: индивидуальный парный м алогрупповой (до 5 чел.) групповой (до 15 чел.) к оллективный (класс) м униципальный г ородской в сероссийский м еждународный сетевой
Длительность: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта Оценивание проекта: критериальный подход сформированность универсальных учебных действий самооценивание
Объекты оценки : портфолио проектнойдеятельности учащегося презентация продукта наблюдение за работой в группе и консультацией
Роль учителя : из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации
Необходимые качества учителя: высокий уровень общей культуры творческие способности развитая фантазия способность быть инициатором интересных начинаний, с амостоятельной активности учащихся
Список ролей учителя: э нтузиаст с пециалист к онсультант р уководитель к оординатор эксперт
Проект с точки зрения обучающегося – э то возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу , показать публично достигнутый результат
Степень самостоятельности учащихся зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей предыдущего опыта проектной деятельности сложности темы проекта характера отношений в группе
Роль метода проектов в обучении иностранным языкам : возможность включить учащихся в реальное общение учатся слушать и слышать друг друга, анализировать, сравнивать , сопоставлять возрастает учебная мотивация и интерес к изучению иностранного языка способствует приобщению к культурам других стран о беспечивает осознание школьником собственной культурной идентификации
Проект многогранен ! П роект эффективен ! Проект перспективен ! Проект неисчерпаем !
Что же такое проект ? Проект - это метод обучения . Проект - это содержание обучения. Проект - это форма организации учебного процесса. Проект - это особая философия образования . Школа будущего - школа проектов?
Предварительный просмотр:
- Применение проектной методики в практической работе педагога в условиях введения требования ФГОС
Актуальность.
2.
В Концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать ученик, обладающий не системой знаний, умений и навыков самой по себе, а набором ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах.
Основой формирования ключевых компетенций у школьников является организация учебного процесса на основе деятельностного, личностно-ориентированного подходов. В связи с этим возникает противоречие между традиционным объяснительно-иллюстративным методом обучения, который направлен на передачу знаний, умений и навыков от учителя к ученику, и новыми требованиями к организации учебного процесса.
3.
Разрешение данного противоречия связано с поиском и использованием в учебном процессе форм и методов, которые позволяют создать образовательную среду, где компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, которые будут востребованы в жизни человека.
В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
4.
Метод проектов отвечает всем названным требованиям. Проектное обучение инициирует самостоятельность и инициативность школьников к их познавательной деятельности, позволяет развивать социальные навыки в процессе группового взаимодействия, помогает приобрести навыки исследовательско-творческой деятельности, обеспечивает межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков.
Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:
- обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;
- у школьников отсутствует интерес, мотив к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
- ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, - репродуктивный воспроизводящий. Знания оторваны от жизни.
5.
Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
То есть, речь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, компетенции личностного совершенствования.
А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.
6.
Ведущие идеи организации проектной деятельности обучающихся следующие:
- в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;
- образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;
- каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;
- проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;
- проектированию можно научиться. Для этого необходимо желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими, осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу.
Общие положения.
7.
Проектная деятельность обучающихся – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта.
Основой проектной деятельности является ее направленность на результат, который достигается при решении практически или теоретически значимой проблемы.
8.
Комплекс действий включает в себя постановку проблемы и цели проекта, как планируемого результата, поиск, переработку и использование информации необходимой для реализации проекта, получение запланированного результата (или неполучение его), презентацию своей деятельности.
Поговорим о формах организации проектной деятельности.
Типология форм организации проектной деятельности обучающихся в образовательном учреждении может быть представлена по следующим основаниям:
9.
• видам проектов: информационный или исследовательский (газета, коллаж, презентация, устный журнал, дискуссия, круглый стол), творческий (написание сочинения, эссе, очерка, стихотворения, выпуск стенгазеты, видеофильма, буклета, концертного номера, спектакля, изготовление макетов, декораций, костюмов и т.д.), социальный или практико-ориентированный (экскурсии, встречи с представителями различных профессий, выпуск газет, радиопрограмм, концерты, социальные и экологические акции, проекты законов и т.д.,), игровой или ролевой (проекты в виде создания литературных персонажей, героев, имитирующих социальные и деловые отношения, различных жизненных ситуаций: в кафе, в магазине, в библиотеке, в отеле, на улицах незнакомого города и т.д.), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
10.
• содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
11.
• количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
12.
• длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта;
Оценивание проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее в результате обсуждения при подготовке к итоговой аттестации. Прежде всего, оцениваются сформированность универсальных учебных действий учащимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям.
Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности учащимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление учащимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.
13.
Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности учащегося, презентация продукта, а также наблюдение за работой в группе и консультацией. Продукт, полученный учащимся, не является объектом оценки, поскольку его качество очень опосредованно указывает на уровень сформированности компетенции учащегося в целом (т.е. соорганизации внешних и внутренних ресурсов для решения проблемы).
Вместе с тем, факт получения учащимся продукта является обязательным для легализации оценки. Оценка проводится на основании наблюдения за работой в группе и консультациями с момента начала проекта, но другие объекты могут быть оценены лишь по завершении проекта, т.е. после получения продукта. Другими словами, получение продукта в рамках метода проектов является единственным свидетельством того, что проект состоялся, а значит, деятельность учащегося может быть оценена.
14.
В проектно-исследовательском обучении меняется роль учителя.
Из носителя знаний и информации,
всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта
и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации
из различных источников.
Работа над учебным проектом
позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить процесс скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
15.
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе — возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Именно поэтому учитель — руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.
В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
16.
Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?
Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:
1) энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
2) специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких — не во всех! — областях);
3) консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);
4) руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
5) координатор всего группового процесса;
6) эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
17.
Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность
максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит
проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои
знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность,
направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими
учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ
решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение
и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
18.
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?
Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.
Развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту. Точно так же важно, что тема проекта не должна задаваться взрослыми. В крайнем случае, допустим выбор одной из предложенных тем. Еще лучше — совместная выработка темы в группе «учащиеся + учитель» по принципу скрытой координации. Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не будем забывать, что ученик подавляющую часть своего времени занят традиционным классно-урочным обучением, где он обречен играть лишь одну роль — роль исполнителя.
19.
Почему данный метод получил особенно широкое распространение при обучении иностранным языкам? Во-первых, использование метода проектов дает учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда. Во-вторых, учащиеся учатся слушать и слышать друг друга, анализировать, сравнивать, сопоставлять образ жизни и менталитет представителей различных национальностей, в результате чего реализуется одна из современных целей обучения иностранным языкам – создание диалога культур. В-третьих, резко возрастает учебная мотивация и интерес к изучению иностранного языка, т.к. учащиеся решают действительно интересные для них проблемы, имеют подходящие условия для самореализации и самоутверждения. И, в-четвертых, использование мотивации, вызванной эмоционально-личностным интересом учащихся к языку и стране изучаемого языка, не только способствует приобщению к культуре этой страны, но и обеспечивает реализацию важнейшей воспитательной цели – осознания школьником собственной культурной идентификации, обретения чувства принадлежности к культуре своей страны, усвоения ее ценностей.
20.
Что касается нашей школы, данный метод широко используется всеми учителями английского языка и очень приветствуется ребятами всех возрастных групп, т.к. уроки принимают нетрадиционную форму – после выбора темы и цели проекта во время обсуждения, оформления творческого продукта и защиты проектов ребята не сидят как обычно за партами, они объединяются в группы, сдвигают столы, создают свою команду, где есть лидер, организатор, генератор идей, исследователь, исполнитель, иногда простой наблюдатель, которого потом все-таки приобщают к какой-нибудь работе, где есть командный дух, дух соревнования, где есть желание быть лучшими, а значит, желание сделать все от тебя зависящее и не подвести своих товарищей. Совместная работа в группах над проектом позволяет каждому не только выполнять посильное для него задание, но и учиться навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения, аргументировать свой выбор, то есть каждому проявить свое «я», рассказать о себе, своих мыслях, оценить, что твоя точка зрения кому-то интересна и интересен ты сам как личность. Обучаясь в команде, слабый ученик приносит очки наравне с сильным и чувствует свою значимость и необходимость в общей работе, поднимаясь выше в собственных глазах и стараясь поднять планку собственных знаний. Он выбирает посильное для него задание, что дает возможность показать, на что он действительно способен, не боясь подвести остальных членов команды и забывая, например, про свою застенчивость или отставание в знаниях. Как правило, учитель старается поддержать такое стремление и поставить слабому ученику хорошую оценку наравне с сильными учащимися – это еще больше стимулирует учащегося к дальнейшей деятельности. Не исключено, что в процессе совместной работы над проектом некоторым учащимся приходится даже пересмотреть собственную систему жизненных ценностей, собственное отношение к учебе, а это говорит о том, что данный метод способствует повышению качества обучения, развитию интереса к предмету «иностранный язык», а значит, он эффективен.
Неспроста, все учебники иностранного языка нового поколения предполагают использование данного метода по каждой учебной теме, не говоря уже о выполнении индивидуальных минипроектов – они встречаются в каждом уроке в УМК «Английский в фокусе», по которому мы работаем в течение восьми лет. Ребята с удовольствием выполняют домашние задания подобного рода, т.к. для них это – форма проявления творческой фантазии, оригинальности оформления и представления своего продукта, возможность чем-то выделиться и самоутвердиться среди одноклассников, а также шанс получить хорошую отметку.
Неоценимую роль играет выполнение проектов в решении воспитательных задач, особенно это касается социально-ориентированных проектов, которые выполняются учащимися к определенным датам или событиям (изготовление постеров к общенародным праздникам, открыток с поздравлениями ветеранам, инструкций-напоминаний о соблюдении ПДД, участие в акциях, митингах). Ту же роль играют проекты, подготовленные к Неделе английского языка в школе. У нас она обычно проводится во второй половине апреля и посвящена Дню Земли (рисунки и открытки на экологическую тему, конкурс презентаций, защита проектов, театральные постановки и т.д.).
Согласно одной из целей авторов данного комплекта учащиеся составляют портфолио из выполненных проектов как практический результат личных достижений по предмету «иностранный язык» в течение учебного года (о чем мы с вами уже говорили). Портфолио мы просим учащихся формировать и хранить дома, а в конце каждой четверти учитель проверяет его состояние и дает необходимые рекомендации.
Эта работа, конечно же, интересная, но она требует от учителя огромной эрудиции, организованности, большего количества времени и внимания по отношению к каждому учащемуся, дополнительного времени на уроке для показа и защиты проектов, которого так всегда не хватает!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
...Итак, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!
21.
Подведем некоторые итоги: что же такое проект?
Проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект - это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета. Проектирование может быть и отдельным учебным предметом. Самые современные области человеческой деятельности — дизайн и PR — основаны на проектировании. Проектированием занимаются уже не столько технологи, сколько имиджмейкеры и маркетологи. Поэтому проектирование может стать основой профильных спецкурсов.
Проект — это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока — принципиально различны. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы — в балансе альтернатив.
Проект — это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Школа будущего — это школа проектов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО
В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...
Курсовая работа по программе «Профессиональные аспекты деятельности педагога в условиях введения ФГОС»
Тема: Глагол как часть речиКласс: 6...
Развитие профессиональной компетентности педагога, как условие реализации требований ФГОС.
Развитие профессиональной компетентности педагога, как условие реализации требований ФГОС....
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в условиях введения ФГОС в практике работы учителя истории сельской школы.
Материал посвящён опыту работы учителя истории сельской школы по патриотическому воспитанию в условиях введения ФГОС ООО....
Курсовая работа по программе «Основы профессиональной деятельности педагога в условиях введения ФГОС» (72 часа)
Сегодня в общественном сознании происходит переход от понимания социального назначения школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главно...
Мастер-класс "Оценивание на уроках в условиях введения требований ФГОС"
Данный мастер-класс поможет учителям-предметникам ответить на следующие вопросы: " Чем я занимаюсь в школе?", "Я учу или я оцениваю?", "Как сделать оценивание объективным?&quo...
Презентация к мастер-классу "Оценивание на уроках в условиях введения требований ФГОС"
Контрольно-оценочная деятельность - это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам проверки....