Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в условиях введения ФГОС в практике работы учителя истории сельской школы.
статья по истории на тему

Shindypinaza@yandex.ru

Материал посвящён опыту работы учителя истории сельской школы по патриотическому воспитанию в условиях введения ФГОС ООО. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в условиях введения ФГОС в практике работы учителя истории сельской школы.

Шиндяпина З.А.,учитель истории

Разработчики ФГОС поставили перед собой задачу с помощью нового образовательного стандарта создать в России условия для становления новой образовательной системы. Особая роль отводится гуманитарным предметам, особенно истории.

Основные цели изучения истории в школе определяются следующие:

  • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; 
  • выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; 
  • усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, взаимопонимания и уважения между народами, неприятия шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; 
  • развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;

Свою публикацию я посвящаю непростому вопросу: с чего начинается любовь к Родине; нужно ли воспитывать в детях патриотические чувства; как это делать и др. Почему сегодня надо об этом говорить? Я думаю, что не будет большим секретом, что в последние десятилетия наше общество очень сильно изменилось. Изменения в обществе не могли не отразиться и на таких общественных организациях как школа. Государство стало понимать, что вопросы гражданского образования и воспитания должны стать ключевыми в обучении и воспитании наших детей. Бывают события, значительные для своего времени, которые по истечению десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивных хранилищ. Но есть события, значение которых не тускнеет от времени. Именно к таким событиям относится победа советского народа в Великой Отечественной войне, 70-летие которой мы отмечали всей страной 9 мая 2015г.  На Западе и среди потомков поколения самой страшной войны есть немало людей, которые стремятся забыть о величайшей трагедии многих миллионов людей, сделавших все, чтобы выстоять в смертельной схватке, забыть о тех, кто упорно и настойчиво разжигал пожар войны, пытаются принизить и извратить значение Великой Победы Советского Союза, его освободительной миссии для народов Европы.

В связи с этим задача школы, и прежде всего учителя истории, организовать работу так, чтобы возродить  гордость и уважение к истории своей страны,  иначе нами, живущими сейчас, будут преданы герои Победы и Освобождения. Огромные усилия сегодня направлены на фальсификацию событий Второй мировой и Великой Отечественной войны.

В дни празднования Дня Великой Победы борьба за будущее Отечества неизбежно ставит  каждого гражданина перед выбором: либо он, проявляя приверженность наследию поколения войны, выступает за возрождение Великой России, ее национальных интересов, либо он содействует процессам ее ослабления и разрушения. Вот почему с такой важностью вновь встал вопрос о патриотическом воспитании подрастающего поколения.

         

В школе, где я работаю учителем истории, школьная  краеведческая комната является центральным местом патриотического воспитания. Здесь проходят встречи, уроки истории и исторического краеведения, уроки мужества, экскурсии. Это место, где можно прикоснуться к истории, узнать подробности сражений, познакомиться с жизнью настоящих героев.

Взаимообмен информацией  с коллегами, родителями  о патриотическом воспитании  осуществляется на основе работы школьного сайта.

         В нашей школе создана и работает программа «Отечество».

Основной целью Программы является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, любви к Родине. Одной из задач данной  программы было  организация празднования 70-лентия Победы в Великой Отечественной войне.

Большое значение я, как учитель истории, уделяю сотрудничеству  школы и семьи. Это результат целенаправленной и длительной работы. Совместные занятия и деятельность детей с родителями: игры, встречи, спорт, музеи, экскурсии - все это служит патриотическому воспитанию.

Так, например,  в школе была организована акция «Семейная реликвия», где учащиеся узнали от своих родителей  о родственниках, подучивших награды на войне.

        Многое дают встречи с людьми, видевшими все ужасы войны, поэтому в ноябре-месяце в День матери  учащиеся нашей школы посещают интернат для престарелых, где выступают  с концертной программой «Забытая война».

        В декабре –месяце традиционно в школе проходит  Неделя истории. В течение Недели, были запланированы мероприятия, где дети вели исследование совместно с родителями. Так учащиеся 6,7,8 классов в рамках акции «Полевая почта тимуровца», вместе с родителями изготовили открытки ветеранам войны и труженикам тыла, написали благодарственные письма ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.

Родители также приняли активное участие в придумывании сюжетов   детских рисунков «Победа в сердце каждого», совместно с детьми отвечали на вопросы викторины  «Шаги Великой Победы».

В нашей школе в феврале традиционно проходит месячник  военно-патриотической работы. В ходе месячника проходит ряд мероприятий: смотр строя и песни -в жюри входят родители, мужчины, прошедшие службу в рядах вооруженных сил; инсценирование военной песни; спортивно-интеллектуальные игры; дружеские встречи по волейболу между сборными команд родителей и учащихся; соревнование «Папа, мама, я - спортивная семья» . На каждый праздник приглашаются дедушки и бабушки, родители.        

В нашей школе в краеведческой комнате создана экспозиция «Боевой и трудовой подвиг жителей д.Абакумовка в годы войны», посещение данной экспозиции идет довольно активно.  

Эффективными средствами патриотического воспитания так же являются трудовые десанты по наведению порядка у памятника погибшим односельчанам, а также у братской могилы. В ходе акции «Никто не забыт, ничто не забыто» мы с моими учениками  смогли заменить оградку на братской могиле.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания.

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания....

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота, это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе....

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания

Наиболее интенсивно становление гражданской позиции осуществляется в подростковом возрасте, и особенно в старшем подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит переход от внешнего управлени...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориен...