Курсовая работа по программе «Профессиональные аспекты деятельности педагога в условиях введения ФГОС»
проект по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования
Центр повышения квалификации специалистов
«Информационно-методический Центр»
Кировского района Санкт-Петербурга
Курсовая работа по программе
«Профессиональные аспекты деятельности педагога в условиях введения ФГОС»
(72 часа)
ПРОЕКТ УРОКА
Тема: Глагол как часть речи.
Класс: 6
Выполнено слушателем курса,
учителем русского языка, I категории
ГБОУ СОШ № 538
Кировского района Санкт-Петербурга
Лопаткиной Валентиной Ивановной
Научный руководитель программы:
канд. пед. наук
Арьяева Людмила Владимировна
_____________________________
(подпись)
ГРУППА 6
Санкт-Петербург
Июнь, 2015
Пояснительная записка
Сегодня в общественном сознании происходит переход от понимания социального назначения школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, а также контролировать и оценивать свои достижения. Школа становится не только источником информации, она формирует умения учиться.
Учитель уже не передатчик знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Ученик перестаёт быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения цели и активно участвует в оценивании своей деятельности.
Важнейшей задачей является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». УУД - саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного приобретения нового социального опыта. Для формирования УУД в процессе обучения русскому языку в средней школе следует учитывать, что ученику надо найти ответы на следующие вопросы: « Зачем я учу русский?». «Зачем я выполняю это упражнение или читаю текст?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился и что ещё мне нужно сделать?». Язык должен осваиваться сознательно, поэтому важно создать условия, когда дети хотят узнавать новое, учатся слушать друг друга и умеют оценить свой ответ и ответ одноклассника. Таким образом, основная педагогическая задача учителя русского языка - организовать условия для успешных учебных действий на уроке. В связи с этим можно определить следующие требования к уроку:
- Четкое формулирование цели урока и участие детей в целеполагании.
- Выбор наиболее рациональных методов и средств обучения, стимулирования и контроля.
- Выбор оптимально сочетающихся форм работы на уроке, которые обеспечат познавательную активность учащихся.
- Учитель должен направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками и активизировать деятельность учащихся.
- Обучение учащихся самоконтролю и самооценке для формирования регулятивных и коммуникативных УУД.
Тип урока:
- совершенствование знаний, умений и навыков, урок открытия нового знания
Цель урока:
- формирование способности постановки цели и плана ее реализации
- формирование навыков распознавания и употребления в письменной и устной речи глаголов
- формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.
Задачи:
- организовать повторение глаголов
- подвести учащихся к формулировке цели урока, используя ключевые слова;
- организовать поэтапное чтение текста при помощи фронтальной работы;
- организовать работу по соотнесению глаголов в разных временных формах;
- подвести учащихся к самостоятельному формулированию правила определения глагола и его грамматических признаков;
- организовать групповую работу по составлению кластера для выяснения усвоения учащимися типов речи
- включить новые знания в систему ранее полученных знаний, повторить и закрепить их;
- организовать рефлексию учебной деятельности на уроке.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся демонстрируют знание глагола как части речи, осмысленно отвечают на вопросы (ЛУУД, ПУУД, РУУД );
- учащиеся могут прогнозировать содержание урока и осознать, что усвоено, и что ещё надо усвоить (РУУД);
- учащиеся демонстрируют навыки распознавания типов речи, осмысленно дополняют текст нужными глаголами (смысловое чтение) (ПУУД, КУУД);
- учащиеся находят сходства и различия в глаголах и проводят логическое сравнение (РУУД, ПУУД) ;
- учащиеся могут самостоятельно сформулировать правило, используя ранее полученные знания (РУУД);
- учащиеся умеют работать в группе, планировать деятельность и сотрудничать (КУУД);
- учащиеся уверенно отвечают на вопросы, используя глаголы (ПУУД, РУУД);
- учащиеся осознанно выделяют материал, освоенный на уроке (РУУД).
Методы обучения | Средства обучения | Организационные формы обучения |
Метод проблемного изложения и частично поисковый | Учебник, рабочая тетрадь, проектор, карточки с заданиями | Фронтальная и групповая |
План урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вводно-мотивационный | Приветствие учащихся и проверка их готовности к уроку. | Ответы на приветствие, представление учебных принадлежностей, называемых учителем, подтверждение готовности. |
На экране текст с пропущенными глаголами. Предложение сформулировать тему урока. | Чтение текста с вставленными глаголами. Определение роли глагола в речи. Формулировка темы урока и цели. | |
Запись темы на доске, озвучивание темы и цели урока. | Запись названия темы в тетрадях. | |
Технологический | Актуализация знаний (повторение). Фронтальный опрос учащихся о действиях, которые они совершают в определенное время дня (просыпаются, завтракают, идут в школу). Оценка каждого ответа. | Ответы на вопросы учителя. Повторение и закрепление усвоенного ранее. Исправление неправильных ответов. |
Организация с помощью проектора демонстрации кластера «Типы речи» | Фиксация в тетради отличительных признаков описания, повествования, рассуждения. Составление кластера. | |
Представление распечаток с текстами разных типов. | Работа с текстами в парах. Определение типа текста, завязки, развития действия, развязки. Запись глаголов с присущими им грамматическими признаками. | |
Контроль выполнения работы: заполнение таблицы на доске, используя ответы учащихся. Подведение учащихся к самостоятельному формулированию правила о грамматических признаках глагола как части речи. | Взаимопроверка и обнаружение признаков, по которым отличаются разные типы речи; глагол как часть речи. | |
Организация работы с учебником для прочтения правила. | Чтение правила и выявление особенностей глаголов. | |
Организация самостоятельной работы с упражнением учебника. | Работа в группах, заполнение таблицы. | |
Организация проверки выполненного задания. | Чтение глаголов в заполненных карточках и получение оценок за правильные ответы. | |
Рефлексивный | Подведение учащихся к обобщению полученной информации | Формулировка правила о глаголе как части речи, о правописании личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений, о типах речи. |
Объяснение домашнего задания: прочитать аналогичный текст в учебнике и выделить глаголы в 3 л. ед.ч. | Запись домашнего задания в дневник. |
Таблица соответствия учебных заданий (УЗ) и универсальных учебных действий (УУД)
№ п/п | Учебное задание | Формируемые УУД |
Вводно-мотивационный этап | ||
1. | Сформулировать тему урока по ключевым словам | ПУУД (общеучебные): повторение ранее изученного материала. РУУД (прогнозирование): выдвижение гипотез и их обоснование. ЛУУД (смыслообразование): какое значение данная тема имеет для каждого учащегося. |
Технологический этап | ||
2. | Ответить на вопросы о действиях, совершаемых в определенный момент времени (о своем режиме дня) | ПУУД (общеучебные): выделение нужной информации, осуществление актуализации личного жизненного опыта. КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли) |
3. | Прочитать текст, выполнить задание по выбору необходимого по смыслу глагола. | ПУУД (общеучебные): смысловое чтение, анализ содержания текста. КУУД (управление поведением партнера): умение слушать партнера. |
4. | Обратить внимание на вставленные в текст глаголы. Определить тип речи. | ПУУД (общеучебные): структурирование информации. ПУУД (логические): анализ с целью выделения признаков глагола |
5. | Прочитать правило и заполнить проверочную таблицу. | ПУУД (логические): доказательство своей гипотезы. РУУД (контроль): сравнение результата с правилом. КУУД (управление поведением партнера): контроль и коррекция действий партнера. |
Рефлексивный этап | ||
6. | Подвести итог и обобщить полученную информацию. | ПУУД (обшеучебные): осознанное построение речевого высказывания по теме. РУУД (оценка): выделение учащимися материала, освоенного на уроке. |
7. | Записать домашнее задание |
Приложение 1.
Образец кластера проверки усвоенных знаний.
Список литературы
- Арьяева Л.В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб.: ИПК СПО, 2012. – 244 с.
- Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
- Ильюхина Е.А., Аксёнова Н.А. Формирование УУД у обучающихся на ступени начального общего образования // Национальный проект «Образование» . – 2012. – № 1. – С. 52–56.
- Кондаков А.М. Новые подходы к учебно-методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования [Электронный ресурс], 2011. URL: standart.edu.ru/attachment.aspx?id=522 (дата обращения: 24.06.2012).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. И.А. Сафроновой. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
- Г.А.Богданова.Уроки русского языка в 6 классе. Москва –Просвещение-2014.
С-175,С-108-111.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО"
Выступление на районном семинаре "Организация обучения по ФГОС основного общего образования" 26.02.2016., доклад заместителя директора по УВР Мартьянововй О.В....
Профессиональная компетентность педагогов в условиях введения ФГОС.
Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно ...
Курсовая работа по программе «Основы профессиональной деятельности педагога в условиях введения ФГОС» (72 часа)
Сегодня в общественном сознании происходит переход от понимания социального назначения школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главно...
Проект урока в рамках программы повышения квалификации «Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС: теория и практика»
Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом специфики данного предмета, целью которой является формирование универсальных учебных действий (УУД). Использование системн...
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...
Программа индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС
Введение ФГОС в средней общеобразовательной школе ставит перед педагогическим сообществом новые задачи, одна из которых - повышение профессиональной компетентности, личностного и профессионального пот...